Золотой век литературы.
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Материал будет интересен для учителя и учеников 10 класса. Социальная утопия на страницах русских книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_russkoy_sotsialnoy_utopii.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

О русской социальной утопии

Цель: анализ романов ИА Гончарова «Обломов», НГ Чернышевского «Что делать?», ФМ Достоевского «Сон смешного человека» и П.-Ж.Беранже «Безумцы» (стихотворение).

Разговор . Введение в тему.

- Понятие золотого века? В русском языке много понятий с прилагательным золотой: золотое дно, золотые горы, золотой дождь. Это материальное благополучие. А выражения: золотые мечты, золотое сердце, золотое детство. Золотые мечты – чудесная пора, беззаботная. Фразеологизм золотой век заимствован из греческой мифологии.

- Сообщения «Легенды и мифы Древней Греции» раздел «Пять веков человечества» автор Н.Кун. и произведение Гесиода «Труды и дни», Овидия «Метаморфозы».

- Рассказ о том, какой смысл вкладывали античные авторы в понятие «золотой век». Содержание образа золотого века сведено к материальному изобилию как результату щедрости природы, без трудовых затрат. Физическому здоровью человеческого рода. Высочайшей нравственности. Античный миф о золотом веке как мире без зла, как мечте о всеобщем счастье – это одна из первых утопий. Средневековье. Утопии Т.Мюнцера и Т.Мора. конкретная разработка будущего государственного устройства. Эпоха Просвещения. Утопии Вольтера. Ценна его повесть «Кандид», где описана страна справедливости и всеобщего достатка. «Каждый должен возделывать свой сад». Корни русской утопии в фольклоре. Сказание о Китиже. Русская утопия второй половины 19 века. Н.Некрасов, И Гончаров, В Короленко и др. Внимание на сны.

- Каким представляется русским писателям идеал жизнеустроения?

- Почему эти черты – идеал?

- Золотой век – фантастика или реальность?

- Почему сны?

«Обломов» - сон играет  в романе огромную роль. Зримо мы можем представить, как рос Илья Ильич. Глубже понять характер героя. Социальные и нравственные истоки его личности. Причины трагедии. Это своего рода утопия. Обломовка – обычная барская усадьба. Но в ней царит сказочный ландшафт. Он игрушечный. У Ильи Ильича сказка смешалась с реальностью.

- Каковы главные черты бытия в Обломовке?

- Что делает похожей ее на островок золотого века, утопию?

В Обломовке царят тишина и спокойствие. Бездействие и безделье возведены в культ. Особенно тщательно описывает писатель изготовление пирога, которого хватит всем: и господам, и крестьянам. Обломовцы предаются сну  с упоением. Мир Обломовки по-своему гармоничен. Бытие не отягчено мыслью о смысле жизни. У жителей нет целей. Создан образ обломовского рая.

- Почему покой является основополагающей составной гармонии мира?

- Почему безделье возведено в идеал?

Истоки всего мы найдем в Священном Писании. Человека  Творец сделал соучастником божественного покоя. Таким образом, покой – не есть абсолютное бездействие, это акт творчества в духе. Покой – состояние, позволяющее отрешиться от мира материального и соприкоснуться с миром божественным. Через покой открывается перспектива жизни. Через него связь с бытием  вечным, надмирным, то есть открыт путь к гармонии. Именно это главное в жизни Обломова.

- «Сон смешного человека». Человек, который писал этот сон ненавидел боль и страдания чужих людей. Он размышлял о путях достижения гармонии в обществе. Он искал свой идеал в лагере петрашевцев – за это попал на 10 лет каторгу. Потом была ссылка. Он искал идеал в идеях христианского социализма, и в «почвенничестве». Это произведение самое таинственное у писателя. Всего 20 страничек. Повествование ведется от имени смешного человека. Он пессимист, разберемся: почему?

- Почему он мечтает покончить жизнь самоубийством?

- Почему не помог маленькой девочке?

Дело в том, что в душе героя растет убежденность, что мир – это эгоисты. Это равнодушные люди. Жизнь потеряла смысл. В ночи он размышляет и приходит к выводу, что «жизнь и мир от меня зависят». Мечта побывать на Марсе? Испытал ли он стыд за содеянное или нет, находясь на Марсе? Этот вопрос по сути – попытка выяснить, осталась ли в нем хоть капля человеколюбия.  Пришел сон. Этот сон открыл ему истину.

- В чем же состояла эта истина? Во сне не все серо и уныло. Дождь. Мрак. Это на земле. А во сне – гармония. Всюду праздник. Ласковое море плещется о берега. Высокие прекрасные деревья. Так же гармоничны взаимоотношения между людьми. Жителей «архипелага» не имеют пороков людей земли. Их лица разумны и веселы. Им чужды страсти и ссоры. Здесь нет места подлости, равнодушию, злу и преступлениям. Создавая картины золотого века, Достоевский не уделяет внимания экономической стороне устройства общества. Это не нужно в обществе. Земной рай у Достоевского – не на достижениях науки и техники. Источником их благоденствия была Любовь. Но последняя фраза о развращении человечества трактуется как  «всякий перед всеми за всех виноват». Подобно герою романа «Братья Карамазовы» Мите, почувствовавшему ответственность за все людские страдания на Земле и взявшему вину на себя за гибель отца, персонаж «Сон смешного человека» винит себя в гибели космической Атлантиды. Он увидел в себе начало эгоизма, равнодушия. Почувствовать связь с Высшей Духовностью Вселенной, ощутить в себе частицу Божеского начала, осознать ответственность за все происходящее с собой и другими людьми – с этого начнется путь к золотому веку на Земле. Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье. Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за нее люди отдавали жизнь свою и все свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно вз...

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Тематический классный час:«Золотой фонд литературы, или освоение новых стихотворных жанров»

Данный тематический классный час был разработан к Дню матери. Дидактический материал позволяет не только осовить учащимся новые стихотворные жанры, но и подготовить поздравление для мам....

Литературно-исторический калейдоскоп "Золотой век литературы и искусства"

Литературно-исторический калейдоскоп "Золотой век литературы и искусства" посвящается Году литературы -2015. Ключевые слова: Любовь и Время. Материал охватывает период 19в. Исторические события:Отечес...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"

. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...

"Золотой век литературы". Урок-игра.

Урок литературы  предназначен для учащихся 5 классов....