Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfografiya_11_klispravlena.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ангарск-2015

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Раздел III. Учебно-тематический план

Раздел IV. Календарно-тематический план

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса 

Раздел VI. Формы и средства контроля

Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

Приложение

Раздел I. Пояснительная записка  

Статус документа

Рабочая программа  факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10   класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов  «Русское правописание: орфография и пунктуация  (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.

Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

3

-

-

Программа  «Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов» (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013

  Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Орфография. Пунктуация / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2011.

  Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013

Структура документа

Рабочая  программа по факультативному  курсу  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание факультативного  курса  представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":

           Повышение грамотности учащихся,  развитие  культуры  письменной  речи.          Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим  необходимо:

  • Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
  • - Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
  • - Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

 

Общеучебные компетенции и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский  язык  выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Коммуникативно-деятельностный  подход к совершенствованию  правописных умений  и навыков  способствует  активному  развитию  грамотности в широком смысле  этого слова -  функциональной  грамотности, то есть способности  извлекать , понимать, передавать, эффективно  использовать полученную  разными способами  текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила  правописания). А также  связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии  с определенной  коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  компетенции:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  Приоритетной задачей   обучения в основной школе  является  развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 11  класса рассчитана на  34  часа  (1 час  в неделю).

Авторская программа  факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 11  класса(автор-составитель С.И.Львова)  дает представление  о том, как  нужно распределять  материал по темам,  представлена последовательность изучения тем.

Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на  развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.

Основные формы организации учебного процесса представлены  ниже:

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные

(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые,  индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы. 


Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения

(13 ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).

Знаки препинания между частями сложного предложения

(8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.


 Раздел III. Учебно-тематический план

Тема

Теоретические часы, практикумы

Самостоятельные работы

Контрольные работы, педагогическая диагностика

Конечный результат по разделу

Речевой этикет в письменном общении ( 2 часа)

Речевой этикет как  правила речевого общения

1

работа с картой урока

Тест

Знать: смысл понятий: речевой этивет, речевая ситуация.  этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-

Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, переменять основные правила  письменного общения  в виртуальных  дискуссиях, конференциях

Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том   числе  при виртуальном  общении.

1

работа с картой урока

Тематический  тест

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания  ( 2 часа)

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1

Работа с картой урока

Тест

Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять разделительные знаки препинания  , знаки завершения  при передаче  чужой речи, между частями СП

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

1

Работа с картой урока

Тематический  тест

Разделы русской пунктуации

1

Работа с картой урока

Тематический  тест

Знаки препинания в конце предложения  ( 1 час)

Знаки препинания в конце предложения 

1

Работа с картой урока

Тест

Знать: понятие предложение и его основные при знаки

Уметь: определять границы предложения, употреблять точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Знаки препинания внутри простого предложения  (13 ч)

Знаки  препинания  между  членами предложения. Правили постановки тире  . Тире в неполном предложении

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: Система правил данного раздела пунктуации. Правила постановки  знаков  препинания

между членами предложения, между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Уметь:  обособлять  члены  предложения,  распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные  определения.  Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической характеристики предложения

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Обособление приложений.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Обособление  уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов 

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания между частями сложного предложения

(8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Употребление знаков препинания между частями бессоюзного  предложения

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания  при  передаче  чужой  речи ( 3 часа)

Работа с картой урока

Знаки препинания  при прямой  и косвенной  речи

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать ми понимать  понятия Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.

Уметь: применять в практике письма данное правило.

Оформление  на письме  прямой и диалога  

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Разные способы  оформления   на письме  цитат

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым  настроем

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: понятие  связный  текст, авторские  знаки препинания , абзац  как  пунктуационный знак, передающий  структурно0смвсловые членение  текста

Роль контекста  в выборе   пунктуационного  знака

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Авторские  знаки препинания

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Абзац  как  пунктуационный знак

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Раздел IV. Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1

Речевой этикет как  правила речевого общения

1

Совершенствование ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Знать: смысл понятий: речевой этикет, речевая ситуация.  этикетные формы извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, переменять основные правила  письменного общения  в виртуальных  дискуссиях,

03,09

2

Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том   числе  при виртуальном  общении.

1

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

10,09

3

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический контроль

Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять разделительные знаки препинания  ,

17,09

4

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический

Знать: Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять, знаки завершения  при передаче  чужой речи, между частями СП

24,09

5

Разделы русской пунктуации

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять разделительные знаки препинания  ,

01,10

6

Знаки препинания в конце предложения 

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять разделительные знаки препинания  ,

08,10

7

Знаки  препинания  между  членами предложения. Правили постановки тире  . Тире в неполном предложении

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический

Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  Уметь: применять разделительные знаки препинания  ,

15,10

8

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  

22,10

9

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Основные функции пунктуационных знаков  

29,10

10

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической характеристики предложения

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический

Знать  постановку  знаков препинания  в предложениях  с определениями

12,11

11

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

19,11

12

Обособление приложений.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

26,11

13

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический

Знать: Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Уметь:  обособлять  члены  предложения,  распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные  определения.  

03,12

14

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Объяснительный диктант

Знать: Обособление обстоятельств, Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Уметь:  обособлять  члены  предложения,  распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные  определения.  

10,12

15

Обособление  уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

17,12

16

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

24,12

17

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Уметь:  обособлять  члены  предложения,  распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные  определения.  Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

14,01

18

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

21,01

19

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов 

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический

Уметь:  обособлять  члены  предложения,  распространенные и нераспространённые , согласованные и несогласованные  определения.  Обособлять причастные и деепричастные обороты. знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

28,01

20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический контроль

Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

04,02

21

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

11,02

22

Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

18,02

23

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

25,02

24

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический

Знать: Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

04,03

25

Употребление знаков препинания между частями бессоюзного  предложения

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

11,03

26

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных  пунктограмм

Тематический

Уметь: употреблять знаки препинания  внутри СП, выполнять семантико-интонационный  анализ предложений, грамматико-интонационный   анализ предложений.

18,03

27

Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

01,04

28

Знаки препинания  при прямой  и косвенной  речи

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать ми понимать  понятия Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.

Уметь: применять в практике письма данное правило.

08,04

29

Оформление  на письме  прямой и диалога  

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Объяснительный диктант

15,04

30

Разные способы  оформления   на письме  цитат

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных  пунктограмм

Объяснительный диктант

Уметь: применять в практике письма данное правило.

22,04

31

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым  настроем

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

Знать: понятие  связный  текст, авторские  знаки препинания , абзац  как  пунктуационный знак, передающий  структурно0смвсловые членение  текста

29,04

Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

32

Роль контекста  в выборе   пунктуационного  знака

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

06,05

33

Авторские  знаки препинания

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

13,05

34

Абзац  как  пунктуационный знак

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных пунктограмм

Тематический контроль

Знать: понятие  связный  текст, авторские  знаки препинания , абзац  как  пунктуационный знак, передающий  структурно0смвсловые членение  текста

20,05


Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в   X  классе учащиеся должны:

  • иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • знать  языковые нормы,  уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;
  • обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
  • овладеть функциональными стилями речи;
  • уметь  создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
  • уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  •  осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнять практические задания из КИМов;
  • осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • производить информационную переработку устного и письменного текста;
  • создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • создавать  устные высказывания  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  •  создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Раздел VI. Формы и средства контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
  • тест, экспресс-тесты по темам;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • сжатое и выборочное изложение;
  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;
  • сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
  • сочинение на морально-этическую тему;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • сочинение-рассказ на свободную тему;
  • устное высказывание на лингвистическую тему.


Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

 1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., Просвещение, 2011 год.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.

6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.

7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.

9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.

10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.

11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.

12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012

13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»

14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»

15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»

16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.

17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".

     http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

      claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов.

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....