Мир русской усадьбы
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

Шабалина Светлана Николаевна

Презентация для 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkoy_usadby.pptx2.78 МБ
Файл tekst_k_prezentacii_mir_russkoy_usadby.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир русской усадьбы 08.12.2012 1 Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г . Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

Термин усадьба (в понимании, близком к современному) прослеживается по крайней мере с XVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко. В таких документах, как писцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения двор вотчинников и двор помещиков в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю (до 1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья — имения, дававшиеся дворянам на время службы). Обычно владельцы старались выкупать поместья в собственность, которые таким образом становились вотчинами. Усадьба 08.12.2012 2

Слайд 3

В 1867 г. увидел свет последний том знаменитого Словаря живого великорусского языка В.И. Даля, который произвел этот термин от слова усада (в западной транскрипции усадище или усадбище ), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями. — Авт .), садом и огородом», т.е. жилье и прилегающая к нему территория. Из современных толкований термина усадьба различными справочниками, по нашему мнению, является наиболее удачным следующее: «усадьба — это вид жилья». 08.12.2012 3

Слайд 4

Русская дворянская усадьба - это не просто жилой дом и хозяйство помещика, но и интереснейший художественный комплекс великолепный архитектурный памятник своего времени. В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 08.12.2012 4

Слайд 5

Черная грязь (Усадьба ЦАРИЦЫНО) План Чёрной Грязи и прилегающих земель, снятый сразу после покупки усадьбы Екатериной II в 1775 году. 08.12.2012 5

Слайд 6

1633-1673. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ СТРЕШНЕВЫХ В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская , да пустошь Арехово да пустошь Коржавино ». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь. 08.12.2012 6

Слайд 7

Боярский двор усадьбы Стрешневых был типичным для XVII столетия . Окруженный забором, он был поделен на «передний» и «задний». На первом располагались традиционные хоромы из сдвоенных изб с жилыми подклетями. Хоромы завершались «чердаками», в которых обычно устраивались светлицы. На боярском дворе были также мыльня, погреба, сушило, рубленая поварня. Рядом – сад с яблонями и сливами. На «заднем» хозяйственном дворе находились еще одна поварня, конюшня и жилая людская изба. 1633-1673. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ СТРЕШНЕВЫХ 08.12.2012 7

Слайд 8

1683-1689. БОГОРОДСКОЕ ПРИ ГОЛИЦЫНЫХ В 1682 году по именному указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича черногрязские земли были пожалованы в вотчину Ивану Федоровичу Стрешневу - двоюродному брату С.Л. Стрешнева. В 1683 году И.Ф. Стрешнев отдал Черногрязскую вотчину своему 18-летнему внуку – Алексею Васильевичу Голицыну – старшему сыну Василия Васильевича Голицына и княгини Евдокии Ивановны ( урожд . Стрешневой). 08.12.2012 8

Слайд 9

1712-1775. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ КАНТЕМИРАХ В 1712 году по именному указу Петра I подмосковная Черная Грязь была пожалована в вотчину светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру, бывшему молдавскому господарю. Он принадлежал к княжескому роду Кантемиров, переселившемуся при Петре I из Молдавии в Россию. В компенсацию утраченного молдавского престола Петр наградил его обширными землями в России, в том числе селом Черная Грязь с деревнями и угодьями. 08.12.2012 9

Слайд 10

Дом К.Кантемира 1745г. в селе Черная Грязь. Реконструкция Р.М. Байбуровой 1712-1775. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ КАНТЕМИРАХ 08.12.2012 10

Слайд 11

ЦАРИЦЫНО 08.12.2012 11

Слайд 12

08.12.2012 12 Весной 1775 года императрица Екатерина II , проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира . Купчая была оформлена 18 (29) мая 1775 года; императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей — при том, что князь был готов продать её за 20 000. В одном из писем своему постоянному корреспонденту барону Гримму Екатерина писала: «Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье.»

Слайд 13

План села Черная Грязь, с принадлежащими деревнями и землею. Июнь 1775 г 08.12.2012 13 План села снят после приобретения имения Екатериной II

Слайд 14

Первоначальный проект Баженова 08.12.2012 14 Архитектор В.И. Баженов Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг. 20 ноября 1775 года ею был издан указ Кабинету об отпуске 30 000 рублей на производство строений в селе Царицыне «по планам и под смотрением архитектора Баженова». Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный — оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден.

Слайд 15

Панорама села Царицына (Генеральный фасад) 08.12.2012 15

Слайд 16

Электронная реконструкция 08.12.2012 16 Электронная реконструкция царицынского ансамбля В.И. Баженова. Панорамный вид. Компьютерная студия "Март". Санкт-Петербург

Слайд 17

дворцы императрицы – Малый и Средний. 08.12.2012 17 Важнейшими из сооружений первого плана из изображенных на панораме были дворцы императрицы - Малый и Средний. Фасад Малого дворца Екатерины II. 1776-1778 План Малого дворца Екатерины II. 1776

Слайд 18

Современный вид Малого дворца императрицы 08.12.2012 18

Слайд 19

Большой мост через овраг ( готический мост) 08.12.2012 19

Слайд 20

Большой мост через овраг ( готический мост). Современный вид . 08.12.2012 20

Слайд 21

Фигурный мост. 1776-1778 г г . 08.12.2012 21 Фигурный мост (1776-78). Построен архитектором В. И. Баженовым в 1776–1778 гг., представляет оригинальное оформление въезда в усадьбу Царицыно.

Слайд 22

Галерея-ограда с аркой (воротами ) 08.12.2012 22

Слайд 23

Галерея-ограда с аркой (воротами ) 08.12.2012 23 Перед реставрации После реставрации

Слайд 24

Большой дворец Казакова 08.12.2012 24 Большой Царицынский дворец Матвея Казакова. Первоначальный ( нереализованный ) вариант (1786) Исполнительный чертёж (то есть осуществлённый проект), сделанный Казаковым по окончании строительства дворца

Слайд 25

Большой дворец Казакова ( до реставрации) 08.12.2012 25

Слайд 26

Большой дворец Казакова ( после реставрации) 08.12.2012 26

Слайд 27

Хлебный дом 08.12.2012 27 Площадь здания - ок. 4000 м. кв . Внутри Хлебный дом имеет планировку в виде сдвоенной анфилады . Высокие и просторные сводчатые залы напоминают скорее дворцовые покои , чем служебные помещения . В цокольном этаже по проекту Баженова должны были разместиться погреба и ледники , в двух верхних - кухни , кондитерские , скатертные , жилые помещения для служителей . До реставрации После реставрации

Слайд 28

ФИГУРНЫЕ (ВИНОГРАДНЫЕ) ВОРОТА 08.12.2012 28

Слайд 29

ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК 08.12.2012 29



Предварительный просмотр:

Текст к презентации: Мир русской усадьбы.

1 слайд (титульный).

Я люблю этот ветхо-богатый,                        
Опустелый помещичий дом,
Окруженный гирляндою статуй,
Обрамленный зеленым прудом

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
С. Копыткин.

Мир русской дворянской усадьбы был воспет классиками русской литературы:

Гоголем в "Мертвых душах" - с улыбкой,

Тургеневым в "Дворянском гнезде" - с любовью,

Чеховым в "Вишневом саде" - с ностальгической грустью.

2 слайд. Усадьба

Термин усадьба (в понимании, близком к современному) прослеживается по крайней мере с XVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко. В таких документах, как писцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения двор вотчинников и двор помещиков в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю (до 1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья — имения, дававшиеся дворянам на время службы). Обычно владельцы старались выкупать поместья в собственность, которые таким образом становились вотчинами.

3 слайд. Усада

.         В 1867 г. увидел свет последний том знаменитого Словаря живого великорусского языка В.И. Даля, который произвел этот термин от слова усада (в западной транскрипции усадище или усадбище), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями. — Авт.), садом и огородом», т.е. жилье и прилегающая к нему территория. Из современных толкований термина усадьба различными справочниками, по нашему мнению, является наиболее удачным следующее: «усадьба — это вид жилья». Однако и оно, не будучи достаточно четким, оставляет достаточно широкие возможности для различных интерпретаций специалистами. Одни вкладывают в это понятие только основной архитектурный ансамбль с парком или вне парка, другие включают в него и хозяйственные постройки, третьи, наоборот, распространяют его на всю территорию, ранее принадлежавшую владельцам усадьбы, т.е. фактически используя как синоним термина имение — относительно крупное землевладение с исторически обусловленными границами.

4 слайд. Русская дворянская усадьба

Русская дворянская усадьба - это не просто жилой дом и хозяйство помещика, но и интереснейший художественный комплекс. Многие поместья, как, например, Абрамцево, Талашкино, Приютино, Студеные Ключи и другие, внесли весомый вклад в русскую художественную культуру. Прежде всего, они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени. Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, просвещенным и талантливым людям получил известность как важные центры культурной жизни России. В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

5 - 6 слайд. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ СТРЕШНЕВЫХ

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.

В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.

Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.

Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.

Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.

С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.

7 слайд. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ СТРЕШНЕВЫХ

Боярский двор усадьбы Стрешневых был типичным для XVII столетия. Окруженный забором, он был поделен на «передний» и «задний». На первом располагались традиционные хоромы из сдвоенных изб с жилыми подклетями. Хоромы завершались «чердаками», в которых обычно устраивались светлицы. На боярском дворе были также мыльня, погреба, сушило, рубленая поварня. Рядом – сад с яблонями и сливами. На «заднем» хозяйственном дворе находились еще одна поварня, конюшня и жилая людская изба.

К началу 1670-х в имении Стрешневых развивалось разностороннее хозяйство: земледелие, садоводство, животноводство, а также рыбоводство и мукомольное дело («под селом Черные Грязи» значился рыбный пруд и мельница)

В период с 1673 по 1682 гг. сельцо Черная Грязь было перенесено на пустошь Киселеву – там появился выделенный под царский двор участок земли и в состав сельца вошла деревня Киселево. В результате на черногрязских землях стало числиться 3 деревни: Петровка, Шандорово и Орехово, в которых насчитывалось 24 крестьянских двора и 68 крестьян.

8 слайд. БОГОРОДСКОЕ ПРИ ГОЛИЦЫНЫХ.

Во времена Голицыных сельцо Черная Грязь было перенесено на правый, высокий берег Городенки, на пустошь Стеблевскую, где появилась новая усадьба Голицыных. Начали Голицыны с возведения церкви во имя иконы Богоматери Живоносный Источник. После появления церкви Черная Грязь превратилась в село и стала называться Богородским.
В отличие от сугубо хозяйственной усадьбы Стрешневых усадьба Голицыных являлась как центром хозяйственной жизни имения, так и резиденцией владельцев, предназначенной для отдыха и приема гостей. Княжеский двор был обнесен бревенчатым забором.

На господском дворе были размещены и служебные постройки: две поварни (маленькая и большая, крытая тремя тесовыми шатрами), скатертная изба для содержания столовых приборов и белья, два погреба с амбарами и чуланом наверху, где хранили хозяйственный инвентарь. Здесь же стояли людская изба и изба приказчика с сушилами на втором этаже.
           В комплексном хозяйстве помимо отраслей, развивавшихся при Стрешневых, появились также коневодство и пивоварение. Были заново отстроены и отремонтированы вотчинные плотины: деревянная на Черногрязском пруду и каменно-деревянная на Развиловатом (Шипиловском) пруду, затопившем сенокосный Шепелев луг.
В
сентябре 1689 года, в результате прихода к власти правительства Петра I А.В. Голицын и В.В. Голицын были лишены боярских чинов, их имения конфисковали. Богородское было приписано к дворцовому селу Коломенскому и переименовано вновь в Черную Грязь.

9 – 10 слайд. ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ ПРИ КАНТЕМИРАХ.

В 1712 году по именному указу Петра I подмосковная Черная Грязь была пожалована в вотчину светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру, бывшему молдавскому господарю. Он принадлежал к княжескому роду Кантемиров, переселившемуся при Петре I из Молдавии в Россию. В компенсацию утраченного молдавского престола Петр наградил его обширными землями в России, в том числе селом Черная Грязь с деревнями и угодьями.

Усадьба «Черная Грязь» при Кантемирах располагалась на месте бывшей усадьбы князей Голицыных. Краткое описание деревянного усадебного дома Дмитрия Константиновича Кантемира, построенного «на Китайский манер», оставил в своем дневнике Ф.Х. Берхгольц, посетивший село Черная Грязь в 1722 году. Существует предположение, что это были подновленные хоромы Голицыных.
При Д.К. Кантемире в
1722 году вместо голицинской деревянной церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник «на старом церковном месте» была построена каменная церковь с таким же названием.

В середине 1740-х годов им был построен новый двухэтажный деревянный дом на каменном основании. Он имел три ризалита, его фасады украшали фронтоны, пилястры, наличники и, возможно, заготовленными резчиками скульптуры и вазоны.

После смерти брата Константина Кантемира (умер в 1747 году) все движимое и недвижимое имущество князя передавалось его братьям Матвею и Сергею. В 1757 году братья «полюбовно» поделили свои владения. Черная Грязь перешла к старшему брату Матвею за исключением небольшой ее части, ставшей собственностью Сергея Кантемира.
При Матвее Кантемире в имении появилась оранжерея, где выращивались лимоны, померанцы, персики, груши, фиги, виноград и др. Была заново отстроена церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник (
1759-1765).

После раздела между Матвеем и Сергеем Дмитриевичами Кантемирами Черногрязской вотчины в 1757 году в их имении были устроены два княжеских двора, представлявшие собой смежные прямоугольные участки земли. В центре каждого из дворов стояли усадебные дома Кантемиров, интерьеры которых отличались богатым светским убранством в духе времени. По периметру дворов симметрично располагались различные служебные и хозяйственные постройки. К дворам владельцев сзади примыкали два смежных садовых участка за единой оградой. Перед хоромами размещались партеры регулярного увеселительного сада, далее были разбиты плодовые сады. Через парк веером расходились три луча аллей. На пруду был устроен квадратный остров, к которому по береговому склону вела лестница.
Рядом на полукруглом склоне с уступами, засаженными деревьями, стояла беседка, позднее названная Кантемировкой. Впоследствии на этом месте появился Малый дворец Екатерины II.
После смерти в
1771 году Матвея Кантемира и его жены единоличным владельцем становится Сергей Дмитриевич Кантемир.

11 – 12 слайд. Царицыно при Екатерине Великой.

        Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Купчая была оформлена 18 (29) мая 1775 года; императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей — при том, что князь был готов продать её за 20 000.

        В одном из писем своему постоянному корреспонденту барону Гримму Екатерина писала: «Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье».

        13слайд. План села Черная Грязь, с принадлежащими деревнями и землею. Июнь 1775 г.

        14 слайд. Проект Баженова.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный — оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы. 

Следует отметить, что современное понятие «готика» отличается от того, что под этим понималось в XVIII веке. Эпоха Просвещения характеризовалась особым пиететом перед античным искусством, которое понималось как эталон «изящного». «Античному» противопоставлялось «готическое», то есть «варварское», средневековое: всё то, что существовало после античной эпохи и до наступления века Просвещения; однако такое противопоставление не носило характер отрицания «готического». С другой стороны, в выборе личных эстетических предпочтений для эпохи характерен принцип «удовольствие от разнообразия». «Готическому» отводилось место каприза, экзотической затеи, эстетической вольности, уместность которой определялась исключительно субъективным вкусом. Одновременно «готическое» служило необходимым оппонентом для утверждающегося классицизма. Таким образом, получив заказ на создание «готического» ансамбля, Баженов по сути получил широкую свободу для реализации смелых фантазий, демонстрации в полной мере своего творческого мастерства и эрудиции. 

15 слайд. Панорама села Царицына (Генеральный фасад).

В начале 1776 года проект в виде панорамного чертежа «Вид Царицына села» был готов. Зодчий учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу. Простое сочетание готических декоративных деталей с ордерной архитектурой для Баженова было невозможным решением, равно как и простое подражание каким-либо средневековым образцам. Он предпочёл создать особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают как метафора, наводящая на размышления о «готическом» вообще — а склонность к метафорам была характерной чертой Эпохи Просвещения. Пропуская готику сквозь классицизм, Баженов искал общие для них принципы организации пространства. Основой же для поисков неповторимого царицынского стиля, названного Баженовым «нежной готикой», стала русская архитектура последних лет XVII века.

Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень (что уже указывает на кровное родство с московским барокко и традициями строительства Московского Кремля). Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями: так уже никто не строил; Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такое решение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как «каприза».

16 слайд. План Баженова.

Зодчий запланировал строительство целого городка: в его центре располагались пять дворцов для Екатерины II и её сына цесаревича Павла Петровича с семейством; вокруг — целая россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополнялся мостами и декоративными постройками, а также Кухонным корпусом — внушительным зданием, которое тем не менее так вписывалось в окружение, что не подавляло своими размерами соседние сооружения. Особенности планировки царицынских зданий такова, что позволяет говорить о «поэзии геометрии»: здесь встречаются разнообразные — всегда правильные, симметричные — геометрические фигуры. Павильоны в виде шести- и восьмигранников, крестообразные; Малый дворец — в виде полукруга, Кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами. То же относится и к внутренней планировке: круглые, и овальные и полуовальные залы мастерски сочетаются с залами в плане прямоугольными. Важно отметить, что почти все внутренние помещения царицынских построек Баженов проектировал со сводчатыми потолками, отчего достигался ещё больший эффект игры геометрических форм.

Вместе с проектами сооружений ансамбля был распланирован пейзажный парк при сохранении большинства посадок существовавшего регулярного. Главные аллеи регулярного парка в новом проекте сохранились, а Берёзовая перспектива стала одной из центральных композиционных осей застройки.

17 - 18 слайд. Дворцы императрицы – Малый и Средний.

Важнейшими из сооружений первого плана из изображенных на панораме были дворцы императрицы - Малый и Средний. Малый дворец возводился на месте старой беседки усадьбы Кантемиров. По сути, и сам Малый дворец представлял собой беседку, из главного овального зала которой открывался прекрасный вид на пруды, дальние луга и пашни. Соседний Средний дворец был больше по размерам. Его высокая двусветная галерея с аванзалами могла предназначаться для приемов, концертов, спектаклей, для отдыха после прогулок в саду.

19 – 20. Слайд. Большой мост через овраг (Готический мост).

Большой мост – одно из самых значительных сооружений В.И. Баженова в Царицыно, дошедших до наших дней. Он задумывался как парадный въезд в резиденцию императрицы.

Стоит заметить, что строительство Большого (Готического моста) над широким оврагом, а точнее сооружение его фундамента было делом совсем не простым.

Баженов сообщал, что, когда начали «рыть ров сырой» под мост, «... то и открылось множество ключей, которыя принудили меня вынуть землю... а потом бить сваи, коих уже и набито более двух тысяч». Строительство моста, за исключением парапета, было завершено в 1784 г. Парапет был сделан только в 1808 г. Я.А. Брюс в письме Екатерине II писал про Готический мост: «...акведюк имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».

21 слайд. Фигурный мост.

Фигурный мост (1776-78). Построен архитектором В. И. Баженовым в 1776–1778 гг., представляет оригинальное оформление въезда в усадьбу Царицыно. Эффектное сооружение со стороны дороги выглядит как часть крепостной стены с широкой проездной аркой, заключенной между двумя ярусными башнями. Средневековые, или «готические», черты придают мосту грозные башни с декоративными зубцами в форме «ласточкина хвоста», напоминающими кремлевские. Двухсторонние фасады Фигурного моста богато украшены белокаменными деталями и рельефной кирпичной кладкой.

Верхняя проездная часть моста, соединяющая два неравных по высоте холма, является частью Березовой перспективы, протянувшейся вдоль высокого берега над прудами. Проезд Фигурного моста представляет собой неширокую галерею, по сторонам ограниченную высокими арочными ограждениями. Разделенные дорогой надвое башни образуют полукруглые ниши, в которых архитектор планировал поместить растения в кадках для придания всему сооружению сходства с романтической парковой постройкой. К церкви от моста проложен пологий спуск, украшенный тонкими декоративными башенками.

22 – 23 слайд. Галерея-ограда с аркой (воротами).

Полуциркульная «колючая» арка соединяет две башни с острыми гранеными навершиями. В английской эстетике подобные сооружения, привлекающие взгляд, называются «достопримечательностями» (eyecatcher). Фантастический оригинальный силуэт арки контрастирует со спокойными ритмами фасадов Хлебного дома и Большого дворца. Краснокирпичное сооружение украшено резным белокаменным декором и круглыми колоннами. В верхней части башен использован мотив древнерусских закомар.

Галерея представляет собой легкую открытую колоннаду, завершенную балюстрадой, украшенной белокаменным ажурным орнаментом из сплетенных сердец и пинаклей. В центре ее двухъярусные башенки ворот с перекинутой между ними«колючей» аркой, напоминающей терновый венец. Это наиболее эффектная и запоминающаяся деталь сооружения. Оригинальный облик арки.

24 – 26 слайд. Большой дворец.

Построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств В.И.Баженова. Существовало несколько вариантов проекта Большого дворца, из которых осуществлен был второй, более упрощенный и уменьшенный вариант постройки.

В отличие от построек Баженова Большой дворец М.Ф. Казакова представляет собой более компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее «готическим» декоративным убранством. Дворец имеет 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину и господствует в панораме Царицына. Предполагавшаяся площадь постройки – около 8000 кв.м.

27 слайд. Хлебный дом

 (Кухни, Кухонный корпус) (1784-1785, арх. В.И. Баженов). Одна из самых значительных и крупных построек Царицына. Расположен у Оранжерейного моста на границе пейзажного парка и архитектурного ансамбля. Массивный двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами и внутренним квадратным двором. В него можно попасть со стороны парка через проход под высокой аркой.
Массивные стены прорезают стрельчатые, круглые или сдвоенные оконные проемы, украшенные белокаменными наличниками. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто мощными белокаменными карнизами. Центральные оси стен, обращенные к ансамблю, декорируют белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Впоследствии корпус получил название согласно этому декору.

Площадь здания - ок. 4000 м. кв. Внутри Хлебный дом имеет планировку в виде сдвоенной анфилады. Высокие и просторные сводчатые залы напоминают скорее дворцовые покои, чем служебные помещения. В цокольном этаже по проекту Баженова должны были разместиться погреба и ледники, в двух верхних - кухни, кондитерские, скатертные, жилые помещения для служителей.

В середине XIX в. половина здания была перестроена по проекту архитектора В.Х. Дрегалова. В 1852-1859 в Хлебном доме располагалась больница для крестьян дворцового ведомства. В конце 1870-х несколько комнат использовалось под земское училище. В конце XIX - начале XX в. три десятка помещений в отделанной части Хлебного дома сдавались на лето в аренду под дачи

28 слайд. ФИГУРНЫЕ (ВИНОГРАДНЫЕ) ВОРОТА.

Фигурные ворота - отдельно стоящая на границе с пейзажным парком однопролётная арка, построенная архитектором В.И. Баженовым в 1777-1778. Ворота, выполненные в форме триумфальной арки, находятся в конце Березовой перспективы и являются заметным ориентиром, к которому обращено движение вдоль выстроившихся по береговой линии дворцов и павильонов. За ними начинается уводящая в парк Утренняя дорожка. Архитектор называл их «вороты прекрасной фигуры… и нежной готической архитектуры». Фигурные ворота представляют собой высокую стрельчатую арку, перекинутую между двумя мощными устоями, выполненными в виде круглых ярусных башен. Нижний ярус, имеющий внутри небольшие камеры, выложен из белого камня и прорезан сквозными отверстиями со стрельчатым завершением. Верхний ярус меньшего диаметра башен из красного кирпича, окруженных острыми белокаменными зубцами, возносит вверх площадки, которые являлись постаментами для скульптурных украшений ворот.

Ворота имели богатое скульптурное убранство – по описи 1825 здесь числились «четыре вазы, два купидона, две собаки». К середине XIX в. большая часть скульптур была утрачена, сохранившаяся лежащая фигура собаки – керамического мопса, находится в Государственном Архитектурном музее. Главным украшением стрельчатого проёма является его ажурное заполнение - сложный рисунок составлен из остроугольных, круглых и прямоугольных белокаменных профилей, нанизанных на проволочный каркас.

29 слайд. ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

В 1722 деревянная церковь голицынского периода заменяется на каменную с деревянным восьмериком. На месте этого здания в 1759-65 была построена ныне существующая церковь. Первоначально в плане церковь представляла собой правильный греческий крест. К центрическому основному объему примыкали с трех сторон апсида и два боковых притвора. С западной стороны находилась небольшая трапезная и отдельно стояла невысокая колокольня. Архитектурный декор церкви типичен для елизаветинского барокко: сдвоенные пилястры, барочные наличники окон, так называемые "фартуки" под окнами, волюты, все выступающие детали выделены побелкой. Типичны для елизаветинского барокко внешние и внутренние объемы: внутри узкие боковые притворы и обширная трапезная сливаются друг с другом посредством широких арочных проемов, снаружи тип "восьмерик на четверике" с граненым куполом. В 1883-85 по проекту архитектора П.Н. Лавина расширена трапезная, с юга устроен придел Богоматери Казанской, симметричный учрежденному в 1761 приделу Св. Дмитрия Солунского, перестроена вновь колокольня. Здание вытянулось по оси восток-запад. В 1932-90 церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды, церковные реликвии и иконы были разграблены, некоторые оказались в музейных собраниях Москвы. В 1989- 1990 церковь отреставрирована, в 1990 освящена. В настоящее время храм является действующим и принадлежит Русской Православной Церкви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

Русская усадьба как символ судьбы.

Автор реферата делает попытку объяснить влияние окружения на мировоззрение поэта....

Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"

Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)...

Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"

Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)...

Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина "Дубровский".

Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе....