Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЕЧЕР ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ «Приглядимся повнимательнее к Ф.М.Достоевскому…» О портрете Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова
    учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

    В ходе проведения музыкально-литературной композиции проследим историю созда­ния портрета Ф.М.Достоевского; поможем учащимся по­нять, «прочесть» портрет;будем работать над постижением «правды художественной», «духовного ока»;

    развивать эстетический вкус на основе образцов классической литературы,  изобразительного и музыкального  искусства;

    развивать межпредметные связи как условия всестороннего воспитания и развития учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_vneklasnogo_meropriyatiya.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

    ВЕЧЕР  ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

     

           «Приглядимся повнимательнее к Ф.М.Достоевскому…»        

                         О  портрете  Ф.М.Достоевского

                                                  работы  В.Г.Перова

                                                                                                         УЧИТЕЛЬ:

                                                                                                         ГУРЯВИЧЕНЕ О.В.

    Цели: в ходе проведения музыкально-литературной композиции проследить историю создания портрета Ф.М.Достоевского; помочь понять, «прочесть» этот портрет; работать над постижением «правды художественной», «духовного ока»;

    развивать эстетический вкус на основе образцов классической литературы,  изобразительного и музыкального  искусства;

    развивать межпредметные связи как условия всестороннего воспитания и развития учащихся.

    Оформление и оборудование.

    Выставка-стенд на тему «Книги о Третьяковской галерее».

    Выставка-стенд на тему «Произведения Ф.М. Достоевского»

                                             Романы «Бесы», «Униженных и оскорбленных»,

                                              «Преступление и наказание»,    «Идиот». 

            

    Отрывок из романа «Братья Карамазовы»

    Выставка-стенд на тему «Фотографии Ф.М.Достоевского».

    Аудиоаппаратура и

    музыкальные записи: «Хоральная прелюдия» И.С.Баха, 

                                          Гендель. Сюита № 7 (Andante).

                                         Ф.К.Муршхаузер. Fuga prima.

                                         Д.С.Шостакович. Симфония № 5

    Репродукции картин:

    В.Г. Перов  «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасху»,

    «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в    купеческий дом», «Тройка».

    Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова

        Якоби «Привал арестантов»

    Н. Г. Шильдер   «Искушение»

     

    Ход вечера.

    Звучит «Хоральная прелюдия» И.С.Баха. Высвечиваются книги о Третьяковской галерее, расположенные на журнальном столике.

    1-й ведущий. Третьяковская галерея... Ее знает весь мир. Это лучшее собрание русских картин. Свое название галерея получила по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.

    Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками.

    «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, — думал Третьяков. — Пора и нам иметь такой же».

    В 1856 году П.М.Третьяков купил две первые картины — художников Шильдера и Худякова. Он всех обгонял. Случалось, царь, нацелившись на выставке на какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на раме: «Куплено г. Третьяковым». Картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он собирал сокровища для народа.

    31 августа 1892 года П.М.Третьяков подарил свое собрание городу Москве.

    (По ходу вечера высвечивается та картина, о которой идет речь в данный момент.)

    2-й ведущий. П.М.Третьяков — Ф.М.Достоевскому: «Милостивый государь Федор Михайлович.

    Простите, что, не будучи знаком вам, осмеливаюсь беспокоить вас следующею просьбою. Я собираю в свою коллекцию русской живописи портреты наших писателей. Имею уже Карамзина, Жуковского, Лермонтова, Лажечникова, Тургенева, Островского, Некрасова и др. Будут, т.е. заказаны: Герцена, Щедрина, Кольцова, Белинского и др. Позвольте и ваш портрет иметь (масляными красками); смею надеяться, что вы не откажете в этой моей покорнейшей просьбе и сообщите мне, когда для вас более удобное время. Я выберу художника, который не будет мучить вас, т.е. сделает портрет очень скоро и хорошо.

    В случае согласия — в чем я осмеливаюсь не сомневаться, — покорнейше прошу известить меня.

    С глубочайшим почтением имею честь быть вас милостивого государя покорнейший слуга П.Третьяков. Москва. 31 марта 1872 г.»

    3-й ведущий. Достоевский, конечно, не случайно один из первых писателей, чей портрет Третьяков желал иметь в своем собрании. К 1872 году, когда Павел Михайлович обращался к нему с письмом, Россия читала и перечитывала, проживала в душе своей «Униженных и оскорбленных», «Преступление и наказание»,  «Идиота». В те дни, когда приходит письмо Третьякова, Достоевский пишет роман «Бесы».

    1-й ведущий. Но задолго до появления этих великих творений, еще осенью 1861 года Третьяков покупает картину Якоби «Привал арестантов». По поводу этой картины Достоевский писал: «На холсте партия арестантов на привале. Привал сделан поневоле — сломалась телега. На телеге лежит покойник — судя по виду, это не бродяга, не вор, не убийца: скорее всего — "политический". Умер он совсем недавно. С ног еще не сняли кандалы. Этапный офицер, чтобы удостовериться в его смерти, приоткрывает глаза умершего. Левая рука покойника свесилась с телеги. А под телегой устроился другой арестант и тащит с пальца покойного драгоценное кольцо. Жизнь этапа, между тем, идет своим чередом».

    На первом плане картины старик в лохмотьях осматривает рану на ноге, натертую кандалами. Слева — женщина с детьми. Чуть поодаль — несколько арестантов играют в карты. «Картина поражает удивительною верностью, — свидетельствует Достоевский. — Зритель действительно видит на картине г. Якоби настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии, раскрашенной потом с большим знанием дела. Но это-то и есть отсутствие художества».

    2-й в едущий. Художник, выводит Достоевский, должен видеть природу не так, как видит ее фотографический объектив: «В старину сказали бы, что он должен смотреть глазами телесными и, сверх того, глазами души или оком духовным».

    Но око духовное заставило бы живописца совершенно изменить замысел. Не понаслышке — по собственному печальному опыту, зная арестантские этапы, досконально изучив нравы каторжан, Достоевский доказывает, что оно было бы совершенно иным, чем представилось Якоби.

    3-й ведущий. Далее в своей работе Достоевский упоминает имена художников Шильдера и Перова.

    Николай Густавович Шильдер — автор небольшой жанровой картинки «Искушение»: картинка Третьякову куда как дорога — она у него первая, с нее-то и положено начало собиранию русской живописи, с нее и галерея началась!

    1-й ведущий. Картина Перова «Проповедь в селе» получает в статье Достоевского сжатую, но безоговорочно лучшую оценку: «Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту...»

    «Проповедь в селе» — далекий первый шаг, за десять лет, с той поры минувших, Перов становится едва ли не первейшим из русских живописцев, главой русской школы, о которой так неусыпно заботился Третьяков: Крамской (по соответствию с Папой Римским) именует его папой «московским»: полотна его всем и повсеместно известны; Достоевский, узнав, что писать его портрет будет Перов, сразу вспомнит «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройку».

    2-й ведущий. Писатель согласен позировать для портрета, он просит закончить работу в первой декаде мая. Достоевский торопится в Старую Руссу, где намерен провести с детьми лето. Да, он не в силах отказать Третьякову, и на просьбу Павла Михайловича о портрете ответил добрым согласием, но найти время, чтобы сидеть перед художником, мучительно трудно, да и душа, целиком отданная работе, очень уж отстранена от посторонней суеты.

    3-й ведущий. Сорок с лишним лет спустя, вспоминая историю портрета, Анна Григорьевна, жена писателя, объяснит, почему ей трудно было даже предположить, что муж согласится позировать для портрета: «Федор Михайлович работал в то время над романом "Бесы", он был особенно отчужден и нелюдим. Целые дни он проводил в своем кабинете за работой и отказывался не только знакомиться с кем-нибудь, но и видеться даже с близкими людьми». Жена писателя даже не в силах была обещать художнику, что сумеет познакомить его с мужем. И все же она решает составить «заговор против Федора Михайловича».

    Звучит музыка: Гендель. Сюита № 7 (Andante).

    1-й ведущий. «Лишь после обеда (обычно без посторонних) он часто оставался на некоторое время поиграть, позабавиться с детьми, — рассказывает Анна Григорьевна. — Здесь тяжелые думы покидали его, разглаживалось суровое чело, глаза делались ласковыми, он шутил, смеялся, становился неузнаваемым — общение с детьми его преображало». Было решено, что Перов явится для знакомства именно в эти счастливые минуты.

    2-й ведущий. Первая же встреча, к радости Анны Григорьевны, складывается на редкость удачно. «Перову удалось с ним завязать разговор о детях, который сразу же расположил его в пользу художника».

    Дети для Достоевского — явление громаднейшее и болезненно острое. Дети, признается он, ему «снятся и мерещатся». Разговор о детях для Достоевского не просто приятный, но жизненно важный разговор. Дети страдающие, великие своей чистотой, от сердца идущей правотой — герои всех (пусть не «единственно о детях») романов Достоевского.

    Звучит музыка: Д.С.Шостакович. Симфония № 5. Ученица читает отрывок из романа «Братья Карамазовы»:

    «...Прибыли наконец в церковь и поставили посреди ее гроб. Все мальчики обступили его кругом и чинно простояли так всю службу.

    Отец как-то вдруг весь съежился и начал часто, укороченно рыдать, сначала в голос, а под конец громко всхлипывая.

    Когда же стали прощаться и накрывать гроб, он обхватил его руками, как бы не давая закрыть Илюшечку, и начал часто, жадно, не отрываясь целовать в уста своего мертвого мальчика. Его наконец уговорили и уже свели было со ступеньки, но он вдруг стремительно протянул руку и захватил из гробика несколько цветков.

    ,. .Снегирев стремительно отворил дверь и завопил жене, с которой давеча так жестокосердно поссорился.

    — Мамочка, дорогая, Илюшечка тебе цветочков прислал, ножки твои больные! — прокричал он, протягивая ей пучок цветов, промерзших и поломанных, когда он бился сейчас об снег. Но в это самое мгновение увидел он перед постелькой Илюши, в уголку, Илюшины сапожки, стоявшие оба рядышком, только что прибранные хозяйкой квартиры, — старенькие, порыжевшие, заскорузлые сапожки, с заплатками. Увидав их, он поднял руки и так бросился к ним, пал на колени, схватил один сапожок и, прильнув к нему губами, начал жадно целовать его, выкрикивая: "Батюшка, Илюшечка, милый батюшка, ножки-то твои где?"» (Эпилог, гл. 3).

    3-й ведущий. Но и для Перова дети — «не звук пустой», и ему они, должно быть, «снятся и мерещатся». Крестьянские дети в «Проповеди в селе». Ребенок-поводырь слепого нищего в «Чаепитии в Мытищах». Мальчик в большой отцовской шапке до бровей и ношеном отцовском тулупе, задремавший на погребальных дровнях, и девочка, сестра его, обнимающая гроб отца замерзшей ручкой без рукавицы в «Проводах покойника».

    1-й ведущий. Вы все помните, наверно, хрестоматийную «Тройку» Перова — «Ученики мастеровые везут воду» и мальчика с выбитым зубиком — «коренника» — он как раз посередине, впряжен в бочку и изо всех сил тянет. Чтобы написать этот центральный образ, Перов долго искал натурщика. У заставы нашел наконец. Уговорил немолодую мать двенадцатилетнего Васеньки, которая опасалась, что люди, если их на картине нарисуют, от того чахнут и даже умирают. Разрешила она сыну позировать. Мальчик на полотне получился как живой.

    Звучит «Хоральная прелюдия» И.С.Баха.

    У ч е н и ц а. А через четыре года пришла к художнику тетушка Марья. «Маленькая, сгорбленная старушка, с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками». Пришла купить картину, все продала, всю зиму только на нее и копила: умер ее Васенька от оспы.

    Картина находилась в собрании Третьякова. Как и дошли-то до его дома... А в зале, где висело множество картин в богатых рамах, вмиг нашла тетушка Марья своего Васеньку. «Батюшка ты мой! Родимый ты мой, вот и зубик-то выбитый! — и с этими словами, как трава, подрезанная косой, повалилась на пол...»

    Растерянные, пригвожденные этим горем стояли Перов и Третьяков посреди залы. А тетка Марья и не замечала их, все с Васенькой разговаривала, молилась ему, на него. Пошла. Сунули деньги — не заметила. Через год получила написанный Перовым портрет Васеньки, повесила к образам.

    2-й ведущий. Сколько пережито было к тому времени Перовым, когда встретился он с Достоевским. Много в тот раз они говорили о детях. После первого же разговора Федор Михайлович уже доверчиво и ласково смотрит на не слишком поначалу желанного посетителя, художник получает от хозяина искреннее и радушное приглашение бывать у них. Какая удача, что портрет пишется, когда Достоевский увлечен, целиком поглощен творчеством!

    3-й ведущий. Из воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской: «Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа. Именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества" Достоевского».

    1-й ведущий. Известны слова Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

    Перов своими средствами живописца решает ту же задачу, разгадывает тайну — человека Достоевского...

    2-й ведущий. Достоевский еще за десять лет до встречи с Перовым противопоставлял фотографический снимок произведению искусства. Мысль о «правде художественной» в противовес «верности фотографической» не оставляет Достоевского и после встречи с Перовым, после портрета, за работой над которым он пристально следил, выбирая и осмысляя нужное, главное... И замечательно: буквально тотчас после окончания портрета

    Достоевский дважды выскажет полюбившуюся ему мысль: «Портретист усаживает субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается, потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает "главную идею его физиономии", тот момент, когда субъект на себя больше похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста.

    3-й ведущий. Фотографические снимки редко выходят похожими; и это понятно: сам оригинал, т.е. каждый из нас чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он описывает, и не было ее вовсе в лице».

    1-й ведущий. Задача Перова оттого особенно сложна, что живописных портретов Достоевского нет, зато фотографических есть несколько. Перову ясно, что просто показать людям лицо писателя мало, не фотографической верности от него ждут — правды художественной.

    Получив от писателя согласие позировать, Перов не спешит, «усаживает, приготовляется, вглядывается», старается увидеть такого Достоевского, который «наиболее на себя похож», ищет «главную мысль лица — мысль целой жизни»...

    2-й ведущий. «Высшая красота не снаружи, а изнутри», — помечает Достоевский в черновой тетради. Для Достоевского-портретиста вообще главное не то, что «снаружи», а то, что «внутри», потому что, как и во всем своем творчестве, так и в портрете он непрерывно, напряженно мучительно разгадывает тайну по имени Человек. В том-то и сила портрета, что человек на нем — тайна, что от него, как он изображен, всякого и многого ожидать можно, потому что сокрыто в нем всякое и многое.

    Звучит музыка: Ф.К.Муршхаузер. Fuga prima. Высвечиваются фотографии Ф.М.Достоевского.

    3-й ведущий. Люди, одаренные зорким взглядом, непременно отмечают противоречивость, неожиданность, двойственность лица Достоевского. Высочайшая одухотворенность мыслителя, изможденно чуткий лик пророка — и черты простолюдина, обыденная простота...

    1-й ведущий. Из воспоминаний современника: «Несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский. Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни... Лица, производящие подобные впечатления, можно было видеть в тюрьмах — это были вынесшие долгое одиночное заключение фанатики-сектанты.

    Как будто каждый мускул на этом лице с впалыми щеками, широким и возвышенным лбом одухотворен был чувством и мыслью... А общее впечатление с первого взгляда почему-

    то напоминало солдат из "разжалованных"... вообще напоминало тюрьму и больницу...»

    2-й ведущий. «Действительно, Ф.М.Достоевский имел вид крепкого, приземистого, коренастого рабочего, хорошо выправленного и поставленного военной дисциплиной... шапку он нахлобучивал на лоб до самых бровей, взгляд имел угрюмый, сосредоточенный, неприятный, голову склонял наперед и глаза опускал в землю». «Он был в солдатской серой шинели, с красным стоячим воротником и красными же погонами, угрюм, с болезненно-бледным лицом...» И шаг — в литературу, из унижения, из забвения, в которое он был погружен, опять сразу к вершинам, да к таким, что и немыслимо было предположить.

    3-й ведущий. В.Г.Перов сумел удивительно почувствовать понять и сопрячь во внешности Достоевского, им запечатленной, это высокое и обыденное, простоту и непостижимость.

    Высвечивается портрет Ф.М.Достоевского работы Перова. Звучит «Хоральная прелюдия» И.С.Баха.

    1-й ведущий. Черты лица и в самом деле непритязательно просты — отчего бы впрямь не солдат, не бродяга, не каторжник, и серый мешковатый пиджак из тяжелой материи отдает и арестантским халатом и солдатской шинелью. Но как выразителен этот высокий, занимающий половину лица лоб, мощно, скульптурно выступающий из темноты фона, лоб мудреца — не успокоенного в мудрости своей, а с бесконечным, мучительным, до боли, упорством ищущий ответ на «проклятые», «вечные» вопросы, которыми живет и страдает человек. Как выразителен напряженный взгляд — о нем не скажешь привычное, что он устремлен на нас и вместе в себя: только в себя — и какие глубины!

    2-й ведущий. И землистая бледность обтянутого кожей лица: едва не все, кто пишет о Достоевском, вспоминают его болезненную бледность; но под кистью Перова эта бледность не только от болезненности и даже не столько от нее, сколько от напряженности мысли, — Достоевский не просто бледен, он словно побледнел, всмотревшись в одному ему открытые глубины его дум. Достоевский у Перова — как у Достоевского его герои в решающий шаг жизни: наедине с собой «внутренним», с совестью своей. И наконец, удивительно написанные руки, крепко сцепленные, как бы замыкающие, замком запирающие весь громадный внутренний мир, сосредоточенный в этой сидящей перед нами фигуре.

    3-й ведущий. Перов вообще хорошо писал руки, некоторые исследователи русской живописи утверждают, что в прошлом веке лишь Брюллов мог соперничать с ним в решении этой труднейшей задачи, — в портрете Достоевского Перов сам себя превзошел!

    1-й ведущий. Руки — они для Перова очень важны — предельно открыты. Руки же у Достоевского были, по воспоминаниям, маленькие, чистые и мягкие, лишь на некоторых пальцах ногти остались изуродованными каторжным — на каторге! — трудом. На холсте руки, сцепленные на колене, выдвинуты вперед. Перов, пользуясь этим, пишет их крупно, это по замыслу портрета необходимо: именно голова и руки останавливают сразу взгляд зрителя и уже не отпускают. Очень крепко, почти судорожно, сцепленные пальцы скрадывают мягкость рук, позволяют показать напряженность мышц, выступившие сосуды. Перов пишет руки труженика, и дело не в том, что с пером в руках Достоевский трудился тоже хоть и вдохновенно, но каторжно. Перову необходимо, чтобы и внешне, обликом, образом своим передавали, что труд огромен.

    2-й ведущий. Замкнутость Достоевского, запечатленная на перовском портрете, этот взгляд в себя, эти руки, прочно замыкающие снаружи все то, что «изнутри», эта «замкнутая в себе» фигура, когда ничто: ни взгляд, ни жест, ни единое движение мускула, никакая малая подробность не вырывается наружу, не нарушает внутренней собранности, — такая замкнутость, углубленность во «внутреннее», в вечную тайну, которую необходимо разгадать, и передает схваченную портретистом «главную мысль лица», личности Достоевского, «мысль целой жизни его».

    3-й ведущий. Перов мог, наверное, изобразить Достоевского говорящего, Достоевского слушающего, Достоевского пишущего. Он написал Достоевского думающего, уловил на портрете «минуту его творчества». Невольные свидетели творческих минут Достоевского помнят неподвижность его лица, рук, взгляда: кажется, чувства и мысли неудержимо просятся наружу, но он «весь точно замкнут на ключ — никаких движений, ни одного жеста».

    Достоевский на портрете Перова — это Достоевский, которого знали читатели, сосредоточенно, мучительно ищущий разгадку тайны каждого человека, Достоевский, схожий со своими героями, неразгаданными, таящими открытия.

    Размышляя о чувстве меры, Достоевский пишет: «Драгоценное правило, что высказанное слово серебряное, а невысказанное — золотое».

    Портрет Достоевского, написанный Перовым, — слово золотое. Это—Достоевский.

    ЛИТЕРАТУРА

    В.Г.Перов. Рассказы художника. — М.: Академия художеств СССР, 1960.

    БЕЗРУКОВА Д.Я. Третьяков и история создания его галереи. — М.: Просвещение, 1970.

    ДОСТОЕВСКАЯ А.Г. Воспоминания. - М.: Правда, 1987.

    ЖУКОВА А. Большое сердце Перова // Юный художник. - 1982. - № 8. - С. 14.

    ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Об искусстве: Сб. - М: Искусство, 1973.

    ПОРУДОМИНСКИЙ В. В.Г.Перов -1872 — Ф.М.Достоевский // Библиотекарь. - 1982. - № 10.

    «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ», науч.- методический журнал. , 06.2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

    Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

    Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

    Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

    Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

    Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...

    Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

    Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

    Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

    Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

    Презентация по литературе 10 класс. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.

    В презентации представлены основные жизненные и творческие этапы Ф.М.Достоевского...