Разработка урока "Ибо не ведают,что творят"(по рассказу В.Дёгтева "Четыре жизни", презентация)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Татьяна Александровна Михайлова
Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мультимедиа проектор; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ibo_ne_vedayut_chto_tvoryat.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Ибо не ведают, что творят…»

           Урок по рассказу В.Дёгтева «Четыре жизни»

 Форма проведения урока – урок-дискуссия .

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Целеполагание:

  1. Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения
  2. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.
  3. Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.
  4. Вызвать стремление гуманно относится  к страдающему человеку, разделять чужую боль.

 Оборудование: текст рассказа; мультимедиа проектор; презентация.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Четыре жизни”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент урока.

1. Учитель:  

(Слайд 1)

Сегодня  мы  познакомимся  с биографией и творчеством уже известного писателя Вячеслава Ивановича  Дёгтева.  Тема урока «Ибо не ведают,что творят…» по рассказу «Четыре жизни».

(Слайд  2, 3 ).

Слово об авторе.

Родился Вячеслав Иванович Дёгтев 10 августа 1959 года на хуторе Карасилов Воронежской области в семье сельского кузнеца. В 1979году закончил Вяземский УАЦ ДОССАФ по профилю лётчика истребительской авиации, летал на Л-29 и МИГ-17. в 1991 году окончил Литературный институт им.Горького в Москве и в том же году вступил в Союз писателей. Выпустил 14 книг прозы в 130 изданиях.. Лауреат премии  «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова, газеты «Литературная Россия», финалист национального конкурса «Бестселлер-2003». Многие его рассказы переведены на основные европейские языки.

Литературные критики называют Дёгтева «русским Джеком Лондоном». Умер от сердечного приступа 16преля в Воронеже в 2005году.

 (Слайд 4)

У него много рассказов, которые будут вам интересны.  Дёгтева  интересуют переживания человека на войне, его психология. Рассказы написаны на материале разных войн (Кавказской — «Карамболь», «Джяляб», «Псы войны», «Кинжал»; Балканской — «Выбор», «Четыре жизни»; Великой Отечественной — «Железные зубы», «Верую и уповаю»). Характерный герой Дёгтева — исключительная личность, русский солдат или человек, ставший невольным участником военных действий, поставленный перед выбором. Герои Дёгтева, как правило,— «пассионарии», готовые в любую минуту к жертве во имя идеи.

  В наше непростое время, когда меняются нравственные ценности, утрачиваются прежние идеалы, на которых воспитывалось не одно поколение, очень трудно попасть в «нужную колею», быть  услышанным. Вячеславу Дёгтеву это удалось. Он сумел стать одним из самых востребованных современных писателей благодаря актуальным  темам своих произведений.

II.Анализ  рассказа «Четыре жизни».

  1. (Слайд  5) На экране слайд с картины Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны».

В 1840 году великий  русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Валери́к», посвящённое сражению на реке Валерик.   

   Я думал: Жалкий человек,
      чего он хочет? Небо ясно,
      под небом места много всем,
      но непрестанно и напрасно
      один враждует он. Зачем?
 

А в  1871 году известный художник  Василий Васильевич  Верещагин пишет картину «Апофеоз войны»,в которой показывает сущность войны, её  кульминационный момент.  Верещагин изобразил ИСТРЕБИТЕЛЬНУЮ войну. А точнее суть всякой войны вообще. И сделал он это за 70 лет до начала действительно классической, первой в истории, истребительной войны 1939—1945 годов.

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время - уже по приказу среднеазиатских ханов.

Однако картина В.В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно "Апофеоз войны" - это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава - все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего.  

  1. Аналитическая беседа  по  рассказу.

«Увы, история людей ничему не учит, и безумие границ не имеет»,--говорит герой рассказа Вячеслава Дёгтева «Четыре жизни».

ВОПРОС 1:--Как вы поняли эти слова?

Учитель: Дома вы прочитали рассказ, давай те попробуем осмыслить прочитанное.

ВОПРОС 2: Перечитаем  вслух  первые  строки  рассказа ,от : «ОН ЛЕЖАЛ ЗА ВАЛУНАМИ, НАГРЕТЫМИ ПОЛУДЕННЫМ СОЛНЦЕМ, И УМИРАЛ…»  до  «НО ОН НЕ ПОСЛУШАЛ- НАДО Ж  КОМУ-ТО ОТРЫВАТЬ ИХ ЗАСКОРУЗЛЫЕ ДУШИ ОТ ТЬМЫ. И  ВОТ ОНИ УШЛИ , ОСТАВИВ ЕГО В УЩЕЛЬЕ. И ЛИШЬ ОДИН ВЕНЬКА ВЕРНУЛСЯ…И ВОТ ОН ЛЕЖИТ УБИТЫЙ».

ВОПРОС 3: Вспомним ,что говорил Венька о Сербии. Зачитайте, пожалуйста.

СЕРБИЯ –ЭТО ТА СТРАНА , НА ТЕРРИТОРИИ которой началась Первая мировая война, говорил Венька… до Вот такой он был ,Венька! Раб Божий Вениамин».

ВОПРОС 4: А какой он был, « Раб Божий Вениамин»?

Обратимся к тексту и восстановим историю жизни  героя.

(ОТВЕТ:--Учился в художественной академии, мечтал стать художником.

--Рисовал по памяти свой сибирский городишко, весёлых тёток на рынке в ярких платках, вороных коней на зелёном лугу.

--Смело называл абстрактные картины своих преподавателей «мазней».

--Посещал организацию «подтянутых ребят в чёрной форме «,которые изучали русскую историю и называли себя не «РОССИЯНАМИ» ,а «РУССКИМИ». За это его отчислили из  академии.

--Сражался за демократию, защищая Белый дом.

--Отслужил в ВДВ.

--Своих бывших друзей в чёрной форме бросил , так как понял , что это  «болтовня» и « маскарад» с формой».

--Самое главное—он не бросил раненого друга и …погиб.)

ПОДВЕДЁМ  итог сказанному. ВЕНЬКА –ЭТО НАДЁЖНЫЙ ДРУГ, БЕСКОМПРОМИССНЫЙ , ЧЕЛОВЕК ИДЕИ .ОН ГОРЯЧО ЛЮБИТ  РОДИНУ—РОССИЮ. ГОТОВ ОТДАТЬ ЖИЗНЬ ЗА НЕЁ И ЗА ДРУГА.(Слайд 6)

ВОПРОС 5: Почему Венька оказался в Сербии? Что значил для него этот шаг?

(ОТВЕТ: « Он запальчиво говорил, что Сербия сейчас –пробный шар, что она сейчас –полигон для отработки настоящей агрессии. Против кого? Конечно же, против России!...»

-  Сербы и русские православной веры. Россия во все времена приходила на помощь братскому славянскому народу. Русские добровольцы откликались на просьбу о помощи.

-- Но некоторые суждения Веньки шокируют и режут слух. Разберёмся, почему. Прочитаем, что говорил Венька о «единой вере» и « едином миропорядке».( Отрывок «Он говорил…».)

ВОПРОС 6:--Как вы относитесь к таким суждениям?

( Ответ:…Небо ясно,
      под небом места много всем…)

ВОПРОС 7:-- Как говорил Венька эти слова?   ( ЗАПАЛЬЧИВО—«запальчивый—то есть легко приходящий в раздражение, гнев» по словарю С.И.Ожегова)

ВЫВОД: Такие необдуманные утверждения легко приводят к национализму, то есть к разжиганию национальной вражды под лозунгом своих национальных интересов. Русскому народу не присуще унижение людей другой национальности. Мы живём в великой многонациональной семь — Российской Федерации. Бескомпромиссность таких как Венька, может привести к гражданской войне, но не к миру.

ВОПРОС 8:--Давайте восстановим историю жизни главного героя.

(ОТВЕТ:--Учился вместе с Венькой в академии и тоже мечтал стать художником.

--В отличие от реалистических картин Веньки писал

мистические, сюрреалистические картины картины, которые «нахваливали профессора и сулили ему прекрасное будущее».

--Но он сжёг картины,ушёл из академии,поехал на Валаам и стал послушником в монастыре.

--Расписывал храмы светлыми  ликами святых.

ВОПРОС 9:--Что значил Венька в жизни героя –рассказчика?

( ОТВЕТ: « После Венькиного письма его обуяла тоска». Нарушен душевный покой. Он не может отсиживаться, когда «другие солдатский послух несут»---Определенная обязанность, которую должен нести каждый монах (или послушник) в монастыре, или работа ).

ВОПРОС 10:--Подумаем ,почему же святые на иконостасе, расписанном героем, получились  «весёлые, радостные, осиЯнные счастьем»?

( ОТВЕТ:--Может быть, потому, что душа успокоилась после ответов на его вопросы, заданные игумену, старцу валаамскому и седому подполковнику: служба героя –молитва, а послушание его –расписывать храмы.)

ВОПРОС 11:--Как же он оказался в Сербии?

(ОТВЕТ:--Герой ехал в Грецию на святую гору Афон расписывать храм «радостными счастливыми ликами  святых».Встретился с Венькой ,  «…искушение!—покорила его смертная стихия войны».Но только ли искушение? Вспомним его размышления : «Надо же кому –то отрывать их заскорузлые души от тьмы».(Заскорузлые души-   Значение. … грубый, чёрствый, бесчувственный, нечувствительный (о человеке).

(Слайд 7)

ВЫВОД: Герой –рассказчик ---очень светлый человек, мягкий, милосердный, человек высокой нравственности, чувства долга. Вспомним слова его молитв.

ВОПРОС 12 : О чём он просит Господа в самые горькие минуты жизни, находясь между жизнью и смертью?

(Слайд 8).

(ОТВЕТ: --« Спаси, Господи, люди твоя люди Твоя и благослови достояние Твое, победы  православным христианам…»

-- «К тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! На тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мной враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя; да не постыдятся беззаконствующие…»

-- Спаси,Господи, и помилуй ненавидящия  и обидящие мя, и творящая мя напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго».

-- « В руце твои,Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Прости, не расписал храм Твой. И прости нечестивцам беззаконие их, ибо не ведают, что творят».)

Поражает в молитвах героя то, что, обращаясь к Богу, он просит не столько за себя, сколько за других.   Он молится и за своего погибшего друга, и за врагов своих. Для него все люди – братья. Вот истинно русский характер. Он просит о спасении и помиловании ненавидящих его, просит не оставить их во грехе, потому что именно в этом – в обращении других к истинной вере – видит он свою миссию на земле. Он очень дорогой ценой платит за то, чтоб в заскорузлых сердцах людей пробудить совесть

(Слайд 9).

Вывод: --Герой --  человек большого сердца и души, он человек глубоко верующий, он просит Бога укрепить его душу. Всё его существо против войны и насилия. Отстреливаясь от врагов от врагов, он вспоминает слова Писания : « И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи на орала, и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать».

ВОПРОС 13: Как вы понимаете слова писания?(Орала- устаревшее слово, значит плуг. Откажутся  от военных действий,  займутся  мирным трудом)

ВОПРОС 14 : --Какое виде’ние    предстало перед ним в последнюю  минуту  жизни и каким смыслом  наполнено оно?

(Слайд 10, 11).

(ОТВЕТ:-- Облик матери и облик Богородицы словно сливаются в одно целое, в один «Предвечный свет». Праздник ПокрОва Пресвятой Богородицы отмечается верующими людьми 14 октября . Именно в этот день герой рассказа погибает. И в последние мгновения жизни он видит образ Той, которая простирает к нему руки Свои. Он счастлив, видя что его молитва была услышана и он спасён, Богородица покрывает его Своим платом-омофОром).

Перечитаем вслух финал рассказа от: «И смущённые своим малодушием, а попросту—предательством, одноотрядники примут  эти неравные условия…» до конца.

ВОПРОС 15 :--Каков смысл названия рассказа «Четыре жизни»?

(ОТВЕТ:-- За каждую часть тела героя его товарищи «жизнь даровали врагу». И после смерти он спас четыре жизни. Через свою физическую смерть он даровал жизнь четверым врагам и обрёл бессмертие.)

Слайд 12.

Прототипом героя послужил монах отец Борис (в миру Роман Малышев), причисленный в 1997 году Зарубежной Русской Православной Церковью к лику святых-новомучеников.

ВОПРОС 16:--Понравился  ли вам  рассказ?  Что открыл рассказ? 

(Слайд 13)

  1.  Звучит песня « ОБЛАКА» .Слова и музыка ВАДИМА ЕГОРОВА.

ВОПРОС  17 : Как вы понимаете строки « Войско их не поредело ….И нету им предела…»

 (ОТВЕТ:_________________________________)

---Вот уж действительно: «Увы, история людей ничему не учит, и безумие границ не имеет»,-говорит герой рассказа Вячеслава Дёгтева «Четыре жизни».

---Прокомментируйте ,пожалуйста,данные строки.

  1. Заключительное слово учителя.

Наверное,  у каждого в душе нет-нет, да и дрогнет струна ностальгии о братстве всех народов в огромной державе. С какого мгновения эта гармония начала рушиться?  Неужто она была искусственной и основанной на строгих законах и силе армии? Эти вопросы задавал себе Вячеслав Дёгтев.

Герои  В.Дёгтева готовы смириться только в любви — к Родине, Богу, ближним. Тут они уязвимы и самоотречённы, но непреклонны перед лицом врага.

III. Домашнее задание. 

(Слайд14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Когда добро творит зло"

Открытый классный час в 10 классе  «Когда добро творит зло?» Цели и задачи:Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в о...

Разработка урока "Ибо не ведают,что творят"(по рассказу В.Дёгтева "Четыре жизни", презентация)

Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мульти...

Методическая разработка открытого урока по теме "Your life story" (История твоей жизни) (Презентация)

Unit 7. Your Future, Our Future.1. Ф.И.О. учителя: Цирулев Дмитрий Вадимович2. Класс: 73. Предмет: Английский язык4. УМК: «Английский язык» 7 класс Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Гр...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...