Поэтический язык Бориса Пастернака
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Чехонина Татьяна Иосифовна

Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_obraz_pasternaka.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 11-ом классе

Тема урока: Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Цели урока:       1. Продолжить знакомство с лирикой Б. Пастернака и

                                       помочь учащимся осмыслить идею

                                       стихотворения «Зимняя ночь».

                                   2. Охарактеризовать художественные средства,

                                       используемые Б. Пастернаком в стихотворении,

                                       обратить внимание на особенности языка поэта.        

                                         3. Полученные знания использовать для написания

                                        письменных работ.

                                   4. Воспитывать у учащихся чувство любви к русской поэзии

Оборудование: портрет Б. Пастернака, роман «Доктор Живаго», 

                               «Стихотворения Юрия Живаго» (на каждом столе),

                                   интерактивная доска, план анализа

                                   лирического произведения.

Ход урока:         

  I Объявление темы урока. Целевая установка

  II Слово учителя.

Роман о земном пути Юрия Андреевича Живаго начинается со смерти  матери, а завершается его смертью, похоронами. Лариса же попросту исчезает с лица земли, «пропала неизвестно где, … в одном из … общих или женских концлагерей севера». О страшной судьбе их дочери  мы узнаем из разговора Гордона и Дудорова в эпилоге романа. Строчка Блока, которую вспоминают друзья  («Мы дети страшных лет России»), приобретает новое символическое значение: «Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле. А теперь все переносное стало буквальным».

Но заканчивается роман Пастернака тем же ощущением, предвестием свободы, которым пропитано всё произведение. Состарившиеся Гордон и Дудоров перелистывают тетрадь писаний Живаго, ставших вечным его воплощением. (Зачитать отрывок в эпилоге, начиная со слов: «Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны…» (конец 16-й части, 5 глава).

Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, вечная жизнь его души и души самого автора, который понимал своё творение как исполненную миссию: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».

III Особенности поэзии Пастернака.

  1. Прочитаем стихотворение, открывающее цикл с шекспировским названием «Гамлет». (Читает заранее подготовленный ученик на фоне музыки).  

                                                 Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске

Что случиться на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

  1. Слово учителя.

В центре лирики Пастернака стоит образ человека, размышляющего над своей эпохой, поэтому любимым героем Пастернака был Гамлет со своими вечными вопросами. Поэтический мир Пастернака особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих поэтических открытий. На уроке литературы мы изучали лирику Пастернака.

- Чем характеризуется художественный мир поэта?

(Для поэзии Пастернака характерны следующие особенности: 1) метафорическая насыщенность, 2) взаимопроникающие образы и предметы, 3) невыделенность лирического героя, 4) понимание искусства как эквивалента жизни).

- На уроках вы анализировали стихи поэта. Назовите тропы и фигуры речи, используемые Пастернаком.

(Пастернак избегает изобретать новые средства выразительности, но среди старых предпочитает: 1)редкие слова, расположенные у границ допустимого, 2) малоупотребительные грамматические формы, 3) вводит лексику разных пластов, 4) часто употребляет фразеологические обороты и гиперболы, 5) любит эллипсисы, анаколуф (нарушение синтаксической правильности согласования членов предложения), 6) использует метафоры, сравнения, антитезу, анафору, повторы, аллитерацию).  

IV Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

  1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго», который  завершается циклом стихотворений, написанных Юрием Живаго (главным героем). Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в Воскресение.

  1. Сообщение ученика о месте и роли стихотворений в романе.
  2. Чтение стихотворения «Зимняя ночь» подготовленным учеником.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале.

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

  1. Беседа по содержанию стихотворения.

– Что символизирует свеча?

(Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»).

           – Когда появляется в романе образ свечи? Зачитайте.

(Образ свечи появляется в романе дважды. Представим метель, рождественскую морозную ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед елкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне Камергерского переулка, где идет разговор между Ларой и Патулей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало»). Именно в это мгновение Юра впервые слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «Свеча горела на столе».

            Юра ждет, что продолжение прекрасной строки «придет само собой». Но оно само собой не приходит и не может прийти. Для прихода истинной поэзии потребовалась целая жизнь.

            Второй раз: вспомним предсмертную исповедь Антипова-Стрельникова Юрию Андреевичу: «Так вот, видите ли, весь этот XIX век со всеми его революциями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства, неисполненные и приведенные в исполнение, все рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах Европы, всю новую систему идей, новизну и быстроту умозаключений, насмешливость, всю, во имя жалости выработанную, вспомогательную безжалостность – все это впитал в себя и обобщенно выразил собою Ленин, чтобы олицетворенным возмездием за все содеянное  обрушиться на старое.

           Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вокруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

           Свеча – это символ любви Ю. Живаго к Ларе, символ надежды, добра, победившего зло, свеча – это символ искупления за все невзгоды человечества.    

 

         

  – Слово учителя.

-Какова тема и композиция стихотворения?

(«Зимняя ночь» построена как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени).

           – Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно – выразительные средства языка использует поэт? С какой целью?

           (Эпитеты:  озаренный потолок; мгла седая и белая;

            Гипербола:   мело, мело по всей земле;

            Сравнения: как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно;

            Метафоры: метель лепила на стекле кружки; и воск слезами ночника на платье капал;

           Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;

           Повтор: свеча горела на столе; свеча горела (симметрично расположенный рефрен «Свеча горела на столе//Свеча горела» завораживает, усиливает впечатление кружения метели, возвращение воспоминаний);

           Параллелизм: скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья).

           - Определите стихотворный размер. ( Ямб)

           - Определите вид рифмы (перекрестная).

           - Почему стихотворение начинается с гиперболы? (Чтобы придать масштабность всему происходящему).

-Заключительное слово учителя

       (Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» - с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и своё право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Таким образом, любовная страсть у поэта предстаёт как сила, способная противостоять напору небытия: «…хаосу, бездне небытия противостоит предельно сжатое, сосредоточенное, интенсивное бытие, высшая концентрация жизни» (Ан.Якобсон). Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни.

   V Описание творческого процесса в романе

-Каким образом рождались такие прекрасные, завораживающие стихотворения?

         - Найдите и зачитайте в романе отрывок, в котором Юрий Живаго описывает собственный творческий процесс. ( II книга, ч.14, гл.8)

       ( « После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных.

             В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.» )

            VI Творческая работа.  Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

           Использовать план анализа стихотворения для написания сочинения.  

Развернутый план анализа лирического произведения

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада  –  реальные и фантастические черты, философское стихотворение  - какие общие  проблемы  бытия затрагивает, лирического героя, послание – кому адресовано и т.д.)
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.)
  5. Художественные особенности:
  • Как раскрываются категории времени и пространства;
  • Как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • Использование стилистически окрашенной лексики;
  • Инверсия, повтор, антитеза;
  • Параллелизм;
  • Риторический вопрос, восклицание;
  • Обращение;
  • Особенности синтаксиса;
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • Ритм (ямб – разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль – строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двусложные с пиррихием – особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • Способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • Строфика;
  • Элементы живописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения.

           VII Чтение и обсуждение ученических работ.

           Из сочинений учащихся зачитать фрагменты.

          VIII Домашнее задание.

         Проанализировать стихотворение (по выбору) из последней части романа «Стихотворения Юрия Живаго».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Анализ стихотворений "Никого не будет дома" и "Июль"....

Борис Пастернак

Данная презентация поможет в проведении урока по творчеству поэта в 11 классе...

Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"

Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака  позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на ...

Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...

Борис Пастернак "Гамлет". Анализ поэтического текста.

Данная статья может быть полезна учителям для проведения урока и ученикам для самостоятельного изучения материала....