Конспект урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок-беседа  с элементами лекции о жизни и творчестве М.В.Ломоносова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

 имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка

Урок литературы в 9 классе

«М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка».

Разработала

Учитель литературы

Гончарова Т.И.

Липецк

2015

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с личностью М.В.Ломоносова; совершенствовать речевые навыки учащихся; продолжить работу по воспитанию учащихся (формирование целеустремленности, самодисциплины); способствовать расширению кругозора учащихся.

Тип урока: урок-беседа с элементами лекции.

Формы, методы, приемы работы: беседа, слово учителя, репродуктивный метод, метод сравнения, выразительное чтение.

Оборудование: Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- М.: Просвещение,  2012.

М.В.Ломоносов. Поэзия. Проза. Письма. – Воронеж, 1986.

Портрет М.В.Ломоносова.

                                 Ход урока

                                           …Отрок, оставь рыбака!

                                           Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

                                           Будешь умы уловлять, будешь помощник  царя!

                                                А.С.Пушкин. «Отрок».

1. Организационный момент:

- сообщение темы и целей урока.

- оформление записей в тетради.

2.Основная часть урока.

1) Высказывания о Ломоносове.

А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник…».

 А.С.Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…».

В.Г.Белинский: «…С Ломоносова начинается наша Литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».

Итак, Ломоносов – личность энциклопедическая. Он коснулся разных областей науки, искусства. В области искусства он такой же преобразователь, как Петр I в области государства.

Ломоносов о себе: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже… Что же до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь 20 лет; стоял за них с молода, на старость не покину». (Из письма Г.Н.Теплову, секретарю академической канцелярии.)

2) Биография М.В.Ломоносова.

А.С.Пушкин внимательно изучал XYIII  век. Написал стихотворение «Отрок», в котором отразилась биография Ломоносова:

     Невод рыбак расстилал

     по брегу студеного моря.

     Мальчик отцу помогал.

     Отрок, оставь рыбака!

     Мрежи иные тебя ожидают,

     Иные заботы: будешь умы уловлять,

     Будешь помощник царя.

  • Что вы можете рассказать о жизни М.В.Ломоносова? (На доске записаны основные даты жизни и деятельности М.В.Ломоносова.)
  • Роль Ломоносова в преобразовании литературного языка  (теория «трёх штилей»), которая имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
  • Реформа стихосложения, начатая учёным и поэтом В.К.Тредиаковским (1703-1768).

Сравнение двух переводов одного и того же стихотворения древнегреческого поэта Анакреона.

А.Д.Кантемир (1708-1844):

О коль велию радость аз есмь обретох:

Купидо Венерину милость принесох.

Солнце лучи свои на мя спустило

И злу печаль во радость мне обратило…

М.В.Ломоносов (1711-1765):

Ночною темнотою

Покрылись небеса,

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятный перервался

В начале самом сон…

Стих Ломоносова и его последователей приобрёл напевность и гармоничность звучания. Пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест – в русской поэзии ведут свое начало от Ломоносова.

3. Домашнее задание:

  • прочитать «Оду на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
  • прочитать статью в учебнике.

4. Итоги урока.

5. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...