"Дерево предсказания" как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему

Окушко Вера Алексеевна

Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_priemy_rkmchp.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

     Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.

      Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.

      С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

  • Познакомить  слушателей с приемом «дерево предсказания»;
  • Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
  • Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема

  1.        Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

        В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания», заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.

        Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема,  «ветви» - предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

         Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления…  Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».

         К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».

         Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В  процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые  из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

         Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

  1. Имитационная игра.   

       Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».

         В классе 4 ученика: историк, физик, географ, учитель начальных классов.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

         Рефлексия: цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.

         Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!».  Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей  и надо»?

Работа с учениками. Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни, подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.

         Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.

        Задания для класса: 

  1. Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
  2. А Муравей? (Запись, обсуждение)
  3. А вы? (Запись, обсуждение)
  4. Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
  5. Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
  6. Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
  7. Индивидуальная работа. Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

  1. Парное обсуждение. Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
  2. Коллективное обсуждение. Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
  3. Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
  4. Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
  5. Выход на творческое мышление. Сочинение.
  6. Темы творческой работы:
  1. «Приходи ко мне, Стрекоза!»
  2. «Как тебе живется, Стрекоза?»
  3. Судьба Стрекозы.
  4. Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
  1. Домашнее задание: написание творческой работы.

  1. Моделирование собственного урока.

    Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».

  1. Обсуждение авторских моделей.
  2. Результаты совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Action stories как один из эффективных видов упражнений на отработку навыков аудирования и говорения у дошкольников

Предлагаю алгоритм работы по  action stories, который легко можно применять как в дошкольном обучении английскому языку, как и для начальной школы. Упражнение action stories построено на методе м...

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....

"Дерево предсказания" как один из эффективных приемов РКМЧП

Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы....

Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.

Использование технологических стратегий и  приемов РКМЧП  учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы....

«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...