Главные вкладки

    Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"
    творческая работа учащихся по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

    Васильева Лариса Леонидовна

    Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon реферат119 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования РФ

    МОУ средняя общеобразовательная школа №1

    VI областная конференция учащихся
    «Под знаком Пушкина»

    Номинация:   анализ литературного произведения

    Мир русской усадьбы в повести
    А. С. Пушкина «Дубровский».

    Выполнила:    Золина Татьяна,
    ученица 10 класса МОУ средняя школа №1

    606650, Нижегородская обл., г. Семёнов,
    ул. Республика Советов, д. 1А, т. 5-18-44.

    Руководитель – Васильева Лариса Леонидовна,
    учитель русского языка и литературы
    МОУ средняя школа №1.

    г. Семёнов

    2009


    Оглавление

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Русская усадьба XIX века. Реальная историческая основа повести «Дубровский»……………………………………………………4
    1. Признаки усадебного быта………………………………..4
    2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский»……………………………………………………....4
    1. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский»………………………………………………………………6
    1. Усадьба как место действия……………………………..6
    2. Усадьба как характеристика социального положения героев………………………………………………..7
    3. Усадьба как основа конфликта (предмет спора)…..8
    4. Усадьба как мерило чести и совести героев………..9
    5. Предметы дома как символ мира усадьбы…………10
    6. Потеря имения – потеря имени………………………..11
    1. Заключение…………………………………………………………..11
    2. Список литературы……………………………………………...…12

    I. Введение

    Литература – это особый мир, в котором нет ничего случайного. Неразрывными духовными нитями связаны между собой писатель и его герой. Творчество – это сплав вдохновения и объективной реальности, в которой живёт писатель. Предметный мир, окружающий писателя, несомненно, влияет на его творческое воображение, часто становясь предметом изображения. Так образ русской усадьбы стал сквозным в русской литературе. А понятия «Пушкин» и «русская усадьба» тесно связаны между собой.

    Сегодня существует много работ, анализирующих мир русской усадьбы в творчестве
    А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Благой, Ю. Лотман, В. Маранцман, В. Грехнёв и др. Свою лепту в разработку этой темы внесли и школьные учителя. Интересными в этом плане нам показались статьи и разработки уроков О. А. Ерёминой («Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»), Н. Н. Ульчугаевой («Урок-путешествие по страницам романа «Евгений Онегин»), Л. В. Рассказовой («Русская провинциальная дворянская усадьба в лирике А. С. Пушкина»).

    Актуальность: В этом году исполняется 210 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Выбор темы обусловлен этим, а также, конечно, личным интересом к творчеству писателя.

    Цель: Проанализировать повесть А. Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения.

    Задачи:

    • Изучить реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести «Дубровский».
    • Ознакомиться с научно-критической литературой по данной теме.
    • Провести анализ текста повести, выявляя функции образа усадьбы и его значение в раскрытии главной идеи произведения.
    • Обобщить полученные наблюдения в виде реферата для участия в VI областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина».

    Гипотеза: В повести А. Пушкина «Дубровский» русская усадьба является не только фоном, но и предметом изображения: это и место действия, и характеристика социального положения героя, и предмет спора, и мерило совести и чести героев.

    Новизна: С этих позиций повесть «Дубровский», как нам кажется, недостаточно исследована. В своей работе мы попытались дать собственную интерпретацию этой темы.

    Методы:

    • Изучение научно-критической литературы по теме.
    • Анализ текста повести «Дубровский»: исторический, краеведческий, литературоведческий, лингвистический.
    • Классификация полученных в результате анализа материалов, обобщения и выводы.

    II. Русская усадьба XIX века.

    1. Признаки усадебного быта.

    Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возвращение дворян в поместье для занятий хозяйством.

    При слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени, тенистый сад, «храмы Любви и Дружбы», мебель карельской берёзы или красного дерева. Однако только крупные помещики времени Екатерины, а главным образом её фавориты, могли создать волшебные сказки из своих имений, не только не уступающих, но даже превосходящих грандиозными затеями то, что было сделано в эту же эпоху на Западе. Русские усадьбы демонстрируют несвойственную усадьбам других национальностей особенность. Смысловым и композиционным центром усадебного комплекса была церковь. Позднее резко возрастает значение дворца. Церковь, перестав быть главным смысловым и композиционным ядром усадьбы, делит пальму первенства с усадебным дворцом. Проектирование усадеб без церкви не получило широкого распространения в России. Провинция, включая подмосковные и усадьбы в окрестностях Петербурга, сохраняет верность старомосковской традиции.

    При строительстве усадеб далеко не всегда считалось нужным обращаться к опытным архитекторам за советом. Почти во всех помещичьих усадьбах замечаются явные черты вполне  определенных вкусов их обитателей. Таким образом, усадьба – это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи.  

    2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

    Понятие «Пушкин» и «русская дворянская усадьба» тесно связаны между собой. В своих родовых усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805 – 1818 годах проводил лето будучи мальчиком и юношей  в Захарове под Москвой, приезжал туда в 1830 году. Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824 – 1826 годах был там в ссылке, позднее в 1835 году приезжал туда снова. Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт приезжал в Болдино и был осенен вдохновением болдинской осени. Тишина старых дворянских усадеб, темные стоячие пруды и пологие холмы, окружающее спокойствие и приволье благотворно влияли на поэта. Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение как в лирике, так и в прозе, в частности в повести «Дубровский».

    Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.

    Деревня эта первоначально называлась Тимашево, или Темяшево. Наименование «Кистенёвка» ( от слова «кистень») появилось позднее и, несомненно, связано с отчаянными крестьянскими попытками борьбы против угнетателей. Чрезвычайно многозначительными были и названия улиц в деревне: Бунтовка, Самодуровка, Стрелецкая. В архивах хранится немало дел о побегах кистенёвских крестьян, главным образом во времена деда Пушкина.

    Точное описание кистенёвской усадьбы содержится в «Описи…» 1825 года: «Господский деревянный дом крытый тёсом соснового лесу длинною 7  шириною 5 сажень в нем комнат 5. … Флигель на правую руку заключающийся в двух избах на 4 саженях с сеньми. По левую кухня крытая драньем, позадь оной людская две избы, крыты тесом, погрибь (погреб) с ледником, баня с светелкою ветхия, каретной сарай, крыты тесом, две конюшни крыты тесом … каретной сарай, крыт драньем, возле одного конная изба, крыта драньем, флигель о двух комнатах с палисадником, против господского дому через улицу конный двор с четырьмя скотными избами, из них одна зборная. Конный двор обнесен забором. …Господский двор обнесен снаружи чистоколом и протчих сторон забором…»

    До нас не дошло ни одно  из старых усадебных строений; исчезла и кистеневская роща, где часто бывал Пушкин. Но старая Кистеневка сохранилась в памяти народа, живет  в произведениях Пушкина.

    Не случайно именно Кистеневкой назвал поэт захудалую деревушку бедного дворянина Дубровского в повести «Дубровский». Обитатели этой деревни отказались пойти под начало всесильного помещика Троекурова и стали разбойниками. Неоднократно упоминается в повести и кистеневская роща: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми лапами. …Гроб опустили в могилу. …Владимир поспешно …скрылся в Кистеневскую рощу».

    Кистеневские крестьяне находились в еще более бедственном положении, чем болдинские. В одном из их писем к Пушкину говорилось: « …Мы все пришли в упадок …многие пошли по миру…».

    Известно также, что в старину в Нижегородском уезде были огромные вотчины помещика Ивана Федоровича Троекурова. Это убедительно объясняет происхождение фамилии героя повести, богача, деспота и самодура. Все это говорит о том, что замысел повести, возможно, сложился у Пушкина в первую болдинскую осень, а известный рассказ Нащокина о белорусском дворянине Островском, поднявшемся во главе своих крепостных, чтобы отомстить за чиновное беззаконие, дополнил этот замысел новым конкретным материалом.

    Известный пушкиновед А.Еремин писал: « Должно быть от уездных чиновников, с которыми приходилось встречаться писателю в 1830 году при вводе во владение Кистеневкой, Пушкин услышал о судебном деле Дубровского. В 1802 году помещик Дубровский жаловался нижегородскому генерал-прокурору, что незаконно отнято имение, принадлежавшее его родственнику, и что это беззаконие нижегородский уездный суд утвердил, и имение осталось за женой губернского прокурора Юдина. Дело, связанное с протестом Дубровского, осталось в схематическом пересказе, но из рассказов чиновников, а может быть и из чтения копии этого дела Пушкин узнал такие подробности, уловил такие нити его, которые сплелись в сюжетный узел будущего романа».

    Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, мир болдинской провинциальной жизни.

    Однако впечатления жизни Псковского края также не обойдены в «Дубровском». Крепостной быт Покровского во многом напоминает нравы владельца имения Петровского, двоюродного деда Пушкина, генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала. Грубость, необузданность темперамента, властность и «чадолюбие» при этом – все эти черты в их странном сочетании сказались в образе К.П.Троекурова. Даже пейзажи повести несут в себе следы михайловских впечатлений Пушкина. Регулярный парк Покровского похож на расчлененный липовыми аллеями Петровский парк. Даже дорога от Покровского до Кистеневки повторяет путь от Петровского в Михайловское: «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами…Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце его забилось: перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца».

    III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

    Провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» в разных ипостасях. Во-первых, это место действия, которое сосредоточено вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово. Во-вторых, усадьбой подчеркнута прямая зависимость положения героя на социальной лестнице. В-третьих, усадьба в романе – это объект спора, двигатель сюжета. В-четвертых, усадьба (а именно Кистеневка) становится тем мерилом чести, которым проверяется характер героя. В-пятых, мир усадьбы – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина. В-шестых, как нам кажется, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя. Именно с этих позиций мы и подходим к анализу повести «Дубровский».

    1. Усадьба как место действия.

    А.С.Пушкин в повести «Дубровский» знакомит нас с бытом помещичьих усадеб Покровского, Кистеневки и  Арбатова. На протяжении всей повести усадьба является местом действия героев.

    Разница в описании Покровского и Кистеневки очерчена отчетливо.

    Пушкин так описывает село Покровское: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». «В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу».

    Деревенька Андрея Гавриловича Дубровского, Кистеневка, выглядела иным образом. При виде «березовой рощи и на открытом месте серенького домика с красной кровлею» остаются в памяти тусклые незначительные воспоминания. «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь», «ветхое крыльцо». Все говорило о бедности этого имения.

    Даже церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная.

    Быт усадеб резко отличается друг от друга. В Покровском – все признаки богатства: имелся «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки…». Новая каменная церковь, построенная барином этого поместья К.П. Троекуровым, в праздничные дни наполнялась множеством почетных богомольцев, для Троекурова же здесь имелось «свое место». В церкви проходила «обедня», в которой участвовал и сам барин: « подтягивал, молился и с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул о зиждителе храма сего». « Кирилл Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним». Во время гостеприимного обеда барин «первый» садился за стол, а уже за ним следовали посетители; слуги же затем разносили тарелки «по чинам, руководствуясь лафатерскими догадками».

    В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Пушкин точен даже в деталях. Если в черновом варианте при описании похорон А.Г. Дубровского мы читаем: «Тело Андрея Гавриловича лежало на столе покрытое парчою», то в окончательном варианте мы читаем: «покрытое саваном».Эта правка еще более отчетливо очерчивает границы между миром усадьбы Дубровского и Троекурова.

    С еще одним типом усадебного дома нас знакомит село Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон, «великолепная зала», «… из окна открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» - так характеризует Пушкин усадьбу князя Верейского, демонстрируя изысканность, великолепие его вкуса. В описании Арбатова видно европейское изящество усадеб XVIII века. Однако в этом великолепии так мало духовности. Любовь к изящному высвечивает жадный эгоизм. Не случайно в Арбатове так безлюдно.

    2. Усадьба как характеристика социального положения героев.

    По образу усадьбы можно свободно судить о социальном положении ее хозяина-помещика, так как помещичий быт, в свою очередь, является лицевой стороной как поместья, так и помещика. Проезжая мимо барской усадьбы можно сразу сказать, каков ее владелец (беден, богат ли), выделить наиболее явные его черты ведения хозяйства, вкусы, моду и т.д.

    Поэтому усадьба – это в первую очередь характеристика самого помещика.

    Н.Г. Чернышевский писал о романе: «Трудно найти в русской литературе более точную живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен…». Начало романа знакомит нас с двумя помещиками, но «большим барином старых времен» мы можем назвать только Троекурова.

    Между Троекуровым и Дубровским много общего: они ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, они сходны отчасти и  в характерах и в наклонностях. Но именно богатство Троекурова, материальное положение ставит его выше на социальной лестнице и превращает в «большого барина старых времен».

    Усадьба в Покровском напрямую говорит нам о богатстве Троекурова, славе, уважении и восхищении со стороны других помещиков. А из этих качеств вытекают особенности его характера: дикий и неистовый крепостник – самодур, наживающийся на оброке, ручном труде и раболепной покорности крепостных. К.П. Троекуров считает себя выше многих помещиков в округе, так как имеет знатный род, достиг больших высот на службе у государства (получил статус генерала-аншефа), досталось в наследство огромное состояние, умеет упрекнуть, а где нужно обвинить крестьянина, придворных и даже помещиков.

    В усадьбе у Кирила Петровича воспитывались несколько медведей. Излюбленным увлечением его была травля медвежат с кошками и щенятами. Любил он «отымать у бедного зверя предмет тщетный ярости», отдавая в его распоряжение «порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями». Но лучшею шуткою почиталось у барина следующее. Голодного медведя запирали «в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо, ввинченное в стену». Затем приводили обыкновенного новичка, нечаянно вталкивали его к медведю и запирали дверь. «Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был некогда три часа стоять, прижавшись к стене, и  видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!» - заключает Пушкин. Как мы видим, Троекуров бездушен, своенравен, считал возможным издеваться как над животными, так и над людьми, самолюбив и редко считался с мнением окружающих.

    В авторской характеристике Троекурова подчеркнута прямая зависимость характера от социального  положения: «избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям особо ограниченного ума».

    Положение усадьбы Дубровского говорит о его бедности: расстроенное хозяйство, а соответственно – мелкие доходы. Несмотря на свое низовое положение (владел семью десятью душами) был горд, независим.

    Как пишет Пушкин, «смиренное состояние» его сочеталось с «нетерпеливостью и решительностью характера». Гордость его не раздавлена даже тяжелыми обстоятельствами жизни. Расстроенное состояние принудило выйти его в отставку, но от покровительства Троекурова он отказывается.

    Подстать своим хозяевам и крепостные. Крестьяне  в Кистеневке отзывчивы, верны, решительны, участливы. При появлении молодого Дубровского «дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными  изъявлениями радости». А письмо, которое пишет Владимиру нянька, Орина Егоровна Бузырева, дышит материнской заботой и искренностью. «Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Остаюсь твоя верная раба нянька». Все это говорит о большой духовности и нравственном начале, которое царит в усадьбе Дубровского.

    Люди Троекурова, напротив, наглы, дерзки и бесчувственны. «Известные разбойники» троекуровские крестьяне «спокойно» воруют лес в угодьях Дубровского, чувствуя свою безнаказанность. А поведение псаря по отношению к Дубровскому выглядит чудовищной дерзостью: «А что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Социальное неравенство ощущается и в той реакции, которая последовала от окружающих. «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».

    3. Усадьба как основа конфликта.

    Конфликт – это столкновение характеров, обстоятельств, служащее двигателем сюжета. Таким столкновением в романе является ссора двух помещиков – Дубровского и Троекурова. Ссора же возникла не на пустом месте. Случай на псарне оказался тем поводом, который нарушил «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Причиной ссоры явилась зависть, которая всё же теплилась в душе Дубровского. «Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения», – говорится в романе.

    Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой (заметим, что Андрей Гаврилович Дубровский был страстный охотник!) стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.

    К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.

    Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.

    Когда ссора перерастает во вражду, Троекуров идёт на шаг, который по силам лишь «сильному мира сего»: он решает отнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. «Врёшь, братец, какие тебе документы… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», – говорит он Шабалкину.

    В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.

    4. Усадьба как мерило чести и совести.

    Одной из центральных проблем в повести «Дубровский» является проблема чести. И мир усадьбы в повести в связи с этим является не только средством создания образа героя, но и средством его нравственной проверки.

    Для Дубровского-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера. Когда Кирила Петрович, узнав о бедственном положении своего товарища по службе, предложил ему своё покровительство, Дубровский «благодарил его и остался беден и независим».

    В сцене осмотра псарни дворянская честь Андрея Гавриловича попрана. И кем? Псарём! «Иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее», – не без ехидства сказал Парамошка». Холоп ответил дворянину как равному, дерзко и нагло! К тому же он не был одёрнут Троекуровым. Напротив, после слов псаря раздался смех. Смеялись все: и Троекуров, и гости, и слуги. Дубровского не просто унизили и оскорбили – задета его дворянская честь.

    В сцене суда, где решается судьба Кистенёвки, честь героев опять проходит испытание на прочность. Появление Дубровского в уездном суде осталось незамеченным. «Никто не обратил на него внимания». Когда же появился Кирила Петрович, «писаря встали и заложили перья за ухо». Троекурова встретили «с изъявлением глубокого подобострастия».

    Для Дубровского решение суда – не только судьба его, но и судьба сына, который по сути лишён всего. Чувство чести, гордость и независимость – это всё, что у него осталось. Сумасшествие Дубровского – это результат огромного внутреннего напряжения.

    Отношение к Кистенёвке – это «проверка на прочность» и Кирила Петровича Троекурова. О дворянской чести, разумеется, речи идти не может. Она вытеснена властолюбием и самодурством. Желание Троекурова отнять Кистенёвку – это желание сломить гордость Андрея Гавриловича. Но сумасшествие Дубровского «отравило» его торжество. И вот здесь в Троекурове просыпается совестливость: «совесть его роптала», «он не был корыстолюбив», «победа не радовала его сердце». И даже через год после смерти Андрея Гавриловича Троекуров не освободился от укоров совести. Проезжая с Верейским мимо Кистенёвки, «Кирила Петрович нахмурился: воспоминания, возбуждаемые в нём погорелой усадьбой, были ему неприятны». Человечность проснулась даже в грубом сердце Троекурова.

    «Береги честь смолоду», - такими словами провожает Петра Гринёва его отец, отправляя на службу. Думается, что именно такое напутствие получил в своё время и Владимир Дубровский от своего отца. Как и все молодые люди дворянского сословия, Владимир ведёт светский образ жизни. Но смерть отца заставила его повзрослеть. Судьба Кистенёвки, конечно, волнует его, но держится он гордо и независимо, чем очень напоминает старшего Дубровского.

    Потеря родного дома – это попранная честь, а не просто озлобление человека, ставшего нищим. В момент, когда чиновники явились описывать имение, у Владимира был выбор, и он почти его сделал, решив уехать. Но уехать – это предать отца, надругаться над памятью предков. И он решается на протест. Как справедливо писал об этом Г. П. Макогоненко: «Дубровский бросил вызов среде. При этом неважно, что конкретно-исторически путь Дубровского не был выходом, не приносил спасения. Протест Дубровского – единственная форма его самозащиты и самоутверждения себя как личности, не желающей слиться с миром Троекуровых».

    5. Предметы дома как символ мира усадьбы.

    Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь метонимически характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.

    В обедневшем доме Дубровских нет дорогих вещей. Но те предметы, на которых задерживает внимание автор, говорит о высокой духовной наполненности этого дома. Во-первых, это портрет матери Владимира. Живописец изобразил её в белом платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства. Он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями и повешен в передней предметом насмешек и замечаний псарей», – думает Владимир, стиснув зубы.

    Дубровский отпирает комод и ящики, занимается разбором бумаг покойного отца и среди различных счетов и хозяйственных расчётов находит пакет с надписью «Письма моей жены». Нет ничего случайного в художественном произведении. Конечно, неслучаен и этот момент. Письма, написанные рукой матери и адресованные отцу, участнику Турецкого похода, – это история семьи, история рода. «Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья…»

    Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало.

    В отличие от Кистенёвской усадьбы, дом Кирила Петровича Троекурова наполнен вещами. Это и огромная библиотека, составленная большею частью из сочинений французских писателей XVIII века. Это и комната с медведем, которая свидетельствует об «утехах» барина и говорит о том, «до какой низости может дойти человек». Это и наполненный яствами стол, за которым гости сидели по три часа. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ абсурдного мира, лишённого духовного начала. В вещах дома Троекурова мы видим торжество плоти и целесообразности, ограниченности и абсурда. А в мире, построенном на бездуховности, предметом купли-продажи становится душа. Так происходит и с Машей, которую практически «продают» замуж за старого, но богатого Верейского.

    6. Потеря имения – потеря имени.

    Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх ипостасях своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей  имения  Владимир теряет  имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие. Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор логически подводит Дубровского к гибели.

    В отличие от Владимира, Маша Троекурова не теряет имени, оставаясь дочерью своего отца.

    IV. Заключение

    Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».

    Возможности думать и каждый раз открывать для себя что-то новое в полной мере открывает нам проза А. Пушкина. В ней всегда есть повод для поиска.

    Повесть А. С. Пушкина «Дубровский» даёт возможность для того, чтобы почувствовать нюансы художественного текста и подойти к нему как к произведению искусства с богатой внутренней организацией. Повесть можно рассмотреть с разных позиций: идейной, исторической, философской, литературоведческой. Хочется надеяться, что подход, который осуществили мы (от образа усадьбы к идейной стороне романа), имеет право на существование.


    Список литературы.

    1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. – Москва.: Детгиз, 1961.
    2. Благой Д. Д. А. С. Пушкин. – Москва.: Гослитиздат, 1949.
    3. Гордина А. М., Калаушина М. М. Здесь жил Пушкин. Пушкинские места Советского Союза. Очерки. – Ленинград.: Лениздат, 1963.
    4. Ерёмин А. Пушкин в Нижегородском крае. – Горький.: Горьк. обл. гос. Издательство, 1951.
    5. Ерёмина О. А. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». – ж. «Литература в школе», №1, 1999 г., с. 48-57.
    6. Кезина Т. Н. Болдино. – Горький.: Волго-Вятское книжное изд-во, 1989.
    7. Левин Ю. Пушкинское Болдино. – Горький.: Волго-Вятское книжное изд-во, 1979.
    8. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина. – Ленинград.: Художественная литература, 1977.
    9. Маранцман В. Г. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. – Ленинград.: Просвещение, 1974.
    10. Пушкин А. С. Дубровский. – Горький.: Волго-Вятское книжное изд-во, 1984.
    11. Рассказова Л. В. – Русская провинциальная дворянская усадьба в лирике А. С. Пушкина. – ж. «Литература в школе», №6, 2002 г., с. 3-12.
    12. Ульчугаева Н. Н. Урок-путешествие по страницам романа «Евгений Онегин». – ж. «Литература в школе», №6, 2002, с. 92-95.
    13. Цейтлин А. Г. Пушкин. Сборник критических статей. – Москва.: Учпедгиз, 1937.
    14. Чернышевский Н. Г. О классиках русской литературы. – Москва.: Детгиз, 1949.

    Рецензия

    на научно-исследовательскую работу «Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский»,
    выполненную ученицей 10 «А» класса
    Золиной Татьяной.

    Работа ученицы носит литературоведческий характер и выходит далеко за рамки учебной программы. Предметом исследования её является повесть Пушкина «Дубровский», но интересен подход к анализу повести, который ведётся от «образа предмета» (в данном случае, усадьбы). Такой подход значительно усложняет анализ литературного произведения, но зато открывает возможности для самостоятельных выводов и интересных открытий. В работе ученицы можно отметить новизну, так как с подобных позиций повесть «Дубровский» в критике не рассматривалась.

    Работа демонстрирует хорошее владение литературоведческим анализом и характеризует ученицу как человека творческого, ищущего, гуманитарно образованного.

    Следует отметить несомненный интерес ученицы к пушкинской теме. Она была участницей областного конкурса чтецов «Болдинская осень».

    февраль 2009 г.          Научный руководитель _______________ (Васильева Л.Л.)


    Рецензия

    на научно-исследовательскую работу «Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский»,
    выполненную ученицей 10 «А» класса
    Золиной Татьяной.

    Реферат Золиной Татьяны был заслушан на районной конференции научно-исследовательской работ «Ступень в будущее», где получил Диплом III степени. Работа носит литературоведческий характер. Отталкиваясь от предметного образа дворянской усадьбы, ученица даёт глубокий идейно-художественный анализ повести Александра Пушкина «Дубровский». Большой самостоятельностью и новизной отличаются глава 5 «Предметы дома как символ судьбы» и глава 6 «Потеря имения – потеря имени».

    Комиссия РОО рекомендует реферат Золиной Татьяны к слушанию на VI областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина.

    февраль 2009 г.

    Председатель комиссии РОО  ______________________________/Горохова Е. Б.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мир русской усадьбы

    Презентация для 11 класс...

    ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

    Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

    ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

    Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

    Мир русской дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".

    Презентация-  неплохое дополнение к уроку по теме "Мир дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".Фотографии знакомят с архитектурой дворянских усадеб ,с внутренним убранством ...

    Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"

    Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)...

    Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина "Дубровский".

    Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе....