Урок по литературе
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Урок обобщение по литературе Н.В. Гоголь "Ревизор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_po_literature_gogol.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852гг ) Обобщение по комедии «Ревизор» Выполнил учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ С.Елабуга Чеченихина Т.В

Слайд 2

Цели урока - обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»,углубление и расширение знаний восьмиклассников о сатирическом произведении; формирование умений обдумывать и принимать решения; развитие навыка работы в творческой группе. - воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках; воспитание интереса к литературе. - создать условия для осмысления нравственных вопросов, затронутых в комедии.

Слайд 3

История создания комедии и источник сюжета Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачеве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он подарил Гоголю.

Слайд 4

Идейный замысел Гоголя «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» Н.В.Гоголь

Слайд 5

САТИРА Вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.

Слайд 6

Словарная работа Чиновники – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание, работающий на государство. Ревизор – должностное лицо, производящее ревизию. Ревизия – обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.

Слайд 7

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский городничий Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…» Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!» Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай…ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…» Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!» Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин» О себе: «Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства» «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог» «да, признаюсь…очень хочу быть генералом» «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»

Слайд 8

Анна Андреевна жена городничего Марья Антоновна дочь городничего

Слайд 9

Лестница славы и позор городничего. П оздравления чиновников Мечты о Письмо Хл . Петербурге прочитано Монолог Предложение городничего. Хлестакова Немая сцена

Слайд 10

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин судья Городничий - судье : «У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками …кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…» Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело» Ляпкин-Тяпкин - Землянике: «Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»

Слайд 11

Артемий Филиппович Земляника попечитель богоугодных заведений (руководитель больниц) Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека Городничий - Землянике : «Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему» Земляника - Хлестакову : « Больные все, как мухи, выздоравливают» Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку: «Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»

Слайд 12

Христиан Иванович Гибнер уездный лекарь (главный врач) Земляника о Гибнере : «Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет… да и Христиан Иванович по-русски ни слова не знает…»

Слайд 13

Лука Лукич Хлопов смотритель училищ Смирение и запуганность –вот главные его качества О себе : «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек» «Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз..»

Слайд 14

Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер (начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров) С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма: «Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Слайд 15

Пётр Иванович Бобчинский Пётр Иванович Добчинский городские помещики Они похожи, но не тождественны: Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками» В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров Бобчинский о Хлестакове : «Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?» Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»

Слайд 16

Словарная работа: Взяточничество – должностное преступление, заключающееся в получении взяток. Казнокрадство – обкрадывание казны. Самоуправство – произвол, нарушение законного порядка при ведении дел.

Слайд 17

Иван Александрович Хлестаков чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как у него что на уме, то и на языке Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку. Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»

Слайд 18

Словарная работа Мотовство – качество человека, не умеющего беречь сбережения. Транжир – человек, не умеющий беречь деньги, тратящий их налево и направо без надобности.

Слайд 19

Осип слуга Хлестакова «…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни) «…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге) «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( * коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса )

Слайд 20

Что такое хлестаковщина ?Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?

Слайд 21

Эпиграф На зеркало неча пенять, коли рожа крива

Слайд 22

Н.Г. Чернышевский Гоголь « первый представил нас нам в настоящем нашем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».

Слайд 23

Имя, фамилия героя Сфера деятельности Нарушения Принимаемые меры

Слайд 24

Своя игра Сцены 10 20 30 40 50 Общие вопросы 10 20 30 40 50 Портрет 10 20 30 40 50 Вариант 10 20 30 40 50

Слайд 25

Что же делает комедию комедией? Задание. Какие комические приемы использовал Н.В.Гоголь, чтобы создать комическое содержание, выразить свой сатирический взгляд на жизнь провинциального городка, да и всей России 19 века? Поработаем с текстом комедии.

Слайд 26

Приемы комического Подмена - употребление одного вместо другого. Задание Найдите указанный прием во 2 действии (8 явл .), в 4 действии (9 явл .). Докажите свой выбор. К.А.Савицкий, 1901-1902

Слайд 27

Приемы комического Давайте проверим Подмена- главный прием, на котором держится сюжет комедии, потому что Хлестакова приняли за того, кем он на самом деле не является. Хлестаков . А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. (д.3 я.6) Осип. Да что завтра! Ей-богу, поедем, Иван Александрович! Оно хоть и большая честь вам, да все, знаете, лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли ... (д.4 я. 9)

Слайд 28

Приемы комического Лексические искажения - «коверканье слов», употребление фразеологизмов в ином значении. Задание Найдите указанный прием в 1 действии (5 явл .), во 2 действии (1 явл .), в 3 действии (5явл.). Докажите свой выбор. Давайте проверим Аммос Федорович . Да вам чего бояться? Колпаки чистые надел на больных, да и концы в воду.(д.1я.3) Артемий Филиппович . Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели (…)все как мухи выздоравливают (д.3я.5)

Слайд 29

Приемы комического Гипербола – преувеличение. Задание Найдите указанный прием в 3 действии (6 явл.). Докажите свой выбор. Давайте проверим Вся сцена вранья Хлестакова в 3 действии 6 явлении держится на гиперболе. Например, он говорит о себе: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал."

Слайд 30

Приемы комического Клоунада – остро динамическая комическая сценка, построенная на приёмах эксцентрики и буффонады, большую роль играют мимика и жесты. Задание Найдите указанный прием во 2 действии (8, 10явл.), в 4 действии (1явл.), в 5 действии (явление последнее- немая сцена). Докажите свой выбор. К.И.Савицкий,1901-1902

Слайд 31

Приемы комического Давайте проверим Поведение Бобчинского и Бобчинского , их речь очень напоминает клоунаду. Например, подслушивание Бобчинского в трактире заканчивается падением. Написавши, отдает Добчинскому , который подходит к двери, но в это время дверь обрывается, и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с ней на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается. Хлестаков . Что? Не ушиблись ли вы где-нибудь? Бобчинский . Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет. (д.2 я.10 ) Да и вся немая сцена строится на описании комичных жестов и поз.

Слайд 32

Итак, С помощью найденных нами в «Ревизоре» приемов Н.В.Гоголь создал комическое содержание, выразил свой сатирический взгляд на жизнь провинциального городка, да и всей России 19 века.

Слайд 33

Назовите сцену

Слайд 38

2. Назовите героя

Слайд 43

Выберите правильный ответ: «Немая сцена» в пьесе является: а) внешней развязкой; б) возвращением действия к началу; в) недоговоренностью: каждый зритель должен сделать свой вывод, что будет после немой сцены . В

Слайд 44

Выберите правильный ответ: Кто является положительным героем комедии: а) почтмейстер, б) Осип, в) смех, г) Марья Антоновна . В

Слайд 45

Выберите правильный ответ: Какое чувство объединяет героев в «немой сцене»: а) удивление, б) страх, в) злость . Б

Слайд 46

Выберите правильный вариант ответа: Укажите место действия в комедии «Ревизор» А. Миргород Б. Москва В. Уездный город Г. NN Г

Слайд 47

Выберите правильный вариант ответа: Кто из действующих лиц комедии на протяжении всего действия не произносит ни одного слова? А. жена Городничего Б. Слесарша Пошлепкина В. смотритель училищ Г. уездный лекарь Гибнер Г

Слайд 48

С чего начинается пьеса? “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор!!!”

Слайд 49

Вопрос: каково лексическое значение слова «инкогнито»? Ответ: тайно.

Слайд 50

Вопрос: какие города называются в пьесе «Ревизор»? Ответ: Петербург, Саратов, N , Пенза.

Слайд 51

Вопрос: по какому принципу (по Н.В.Гоголю) работают в больницах города N ? Ответ: «Умрет, так умрет. Выздоровеет, так выздоровеет».

Слайд 52

Вопрос: кто в немой сцене превратился в вопросительный знак? Ответ: почтмейстер Шпекин .

Слайд 53

Домашнее задание Подготовить сообщения на темы. 1.Купечество в комедии. 2.»Ревизор» на сцене и в кино. 3.Современники о комедии «Ревизор». 4.

Слайд 54

Список используемых источников Изображения: https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Ревизор_(комедия ) http:// rus-img2.com/revizor-gogol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...