брейн-ринг по литературе в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Багалей Татьяна Валерьевна

Повторительно-обобщающий урок по литературе за первую четверть по программе Г.С.Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_breyn-ring_microsoft_word.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг

по литературе  в 7 классе (по итогам 1четверти)

Тема урока: Повторение изученного в 1 четверти

Цель урока: повторить и обобщить знания, изученные в 1 четверти.

Задачи:

1)Образовательные:

- проверить знания учащимися биографии писателей ХVIII века и А.С. Пушкина;

- продолжить работу над вопросами теории литературы (классицизм, баллада, антитеза, гипербола, жанр);

- активизировать познавательную самостоятельность обучающихся.

2)Развивающие:

- создать условия для развития диалогической культуры, умения работать в команде; а также  для достижения прочного усвоения полученных на уроке знаний;

- продолжить развитие поисковой деятельности, расширение кругозора;

3)Воспитательные:

- создать условия для развития устойчивого интереса к книге, к знаниям;

- установить межличностные  отношения в процессе обсуждения;

- настроить учащихся на размышления  о пользе  и престиже чтения.

Пояснение

 Брейн – ринги проводятся как правило в конце четверти или после изучения какой-либо темы. Данная разработка представлена по итогам изученного материала  в I четверти 7 класса, когда были изучены следующие темы:

- древнерусская литература;

- литература 18 века  (творчество  М.В. Ломоносова,      Г.Р. Державина,

            Д.И. Фонвизина);

- из литературы 19 века творчество А.С. Пушкина.

В брейн – ринге состязание проходило между 7А и 7Б классами. Команды состояли из 10 человек, остальные были болельщиками и в случае, когда их команда не справляется, они отвечают на вопрос.

Жюри в составе учителей школы и учащихся старших классов после каждого тура подводит итоги.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Объяснение слов брейн – ринг.

Учитель обращается к теме урока и просит ребят сформулировать цели задачи урока.

Представление команд, капитанов.  Название («Зеленая лампа», «Арзамас») и приветствие команд.

II. Повторение изученного на уроках литературы в 1 четверти. Состязание команд.

1 тур

Биография писателей

1)Почему А.С. Пушкин был отправлен в Южную ссылку, а затем в родовое имение Михайловское?

2)В каких литературных кружках после Лицея участвовал Пушкин?

3) Какие исторические события легли в основу творчества Пушкина послелицейского периода? (1812г.,1825г.)

4) Назовите друзей – лицеистов Пушкина.

5) Кто из поэтов 18 века присутствовал на экзамене в лицее и благословил Пушкина на нелегкий путь поэта?

6)Кто из поэтов 18 века был к тому же и физиком, и химиком, и математиком?

7)Кто из поэтов 18 века был министром юстиции и тайным советником при дворе Екатерины II?

8)Кто из писателей родился на Украине, но считается русским классиком, внесшим большой вклад в развитие русской литературы?

2 тур

Идейно – художественный анализ  произведений

1)Какова основная проблема в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина? (проблема независимости и свободы творчества поэта от власти)

2)Какое стихотворение Пушкин  написал в Михайловском в 1826г., в котором выразил роль и назначение поэта и поэзии? ( «Пророк»)

3) Прочтите наизусть строки из этого стихотворения.

4)Почему стихотворение «Во глубине сибирских руд» можно назвать гражданским подвигом поэта?

5)Назовите героев  с говорящими фамилиями в комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль».

6)Какова главная тема стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?

7)В каких строках оды М.В. Ломоносова «На день восшествия… Елисаветы Петровны» выражена мысль о таланте русских людей? (Дерзайте ныне ободренны раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»)

8)В каком произведении древнерусской литературы князь и дочь древолаза прославлены и стали святыми покровителями семьи, любви и верности?

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

3 тур

Теория литературы

1)Классицизм? Характерные черты классицизма в России?

2)Что такое правило трех единств  в  классицизме? Примеры.

3)Баллада? Какое стихотворение Пушкина можно назвать балладой?

4)Антитеза? Примеры.

5)Гипербола? Примеры.

6)Жанр стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»?

4тур

Выразительное чтение стихов А.С. Пушкина:

1)»К Чаадаеву»,

2)»Песнь о вещем Олеге»,

3) отрывки из поэмы «Полтава».

4)Внепрограммные стихи Пушкина или мои любимые стихи поэта.

5 тур

А.С. Пушкин и другие виды искусств:

В презентации представлены портреты Пушкина, созданные  Кипренским, Тропининым, Соколовым, Айвазовским и Репиным; учащиеся  должны назвать автора и выступить с сообщением об истории создания портрета.

В презентации представлены памятники Пушкину в Москве (А. Опекушин), в Санкт-Петербурге (М. Аникушин), в Краснодаре (Вл. Жданов); учащиеся  должны назвать автора  памятника  и место, где он установлен.

III. Подведение итогов брейн – ринга, награждение победителей.

Учитель благодарит всех за участие в брейн – ринге, дарит командам «бабочки успеха» на память и просит приклеить их на обложку тетради по литературе  как отличительный символ знатока литературы. Выставляет и комментирует оценки.

        IV. Рефлексия.  Я сегодня на уроке…

повторил…

узнал…

запомнил…

                                   Что я  чувствовал….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Брейн-ринг "Органы цветкового растения" 6 класс

Урок проверки у учащихся знания основных терминов и понятий; практических умений по распознаванию органов растения; умения применять свои знания на практике. Урок направлен на развитие коммуникативной...

Внеклассное мероприятие Брейн-ринг для учащихся 10-11 классов

Данный материал можно использовать при проведении недели математики....

Брейн ринг между учащимися 6-х классов

Сценарий открытого внеклассного мероприятия (авторская разработка)Брейн-ринг между учащимися 6-х классов Автор: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ  № 21  МО РФ...

Физический брейн-ринг для учащихся 10-11 классов

Мероприятие проводится в рамках недели физики в школе. В игре могут участвовать учащиеся  10 или 11 классов.Цель:- развитие интереса к предмету- развитие познавательной деятельности учащихся- раз...

Брейн - ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ: «Прогулки по России под музыку русских классиков»

Викторина по музыкальной литературе включает в себя список вопросов для двух команд,подборку фото и видео - материала для игры....

Брейн-ринг по осетинской литературе

Брейн-ринг  по осетинской литературе. Жизнь и творчество Коста Хетагурова...