Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина « Барышня –крестьянка»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бахматова Ольга Геннадьевна

Урок литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkoy_usadby_v_povesti_a.docx805.14 КБ

Предварительный просмотр:

    Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина « Барышня –крестьянка».

       

                                                      Дворянских гнезд заветные аллеи.

                                                                                                Забытый сад,  полузаросший пруд.

        Как хорошо, как все знакомо тут!

                       К.Бальмонт

        

     Мое село, мое именье

                                                                                                    В саду песчаном и пустом;

                                                                                                    Но где любви есть услажденье,

                                                                                                    Не нужен там и царский дом.

                   И. Долгоруков

Цели урока: работа над понятием «русская усадьба» как начало  разработки этой темы в последующей   литературе Х1Х-начала ХХ века;

продолжить воспитание у учащихся уважения к минувшей русской культуре прошлого(дворянские усадьбы),являющейся неотъемлемой частью нашей истории, а также стремления к возрождению традиций прошлого.

Оборудование урока:

портрет А.С. Пушкина;

репродукции картин ,фотографии, иллюстрации по теме урока;

средства ТСО, презентация.

Слайд- презентация.

                                                       

                                                                   Ход урока

1.Слово учителя.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А. С. Пушкина « Барышня –крестьянка». Мы совершим увлекательное путешествие в Х1Х век . Опираясь на содержание повести, попытаемся восстановить целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта, который складывался на протяжении нескольких столетий.

Так что же такое русская усадьба? Что для нее характерно?

Историческую справку о русской усадьбе  для вас подготовила группа1.

2.Сообщение группы 1.

Во второй половине Х1Х века в России существовало множество дворянских усадеб. Усадьба (по словарю В. Даля)- это господский дом на селе с садом и огородом.

Господский – значит принадлежащий господину, то есть дворянину, помещику, барину.

Все дворянские усадьбы были различны: все зависело от достатка и вкуса помещиков.

Слайды 2-

   Одни усадьбы – это роскошные поместья с дворцами и парками. Другие- скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья.

Усадьба была для дворянина его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особое, живописное.

В центре усадьбы располагался господский дом, обычно в два-три этажа, а то и одноэтажный. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила в парк.

На устройство усадьбы помещик тратил больше денег, чем на сам дом. Здесь были густые аллей, расходящиеся во все стороны дорожки, беседки и пруд. Около господского дома располагались хозяйственные постройки, кладовые, конюшня, псарня, людские- комнаты для слуг, бани.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно и давала помещику душевный покой. Дворяне просыпались рано. До того, как помещик вылезет из-под своего одеяла, он звонит в колокольчик. Тут же появляется лакей с подносом. Барину подают чашку чаю или кофе со сливками. Надев широкий бархатный халат, барин начинал день с молитвы, после чего принимал управляющего хозяйством, который старательно докладывал о том, какую работу нужно сделать в имении в ближайшее время, отчитывался о доходах и расходах, внимательно выслушивал распоряжения помещика. Большинство дворян не занималось хозяйством , но были и такие , которые зорько следили за выполнением работы, объезжали поля , проверяли кладовые, конюшни.

Учитель : Встречается ли в повести А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка» описание русской усадьбы? Чьи это усадьбы?  Похожи ли эти усадьбы?

Сообщение группы2. Слайды 10-11.

Усадьба Григория Ивановича Муромского была устроена на английский манер. Перед въездом в усадьбу были ворота. Мы считаем, что если были ворота, то усадьба была огорожена и имела границы.

В центре усадьбы располагался барский дом. В доме было два крыльца: парадное и заднее.  К парадному крыльцу вела главная аллея, дорожки которой были « тщательно посыпаны песком». Заднее крыльцо предназначалось для прислуги. Войдя с заднего крыльца , можно было попасть на огород или на хозяйственный двор. Дорожки сада к реке или к пруду.

Усадьба Муромского находилась в селе Прилучино, что значит « при луке» , излучине, изгибе реки.

Усадьба располагалась в живописном месте: « Заря сияла на востоке, золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя».

Внутри усадьбы был разбит английский сад. В  нем росло большое количество деревьев. Такой парк располагался на холмах.

В пределах усадьба находилась ферма, конюшни( «конюхи были одеты английскими жокеями»).  Для коней нужны были пастбища. Кроме того, в усадьбе Муромского был « сад и зверинец», которым он не упускал случая похвастаться перед гостями.

На краю усадьбы находилась роща, которая определяла рубеж имения.

Слайд 10.

Иван Петрович Берестов отнесен А.С. Пушкиным к тому небольшому числу помещиков, которые построили на своих землях суконные фабрики, но продолжали жить крепко, по старинке. Его усадьба находилась в селе Тугилово. В центре усадьбы располагался барский дом.

Берестов постоянно проживал в своей усадьбе, занимался хозяйством,  ездил на поля. Иван Петрович отказался от услуг приказчика и самостоятельно вел хозяйство, «сам записывал расход».

Наша группа считает что, так как помещики ездили на лошадях, то во дворе должна быть конюшня.

Алексея на охоте сопровождали собаки, значит, есть и псарня. Кроме того, господа ездили в колясках.  Иван Петрович Берестов в « коляске домашней работы, запряженной шестью лошадьми», едет в гости к Григорию Ивановичу Муромскому. Значит ,должен быть и каретный двор.

Лошадям необходимо было сено, а дом нужно было отапливать, поэтому на хозяйственном дворе находились сараи.

Больше А.С. Пушкин ничего не пишет об устройстве имения И.П. Берестова. Прослушав историческую справку о русской усадьбе Х1Х века, которую подготовила группа1, мы можем лишь догадываться , как она выглядела в целом.

Слайд 11.

Представляют макет дворянской усадьбы .

Фильм « Барышня- крестьянка» . Показать эпизод, где можно рассмотреть имение помещика.

Учитель:  Прослушав сообщения группы 2, рассмотрев макет дворянской усадьбы, просмотрев эпизоды  фильма , можно с уверенность говорить о том, что дворянские усадьбы не были похожи друг на друга. Все зависело от материального  состояния, привычек и фантазии помещиков.

Группа 3 , поработав с содержанием повести, составила таблицу, которая поможет нам представить , как выглядел дом помещика внутри, какие комнаты там были.

Сообщение группы3. Слайды 12-15.

Дворянский дом состоял из множества комнат. А. С. Пушкин упоминает только гостиную, столовую, кабинет, девичью.

Слайд 12

Наша группа подобрала  фотографии и репродукции картин, которые помогут полнее представить барский дом изнутри.

Рассматривание слайдов 13-15.

                   

                                           

       В каждом барском доме была гостиная, посреди которой стоял большой стол, за которым завтракали, обедали и ужинали помещики со своей семьей. В гостиной принимали гостей, вели беседы.

Рассматривая иллюстрации, мы пришли к выводу, что в гостиных находились диваны, кресла, их обивка должна была соответствовать обивке стен. На небольших изящных столиках  раскладывались альбомы для стихов, на стенах висели портреты предков, картины.

Обязательно была столовая. Рядом находилась буфетная для хранения посуды, скатертей.

В кабинете хозяин усадьбы вел хозяйственные дела, принимал важные решения.

В доме были спальни, библиотека, где наряду с книгами хранились гербарии, комнаты для горничных, девичья, в которой жила женская прислуга.  

Учитель : Из сообщений, которые подготовили выступавшие группы , мы узнали о дворянской усадьбе, о барском доме.

А как протекала повседневная жизнь дворян и крестьян? Чем они были заняты?

Группа 4 , внимательно прочитав текст, составила таблицу « Повседневная жизнь дворян и крестьян».

Сообщение группы4.

 Слайды 16.

         Любимым развлечением дворян была охота. Иван Петрович Берестов любил «выехать прогуляться верхом , на всякий случай взяв с собою пары три борзых , стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками».

Любил охотиться и Алексей, он «всякий день, рано поутру , ходил с ружьем на охоту».

В свободное время  Иван Петрович Берестов читал « Сенатские ведомости».

Помещики ездили друг к другу в гости. « Соседи приезжали гостить со своими семействами и собаками».  

Григорий Иванович Муромский тоже увлекался охотой, поэтому в его имении был зверинец, « коим он непременно хвастался перед гостями».

Не только господа ездили друг к другу в гости. Общались между собой и крестьяне окрестных деревень. Настя ходила на именины к поваровой жене в Тугилово. Мы посчитали по тексту, и оказалось, что на именинах было около 30 человек. « Комната была полна народу». К тому же сидели гости за столом часа три и «обед был славный: пирожное блан-манже синее, красное и полосатое….». Сколько же еды должно стоять на столе, чтобы 30 человек могли три часа есть и потом отзываться об обеде как о «славном».

Только в свободное от работы время могли крестьяне и дворовые ходить друг к другу в гости. Все остальное время они были заняты работой: пряли ,шили одежду, изготавливали обувь («Трофим пастух плел лапти»).

В каждой деревне была кузница. В Прилучине  жил Василий- кузнец.

В имении Г.И.Муромского был сад, за которым присматривал садовник. Крестьяне разводили скот .Каждое утро мимо барского дома тянулось стадо . Не только  коров, но и свиней , кур, гусей, лошадей можно было увидеть на крестьянском подворье. За всем этим ухаживали крестьяне и дворовые люди.

Учитель : Сегодня  мы говорим не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы.

О чьей судьбе мы узнаем , читая первые страницы повести?

Что мешало соседям жить в полном согласии?

( Ссора, неприязнь друг к другу. Эта вражда раздувалась соседями.)

Давайте послушаем , что сами помещики расскажут нам о своей судьбе, что они думают о ссоре.

Сообщение группы5.   Творческий пересказ. 

 

        Я, Григорий Иванович Муромский, близкий родственник графу Пронскому. В молодые годы я служил в гвардии. Не раз бывал за границей, где и заразился англоманией, полюбил все английское. Был женат, жена моя умерла в молодом возрасте, после ее смерти я с дочерью Лизой переехал жить в деревню. Здесь я завел английский сад, по английской методе обрабатывал поля, но «несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы мои не прибавлялись».

На конюхов одел костюмы английских жокеев, нанял «мадам мисс Жаксон» для присмотра за Лизой.

        Первым из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет. Я часто слышал, как меня за это осуждали местные помещики. Особенно старался Иван Петрович Берестов. С некоторых пор я его невзлюбил и прозвал Медведем и провинциалом. Долгое время мы были в ссоре.

        Но случай на охоте помирил нас. Моя молодая пугливая кобылка, испугавшаяся крика, бросилась бежать, я не удержался в седле и упал. Иван Петрович помог мне встать и пригласил в гости. За завтраком завязалась дружеская беседа, и мы забыли о ссоре. Уезжая, я пригасил его с сыном Алексеем на обед. О чем и сообщил, вернувшись домой в дрожках Берестова, Лизе. С тех пор я стал подумывать о замужестве Лизы.  

Выгодной партией для нее я считаю Алексея Берестова.

 Я , Иван Петрович  Берестов в  молодости  я служил в гвардии. В 1797г. Вышел в отставку, уехал в деревню и женился на бедной дворяночке.

Жену особо не любил. Она умерла в то время, когда я был на отъезжем поле. После смерти жены нашел я утешение в хозяйственных делах. Выстроил дом по собственному плану, завел суконную фабрику, утроил доходы и стал считать себя умнейшем человеком в округе.

Подросшего  сына отправил учиться в столицу.

В свободное от хозяйства время читал  «Сенатские ведомости» и принимал гостей. Хозяином я был радушным, часто слышал о себе громкие похвалы за щедрые угощения.

Не имея приказчика, я сам следил за хозяйством, записывал расход.

 Всегда любил все русское, хозяином был экономным, по праздникам носил сюртук из сукна домашней работы, а в будни ходил в плисовой куртке.

Я всегда знал цену труду, деньгам, поэтому никогда не мог понять сумасбродства моего соседа   Григория Ивановича  Муромского. Я строже всех отзывался об его нововведениях,  не мог равнодушно говорить об англомании  и всякий раз критиковал его английский метод. Все это быстро по усердию соседей доходило до Григория Ивановича  Муромского с дополнениями и объяснениями. С некоторых пор мы были с ним в ссоре.

Я любил подчеркнуть свое богатство, проехать тир версты в карете , запряженной шестеркой лошадей. Мы долгое время были в ссоре. Но один случай примирил меня с соседом.

В одно ясное холодное утро выехал я прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. Подъехав к лесу, я увидел моего соседа, гордо сидевшего верхом в чекмене,  подбитом лисьим мехом, и поджидавшего зайца. Григорий Иванович  подъехал ко мне и учтиво меня поприветствовал. Я ответил с таким же усердием. Но  вдруг выскочил заяц из леса и пробежал полем. Я закричал во все горло. Куцая кобыла  Григория Ивановича испугалась и понеслась. Я только увидел , как   Григорий Иванович  упал из седла. Я подскакал к нему, осведомился, не ушибся ли он и пригласил к себе в гости.

Я возвращался домой со славою , затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.

За завтраком мы разговорились довольно дружелюбно.  Григорий Иванович попросил у меня дрожки, так как из-за ушиба он верхом ехать не мог. Прощаясь, он взял у меня слово, приехать на другой день с Алексеем отобедать в Прилучино.

Кто бы мог подумать ,что наша вражда прекратится  по воле пугливой куцей кобылки.

 

Учитель : Вот так « по воле пугливой куцей кобылки» прекратилась « старинная и глубоко укоренившаяся»вражда между двумя помещиками.

-Можно ли сказать, что слово «Усадьба» ассоциируется со словом «Судьба»?

Посмотрите повнимательнее, что одинакового можно заметить в этих словах?

уСаДьБа  - СуДьБа

-Прочитайте  первый эпиграф к уроку.

Скажите, как еще называют усадьбу?

( Дворянское гнездо).

Да, усадьба- это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь к нему приходила первая любовь.

-Прочитайте второй эпиграф к уроку.  

К каким героям повести «Барышня- крестьянка» эти строчки из стихотворения И. Долгорукого имеют непосредственное отношение?

( К Алексею и Лизе).

-Найдите в тексте описание Лизы.

( « Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и ,следовательно, балованное дитя. Ее резвость и минутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам, мисс Жаксон».  «Лиза…. открывала ей(Насте) все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи»; «….но  шалость его дочери казалась ему так забавна , что он едва мог удержаться».

-Как А.С.Пушкин называет Лизу?

(Шалунья, проказница).

-Какой вы себе представляете пушкинскую шалунью?   Работа со слайдом 17.  

-А чем еще занималась Лиза, кроме того , что шалила?

( Читала книги. « Воспитанные на чистом воздухе,…. Они знание света и жизни почерпают из книжек».)

-А теперь посмотрим: что же из себя представлял Алексей?

Слайд 18.

(«Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…». «…..такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться».)

-В какой момент начинается завязка повести? Как начинает зарождаться чувство молодых людей?

-Где происходили встречи Алексея и Лизы?

-Чем было вызвано первое переодевание Лизы?

(Любопытством,  кокетством.)

-Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи?

( Она боялась, что раскроется обман. Хотела сохранить сложившиеся отношения.)

Как сама Лиза оценивает свой поступок?

( «Легкомысленным». Она в нем раскаивалась. )

-Зачитайте эпиграф к повести. Почему именно эти слова взял  автор для эпиграфа?

( « Во всех ты, душенька, нарядах хороша».

Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Лиза дворянка, но дружит с Настей ,крестьянкой, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку , сарафан и лапти.)

-Почему свадьба между  Алексеем и Акулиной не может состояться?

( «Алексей , как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между ним и бедной крестьянкою».)

-В начале Х1Х века человека характеризовали по принадлежности к тому или иному сословию: крестьян, купцов, дворян . Брак между мужчиной и женщиной разных сословий считался неравным. Дворянин не мог жениться на крестьянке, в противном случае родители лишали его наследства.

-А в чем Лиза видела причину невозможности этого брака?

(« Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение».)

-Лиза еще не знает ,что примирение между старшим Берестовым и Муромским уже произошло.

-Почему Алексей, находясь в гостях у Муромского , не узнал Акулину?

-Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство? Как это характеризует Алексея?

-Почему автор не показывает нам дальнейшую судьбу героев?

-Заключения нет, нет конца. Здесь философский взгляд А.С. Пушкина на жизнь, как на нечто непрекращающееся, не имеющее конца.

Вот мы  и познакомились с вами,  опираясь на повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка», с русской дворянской усадьбой, жизнью дворян в усадьбе.

О чем же эта повесть?

русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, о том, как зарождалась любовь, о счастье.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Презентация к повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка"

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка" 6 класс. ...

Мир русской дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".

Презентация-  неплохое дополнение к уроку по теме "Мир дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".Фотографии знакомят с архитектурой дворянских усадеб ,с внутренним убранством ...

Литературный вечер в школе. Инсценировка повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Каждый год неделя русского языка и литературы в нашей школе завершается литературным вечером. Ученики 8-11 классов представляют свои работы по теме "Со страниц на сцену"....

Утверждение гуманистических качеств: простоты, естественности, дружбы и любви в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок литературы по изучению повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" нацелен на выявление композиционных особенностей произведения, рассмотрение образов героев повести, выявление авторского отношения...