Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Никулина Ирина Владимировна

Конспект урока

по русской народной сказке

«Василиса  Премудрая»

приложение к уроку и презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

Канавинского района г. Н.Новгорода

Конспект урока

по русской народной сказке

«Василиса  Премудрая»

(слова к презентации)

Выполнила:

учитель русского языка,

первой квалификационной категории,

                                                          Никулина Ирина Владимировна  

г. Н.Новгород

2012 год

  1. Приложение к уроку.
  2. Конспект урока.
  3. Презентация к уроку.

Приложение к урок

               Задание  № 1

1.  Определите  вид  сказки,

а) народная                       б) авторская

в) волшебная                     в) бытовая

                г) о  животных

2.  Сколько  главных  героев  в  сказке?

1                  2               3

3.  Назовите  главных  героев  сказки.

а) охотник                              б)  царь

в) Иван, сын  охотника         в) воробей

                           Задание  № 2

  1.  «-  Не  бей  меня,  добрый  человек!  Убьешь,  мало  будет  прибыли.  Лучше  живьем  меня  возьми  да  прокорми  три  года,  три  месяца  и  три  дня.  А  я,  как  наберусь  силушки  да  отращу  крылышки,  добром  тебе  заплачу.»
  2.  «-Спасибо  тебе,  добрый  молодец!  Теперь  воротилась  ко  мне  сила  прежняя.  Бросай-ка  ты  лошадь  да  садись  на  крылья  ко  мне.  Понесу  я  тебя  на  свою  сторону  и  расплачусь  за  все  добро».
  3. «Увидел  орел,  что  дружок  его  не  с  пустыми  руками  идет,  и  говорит:

-Ну, братец,  ступай  к  себе  домой,  да  смотри - не  отпирай  ларчика,  пока  до  своего  двора  не  дойдешь!»

4.        «-Свет  ты  мой,-  говорит  ему  жена, -  скажи,  о  чем  горьки  слезы  ронишь?

            -С радости,  -  отвечает.

             Побоялся  сказать  ей  правду, что  рано  ли,  поздно  ли,  а  придется сына  невесть  кому  отдавать».

  1. «Прошло  лет  с  десяток,  и  поболе  того.

Растет  сынок  у  охотника,  как  тесто  на  опаре всходит,-  не  по  дням, а  по  часам.  И  вырос  большой:  умен,  пригож,  молодец  молодцом».

  1. «-  Ну,  спасибо  тебе,  добрый  молодец!  Каких  слуг  у  меня  ни  было,  а  никто  не  сумел  лучше  тебя  угодить!  Есть  у  меня  двенадцать  дочерей -  выбирай  себе  в  невесты  любую.  Угадаешь  до  трех  раз  одну  и  ту  же  девицу,  будет  она  тебе  женою  верною».

Перепутанные  логические  цепи

  1. «И  пошел  Иван  в  подводное  царство.  Приходит – смотрит:  и  там  свет  такой,  как  у  нас;  и  там  поля  и  луга, и  рощи  зеленые,  и  солнышко  греет,  и  месяц  светит».
  2. «Жили-дружили  мышь  с  воробьем.  Ровно  тридцать  лет  водили  дружбу: кто  что ни  найдет -  все  пополам!»
  3. «Все  сделал  Иван,  как  велела  Василиса, все  три  раза  узнал  ее:

- Вот  моя  невеста!

-Ну, братец, -  говорит  морской  царь, - я  хитер, а  ты  еще  похитрей  меня,  и  отдал  за  него  Василису  Премудрую  замуж».

  1. «Вот  и  утро  настало.  Надо  охотнику  идти  дальше.  Да  не  тут-то  было!  Как  собрать  ларец  по-прежнему?  Думал  он,  думал,  ничего  не  придумал.  Сидит  на  берегу  горюет».

  1. «Вот  прошло  три  года,  три  месяца  и  три  дня.  Во  всех  закромах  пусто  стало.  Говорит  орел   охотнику:

         -Вези  меня  к  высокой  сосне.

Послушался  охотник,  привез  орла  к  высокой  сосне.  Взвился  орел  выше  прежнего,  сильным  вихрем  ударил  сверху  в  самое  высокое  дерево-  и  расшиб  его  в  щепки  с  верхушки  до  корня.  Так  весь  лес  кругом  и  зашатался».

Словарик  сказочных  слов   и  выражений.

Дал  спознать  смертный  страх

Убьешь  -  мало  будет  прибыли.

Царица,  орлова  сестрица.

Давай  добром  считаться…

Золотой  ларчик  с  золотыми  ключиками.

Воротить  свою  прежнюю  силу…

Наберусь  силушки  да  отращу  крылышки.

День  -  деньской  ходил  да  ничего  не  выходил.

Ложись-ка  спать.  Утро  вечера  мудренее.

Отдай  мне,  чего  дома  не  знаешь.

Один - одинешенек

Крепко  приуныл,  пригорюнился…

Обещать  скор  и  забывать  скор

Воротился  темнее  тучи

Пуще  прежнего  закручинился

Идет,  слезами  умывается

                          Задание  №3

                          СИНКВЕЙН

«Главный   сказочный  герой»

  1.  КТО? (1  слово)________________________

  1. ГЕРОЙ  (КАКОЙ?)________________________сказочный

        (2 слова)                                                           добрый

                                                                                  грубый

                                                                                  ответственный

                                                                                  честный

  1. ГЕРОЙ  (ЧТО  ДЕЛАЕТ?)__________________помогает

                   (3 слова)                                                          трудится

                                                                                            колдует

                                                                                            выполняет

                                                                                            лжет

                                                                                            заботится

  1. ФРАЗА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ________________  Добро  и труд  всегда  спасут.

                                                                     Счастье  не  птица: само  не  прилетит.

                                                                           Слово  давать,  так  слово  держать.

                                                                Кто  добру  учится, тот  добром  и  живет.

                             Не   тот  хорош, кто  лицом  пригож, а  тот,  кто  на  дело  гож.

  1. СЛОВО-СИНОНИМ._____________________________МОЛОДЕ

Тема  урока:  Главный  сказочный  герой  в  русской  народной  сказке  «Про  Василису  Премудрую».

Тип  урока:  урок  систематизации  и  обобщения  знаний, закрепления  умений.

Форма  урока: урок- исследование.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    - систематизировать  знания  обучающихся,  воспитанников  о  сказке, как  о  литературном  жанре;

  -формировать  ответы  обучающихся,  воспитанников  на  основе  опорной  таблицы;

  -владеть  различными  видами  изложения  текста;

  -пользоваться  разнообразными  видами  чтения;

Коррекционно - развивающие:

  -коррекция  и  развитие  анализирующей  функции,  диалогической  и  монологической  речи;

  -пополнение  активного  и  пассивного  словаря;

  -коррекция  и  развитие  навыков  самоконтроля,  умения  выражать  свои  эмоции  и  отношение  к  происходящему;

Коррекционно-  воспитательные:

  -воспитывать  интерес  к  сказке,  как  жанру  устного  народного  творчества;

  -воспитывать  гордость  за  свою  страну,  творческое  наследие  русского  народа;

  -воспитывать  умение  сопереживать  людям;

  -воспитывать  умение  работать  в  группе  через  сотрудничество  учитель-ученик, ученик- ученик.

Оборудование:  сказка  «Про  Василису  Премудрую»,  пословицы  о  добре,  компьютерная  презентация  к  уроку,  опорные  таблицы  «Сказка  как  литературный  жанр»,  «Главный  сказочный  герой»,  задания  с  тестами  и  вопросами,  словарик  сказочных  слов  и  выражений,  диск  с  музыкой  для  релаксации.

                             Ход  урока.

Подготовка  обучающихся,  воспитанников  к  уроку.

  1.  Организационный  момент.

–Здравствуйте,  ребята! Садитесь!

-Проверьте  свои  учебные  принадлежности.  Успокоились,  улыбнулись  гостям  и  друг  другу.  Настроились  на  работу.

-Повторим  правила  работы  на  уроке.

-Сегодня  мы  опять  окунемся  в  мир  русского  устного  народного  творчества.   Мы  будем  работать  с  одним  из  его  жанров  СКАЗКОЙ.  Будем  читать,  анализировать,  работать  по  опорным  таблицам.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«КАШУ  КУШАЙ,  А  СКАЗКУ  СЛУШАЙ:  УМОМ-РАЗУМОМ  СМЕКАЙ,  ДА НА  УС  МОТАЙ!»

-Прочитай,  четко  проговаривая  слова.

-Прочитай,  выделяя  голосом  глаголы.

-Прочитай,  выделяя  голосом  существительные.

  1. Проверка  домашнего  задания.  Творческая  разминка.

На  экране  появляется  слайд с  опорной  таблицей  «Сказка  как  литературный  жанр».  Затем  появляется  табличка  

          О  и  

-Скажите,  какие  ассоциации  возникают  у  вас  ,  когда  вы  видите  определенное  количество  этих  фигур  на  табличке?

«Сказка  о  мертвой  царевне  и  о  семи  богатырях»

«Волк  и  семеро  козлят»

«Белоснежка  и  семь  гномов»

-Сделайте  краткий  анализ  этих  сказок  по  опорной  таблице.

1.  Авторская,  написал  А.С.Пушкин,  волшебная.

2.Русская,  народная,  о  животных.

3.Авторская,  написали  братья  Гримм,  волшебная.

  1. Подготовка  обучающихся,  воспитанников к усвоению  новых  знаний.

Мы  с  вами  уже  прочитали  сказку  «Про  Василису  Премудрую».

Вы  должны  были  обобщить  свои  знания  по  этой сказке  дома.  И некоторым  из  вас  было  дано  индивидуальное  задание  подобрать  пословицы  о  добре.

             (ВЫВЕСИТЬ  ПОСЛОВИЦЫ  У  ДОСКИ)

- Сейчас  возьмите  лист   с  заданием  №1  и  заполним  тесты,  которые  позволят  нам  проверить  общие  знания  о  сказке.

               Задание  № 1

1.  Определите  вид  сказки,

а) народная                       б) авторская

в) волшебная                     в) бытовая

                г) о  животных

2.  Сколько  главных  героев  в  сказке?

1                  2               3

3.  Назовите  главных  героев  сказки.

а) охотник                   б)  царь

в) Иван, сын  охотника         в) воробей

(Тест  сверяется  с  результатами  на  доске)

  1. Изучение  нового  материала.

«У  КОГО  ТЫ  НИ  СПРОСИ-

ВСЕМ  ИЗВЕСТНО  НА  РУСИ:

ТО  ОН  ЦАРЬ,  ТО  ИЗ  КРЕСТЬЯН,

А  ЗОВУТ  ЕГО  __________________?  (ИВАН)

-Это  четверостишие  подсказывает  тему  нашего  урока:

«ГЛАВНЫЙ  СКАЗОЧНЫЙ  ГЕРОЙ»

-Чтобы  понять  характер  главного  героя,  его  человеческие  качества,  мы  будем  работать  с  нашей  опорной  таблицей  «Главный  сказочный  герой».

Итак,  сначала  рассмотрим  род   занятий  и  происхождение  главных  героев.

ОХОТНИК-  человек  из  бедной  семьи,  зарабатывает  себе  на  жизнь  и  кормится  охотой.

ИВАН, СЫН  ОХОТНИКА - родился,  когда  у  охотника  уже  появился  ларец  с  дворцом и  рос  обеспеченной  семье.

Чтобы  узнать  побольше  о  главных  героях,  мы  поищем  в  сказке  выражения,  относящиеся  к  главным  героям.    

Работа  с  заданием  №2

- О  чем  говорят  эти  сказочные  выражения?

Работа  с  учебником.

Каждый  человек  в  своей  жизни  проходит  через  испытания!  Наши  герои  тоже.

-Посмотрите  на  экран!

-Кто  прошел  через  эти  испытания?  Какие  испытания  были  еще  у  этих  героев?  Прочитайте  о  них  в  учебнике,  в  сказке.

- Какие  сказочные  выражения,  которые  свойственны  только  сказкам,  вы  нашли  в  этих  отрывках?

Каждый  из  героев  получает  награду  за  испытания.

- О каких  наградах  идет  речь  на  данном  слайде?

-Но  всё  же,  главный  герой  -  ЧЕЛОВЕК!  Ему  свойственны  как  хорошие  поступки, так  и  плохие.

На  слайде  2  иллюстрации:

           ОХОТНИК  И  РУЖЬЕ

           ОХОТНИК  И  ЗОЛОТОЙ  ЛАРЕЦ

- Посмотрите  на  эти  иллюстрации  и  скажите,  какие  плохие  поступки  совершил  один  из  главных  героев  и  какие  последствия  из-за  этого  произошли?

Карточки  для  слабых  обучающихся,  воспитанников.

1.        «Не  верит  охотник  и  в  третий  раз  ружье  поднимает.  И  в  третий  раз  просит  его  орел…»

2.        «Ну,  братец,  ступай  домой,  да  смотри-  не  отпирай  ларчика,  пока  до  своего  двора  не  дойдешь…»

(дописать  или  проговорить  последствия  поступков)

РЕЛАКСАЦИЯ  (расслабляющие  упражнения  под  музыку  в  народном  стиле  И. Крутого)

-Итак,  герой  совершил  проступки,  он  за  них  наказан.  Какая  линия  проходит  через  сказку?  СПРАВЕДЛИВОСТЬ

-Проанализировав  поведение  наших  главных  героев,  мы  подошли  к  последней  графе  нашего  исследования.

-Какие черты  характера  присущи  нашему  сказочному  герою?

Обобщим  и  сделаем  СИНКВЕЙН.

  «Главный  сказочный  герой»

- Приведите  примеры   вашего  синквейна.

Подведем итоги  нашего  исследования.  Обсудив  все  поступки  наших  героев,  мы  признаем,  что  сказкам  присуща  СПРАВЕДЛИВОСТЬ,

А  ТАКЖЕ:

Перечисляются  в  слайде  высказывания  о  главных  героях  о  доброте,  пословицы  о  доброте,  и  высказывания  о  дальнейшей  жизни  героев.

-Так  кроме  справедливости  сказкам  присущ а  ДОБРОТА.

РЕФЛЕКСИЯ:  Если  я  добр  к  людям…

Оценка  деятельности  обучающихся,  воспитанников.

Домашнее  задание

G:\МОЯ ЗАЩИТА!!!!!!!\СХЕМА3.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку

Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1)     Формировать представление о сказках как жанре фол...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".

Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...

Конспект занятия " Русская народная сказка " Репка ". Раскрасим репку"

Цели: познакомить с содержанием сказки "Репка "; учить рассматривать рисунки-иллюстрации, правильно держать кисточки, обмакивать её в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называ...