Презентация "М.В. Ломоносов. Басня"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Презентация к уроку литературы в 6 классе. Краткая характеристика эпохи 18 века. Знакомство с литературным направлением "Классицизм" и его особенностями: правило трех единств, герои, иерархия жанров. Знакомство с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. Рассатривается его басня "Случились вместе два астронома в пиру". Много фотографии и иллюстраций

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lomonosov.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дать представление о развитии русской литературы в 18 веке. Познакомить с понятием «Классицизм». Познакомить с жизненным путём М.В. Ломоносова и его басенным творчеством (на примере басни «Случились вместе два астронома в пиру»), определить его роль в развитии русской литературы.

Слайд 4

Сохранились: Идеи патриотизма. Умение на образах художественного произведения воспитывать человека, формировать его духовный мир. Но: Возникают новые темы. Другие традиции. Усиливается связь с устным народным творчеством. Совершенствуется художественный стиль.

Слайд 5

Классицизм (от лат. classcus – образцовый).

Слайд 6

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

Слайд 7

КУЛЬТ РАЗУМА; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ; СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ; ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ; ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ; АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.

Слайд 8

Строгая иерархия жанров ↓ ↓ Низкие В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Комедия, сатира, басня. Высокие В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи. Трагедия, эпопея, ода. Смешение высокого и низкого не допускается

Слайд 9

Герои чётко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. В драматургии господствовало требование трёх единств: Единство времени : действие развивается не более суток; Единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое . 3. Единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Слайд 10

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

Слайд 11

Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. ДЕТСТВО

Слайд 12

В МОСКВУ Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Холмогоры Москва

Слайд 13

ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

Слайд 14

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 15

Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях» Высокий штиль – слова, находившиеся в употреблении «у древних славян и ныне у россиян»; Средний штиль – малоупотребительные, но понятные грамотным людям; Низкий штиль – разговорная лексика, отсутствующая в «церковных книгах».

Слайд 16

краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

Слайд 17

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней » (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

Слайд 19

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Слайд 20

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ Какова тема стихотворения? В чём его необычность? Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом? Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных? К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор? Какова идея стихотворения?

Слайд 21

1 3 7 5 8 9 10 6 2 4 11 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе "Басни И.А. Крылова"

Материал презентации может использоваться для урока-повторения басен Крылова, а также в качестве иллюстративного материала на любом уроке по басням Крылова....

презентация по литературе "Басни Эзопа"

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку литературы "Басни Эзопа" в 6 классе. В презентации иллюстрации, теория литературы....

Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"

Тема  урока:  Музыка  в  баснях  И.А.Крылова.Цель  урока:   вместе  с  учащимися  выяснить,  каким  образом  музыка  играет...

Презентация "Великий Ломоносов"

Презентация "Великий Ломоносов" посвящена жизни и деятельности великого русского учёного. Презентацию можно использовать во внеклассной работе и в качестве элемента урока....

Презентация к инсценировке басни на уроке литературы в 5 классе

Презентация является частью инсценировки басни И.А. Крылова "Волк на псарне". Инсценировка помогает пятиклассникам лучше понять аллегорический смысл басни, воспитывает чувство патриотизма....

Учебно-методический материал для классного часа. Презентация "М.Ломоносов - великий сын России"

При изучении темы урока "Монументальная живопись. Мозаика" я применяю презентацию о великом ученом М.Ломоносове. который и возродил забытое искусство мозаики в России....

презентация "М. Ломоносов"

laquo;«Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл…»Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё про...