Особенности работы учителя при введении ФГОС.
статья по литературе (5 класс) на тему

Фаткуллина Гульнара Факилевна

Об изменениях в работе учителя при введенииФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_uchitelya_pri_vvedenii_fgos.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старосубхангулово Бурзянский район РБ

Доклад на тему: 

              Особенности работы учителя при введении ФГОС

    Подготовила учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Старосубхангулово

Фаткуллина Гульнара Факилевна

Бурзян 2015 г.

Особенности работы учителя при введении ФГОС

Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями учителя должны перейти от идеологии формирования основных элементов новых научных знаний «к идеологии развития» - раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.

Такого результата можно достичь через:

- преемственность между всеми ступенями образования - готовности учителей среднего звена сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы;

- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.

Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?

Изменился учебно-методический комплекс. В учебнике появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Задача учителя – научиться работать с проектами сначала самому, а потом объяснить детям. Чтобы сделать удачный проект, нужно, прежде всего, заинтересовать ребенка в выполнении проекта, объяснить план действия, помочь в подготовке. Также в учебнике есть страничка для любознательных, где написана дополнительная информация. К учебникам создали электронные приложения и у учителя появились новые задачи:

- научить детей работать с интерактивной доской, а для этого самому необходимо уметь и знать все её возможности;

- правильно определять место и время на уроке для работы с электронным приложением к учебнику;

- правильно выбирать упражнения, так как по каждой теме есть множество разных заданий;

- эффективно планировать формы работы с электронным приложением;

- научить детей самостоятельно работать с электронным приложением на компьютере, чтобы они могли использовать его дома.

Произошли изменения в организации урока. Слова К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Задача учителя стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.

По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Например, при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определённый символ, в зависимости от того, как ребёнок справился. Если он считает, что всё выполнил правильно, чисто, без ошибок, написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик или другие символы.

На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения. Например,

Задание на самоанализ 

Закончите предложения:

На уроках по теме «Предложение. Повторение» я:

- узнал (а)… я не знал (а)…

- понял (а)… не умел (а)…

-научился (лась)… научился (лась)…..

Задание на самооценку

Закончите предложение:

Я (очень, не очень) доволен (льна) объявлением, которое составил(а) и написал(а)………………………….( сам(а), с помощью сверстника, учителя).

Различаются традиционный и современный уроки деятельностью учителя и учащегося на уроке.

Ученик, ранее присутствовавший и пассивно исполнявший указания учителя на уроке традиционного типа, теперь активно включён в деятельность. А учитель призван ненавязчиво осуществлять  управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.

Изменились формы организации деятельности учащихся. Ученики на уроке работают в парах, в группах, самостоятельно, что способствует развитию коммуникативных навыков. С соседом в паре или с ребятами в группе можно посоветоваться, поделиться мыслями и совместно выбрать оптимальный вариант выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.

Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностическая) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов свидетельствует, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. А это значит, что ученик может решить задачи самоопределения, говоря, «Я знаю…», «Я умею…», «Я создаю…», «Я стремлюсь…». Ученик может устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, понимая, «какой смысл имеет для него учение». Ученик может ставить перед собой учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено им и того, что ещё ему неизвестно.

Изменилась система контроля результатов. В диагностические работы включены нестандартные задания, которые направлены на развитие логического мышления, творчества и умения применять знания в жизни.

В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика. В нём отражаются все достижения ребенка: диагностические работы, доклады, контрольные работы и т.д. Это позволяет объективно оценить достижения каждого ученика – с чем он пришёл в первый класс и чему научился. Каких успехов достиг, какие трудности испытал. Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю. Работа с портфолио ведется учеником под руководством учителя с привлечением родителей.

Особенности современного урока

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач(чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует(чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности введения ФГОС ООО

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете ( статья и презентация), посвященное введению ФГОС основного общего образования....

Особенности обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе (5 класс) в условиях предстоящего введения ФГОС.

Особенностями обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе в условиях предстоящего введения ФГОС  основана на сохранении традиционной системы обучения. «Обществознание» в о...

Особенности введения ФГОС ООО по русскому языку

В 2012 – 1013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Выступление на заседании МО Об особенностях введения ФГОС основного общего образования

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образоват...

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...