Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Программа расчитана на 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfografiya_10_klispravlena.docx64.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ангарск-2014

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Раздел III. Учебно-тематический план

Раздел IV. Календарно-тематический план

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса 

Раздел VI. Формы и средства контроля

Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

Приложение

Раздел I. Пояснительная записка  

Статус документа

Рабочая программа  факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10   класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов  «Русское правописание: орфография и пунктуация  (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.

Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

3

-

-

Программа  «Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов» (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва: «Мнемозина», 2009 год.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013

  Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Орфография. Пунктуация / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2011.

  Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение,2013

Структура документа

Рабочая  программа по факультативному  курсу  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание факультативного  курса  представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":

  Повышение грамотности учащихся,  развитие  культуры  письменной  речи.          Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим  необходимо:

  • Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
  • - Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
  • - Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

          

Общеучебные компетенции и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский  язык  выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Коммуникативно-деятельностный  подход к совершенствованию  правописных умений  и навыков  способствует  активному  развитию  грамотности в широком смысле  этого слова -  функциональной  грамотности, то есть способности  извлекать , понимать, передавать, эффективно  использовать полученную  разными способами  текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила  правописания). А также  связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии  с определенной  коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  компетенции:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  Приоритетной задачей   обучения в основной школе  является  развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 10 класса рассчитана на  34  часа  (1 час  в неделю).

Авторская программа  факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  для 10 класса(автор-составитель С.И.Львова)  дает представление  о том, как  нужно распределять  материал по темам,  представлена последовательность изучения тем.

Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на  развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.

Основные формы организации учебного процесса представлены  ниже:

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные

(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые,  индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы. 


Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;

в устной речи

от смысла--------> к средствам его выражения

в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска дощи тый, очки очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять посеявший посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».


 Раздел III. Учебно-тематический план

Тема

Теоретические часы, практикумы

Самостоятельные работы

Контрольные работы, педагогическая диагностика

Конечный результат по разделу

Особенности письменного общения ( 2 часа)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

работа с картой урока

Тест

Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения

Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников

Возникновение и развитие письма как средства общения.

1

работа с картой урока

Тематический  тест

Орфография . ( 2 часа)

Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

1

Работа с картой урока

Тест

Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части , сведения из истории русской орфографии; Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них

Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Разделы русской орфографии. Орфографическое правило.

1

Работа с картой урока

Тематический  тест

Правописание морфем ( 18 часов)

Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.

1

Работа с картой урока

Тест

Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.Правописание гласных в корнях слов, правила, нарушающие единообразие написания корня, особенности фонетического принципа написания.

Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова, : опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: правописание гласных в корнях слов с чередованием. правописание согласных в корнях слов

Уметь: приводить доказательства,

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Группы корней с чередованием.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, 

Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций,  опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, : применять в практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять самоконтроль, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов причастий

Правописание приставок.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание суффиксов имен существительных.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание суффиксов глаголов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.

2

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм

Уметь: применять полученные знания в практике правописания

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

Орфографические правила, требующие различения морфем

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: условия употребления разделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы

Слитное, дефисное и раздельное написание ( 10 час)

Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового  и грамматического анализа   слова при выборе  правильного  написания.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

 Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.

Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.

Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм

Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи.

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

2

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм

Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности.

Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.

2

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: особенности написания производных предлогов.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи

Образование и написание сложных слов.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: образование и написание сложных слов
Уметь: оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи.
Уметь: анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы употребления дефиса в знаменательных и служебных частях речи

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Написание прописных и строчных букв ( 2 часа)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

систему правил, регулирующих их написание

Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Работа с картой урока

Тематический тест

Раздел IV. Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

Особенности письменного  общения  2 часа

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

Совершенствование ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения

Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников

02/09

2

Возникновение и развитие письма как средства общения.

1

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

09.09

Орфография как система  правил   правописания  2 часа

3

Русское  правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический контроль

Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части .

Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

16.09

4

Орфографическое правило  как  разновидность  учебно-научного текста

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический

Уметь:  осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

23.09

Правописание  морфем  18 часов

5

Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Правописание гласных в корнях слов, 

Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова, опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

30.09

6

Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Уметь: приводить доказательства,

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

07.10

7

Группы корней с чередованием.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический

Уметь: приводить доказательства,

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

14.10

8

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: правописание согласных в корнях слов.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

21.10

9

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций

28.10

10

Правописание приставок.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический

Знать: правописание гласных и согласных в приставках Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций

11.11

11

Правописание суффиксов имен существительных.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм, отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и превосходной степени, типичные суффиксы глаголов и их написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-, 

Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок, анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций,  опознавать, применять в практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, правописания суффиксов причастий

18.11

12

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

25.11

13

Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический

02.12

14

Правописание суффиксов глаголов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Объяснительный диктант

09.12

15

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический контроль

16.12

16-17

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.

2

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

23.12

13.01

18

Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

20.01

19

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

27.01

20

Орфографические правила, требующие различения морфем

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический

03.02

21

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Объяснительный диктант

Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей речи.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний

10.02

22

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: условия употребления разделительных Ъ и Ь, правописание согласных на стыке морфем.

Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

17.02

Слитное, дефисное и раздельное написание  10 час

23

Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового  и грамматического анализа   слова при выборе  правильного  написания.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.

Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  

24,02

24

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.

Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  

03,03

25

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический

Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать орфографические нормы

10,03

26-27

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

2

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм

Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи.

17,03

07,04

28-29

Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.

2

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в наречиях.

Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов,  

14,04

21,04

30

Образование и написание сложных слов

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль

Знать: особенности написания производных предлогов.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи

28.04

31

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Знать: образование и написание сложных слов
Уметь: оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения

05.05

32

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический контроль

Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи.
Уметь: анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма нормы употребления дефиса в знаменательных и служебных частях речи

12,05

Написание прописных и строчных букв   2 часа

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Тематический контроль

Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы

19,05

34

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.  Работа  со слова «Строчная или  прописная»

1

Урок контроля знаний

Практическая  работа

26,05.

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в   X  классе учащиеся должны:

  • иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • знать  языковые нормы,  уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;
  • обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
  • овладеть функциональными стилями речи;
  • уметь  создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
  • уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  •  осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнять практические задания из КИМов;
  • осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • производить информационную переработку устного и письменного текста;
  • создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • создавать  устные высказывания  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  •  создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Раздел VI. Формы и средства контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
  • тест, экспресс-тесты по темам;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • сжатое и выборочное изложение;
  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;
  • сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
  • сочинение на морально-этическую тему;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • сочинение-рассказ на свободную тему;
  • устное высказывание на лингвистическую тему.


Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

 1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., Просвещение, 2011 год.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.

6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.

7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.

9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.

10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.

11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.

12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012

13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»

14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»

15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»

16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.

17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".

     http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

      claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов.

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....