Главные вкладки

    Русская усадьба как символ судьбы.
    творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

    Васильева Лариса Леонидовна

    Автор реферата делает попытку объяснить влияние окружения на мировоззрение поэта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Реферат97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования РФ

    МОУ средняя общеобразовательная школа №1

    VI областная конференция учащихся
    «Под знаком Пушкина»

    Номинация:   литературоведение

    Русская дворянская усадьба
    как символ судьбы
    (на примере лирики
    А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).

    Выполнил:    Лебедев Алексей,
    ученик 10 класса МОУ средняя школа №1

    606650, Нижегородская обл., г. Семёнов,
    ул. Республика Советов, д. 1А, т. 5-18-44.

    Руководитель – Васильева Лариса Леонидовна,
    учитель русского языка и литературы
    МОУ средняя школа №1.

    г. Семёнов

    2009


    Оглавление

    1. Введение………………………………………………………………………….3
    2. Мир русской усадьбы………………………………………………………….4
    1. Родовые усадьбы А. С. Пушкина:
    • Захарово…………………………………………………….4
    • Михайловское……………………………………………..5
    • Большое Болдино…………………………………………7
    1. Усадьба М. Лермонтова Тарханы…………………………………8
    1. Сравнительно-аналитические наблюдения.
    1. Тема одиночества в стихах 1830 г. У А. С. Пушкина и
      М. Ю. Лермонтова…………………………………………………....9
    2. Образ судьбы в лирике А. С. Пушкина и
      М. Ю. Лермонтова…………………………………………………..10
    1. Заключение…………………………………………………………………….10
    2. Список использованной литературы……………………………………11

    I. Введение

    Мир русской усадьбы – понятие широкое и многогранное. Это не только дом с прилегающими к нему постройками, но и предметы быта, и природа, и люди, создающие атмосферу жизни. Всё это в дружном единстве укладывается в понятие «среды». В этом плане нам показалась интересной мысль, заложенная в концепции средового подхода Ю. Мануйлова, которая состоит в том, что «понятие среда включает и материальные, и духовные компоненты, то есть идейную среду личности».

    Если исходить из этого положения, то можно говорить о том, что среда спо собствует эмоционально-эстетическому самовыражению личности. В этом случае творчество писателя может рассматриваться как одно из проявлений заложенной в усадьбе сущности.

    Актуальность: Выбор темы обусловлен личным интересом к творчеству  и судьбе А. С. Пушкина, а также юбилейной датой-210 годовщиной со дня рождения поэта.

    Цель: Проследить взаимосвязь творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова со средой, их воспитавшей.

    Задачи:

    • Познакомиться с историей усадеб А. Пушкина и М. Лермонтова.
    • Ознакомиться с научно-критической литературой, связанной с выбранной темой.
    • Попытаться сопоставить художественный мир А. Пушкина и М. Лермонтова одного и того же периода времени.
    • Обобщить полученный материал в виде научно-исследовательской работы для участия в шестой областной конференции учащихся «под знаком Пушкина», посвящённой 210-ой годовщине со дня рождения А С. Пушкина.

    Гипотеза: Если взять за основу мысль, что среда способствует эмоционально-эстетическому самовыражению поэта, то можно объяснить различие в  настроении и мироощущении А. Пушкина и М. Лермонтова.

    Методы исследования:

    • Подбор и изучение музейно-исторических материалов, связанных с жизнью А. Пушкина и М. Лермонтова.
    • Изучение научно-критической литературы по данному вопросу.
    • Анализ и сравнительная характеристика поэтического мира А. Пушкина и М. Лермонтова в свете выбранной темы.
    • Обобщение полученных наблюдений в форме реферата для участия в VI областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина».

    Новизна: Попытка дать собственную интерпретацию зависимости поэтического мира А. Пушкина и М. Лермонтова от среды, их взрастившей.


    II. Мир русской усадьбы.

    Удивительная поэзия таится в старинных русских усадьбах. Словно листаешь семейный альбом, где каждая страница-кусочек истории семьи, культуры эпохи, истории России.

    Словарь С. И. Ожегова даёт такое толкование: «Усадьба – отдельное поселение, дом со всеми примыкающими строениями, угодьями». Усадьба-собственность рода, которая приобреталась для всех последующих потомков. Передаваемая из поколения в поколение, она становилась средоточием традиций рода. Как замечает академик А.М.Панченко: «Считалось, что потомки как эхо повторяют предков, что существует общая для всех поколений родовая судьба, что индивидуальная судьба всецело ей подчинена».

    Особенно зримо и вещественно связь поколений выражена в родовых имениях. Родовая усадьба обладала широкими «разрешающими возможностями» в виде комплекса «облагораживающих, оснащающих, обогащающих ниш». Родовые усадьбы имеют особую энергетику, созданную поколениями предков. Как справедливо замечает пушкиновед Л.В.Рассказова, «благоприобретённые усадьбы не обладают такой энергетикой».

    1. Родовые усадьбы А. С. Пушкина.

    Захарово

    Сельцо Захарово - самобытный подмосковный уголок, живописно раскинувшийся на пологом холме среди полей и рощ. Взглянем на него глазами А. Саладина, подмосковного краеведа.

    «В 40 верстах от Москвы по Можайскому шоссе и в 3 верстах от станции Голицыно Александровской железной дороги среди красивых прибрежных холмов маленькой речки Захаровки приютилось небольшое селеньице-Захарово. Тихое, малолюдное, без трактиров, без дач, мирно спит оно, никому неизвестное. А между тем ведь это то самое Захарово, «колыбель Пушкина…»

    В типичной усадьбе тех времён крыши построек, очень часто соломенные, невдалеке одна от другой, походили на семейку грибов на поляне – повыше, пониже, но одной породы: это усадьба, конечно, средней руки.

    За долгие годы помутнело «зерцало вод» старинного пруда, но по-прежнему отражается в нём древнее русское сельцо Захарово. Впервые оно упомянуто в документах 1586 года.

    7 ноября 1804 года село было куплено Марией Алексеевной Ганнибал – бабушкой А. С. Пушкина у Катерины Александровны Тиньковой – вдовы дворянина И. Я. Тинькова.

    Предыстория этой покупки такова: в 1800 году Мария Алексеевна Ганнибал продала деревню Кобрино Петербургской губернии. Продав Кобрино, а также в связи с переездом в Москву, она решает приобрести подмосковную деревню. Уже в конце мая этого года сюда приезжает её дочь Надежда Осиповна Пушкина с детьми. Но М. А. Ганнибал рассталась с Захаровым почти сразу после отъезда внука в Лицей в 1811 году. Село перешло в семью её родной сестры Аграфены Алексеевны, по мужу Козловой, и оформлено на имя её невестки полковницы Харитины Ивановны Козловой.

    Пушкин позднее не раз вспоминал Захарово:

    Мне видится моё селенье,

    Моё Захарово: оно

    С заборами в реке волнистой,

    С мостом и рощею тенистой

    Зерцалом вод отражено…

    В Смутное время здесь устраивал потешные бои Лжедмитрий первый, останавливалась по пути в Москву Марина Мнишек. А всего в двух верстах от Захарово, можно сказать, под боком, была расположена и бывшая вотчина Бориса Годунова – село Малые Вязёмы. В нём и находился загородный дворец Дмитрия Самозванца. Церковь построена была Годуновым. Всё здесь хранило следы давней той старины, с которой связаны были Пушкины-предки.

    И если потом Пушкин рисует своего прадеда, то самые ранние зачатки этого образа надо искать в рассказах о нём. Также и образ Петра, который с разных сторон волновал и воображение, и мысль поэта, – разве не здесь корни его? И, наконец, именно с этими детскими впечатлениями связан, быть может, самый замысел народной драмы «Борис Годунов».

    В 1837 году после смерти Х.И. Козловой имение перешло в семью её дочери Авдотьи Александровны, по мужу Орловой. С 1870 года владельцем имения был Николай Николаевич Орлов, а с 1878 года его брат Савва Николаевич. В начале ХХ века усадьба перешла к Андрею Михайловичу Нечаеву, женатому на дочери Саввы Николаевича – Вере Саввишне.

    Пушкин очень любил бабушкину подмосковную усадьбу. С какой теплотой вспоминает он в стихах свой «тесный домик, рощи тёмны, калитку, садик, ближний пруд». В Захарове мальчик мог наблюдать крестьянский быт, народные обычаи, мог слышать старинные предания, сказки, песни. Поскольку в Захарове не было церкви, Пушкины ездили к обедне в село Вязёмы, которое находилось поблизости, в двух верстах от усадьбы.

    С пушкинского времени пейзаж Захарова значительно изменился. Нет усадебных строений. На месте берёзовой рощи-поросли орешника, ольхи и бузины. Старинная церковь Преображения в Больших Вязёмах отреставрирована.

    Роль Захарово, этой скромной и маленькой деревушки, в жизни великого поэта нельзя недооценивать. И нянины сказки, и предания бабушки о предке Ганнибале, которого знала и помнила хорошо Мария Алексеевна, будили воображение юного Пушкина, оставляли в сознании семена, из которых родятся позднее будущие творения.

    Михайловское.

    Михайловское – родовое имение матери А. С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления  поэта. 12 января 1742 года большая часть земель, составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу – «арапу Петра Великого».

    После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нём господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.

    В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урождённой Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года имение отошло её детям – Ольге, Льву и Александру. После смерти А. С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. Более двадцати лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. В Михайловском он живёт до 1899 года, когда в связи со 100-летием со дня рождения А. С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. К 1917 году бывшая пушкинская усадьба находилась в жалком состоянии. Но уже 17 марта 1922 года Малый Совнарком принял постановление, в котором было записано: «Объявить Пушкинский уголок заповедным имением с передачей его под охрану как исторического памятника…»

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов гитлеровцы уничтожили музеи заповедника, похитили их ценности, вырубили сотни деревьев. После окончания войны правительство приняло все меры, чтобы вернуть Пушкинский заповедник к жизни.

    Взрослым Пушкин впервые побывал в Михайловском летом 1817 года. Его родители собирались провести это лето по обыкновению в своём псковском имении, и поэт, только что окончив лицей и получив отпуск, отправился туда вместе с ними 9 июля. В Михайловском, « в строгом уединении, вдали охлаждающего света», Пушкин изучал окружающую действительность. Здесь он полюбил северную природу.

    Выдающимся «литературным подарком» и «в высшей степени народным произведением», по словам Белинского, явился роман в стихах «Евгений Онегин», центральные главы которого, с конца третьей до начала седьмой, поэт писал в Михайловском. Здесь же Пушкин, по его словам, «в два утра» создал сатирическую поэму «Граф Нулин».

    Брат поэта, Лев Сергеевич, также отмечал, что в михайловской ссылке «…талант его …окрепнул и, если можно так выразиться, освоеобразился. С этого времени все его сочинения получили печать зрелости».

    В Михайловском, кроме небольшого барского дома, был ещё и совсем крохотный флигелёк, известный под именем «домик няни». Там была печка с лежанкой, кот, ставни, соломенная кровля.

    Наша ветхая лачужка

    И печальна и темна.

    Что же ты, моя старушка,

    Приумолкла у окна?

    Или бури завываньем

    Ты, мой друг, утомлена,

    Или дремлешь под жужжанье

    Своего веретена?

    Небольшая усадьба в Михайловском была для поэта Домом, пристанищем, где витал дух предков, где няня Арина Родионовна баловала сказками и песнями, рассказами о старине ссыльного поэта. Весь деревенский мирок, его окружавший, был тем благом, который питал его поэтическую душу. Михайловское, этот «дом опальный», был уютным гнездом, куда часто приезжали и друзья поэта.

    В сентябре 1826 года доставленному из Михайловского в Москву Пушкину царь «милостиво» объявил об освобождении из ссылки и о том, что отныне он будет личным цензором поэта. Через два месяца после освобождения из ссылки поэт снова приехал в Михайловское, чтобы привести в порядок рукописи, библиотеку. Последний раз Пушкин побывал в Михайловском в апреле 1836 года. Никогда ещё поездка сюда не была для него столь печальной: он вёз гроб с телом матери для захоронения в Святогорском монастыре. О нескольких днях, которые он провёл здесь, почти ничего неизвестно.

    «Нового» Пушкина с возмужавшим в михайловской ссылке талантом увидели П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. И. Тургенев и другие близкие знакомые и друзья поэта, внимательно следившие за его творчеством.

    Большое Болдино.

    Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечателен уголок земли в юго-восточной части Нижегородской губернии – село Большое Болдино.

    По сохранившимся документам известно, что в 1585 году владельцем Болдина числился воевода Евстафий Михайлович Пушкин.

    В 1619 году «за московское осадное сидение» – оборону Москвы от поляков – болдинскую землю получил Фёдор Фёдорович Пушкин. С тех пор Болдино передавалось по наследству из поколения в поколение. В 1740 году имение унаследовал от своего отца Лев Александрович Пушкин-дед поэта. После его смерти в 1790 году имение отошло к его детям. В числе наследников был и отец поэта, Сергей Львович Пушкин. Ему, по разделу с братом, досталась юго-восточная половина Болдина. В 1848 году, после его смерти, эта часть досталась Льву Сергеевичу Пушкину-младшему брату поэта. Но через три года он скончался и в 1866 году болдинским помещиком стал законный наследник-Анатолий Львович Пушкин, сын Льва Сергеевича.

    Пушкин впервые приехал в Болдино, уже переступив порог тридцатилетия – переломную в его сознании возрастную черту. 3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тёсом. Небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощицы на отлогих холмах, а кругом волнами-увалами бесконечная чернозёмная степь.

    За три болдинские осени (1830, 1833, 1834) Пушкиным были написаны лучшие его произведения. Это был взрыв гениального творчества. Утверждать не смеем, но предполагать можем, что человек, создавший за короткий срок такое количество уникальных произведений, подпитывался той атмосферой, которая царила в родовой усадьбе. Отрезанный от мира холерным карантином, он был счастлив в своей стихии, стихии творчества, которую дарило ему Болдино.

    «Ах, милый мой! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь  да степь; соседей ни души; езда верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается…», – читаем в письме к П. Плетнёву. В родовом своём разорённом Болдине поэт Пушкин, шестисотлетний дворянин и профессиональный литератор, опутанный долгами и безденежьем, чувствует себя вполне счастливым.

    «Деревня – мой кабинет» – в этой афористической фразе Пушкина выражена мысль о неразрывной связи поэта с миром его родной усадьбы.

    2. Усадьба М. Ю. Лермонтова Тарханы.

    С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XVIII века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка – Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний. По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное - "траншеи" - место военных игр будущего поэта. В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка. По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка.

    "Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." – таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах. Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде.

    Имение Тарханы нельзя считать родовым. Оно является «благоприобретённым», так как куплено было всего за 20 лет до рождения будущего поэта.

    Детство М. Ю. Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки. Мать его, Мария Михайловна, умерла очень рано, когда мальчику было всего два с небольшим года. Брак родителей не был счастливым. Ещё до смерти жены отец поэта, Юрий Петрович, покинул семью и жил отдельно.

    Самые первые, а потому самые прочные впечатления от детства – это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, а первые воспоминания – русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачёве.

    Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, делала очень многое для внука: нанимала ему хороших учителей, возила лечиться на Кавказ, приглашала в имение артистов, разрешала ему играть с крепостными мальчишками, но всё же в жизни Лермонтова не было тех родовых корней, того ощущения Дома, которое наблюдается в жизни Пушкина. Неслучайно, на всех портретах и автопортретах мы видим грустные глаза Лермонтова.

    *        *        *

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на то, что Пушкин и Лермонтов были современниками, их поэтический мир формировался в разных условиях.

    III. Сравнительно-аналитические наблюдения.

    1. Тема одиночества в стихах 1830 г. У А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

    «Солнце русской поэзии закатилось!» – писал в некрологе о Пушкине В.Одоевский. «Прострелено солнце!» – писал в частном письме Алексей Кольцов. «Солнечным центром нашей истории» назвал Пушкина выдающийся философ Иван Ильин. «Солнечность» – одна из главных особенностей поэзии Пушкина. О чём бы ни писал Пушкин, его стихи пронизаны светом и оптимизмом.

    Сквозной темой творчества М.Лермонтова является тема одиночества. «Один», «одиноко», «одинокий» – ключевые слова его лирики.

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна…

    Одна и грустна  на утёсе  горючем

    Прекрасная пальма растёт…

    …остался влажный след в морщине

    Старого утеса. Одиноко 

    Он стоит, задумался глубоко.

    Выхожу один я на дорогу...

    Никто моим словам не внемлет…

    Я один.

    Исследуя поэтический мир поэтов, мы задались целью подсчитать, сколько раз слова «один – одиноко» встречаются у Пушкина и Лермонтова в стихах 1830 года. Исследования привели нас к следующим результатам: из шестидесяти пяти стихотворений Лермонтова слова этого ряда встречаются в 24 стихотворениях 31 раз. А у Пушкина из сорока шести стихотворений – только 5 раз: в стихах «К вельможе», «Поэту», «Пред истинной благородной» и «Моя родословная», «Из Barry Cornwall». Причём в том значении, которое вкладывает в него Лермонтов (одинокий – отделённый от других), у Пушкина это слово встречается только один раз, в стихотворении «Из Barry Cornwall».

    Тихо запер я двери

    И один без гостей

    Пью за здравие Мери…

    Это ещё более поразительно, если представить, что в 1830 году Лермонтову было всего 16 лет, а Пушкину – уже 31.

    В чём же секрет неувядающего оптимизма Пушкина? Ведь он терял друзей, в его жизни был царь, «топающий ногами» и объявивший себя его «личным цензором», в его жизни были и гонения, и ссылки… Но даже будучи ссыльным, Пушкин никогда не лишался духовной опоры, ощущения Дома. Об этом же пишет Ю. Лотман в книге «Пушкин. Биография писателя»: «Когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего угла, то… Домом с большой буквы стал «дом в Михайловском, дом предков».

    В отличие от Пушкина Лермонтов «навсегда завещал русской литературе чувство сиротства, ощущение одиночества» (Аксаков И. С. – «Речь о Пушкине»). Печать неприкаянности, бездомья слышится в его стихах, может быть, как раз потому, что у него никогда не было «поэзии своего угла», ощущения Дома.

    2. Образ судьбы в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

    «Усадьба» и «судьба» – очень интересная игра слов. И хотя нет однозначной зависимости между этими понятиями, тем не менее, исторически оба слова образованы с помощью суффикса «б», имеющего обобщающее значение.

    Нам показалось интересным понаблюдать за интерпретацией слова «судьба» у Пушкина и Лермонтова. С помощью «Словаря языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца восемнадцатого-начала двадцатого века)» мы выбрали слова и словосочетания, имеющие в поэтическом употреблении этих поэтов особый эстетический смысл и экспрессивную нагруженность. Поиски привели нас к следующим результатам:

    А. Пушкин

    сети судьбы (II, 420)

    цепь судьбы (I, 206)

    язык Судьбы (II, 662)

    рука судьбы (VI, 501)

    М. Лермонтов

    веление рока (I, 413)

    законы судьбы строгие (I, 199)

    приговор судьбы (I, 412)

    гонитель людей вечный (о судьбине) (I, 274)

    Сравнивая, неоспоримо можно отметить мрачность и трагизм метафор, созданных Лермонтовым. В словах «рок», «законы», «приговор», «гонитель» – звучат неотвратимость и безысходность. Пушкин, «творящий в пределах родовой духовности», даже судьбу воспринимает по-родственному. Она плетёт «сети», навешивает «цепь», но у неё есть «язык», она даже может протянуть «руку». Таким образом, можно сказать, что в лирике  Пушкина родовая усадьба становится тем щитом, который спасает, не даёт отчаяться.

    IV. Заключение.

    Невозможно понять и оценить музыку Чайковского без природы Воткинска, стихи Есенина без Константинова, Блока без Шахматова. Понимание этого привходящего мира не только важно, но и необходимо. Сопоставив художественный мир Пушкина и Лермонтова, мы видим, что именно родовые усадьбы особенно ярко и зримо выражают связь поколений. Среда, в которой живёт человек, способствует самовыражению личности, влияет на характер человека. Родовые усадьбы обладают особой энергетикой, созданной предками, и становятся тем щитом, который не даёт отчаяться в трудную минуту. Приобретённые усадьбы не обладают такой энергетикой. Всё это несомненно влияет на формирование личности поэта, а через неё на творчество.


    Список литературы:

    1. Аксаков В. С. – «Речь о Пушкине», ж. Литература в школе, № 1, 2002.
    2. Волков Г. Н. – «Тебя, как первую любовь…», М., Детская литература, 1980.
    3. Гордина А. М., Калаушина М. М. Здесь жил Пушкин. Пушкинские места Советского Союза. Очерки. – Ленинград.: Лениздат, 1963.
    4. Грехнёв В. А. – Этюды о лирике Пушкина, Нижний Новгород, Волго-Вятское книжное изд-во, 1991.
    5. Егорова Е. Н. – «Приют задумчивых дриад». Пушкинские усадьбы и парки», М., 2006.
    6. Ерёмин А. Пушкин в Нижегородском крае. – Горький.: Горьк. обл. гос. Издательство, 1951.
    7. Левин Ю. Пушкинское Болдино. – Горький.: Волго-Вятское книжное изд-во, 1979.
    8. Ломунов К. – «Михаил Юрьевич Лермонтов», М., Детская литература, 1989.
    9. Лотман Ю. Н. – «А. С. Пушкин. Биография писателя», Л., Просвещение, 1981.
    10. Мануйлов В. – «Средовой подход в воспитании», М., 2002 г.
    11. Ожегов С. И. – Толковый словарь русского языка, М., 1998 г.
    12. Рассказова Л. В. – Русская провинциальная дворянская усадьба в лирике А. С. Пушкина. – ж. «Литература в школе», №6, 2002 г., с. 3-12.
    13. Словарь языка поэзии. Образный арсенал русской лирики конца XVIII – начала XX века, М., АСТ, 2004.


    Рецензия

    на научно-исследовательскую работу «Русская дворянская усадьба как символ судьбы (на примере лирики А. Пушкина и М. Лермонтова)», выполненную учеником 10 «А» класса
    Лебедевым Алексеем.

    Отталкиваясь от концепции средового подхода, ученик в своей работе прослеживает взаимосвязь творчества поэтов с миром, в котором они выросли. В связи с этим, по мнению автора работы, родовые усадьбы
    А. Пушкина дали ему ту энергетическую «подпитку», которая сформировала оптимизм («солнечность») его лирики.

    Творчество Пушкина рассматривается как одно из проявлений заложенной в усадьбе сущности, «духовного микрокосма».

    В сравнительно-аналитических наблюдениях над лирикой А. Пушкина и М. Лермонтова ученик делает интересные самостоятельные выводы и наблюдения. Эти выводы – результат больших исследовательских поисков, которые отражены в картотеке, не вошедшей в структуру работы.

    Несомненно, изученный материал стал для автора работы богатым интеллектуальным багажом, подтвердив его интерес к лирике Пушкина. Ученик был участником областного конкурса чтецов «Болдинская осень».

    февраль 2009 г.            Научный руководитель _________________ (Васильева Л.Л.)


    Рецензия

    на научно-исследовательскую работу «Русская дворянская усадьба как символ судьбы (на примере лирики А. Пушкина и М. Лермонтова)», выполненную учеником 10 «А» класса
    Лебедевым Алексеем.

    Реферат Лебедева Алексея носит литературоведческий характер и показывает несомненный интерес автора к пушкинской теме. В части III ученик делает интересные наблюдения и выводы по лирике Пушкина и Лермонтова.

    Свой реферат Лебедев Алексей защищал на районной конференции научно-исследовательских работ «Ступень в будущее», где занял II место.

    Работа рекомендована РОО для участия в VI областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина».

    февраль 2009 г.

    Председатель комиссии РОО  ______________________________/Горохова Е. Б.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мир русской усадьбы

    Презентация для 11 класс...

    ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

    Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

    ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

    Исследовательская работаОбъект исследовательской работы - дворянские усадьбы Петровского района. ...

    Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"

    Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)...

    Мир русской усадьбы в повести Пушкина "Дубровский"

    Ученица анализирует повесть Пушкина "Дубровский", отталкиваясь от "образа предмета" (дома, усадьбы)...

    Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина "Дубровский".

    Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе....