Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы. Содержит большой объем материала, который возможно использовать как в целом, так и отдельными блоками. Можно готовить мероприятие общешкольного уровня, распределив для выступления детей разного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Литературно-музыкальная композиция

                         «Никто не забыт, и ничто не забыто…»

                    1 блок    «Начало войны. Оборона Москвы»

Мимо фасада Большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи…

В классах десятых – выпуски завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока накануне,

Год сорок первый,

Теплая летняя ночь

С 21-го на 22-ое июня!              (школьный вальс)

                 

(Три юные пары синхронно танцуют под фонограмму песни «Это было» группы «Любэ». Затем девочки (это молодые вдовы) подходят к микрофонам. Мальчики (они одеты в солдатскую форму) спускаются со сцены и становятся напротив девочек. Девочки по очереди читают стихи, каждая из них при этом срывает платок и с плеч).

Голос Левитана (с 20 с.)

1-вдова  № 1

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры

2 вдова № 3

За окошком чуть-чуть помаячили

И ушли за солдатом солдат

До свидания, милые мальчики!

Постарайтесь вернуться назад!

3 вдова  № 5

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Фонограмма звучит громче. Мальчики-солдаты кружат девочек-вдов. Потом занимают места у микрофонов для чтения стихотворения «Жди меня» К.Симонова

1-ый солдат № 2

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

2-ой солдат  № 4

Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

3-ий солдат № 6

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждем.

(Би-2, три пары у микрофонов)

№ 8 - № 7

(В.) Ветер

(Т) Вьюга

(В.) Снега

(Т.) И метель

(В) Ночь морозная смотрит в окно

(Т) Я б хотела к тебе прилететь,

Не видала тебя уж давно…

Не грусти, не печалься, родной

Пусть огонь не погаснет в груди –

Я в холодной землянке с тобой,

И победа нас ждет впереди.

№ 10–№ 9

(Д) Если я не вернусь, дорогая

       Нежным письмам твоим не внемля,

       Не подумай, что это другая,

        Это значит, сырая земля

 (Ю) Ты рядом, и все прекрасно:

         И дождь, и холодный ветер

          Спасибо тебе мой ясный,
         За то, что ты есть на свете.

Данила Якимов № 12 - Настя Набокова № 11

(Н) Ты – рядом, а ведь могли бы

 Друг друга совсем не встретить

  Единственный мой, спасибо

    За то, что ты есть на свете..

(Д)  Единственная, спасибо

      За то, что ты есть на свете

(Н)   Единственный мой…

(Д)    Единственная моя…        

(Сцена «Проводы на фронт». Фоном Би-2, «Мой рок-н-ролл»)

Клятва солдат:

«Мы клянемся матери – Родине, клянемся перед всем советским народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянемся отстоять Москву!»  

(Девочки  остаются на сцене).

Ведущий 1:  Здесь каждый дом стоит, как дот,

                        И тянутся во мгле

                        Как шпили на Кремле.

                        На окнах белые кресты

                        Мелькают второпях,-

                        Такой же крест поставишь ты,

                         Москва, на всех врагах.

Ведущий 2 :      И каждый взрыв или пожар

                            В любом твоем дому

                            Я ощущаю как удар

                            По сердцу моему.

                            И чертят небо над Москвой

                            Прожекторов лучи.

                            И от застав шагают в строй

                            Родные москвичи.

Ведущий 1: Уже в июне в Москве создавались полки и дивизии народного ополчения. Записывались даже те, кто никогда не служил в рядах Советской Армии, но был способен носить оружие. Были среди ополченцев и ветераны гражданской войны, и комсомольцы моложе 17 лет.

Ведущий 2: Никогда бы не смогла Москва выстоять в такой жестокой схватке, если бы не ее люди. Они  были очень разными, москвичи,- пожилыми и юными, веселыми и серьезными, они были людьми самых разных характеров и профессий. Да разве это было главным?...

А главным было вот что:

 Москвичка:

Шли женщины – и на плечах лопаты,

Окопы рыть под городом Москвой.

Страна смотрела на меня с плаката

Седея, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав твердо губы, чтоб похожа Родина

На тетю Дашу из квартиры «пять».

На тетю Дашу, рядом с нами жившую,

Двух сыновей сражаться проводившую,

Да, на нее, вдову красноармейскую,

Усталую, упрямую, и резкую. (уходят все девочки)

(Выходят след.чтецы)

Ведущий:

Разве погибнуть ты нам, завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: « Вставайте на помощь…» -

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого :

Я или Родина… (Р. Рождественский. Реквием.)

Ученик: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Ученик: несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

Ученик: Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километрах стоят вражеские войска, - значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу родины.

Держась, как за личное счастье.

За каждую пядь земли, -

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзли,  вросли.

Ученица: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилось о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ученица : Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее  перелома.

Вся Родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах! Твоя оборона

Идет через наши сердца!

Ученик: Советские войска в ходе битвы под Москвой понесли большие  потери, многие имена погибших воинов известны, а многие остались до сих пор неизвестными, так как пропали без вести.

Ведущий:

Честным жил и умер честным,

Не любивший одиночества…

Почему ж стал Неизвестным

Ты, имевший имя, отчество?!

Ты ведь в список энской части

Был внесен на веки вечные…

Мы с тобой, борясь за счастье,

Под Москвой войною мечены.

Под огнем – огнем навесным

Ты шагал к высотам жизненным…

Став солдатом Неизвестным,

Стал для всех героем признанным.

Это ты в земле Московской

Спишь под звездной светлой млечностью…

У стены древнекремлевской

Твой огонь пылает вечностью…

                           2 Блок. «Молодость и война»

Выходят девочки – чтецы.

1 Чтец

Молодость и война, любовь и смерть … Какие несовместимые понятия!  Но было именно так…А еще – солдатское братство и вера в силу любви!

2 Чтец

К исходу дня прибыла машина с ранеными. Самым тяжелым был офицер – танкист. Побледневший от потери крови, весь в копоти и пыли, он находился в шоковом состоянии и невнятно произносил: «Вперед, давай!». Сняв окровавленную повязку, я увидела обнаженную почку. Он был на волоске от смерти…  Я знала, что только моя кровь спасет его жизнь.

Я не запомнила тогда его лица. Сколько таких прошло…Я просто выполнила свой долг.

Спустя месяц он захотел увидеть тех, кто спас ему жизнь. Я не узнала его. Передо мной стоял красивый стройный офицер с задумчивыми голубыми глазами. Он благодарно посмотрел на меня: «Наконец я нашел вас…», мы долго говорили что-то друг другу, но поняли главное: мы не расстанемся – это любовь, это судьба…

1 Чтец

Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия. Но было именно так…на опаленном огнем поле со старшим лейтенантом Евгением Шкурдаловым и капитаном медицинской службы Ольгой Шкурдаловой в 1943-м…

3-ой блок

«Ленинград»

                           

Вед. 1

          Наверное, невозможно о Великой Отечественной войне рассказать все. Потому, что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года ожидания и надежды. Война – это и поросшие травой холмики со звездой над ними, это и фронтовые письма, бережно хранящиеся до сих пор, это и хрупкие руки мальчишек, приходивших тогда вместе с матерями в заиндевелые цеха заводов.

        Это и горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации. Война  – это и блокадный голод, и смертельный страх потерять продуктовые карточки, это и липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой  в городе на Неве, Ленинграде.

ВЕД. 2 

Таня Савичева - Ленинградская школьница суровой блокадной поры, когда осажденный город остался без хлеба, воды и тепла, когда от непрестанных бомбежек и артобстрелов рушились здания, а погибших не успевали хоронить, вела свой дневник. В нем четвероклассница Таня, она последовательно отмечала всех родных и близких, которые умирали один за другим голодной смертью.

 

        

          Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года.

        Бабушка умерла 25 января в 6 часов дня 1942 года.

        Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

        Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

        Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

        Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Вед: 1. 

Между первой и последней записями, сделанными Таниной рукой- 137 изнурительных блокадных дней. Ее хронология, ставшая теперь достоянием истории, заканчивается печальными словами «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

ВЕД. 2 

        Танин дневник - серьезный обвинительный акт фашизму. Он был представлен на Нюрнбергском процессе, где судили нацистских главарей. Листки из Таниного дневника воспроизведены в витрине Пискаревского мемориального кладбища, где погребено около полумиллиона защитников города.

           А Таню Савичеву в 1942 году эвакуировали в Горьковскую область. Но, истощенная  голодом и страданиями, девочка медленно угасала. Как и многих других маленьких ленинградцев, Таню спасти не удалось…

                         4-ой блок  «Сталинград»

Ведущая   43-м под Сталинградом!

Ведущий  в 43-м под Сталинградом!

Ведущая Земля родная..

Твой святой, великий труд,

Твой немые муки

Прославят и превознесут

Благоговейно внуки!

Ведущий  (Анохин)

И скажу, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были,

Какие были времена!

Какие люди были!

Ведущий И вот началось! 10-го января на древней земли Руси разыгралась одна из крупнейших битв Великой Отечественной Войны!

Ведущий Она продолжалась больше полугода и отличалась исключительной напряженностью, и ожесточенностью.

(Звучит фонограмма песни И. Талькова «Россия»)

Чтец  

Как трудно было умирать 
солдатам, помнящим о долге, 
в том самом городе на Волге — 
глаза навеки закрывать. 

Как страшно было умирать: 
давно оставлена граница, 
а огневая колесница войны 
еще ни шагу вспять... 

 Ведущий:

 Как горько было умирать: 
"Чем ты подкошена, Россия? 
Чужою силой иль бессильем 
своим?" — им так хотелось знать. 

А пуще им хотелось знать, 
солдатам, помнящим о долге, 
чем битва кончится на Волге, 
чтоб легче было умирать...

Танец «Тишина» Рождественская Юля

Фон - песня группы Мародер «Вспышка танца»   (очередность при чтения не меняется)

№ 1-Сталинградская битва… Ее мы называем огненной, все горело…

№ 2-Земля горела... Это была холод зимы 1943 года.

№ 3-Земля горела… более 2 миллионов человек столкнулись в смертельной  схватке.

№ 4 -Земля горела.. Было немыслимо трудно. Но смерть, боль, отчаяние и любовь к Родине, к близким поднимали дух солдата!

№ 5 -Земля горела…Но храбрость и стойкость воинов предрешила исход всей войны…

№ 6 -Сталинградскую битву называют коренным переломом в ходе Великой Отечественной Войны!

 № 7 -Земля горела… А сегодня – на ней памятники, монументы, обелиски..

№ 8 -Земля горела… Огромной братской могилой стал поле Сталинградской Битвы

№ 9 -Победа далась дорогой ценой, но она подарила жизнь всем нам, живущим ныне.

№ 10 -Это война называют священной ..

№ 11 -Потому что священна сама Россия, сильная и непокоренная!

№ 12 -Страна, в которой не перевелись люди, достойные своих предков-героев и победителей…

Ведущий:

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

  2

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

1944

                         

                       4-ий блок «Окончание войны»

(Звучит вальс «Ах, эти тучи!» исполняют пары девушка-девушка, одна пара дев.- юноша)

Ведущий:

-Не рокотали стайки «Яков»

Не слышно взрывов со стрельбой,
Налетов, танков  страшный строй

Над запылавшею зарей…

-И кто-то пел

И кто-то плакал

И кто-то спал в землей сырой..

Ведущий:

-Вдруг тишь нахлынула сквозная

И в полновластной тишине

Спел соловей, еще не зная,

Что он поет не на войне.

И тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,

Не веря в день в который он

Четыре долгих года верил.

                                  5-й блок  «Окончание войны»

Ведущий:

Отгремела война.

Уж давней историей стала.

Но никак не отпустит

Тревожную память бойца.

От фугасов и мин

Мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер

Разминирует наши сердца?!

Часть письма «Милая моя.. Мне хочется отослать тебе кусок этой фронтовой ночи, прострелянной пулеметами и взорванной минами..

Я знаю, что у меня хватит сил на все. Ничего не пишу, а просто каждый день мой сам пишет книгу, очень горькую, и очень мужественную».

(Солдат на сцене, ведущие читают)

№ 1

Победа…что может быть сильнее и человечнее этого слова?

№ 2

Победа… Она пришла к нам в не лавровом венке, торжественная и спокойная, она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными, натруженными руками.

№ 1

Победа…четыре долгих года шел народ к ней полями сражений, хороня своих сыновей, он тянулся из последних сил, но выстоял и победил!

№ 2  И вот впервые за 1418 дней воцарилась…тишина!

Громче звучит заключительный проигрыш песни. Свет в зале гаснет, горят только софиты. Слышны удары метронома.

Ведущий:

Молча камни кричат,

Камни стуком стучат

В самое сердце стучат.

В небо стучат голубое -

Памяти нет отбоя!

Падает тихий снег…

Бьется, как сердце, пламя,

Снег застилает свет,

Снег заметает след,

Снег не заносит память!

Сыплется чистый снег,

На постаменте тая…

Катится капля святая…

                                        6-й блок. «Молитва»

(Звучит фонограмма – проигрыш песни «Силы небесные» (27 с.) в исполнении Н. Баскова.)

               (в зале выключен свет, свечи в руках чтецов горят, на коленях)

1-я девочка. Боже, для чего Ты оставил еси

Жить меня на планете тревожной?

2-я девочка Помолчи, а в молитве что хочешь, проси,

Только верь – и все будет возможно!

1-я девочка.

Боже, ныне ведь не о себе я молю:

Двух эпох на грохочущем стыке

Память горькую я несу –

Хочу, чтоб мир без войны жил в 21-м веке!

2-я девочка.

Плачь. И в плаче о будущем

Прошлое святою слезой окропи.

И молитвою  чудною память разбуди.

Фонограмма обрывается. Шесть юношей и шесть девушек, стоящих на сцене, декламируют по очереди.

№ 1 нашему поколению суждено жить в третьем тысячелетии, осознав свое место среди других поколений!

№ 2- Каким был ХХ век? Какой груз несет он в век грядущий?

№ 3- Каждая эпоха оставляет память о себе…

№ 4- В памяти поколений останутся трагические годы прошедшего столетия! № 5 В вечной памяти  останется Великая Отечественная Война 1941-1945 годов

№ 6- В наших сердцах останется память и скорбь о тех, кого нет рядом с нами!

№ 7- Вечная память павшим! Их вдовам и матерям!

Ведущий:

Застыли на курганах обелиски,

Застыли, охраняя тишину.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в прошедшую войну.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в минувшую войну.

Ведущий:

Помните!

Через века,

            через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                     достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

       просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Ведущий:

Вечная

       слава

             героям!

Вечная слава!

...Но зачем она им,

                    эта слава, -

мёртвым?

Для чего она им,

                 эта слава, -

павшим?

Всё живое -

спасшим.

Себя -

не спасшим.

Для чего она им,

                 эта слава, -

мёртвым?..

Если молнии

            в тучах заплещутся жарко,

и огромное небо

от грома

оглохнет,

если крикнут

             все люди

                      земного шара, -

ни один из погибших

даже не вздрогнет.

Знаю:

солнце

       в пустые глазницы

                         не брызнет!

Знаю:

песня

      тяжёлых могил

                    не откроет!

Но от имени

            сердца,

от имени

         жизни,

повторяю!

Вечная

Слава

Героям!..

Ведущий:

И бессмертные гимны,

прощальные гимны

над бессонной планетой

                       плывут

                              величаво...

Пусть

      не все герои, -

те,

кто погибли, -

павшим

вечная слава!

Вечная

       слава!!

Вспомним всех поимённо,

горем

      вспомним

               своим...

Это нужно -

не мёртвым!

Это надо -

живым!

Вспомним

         гордо и прямо

погибших в борьбе...

Есть

     великое право:

забывать

о себе!

Есть

     высокое право:

пожелать

и посметь!..

Стала

вечною славой

мгновенная

смерть!

Ведущий:

Люди!

Покуда сердца

              стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

            помните!

Песню свою

           отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

                не споёт, -

помните!

Детям своим

            расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

      детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

               бессмертной

                           Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                    ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

           трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

       войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

заклинаю, -

помните!

1962

Ведущий:

Застыли на курганах обелиски,

Застыли, охраняя тишину.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в прошедшую войну.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в минувшую войну.

Ведущий:

Мы на лицо холодного гранита

Кладем цветы, но плачем не навзрыд

И говорим: «Ничто не позабыто,

Никто из павших нами не забыт!».

                       Минута молчания (метроном)

             (на экране идет видеоряд «Погибшие ученики нашей  школы»)

                                   Звучит песня «День Победы» ( 1 куплет)

Девочка 1 класс:

Пусть будет мир

Как надоели война на свете,

Гибнут солдаты и малые дети,

Стонет земля, когда рвутся снаряды,

Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: «Люди, постойте,

Войну прекратите, живите достойно,

Гибнет природа и гибнет планета,

Ну неужели вам нравится это???»

Война – это боль, это сметь, это слезы,

На братских могилах тюльпаны и розы.

Над миром какое-то время лихое,

Где правит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,

Пускай на земле будет мир, будет дружба,

Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн -  НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе

Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы поможет учителям в патриотическом воспитании учащихся. Сценарий содержит большое количество стихов и песен разных авторов о войне. Выдержки их ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.

Сценарий разработан учителем Быковской средней общеобразовательной школы № 14 Башировой Н.Ю....