Урок литературы по теме: Чингиз Торекулович Айтматов «Плаха»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Абрамова Валентина Федоровна

Учебно-воспитательные цели:

1. Дать учащимся общие представления о творчестве Айтматова

  Отработка навыка быстрого ориентирования в произведении при поиске деталей, эпизодов.

  Продолжить формирование знаний по изучаемому материалу: проблема нравственного поиска

 2. Развитие у учащихся логического мышления, речи, работать с текстом. Составление сопоставительных характ

 3. Формирование нравственных устоев, здорового образа жизни; неприемлемость девиза: любым путём - к цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chingiz_torekulovich_aytmatov_plaha_11_literatura.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по теме

 Чингиз Торекулович Айтматов «Плаха»

Учебно-воспитательные цели: 1. Дать учащимся общие представления о творчестве Айтматова

                                                               Отработка навыка быстрого ориентирования в произведении                    

                                                                при поиске деталей, эпизодов. 

                                                                Продолжить формирование знаний по изучаемому материалу:                          

                                                                проблема нравственного поиска

                                                             2. Развитие у учащихся логического мышления, речи, умения

                                                                 работать с текстом. Составление сопоставительных характеристик

                                                             3. Формирование нравственных устоев, здорового образа жизни;

                                                                  неприемлемость девиза: любым путём - к цели

                                                   Ход урока.

  1. Тема и цели урока

Проблемный вопрос.

- Каковы они – герои современной литературы, те, которые дают возможность судить об идейных и нравственных запросах нашего времени?

        Василий Фёдоров

                 

Всё испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами,

стремится захватить наш враг

     Займёт, сводя всё те же счёты.

     Займёт, засядет, нас разя.

     Сердца! Да это же высоты,

     Которых отдавать нельзя!

           Эдуардас Межелайтис из поэмы «Человек» так говорит о сердце:

     Что такое сердце?

     Камень твёрдый?

     Яблоко с багрово-красной кожей?

     Может быть, меж рёбер и аортой

     Бьётся шар, на шар земной похожий?

     Так или иначе – всё земное

     Умещается в его пределы,

     Потому- то нету мне покоя,

     До всего есть дело.

  1. Работа со справочной литературой. (5 минут)
  • Интернет-ресурсы
  • ДЭ «Язык и литература», №11, стр.204
  • О повести Ч. Айтматова «Белый пароход» (1970. Миф о Рогатой матери-оленихе). Современная русская советская литература. Ч.2, стр. 175-176
  • О Ч.Т. Айтматове, 12.12.1928 года рождения. 10.06.2008 Герой Социалистического Труда.
  • «Джамиля» -1958.
  • «Повесть степей и гор», 1963 (Ленинская премия)
  • «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход» удостоены Государственной премии СССР.
  • Роман «Плаха», 1986 год показывает острые философские, этические и социальные проблемы современности.
  1. Работа над романом «Плаха»

а) сюжетная линия;

б) герои: чабан Бостон. Друг Эрназар, сын Кенджеш; Авдий Каллистратов; Базарбай.

                 Волчица Акбара, волк Ташчайнар.

в) место действия: Моюнкумская долина

       Роман о стихийном бедствии, о смертоносном обвале, который произошёл на перевале Ала- Монго с Чабаном Эрназаром.

       Обвал – это и наркомания, и деградация человека, и усиливающаяся жестокость в обращении с людьми, и постоянный страх перед военной угрозой, и потеря смысла жизни, и отсутствие веры, идеала.

  1. Акбара

Ч.1, гл1, стр3-9, стр. 24-25

  1. Авдий Каллистратов

Ч. 1, гл.2, стр.15 (встреча с Акбарой).

         гл.3, стр.27, 39 (судьба Авдия),

         гл.4, стр. 67 (судьба Паши, племянника Виктора Никифоровича Городецкого).

  1. Ч.2, гл1, стр. 108-109,119

- Что хотел сказать Авдий «Божья благодать выражает себя в нашей вере»?

  (Он в нас, он через наше сознание воздействует на нас).

  1. Понтий Пилат, гл. 2, стр. 123

- Где и когда встречались с одноимённым героем, в каком произведении? Лия № 1-94. Стр15

- В чём отличие Понтия Пилата М.А. Булгакова от Понтия Пилата Ч. Айтматова? (128);

 - Что бы это значило?  (148)                                                                                                                                            

               5. Судьба Авдия

                      Ч. 2, гл.3, стр. 162, 165,

         гл. 4, стр. 172-173, стр.188-189

- Что общего оказалось в судьбе Иисуса Христа и Авдия?

  • глаза,
  • судьба
  • метафорический образ – образ креста, распятия, плахи жизни.
  • бег Акбары – не только «крестовина распятия», но и линия. Соединяющая два пространства романа.
  • Пространства равнины (горизонтали) и пространства гор (вертикали).

Вывод

   В одном обитает Авдий, который мотается по бесконечным просторам, уносясь мыслями, чувствами ввысь, пытаясь добраться до вершин Духа, Добра и Любви.

   В другом живёт Бостон – серая шуба, путь которого складывается из спусков и подъёмов с гор на равнину и обратно.

4. Люди ищут судьбу, а судьба – людей…

       *    Базарбай Нойгутов

Ч. 3, гл. 1, стр. 195-213

         Гл. 4, стр.230

  • Бостон(2 дочери); Гулюмкан (2 дочери, около 40 лет; Кенджеш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....

ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ роман «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»

План-конспект урока по литературе в 11 классе по биографии и творчеству Ч.Т.Айтматова ("И дольше века длится день")...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»"

Цели:показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;дока...