Утверждение гуманистических качеств: простоты, естественности, дружбы и любви в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Луговская Елена Владимировна

Урок литературы по изучению повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" нацелен на выявление композиционных особенностей произведения, рассмотрение образов героев повести, выявление авторского отношения к героям. Урок сопровождается работой с текстом, выполнением теста, инсценированием эпизодов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_baryshnya-krestyanka.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема: Утверждение гуманистических качеств: простоты, естественности, дружбы и любви в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

6 класс

Цель: выяснить особенности повести «Барышня-крестьянка», выявить авторское отношение к героям, осмыслить сюжетно-композиционное построение повести.

Задачи:        

Образовательная:

Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:

Регулятивных:

- определять цель работы и способы её достижения;

Познавательных:

- дать представление о характере героев;

- определить, что для автора является существенным в изображении героев;

- определить художественные особенности повести;

- совершенствовать навыки анализа художественного текста;

- выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом;

Коммуникативных:

- развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;

- совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;

- повышать интерес к сценическому искусству и искусству декламации.

Основные понятия темы: повесть, образ, антитеза, романтизм, эпиграф, ирония, портрет литературного героя.

Ресурсы: текст повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация, реквизит для постановки сценки

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(2 мин.)

- На уроках литературы мы рассматривали творчество А.С. Пушкина. Назовите изученные произведения. Сегодня познакомимся с повестью «Барышня-крестьянка» и её героями.

I. Актуализация знаний. Викторина. (5 мин)

1. Что такое повесть? (1 слайд)

1. Эпический прозаический жанр, меньше романа, но больше рассказа

2. Прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера

3.Небольшое произведение, посвящённое отдельному событию в жизни человека

4. Прозаический жанр литературы, представляющий собой развернутое во времени и пространстве произведение

2. Какая повесть не входит в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? (2 слайд)

1. «Выстрел»

2. «Барышня-крестьянка»

3. «Метель»

4. «Дубровский»

(Все повести Белкина были написаны в селе Болдино осенью 1830 г.)

3. Что не соответствует истине о покойном помещике И.П. Белкине?

(3 слайд)

1. Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине.

2. Получил первоначальное образование от гувернёра-француза мосье Бопре.

3. Вынужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк.

4. Осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря.

4. Кто выступает в роли повествователя в повести «Барышня-крестьянка»? (4 слайд)

1. Полковник И.Л.П.

2. Девица К.И.Т.

3. Титулярный советник А. Г. Н

4. Приказчик Б. В.

5. Что лежит в основе повести «Барышня-крестьянка»? (5 слайд)

1. Роковая несчастная любовь

2. Тайны и переодевания

3. Желание главного героя разбогатеть

4. Бегство главной героини с гусаром и смерть её отца, не перенёсшего горя расставания с дочерью.

III.   Постановка целей урока (3 мин)

- Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определим цели урока:

1. В чём своеобразие повести «Барышня-крестьянка»?

2.  Какие ценности утверждает автор повести?

Итак, запишем тему урока.  

  1.   Анализ повести «Барышня-крестьянка»  (17 мин)
  1. Характеристика персонажей повести.

Какие общественные классы изображены в повести? (6 слайд) (Опережающее домашнее задание: Найти определения следующих слов в толковом словаре С.И. Ожегова).

Дворянство – в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс (из помещиков и выслужившихся чиновников). (По словарю С.И. Ожегова)
Крестьянин – те, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (По словарю С.И.  Ожегова)

Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и     эксплуатации крепостных крестьян. (По словарю С.И. Ожегова)

Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян.  (По словарю С. И. Ожегова)

- Кто герои повести и что о них известно? (7 слайд)

Кто главные герои повести  «Барышня-крестьянка»

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

Что известно о жизни героев до того, как они поселились в деревне?

В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле.

Это был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню.

Как они устроили свою жизнь в деревне?

Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи, приезжавшие к нему гостить с своими семействами и собаками. В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Вообще его любили, хотя и почитали гордым.

Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской методе:

Но на чужой манер хлеб русский не родится,

и несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись; он и в деревне находил способ входить в новые долги; со всем тем почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым.

Как помещики относились друг к другу?

Называл Соседа «англоманом»

Называл Соседа «медведем и провинциалом»

Как назывались поместья помещиков?

Тугилово

Прилучино

- Какой художественный приём использует автор в описании героев? О ком из героев автор пишет с большим почтением? В каких словах звучит ирония?

(Автор использует иронию – добрую насмешку. С большим почтением отзывается о Берестове, который славился хозяйственностью и пользовался всеобщим уважением соседей. Говоря о Муромском, пишет «этот был настоящий русский барин». Автор добродушно шутит над чрезмерным его увлечением всем английским).

- Что нам известно об Алексее Берестове и Лизе Муромской? (8 слайд)

(Алексей изображён с иронией: был «молодец», первый на охоте, «явился мрачным и разочарованным, первый говорил об утраченных
радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное
кольцо с изображением мертвой головы», не интересовался барышнями, чему причиной «полагали любовную связь. В самом деле, ходил по рукам
список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной,
в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника
Савельева, а вас покорнейше прошу доставить письмо сие
А. Н. Р.» (актёр Дмитрий Щербина)

Лиза – семнадцатилетняя барышня, «черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованое дитя», за ней следила мисс Жаксон, но более дружна она была со своей  наперсницей Настей. (актриса Елена Корикова)

  1. Инсценировка эпизода № 1 от слов «За Лизой ходила Настя…» до слов «И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить веселое свое предположение»

  1. Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает?
  2. Почему Настя подробно рассказывает о деталях, которые Лизе не интересны?
  3. Что можно сказать о характере Лизы?
  4. Каким представляет себе Лиза Алексея Берестова и каким он оказывается на самом деле? Почему?

(Лиза не может выслушивать подробности Настиного рассказа, горит от нетерпения, её интересует Алексей Берестов, ведь для уездной барышни приезд молодого барина – целое событие.

Лиза – романтическая молодая девушка, задорная, живая и шаловливая. Она не прочь познакомиться с молодым помещиком, но, так как родители в ссоре, открыто этого сделать нельзя, и она решается на хитрость.

Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым, ведь для романтической прозы, романов, на которых воспитывались молодые барышни было характерно изображение таких исключительных героев. Но на русской почве романтические черты героев уступают место простоте и естественности в изображении характеров. В этом звучит ирония автора.)

- Сколько раз переодевается в повести Лиза?

(Дважды: сначала в крестьянское платье (рубашку, сарафан, лапти), чтобы познакомиться с молодым Берестовым, а затем во французскую аристократку времен Людовика XIV, чтобы не быть узнанной Алексеем во время обеда у Муромских).

  1. Чтение эпизодов повести. 

«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послАла купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову, и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась». 

«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных
ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава
торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия
была перетянута, как буква икс, и все бриллиянты ее матери, еще
не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах».

- С каким чувством описывает автор переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеры поведения крестьянских девушек?

(Автор изображает всю прелесть героини в крестьянской одежде, искренне радуется предприимчивости, находчивости героини, её знанию простой деревенской жизни и быта, русского характера, подчёркивает тесную взаимосвязь крестьян с помещиками и невозможность существования одних без других. Лиза гораздо милее в крестьянском наряде: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась»)

  1. Инсценировка эпизода № 2 от слов «Итак, она шла, задумавшись…» до слов «Ну вот те святая пятница, приду».

- В чём прелесть изображения героини? Как она старается себя вести?

(Она старается вести себя просто, естественно, благовоспитанно, благопристойно, чем покоряет молодого Берестова и тот влюбляется в крестьянку, причём его намерения вполне серьёзны, так что собирается даже жениться, невзирая на волю отца и отцовское благословление)

  1. Словарная работа. (Опережающее домашнее задание: Найти определения следующих слов в толковом словаре С.И. Ожегова). Что такое благопристойность, благоразумие, благовоспитанность, благословение?

Благопристойный – соответствующий требованиям приличия;

Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках;

Благовоспитанный – умеющий хорошо держать себя в обществе;

Благословение – получение одобрения на взаимоотношения, дети должны почитать родителей.

 «Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти». (благовоспитанность)

«Дай мне слово, что ты никогда не будешь искать меня в деревне или расспрашивать обо мне. Дай мне слово не искать других со мной свиданий, кроме тех, которые я сама назначу». (благопристойность)

- Как вы считаете, удаётся Лизе говорить, как говорят крестьянки?

(«А кто те мешает, — отвечает ему Лиза; — вольному воля, а дорога мирская» - пример русской народной речи. Но иногда одна выходит из «образа», её речь выдаёт в ней образованность: «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то не извольте забываться»).

- Как помирились помещики? Была ли их вражда серьёзной?

(История их вражды не серьёзна, помирил их случай на охоте: лошадь Муромского, испугавшись выстрела, понесла и скинула хозяина. Берестов предложил свою помощь, от которой Муромский не мог отказаться. Так между помещиками завязались дружеские отношения. Непримиримая вражда была быстро исчезла. В известной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» изображены две непримиримые, враждующие семьи Монтекки и Капулетти).

  1. Инсценировка эпизода № 3 от слов «Иван Петрович менее беспокоился…» до слов «не смей на глаза мне показаться…»

- Какое решение принимает Алексей после разговора с отцом?

(Он готов жениться на крестьянке, так как любовь сильнее дворянских предрассудков: «Он написал Акулине письмо самым четким почерком и
самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и
тут же предлагал ей свою руку»).

  1. Инсценировка эпизода № 4 от слов «На другой день Алексей…» до слов «да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...»

- Почему повесть заканчивается счастливым финалом?

(Чувства героев просты и естественны, они прощают друг друга и готовы жить счастливо).

V. Выводы (5 мин)

- Почему повесть называется «Барышня-крестьянка»? Какой художественный приём в основе заглавия?

(Антитеза – чудесное превращение барышни (светской, модной, образованной, со знанием французского языка) в крестьянку (простую деревенскую девушку, с крестьянской народной речью).

- Какое значение имеет эпиграф к повести и как его понимать? («Во всех ты, душенька, нарядах хороша» Богданович)

(В основе повести история знакомства и любви двух молодых людей: Алексей Берестов увидел Лизу Муромскую в образе крестьянки и полюбил её за простоту, доброту, весёлость, искренность, естественность. А она оказывается дочерью помещика. Маскарад послужил тому, чтобы обнаружить русскую сущность «уездной барышни». Личины упали, и в обоих героях открылись простодушные русские люди. Счастливая развязка избавила героя жениться на крестьянке).

- Какие особенности прозы А.С. Пушкина можно отметить?

(Главная черта пушкинской прозы – краткость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, каждое слово занимает своё место. Пушкин не употребляет всяких распространений, ненужных украшений. Его проза – точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой).

VI. Рефлексия. (2 мин)

- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

- Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

- Какие свойства характера русского человека изобразил в повести А.С. Пушкин? (Пушкин утверждает такие гуманистические качества как простота, естественность, дружба и любовь).

VII. Домашнее задание. (1 мин) 

Напишите сочинение, приводя в качестве аргумента повесть «Барышня-крестьянка»: «Молодость – это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.)

Список литературы:

  1. URL:  // http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/440-as-pushkin-povesti-belkina.html (дата обращения 12.10.2015)
  2. URL:  // http://www.allsoch.ru/sochineniya/5373(дата обращения 12.10.2015)
  3. URL: // http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol08/y082107-.htm (дата обращения 12.10.2015)
  4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : около 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. – Москва, 2005. – 1200 с. 
  5. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник для общеобр. учрежд. с прилож. на элект. носителе в 2 ч. Ч.1. – Москва «Просвещение», 2012

Приложение

1.

За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи; словом, Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии.

— Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.

— Изволь; а куда?

— В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.

— Вот! — сказала Лиза, — господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

— А нам какое дело до господ! — возразила Настя, — к тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.

— Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

Настя обещалась, а Лиза с нетерпением ожидала целый день ее возвращения. Вечером Настя явилась.

— Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в комнату, — видела молодого Берестова: нагляделась довольно; целый день были вместе.

— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

— Извольте-с; пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

— Хорошо, знаю. Ну потом?

— Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду.

Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские...

— Ну! а Берестов?

— Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

— Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

— Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно!

— Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

— Воля твоя, Настя, ты врешь.

— Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

— Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

— Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да, грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

— Это удивительно! А что в доме про него слышно?

— Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

— Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом.

— Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы, верно, встретите его. Он же всякой день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.

— Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

— И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

— А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка! — И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить веселое свое предположение.

2.

Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...»1) — и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, — сказал он Лизе, собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, — сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, — боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает? — отвечала Лиза, — вольному воля, а дорога мирская». — «Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). — «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно, — отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, — сказала она, — не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». — «Почему же ты так думаешь?» — «Да по всему». — «Однако ж?» — «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, — сказала она с важностию, — то не извольте забываться». — «Кто тебя научил этой премудрости? — спросил Алексей, расхохотавшись. — Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? — сказала она, — разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, — продолжала она, — болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» — «Акулиной, — отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, — да пусти ж, барин; мне и домой пора». — «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу». — «Что ты? — возразила с живостию Лиза, — ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти». — «Да я непременно хочу с тобою опять видеться». — «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». — «Когда же?» — «Да хоть завтра». — «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» — «Да, да».— «И ты не обманешь меня?» — «Не обману». — «Побожись». — «Ну вот те святая пятница, приду».

3.

Иван Петрович менее беспокоился об успехе своих намерений. В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет, закурил трубку и, немного помолчав, сказал: «Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь? Иль гусарский мундир уже тебя не прельщает!..» — «Нет, батюшка, — отвечал почтительно Алексей, — я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться». — «Хорошо, — отвечал Иван Петрович, — вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить... тотчас... в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить».

— На ком это, батюшка?— спросил изумленный Алексей.

— На Лизавете Григорьевне Муромской, — отвечал Иван Петрович; — невеста хоть куда; не правда ли?

— Батюшка, я о женитьбе еще не думаю.

— Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.

— Воля ваша, Лиза Муромская мне вовсе не нравится.

— После понравится. Стерпится, слюбится.

— Я не чувствую себя способным сделать ее счастие.

— Не твое горе — ее счастие. Что? так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!

— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

— Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю! Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться.

4.

На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться. Он надеялся подстрекнуть его великодушие и склонить его на свою сторону. «Дома ли Григорий Иванович?» — спросил он, останавливая свою лошадь перед крыльцом прилучинского замка. «Никак нет, — отвечал слуга, — Григорий Иванович с утра изволил выехать». — «Как досадно!» — подумал Алексей. «Дома ли по крайней мере Лизавета Григорьевна?» — «Дома-с». И Алексей спрыгнул с лошади, отдал поводья в руки лакею и пошел без доклада.

«Все будет решено, — думал он, подходя к гостиной, — объяснюсь с нею самою». — Он вошел... и остолбенел! Лиза... нет Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо; она так была занята, что не слыхала, как он и вошел. Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать. Он бросился ее удерживать. «Акулина, Акулина!..» Лиза старалась от него освободиться... «Mais laissez-moi donc, monsieur; mais êtes-vous fou?»1)— повторяла она, отворачиваясь. «Акулина! друг мой, Акулина!» — повторял он, целуя ее руки. Мисс Жаксон, свидетельница этой сцены, не знала, что подумать. В эту минуту дверь отворилась, и Григорий Иванович вошел.

— Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...

  1. Оставьте же меня, сударь; с ума вы сошли? (франц.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Презентация к повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка"

Презентация к уроку по повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка" 6 класс. ...

Мир русской дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".

Презентация-  неплохое дополнение к уроку по теме "Мир дворянской усадьбы в повести А.С.Пушкина"Барышня-крестьянка".Фотографии знакомят с архитектурой дворянских усадеб ,с внутренним убранством ...

Литературный вечер в школе. Инсценировка повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Каждый год неделя русского языка и литературы в нашей школе завершается литературным вечером. Ученики 8-11 классов представляют свои работы по теме "Со страниц на сцену"....