Изучение пьес-сказок в школе (на примере комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и А.Н.Островского «Снегурочка»
статья по литературе на тему

В данной работе предложена систему уроков или факультативных занятий по вопросу сравнительного изучения произведений русской и зарубежной литератруры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_pes.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение пьес-сказок в школе (на примере комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и А.Н.Островского «Снегурочка»

   Обращение к данной теме обусловлено одной из сложных методических проблем – изучение драматического произведения в школе, а также специфическими чертами самих пьес-сказок. Традиционно знакомство с драмой как родом литературы начинается в 5 классе именно с пьесы-сказки, т.к. сказка легко воспринимается данным возрастом. Она связывает пятиклассников с детством. Учеников привлекают захватывающий сюжет, волшебство, победа добра над злом, связь с фольклорной традицией. Это способствует нравственному и эстетическому воспитанию, пятиклассники учатся анализировать драматическое произведение.

Драма как род литературы

    Драма – один из основных родов художественной литературы, в переводе с греческого «действие», т.е. то, что непосредственно происходит на глазах у зрителя.» Драма показывает героя в действии» (Богданова О.Ю.), привычного повествования нет, характеристики героев и авторская позиция представлены через речь персонажей и ремарки.

   Все эти особенности драмы затрудняют ее восприятие учащимися. Методисты предлагают разнообразные подходы к изучению драмы: анализ эпизодов, знакомство с действующими лицами, выявление конфликта, анализ языка и т.д., в результате достигается необходимое проникновение в подтекст произведения.

   Изучение драмы в 7-8 классах непосредственно связано с анализом образов, выявлением причинно-следственных связей в поступках героев. Вместе с тем необходимо развивать и эстетический вкус учащихся путем выразительного чтения сцен, просмотра эпизодов спектаклей или фильмов, обращения к  музыке, изобразительному искусству, истории костюма и др.

  Традиционно мы начинаем знакомство со «Снегурочкой» А.Н.Островского с показа усадьбы  в Щелыково, Абрамцево, музыки Чайковского, Римского-Корсакова, иллюстрациями Васнецова. Задача такого урока заинтересовать ученика, углубить их представление о художественном мире писателя, подготовить к восприятию текста «Снегурочки».

  Далее мы проводим идейно-тематический, композиционный и образно-поэтический анализ произведения, предполагая различные виды творческой деятельности: устное словесное рисование, чтение по ролям и т.д.

   Особое внимание необходимо уделить изучению фольклорных мотивов:

- Сходство и различие образов Снегурочки и Мороза в народной и литературной традиции;

- Народные обряды и образцы устного народного творчества в обработке А.Н.Островского.

  Обобщающее занятие может быть представлены в виде литературной игры, викторины, формирующих у учащихся внимательное отношение к художественной детали, ее роли в идейно-образной структуре произведения. Интереснейшие материалы можно найти в журнале «Литература в школе» (например, Харитонова О.Н. Викторина по пьесам А.Н.Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»//Литература в школе, 1996 №4, стр.143-152)

   Для изучения пьес-сказок 9-11 классах предлагаем иную систему уроков в соответствии с особенностями возрастного восприятия литературного произведения. Школьники пытаются понять мир разумом. Им легче выстроить классификацию, самостоятельно сделать выводы. Старшеклассники также имеют определенный багаж знаний, которые могут использовать при работе над анализом произведения.

Тема: Поэтический мир пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

Модель урока №1

Знакомство с «весенней сказкой» А.Н.Островского «Снегурочка»

    На уроке мы раскрываем элементы идейно-тематических, сюжетно-композиционных и образно-поэтических особенностей произведения. Следим за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства и подводим учащихся к пониманию любви как высшей ценности человеческой личности, учим видеть красоту чувств, единения человека с природой. Задействуем внутрипредметные связи – связь с биографией и эстетическими взглядами Островского, интегративные – музыка, театр, критика.

   Возможные варианты работы:

 Эпиграфом может служить высказывание А.Р.Кугеля: «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку».

   Калейдоскоп мнений – почему была такая разнообразная критика в адрес произведения?

  Доклады об истории создания «Снегурочки», о музыкальной и  театральной истории пьесы

В. Маслих: «Поэтический колорит «Снегурочки» - это колорит Щелыкова и его ближайших окрестностей». (В.Маслих «Островский в Щелыкове, М., 1956 г.)

   Анализ эпизодов: пролога, диалога Весны и Мороза, прослушивание арии Леля

   Выстраивание отношений между героями и выявление конфликта – противостояние тепла и холода.

Модель урока №2

Образ Снегурочки и фольклорные мотивы в пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка»

      Основные направления беседы:

- Законы  Берендеева царства, персонажи славянской мифологии, встречающиеся в пьесе, русские народные обряды, нашедшие свое отражение в произведении

- Вина Снегурочки и Мизгиря, наказание для них

 Творческая работа учащихся – сочинение-миниатюра «Мои размышления о «весенней сказке» А.Н.Островского «Снегурочка»

 - Вывод – работа с черновыми набросками А.Н.Островского: «Счастье в том, чтоб любить», «Счастье в том, чтоб не любить»; смысл финала пьесы.

   На уроках не всегда можно решить проблему сравнительного изучения русской и зарубежной литературы. Этот вопрос можно выносить на факультативные занятия, особенно в старших классах, когда ученики имеют опыт анализа литературного произведения, знания по истории и теории литературы. Именно при таких условиях будет результативным осмысление международных литературных и культурных связей: тематических, идейных, образных, стилевых и т.д., осознание единства литературного процесса и в тоже время своеобразие каждой национальной литературы.

   На факультативных занятиях с хорошо подготовленным и заинтересованным предметом учеником учитель может ввести и  разобрать такие понятия, как контактные и типологические  связи,  мотив и др. Затрагивая проблему взаимосвязного изучения межнациональных литератур, нужно отметить, что с психолого-педагогической точки зрения принципиального различия в восприятии родного и иностранного произведения нет, так как  законы освоения словесного искусства носят общий характер, в то же время читатель, анализируя зарубежный текст, попадает в мир другой ментальности, системы ценностей и т.д. Так, при изучении творчества А.Н.Островского, мы проводим параллель с произведениями У.Шекспира.

Тема: У.Шекспир – А.Н.Островский. Англия – Россия. Вторая половина XI- XIX вв.

Модель урока №1

 У.Шекспир. Загадки биографии.

  Вопросы для обсуждения: - Понятие «эпоха Возрождения», Ренессанс в Англии, развитие театрального искусства Англии, золотой «век Елизаветы» (С.Д. Артамонов «Сорок веков мировой  литературы» в 4 тт, III т, М., 1997 г.);

- Пунктирность биографии У.Шекспира, биография поэта в его стихах, основные периоды творчества и их особенности, шекспировский вопрос (А.Аникст «История английской литературы», М., 1956 г., «Творчество Шекспира», М., 1963 г., «Шекспир. Ремесло драматурга», М., 1974 г.)

Вывод: У.Шекспир, драматург эпохи Возрождения, ставит в центр своей художественной системы человека с его земными проблемами и радостями. В своих произведениях писатель решает нравственные и социальные вопросы своего времени, а также вечные проблемы человеческого бытия. Многие из этих вопросов поднимает в своей драматургии и А.Н.Островский.

Модель урока №2

А.Н.Островский – драматург, режиссер, актер, меценат.

Тип урока: литературная гостиная.

Цель: раскрыть понятие «театр А.Н.Островского»

     Начать разговор можно с высказывания И.А.Гончарова: «…Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь…У нас есть свой русский национальный театр…». Отсюда вытекает вопрос: пути  становления и развития русской драмы, особенности философии и эстетики каждого из драматургов, проблема национального театра и т.д.

   А.Н.Островский – интервью (вопросы могут составить и обучающиеся). Основные моменты, на которые следует обратить внимание учеников:

- «Моя задача – служить русскому драматическому искусству…»

- «Для театра – одно обязательное направление: он должен быть…школой нравов…»

Вывод: С приходом Островского на сцене появились другие пьесы. Главным, определяющим для него стал принцип правды жизни.

- «Все лучшие произведения написаны мною для какого-нибудь таланта, под влиянием этого таланта»

Вывод: театр Островского требовал актера нового типа – «школа естественной и непринужденной игры» (А.Е.Мартынов, О.О.Садовская и др.)

- «В моем положении не только работать, но и жить тяжело»

И.С.Тургенев: «…блестящее начало литературного пути стало началом мытарств…»

Авсеенко: «…губитель русской сцены…»

Модель урока №3

Сравнительный анализ комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «весенней сказки» А.Н.Островского «Снегурочка»

Цель урока: выявить типологическое сходство произведений на различных уровнях их организации

Вопросы для обсуждения:

- Что общего в мировоззрении У.Шекспира и А.Н.Островского?

Вывод:

- Драматурги хорошо знали и опирались в своем творческом поиске на народную традицию;

 - решали идентичные социальные, нравственные вопросы. Затрагивая вечные проблемы человеческого бытия;

- в центре их художественного мира стоит человек

Сходства:

А) сюжет – «волнения любви», 4 главных героя

Вывод: тема любви, добра, красоты разворачивается на судьбах главных героев

Б) действие волшебных сил

В) место действия – древнегреческий город Афины соотносим с доисторическими временами Берендеева царства;

 - Лес, населенный волшебными образами, сосуществует рядом с миром людей, сам при этом является полноправным героем произведений

Г) Элементы обрядовости (Ярилин день, Иван-Купала//День Св.Джона; масляничные, свадебные обряды)

- Развитие понятия «вечные ценности» в искусстве

- Чем отличаются данные произведения?

А) идейно-тематическое своеобразие: тема тепла и холода и ее воплощение в образной системе «Снегурочки»

Б) на уровне сюжета и композиции: наличие нескольких сюжетных линий в «Сон в летнюю ночь»;

- время: «Снегурочка» - действие длится несколько месяцев (от Масленицы до Ярилина дня), «Сон…» - 1 сутки.

В) жанровое своеобразие: жанр комедии и его особенности, жанр литературной сказки и его генетическое развитие

Модель урока №4

Фольклорные мотивы в поэтике пьес У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и  А.Н.Островского «Снегурочка»

План урока:

  1. Связь жанров произведений с фольклорной традицией
  2. Анализ образов
  1. « Сон в летнюю ночь»:

А) Феи и эльфы в зарубежной мифологии

      Б) Титания и Оберон.

      В) Пэк – центральный образ, заимствованный из фольклора

Вывод: М.Морозов о комедии писал: «Пьеса поражает богатством вымысла: здесь и царица эльфов Титания (измененное имя древнегреческой богини Луны Дианы), и царь ночи Оберон, и герой английских народных поверий – шаловливый дух Пэк, и созданные самим Шекспиром волшебные существа – Душистый Горошек, Паутинка и др.» (М.Морозов «Шекспир», М., 1956 г.)

2. «Снегурочка»:

     А) Снегурочка в народной и литературной традиции

     Б) Мороз и Весна

     В) Мифологические существа (Ярило, леший и др.)

Вывод: образы пьес Островского соотносимы с народной и литературной традицией:

– Весна - типичный фольклорный образ, представленный  в виде молодой, красивой женщины, олицетворяющей Любовь, Тепло, Счастье;

- Мороз Островского соотносим с образами  фольклорного Морозко, Мороза Ивановича Одоевского, Мороза Н.А.Некрасова и др.

- Образ Снегурочки Островский заимствует из сказок, создавая новый поэтический миф, в котором основная тема  любовь, дающая тепло и счастье. Тем не менее тема холодной красоты и холодного сердца известны нам по творчеству Г.Х.Андерсена «Снежная королева», Гауфа «Холодное сердце» и др.

3. Анализ календарно-обрядовой поэзии

4. Фольклорность языка и стиля произведений

Вывод: Оба автора используют стилизованные заклинания, заговоры, плачи, песни, что является ярким фоном, раскрывающим идейно-тематическое своеобразие таких схожих и различных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

     Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...

А.Н.Островский "Снегурочка".

Презентация. А.Н.Островский "Снегурочка"....

Проверочная работа по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"

Проверочная работа позволит проверить знания обучающихся, полученные в ходе изучения пьесы...

Сценарий для театральной постановки на английском языке В. Шекспир "Сон в летнюю ночь"

Адаптированный  сценарий для театральной  постановкина  на английском  языке В. Шекспир "Сон  в летнюю  ночь"   может  быть  использова...

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...