статья "Работа учащихся по образовательному индивидуальному маршруту "Круг чтения"
статья по литературе (5 класс) на тему

Рубанова Зоя Сергеевна

Статья рассказывает о работе учащихся 5-6 классов с индивидуальными оьразовательными маршрутами "Круг чтения", где обсуждаются прочитанные произведения как на уроках неаудиторной занятости, так и в кругу семьи. Что это даёт? Читающий подросток быстрее развивается,  легче устанавливает контакты, находит своё место в жизни. Системное общение вокруг книги способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Приведены номинации, по котоым обсуждаются прочитанные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_chteniya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ МАРШРУТУ «КРУГ ЧТЕНИЯ»

Рубанова Зоя Сергеевна

Каждый человек обязан заботиться

о своем интеллектуальном развитии.

Основной способ развития — чтение…

                                                                                                     Д.С. Лихачёв

Продолжая мысль Лихачёва, хочу сказать, что учителя создают все условия, чтобы чтение делало человека интеллигентным, мудрым, справедливым, развивало чувства высокого, прекрасного, доброго. Опираясь на классическую и современную литературу, мы занимаемся не только духовным развитием ребёнка, но и формируем его нравственность.  Ведь литература даёт нам глубочайший опыт жизни, в ней мы находим ответы на многие интересующие нас вопросы. И не случайно в Год литературы введёно сочинение – допуск к ЕГЭ. Это даст возможность учащимся более ответственно относиться к чтению: работать с текстом, а не с пересказом в кратком изложении. А чтобы чтение было эффективным, нужно заинтересовать читающего.

В нашем лицее уже 2 года учащиеся 5-6 классов работают с индивидуальными образовательными маршрутами. Один из его пунктов – «Круг чтения». Что подразумевается под этим названием? Это обсуждение прочитанных произведений как на уроках, на занятиях неаудиторной занятости, так и в кругу семьи. Семейное чтение лучше проводить в субботу, когда родители могут прийти к детям на урок для обсуждения прочитанного. Психологи утверждают, что совместное чтение не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребёнка, его нравственные качества. Читающий подросток быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит своё место в жизни. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Это не так. У книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут.

Для того чтобы выявить интерес к чтению, провела анкетирование среди 5, 6 и 9 классов. Вот результат.

1. Во всех классах почти все респонденты любят читать.

2. Самым активным читателем семьи чаще всего респонденты называли мам.

3. В большинстве семей респондентов 9-х классов нет традиции семейного чтения. В , напротив, эта традиция существует в 64% семей.

4. Чтобы привить любовь к чтению, взрослые чаще прибегают к советам и рекомендациям.

Так, в конце первой четверти в 6-и классе я провела урок семейного чтения по произведению В. Железникова «Чучело». Мы поговорили о взаимоотношениях подростков:  кличках, дружбе, предательстве, милосердии, доброте. Ответили на вопрос: «На чём держится мир?». И пришли к выводу:

     надо быть милосердными;

     быть внимательными к близким и дорогим нам людям;

     все люди разные, поэтому надо воспринимать человека таким, каков он есть;

Родителям был дан совет: давайте помнить, что книга - носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем мире ребенка. Ищите вместе с ним и находите красоту в поэтическом слове, в блестящей прозе, и этот мир станет ярче, оптимистичнее, радостнее.

Серьёзная внеклассная работа по обсуждению прочитанных произведений продолжается на занятиях неаудиторной занятости. Результаты её были показаны на региональном семинаре руководителей образовательных учреждений Белгородской области 20 марта. Учащиеся 5-в класса поделились прочитанными произведениями по номинациям:

  • книга моего детства;
  • моя книжная полка;
  • книга четверти;
  • что читали классики и что читаю я;
  • через иллюстрации – к осмыслению.

Дорошенко Анастасия представила книгу своего детства – «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена. Она рассказала, что солдатик  прошёл через искушения, победил зло и достойно выдержал испытания. Он достоин счастья. Девочка отметила, что училась у героя смелости, доброте, мужеству, нежности. Настя поняла, что надо уметь противостоять событиям внешнего мира, чтобы внутренний мир не рухнул.

Любимой книгой на книжной полке Аксёновой Анастасии является «Тимур и его команда» А. Гайдара. Её привлекли главные герои Тимур и Женя. Подростки из дачного посёлка, вроде играя, тайно от взрослых создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб. Ребята помогали семьям, чьи отцы или сыновья ушли на фронт. Но неожиданным для неё было поведение «квакинцев». Они разрушали сады, хулиганили, нарушали покой граждан. Эта книга произвела на неё глубокое впечатление. Настя предложила в классе тоже создать тимуровскую команду, чтобы помогать ветеранам войны в честь 70-летия Победы, да и просто нуждающимся людям.

Бородин Денис «книгой четверти» назвал произведение «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна. Ему стало интересно, что в такие годы смог сделать мальчик.  Денис отметил, что в таком возрасте он не сможет стать капитаном, но может перенять многие положительные качества и совершать благородные поступки.

Таким образом, важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать, умел анализировать и делать выводы. Подведём итоги. Что даёт чтение?

Книга будит эмоции. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это - эмоции, они нужны.

Чтение повышает интеллект. Чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям.

Чтение помогает в учебе. Тот, кто читает, лучше отвечает на вопросы и имеет большую орфографическую «зоркость». И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, лучше ориентируется во всех предметах.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги - ценный источник знаний о нормах поведения.

Таким образом, систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Нужно расширять круг чтения. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя, школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Библиография

 Волкова Т.В. Возрождая добрую традицию // Библиотека.-2002.-N9.-С.43.-ISSN 0869-4915.

Голубева Н.Л. Средство организации семейного чтения // Библиография.-2001.-N4.-С.46-49.

Голубева Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: Учеб.-метод. пособие. (Библиотекарь и время. XXI век. Вып.32), 2006

Карпова Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия Н. Л. Карпова // Школьная библиотека.-2004.-N 5. - С. 53-57.-ISSN 1680-2748.

Павлова А.С. Особенности изучения вузовского курса "Семейное чтение" // Библиотековедение.-2001.-N5.-С.55-58.

Полищук М.А. Семейное чтение и библиотека грани взаимодействия:(по результатам исследования) // Библиотековедение.-2002.-N2.-С.66-68.

Потапова Э. Семейное чтение - традиция прекрасная // Библиотека.-2001.-N7.-С.12.-ISSN 0869-4915.

Семейное чтение: Рекомендации по работе дет. б-ки с родителями    М.   ГРДБ РСФСР  1989

Чукурнева О.Н. //Семья и книга. Рекомендации в проведении родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительна образовательная программа "Художественное чтение"

Целью программы является раскрытие богатства игровой культуры, создание условий для развивающего досуга, изучение техники речи, словесного действия, работа с литературным материалом, развитие тв...

УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ "ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ"

27 - 29 июля 2013 года в Московской Духовной Академии в г. Сергиев Посад Московской области традиционно прошёл  Международный образо­вательный форум «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ». Его организаторами явля...

Образовательная программа "Художественное чтение" для занятий с одаренными детьми

Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет...

Участие в образовательном форуме «Глинские чтения» 2014 года

XXIII Международный образовательный форум «Глинские чтения» традиционно провёл свою работу 27-29 июля при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ...

Рабочая образовательная программа "Музицирование" (чтение нот с листа). Срок обучения - 5 лет

Рабочая образовательная программа "Музицирование" (чтение нот с листа). Срок обучения - 5 лет...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Проекты индивидуальных учебных планов учащихся, выведенных на индивидуальное обучение

Некоторые учащиеся по состоянию здоровья выводятся на индивидуальное обучение. Шккола должна разработать индивидуальные учебные планы на этих учащихся. Данная публикация поможет учителю, родителю при ...