А. И. Куприн "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лыкова Татьяна Николаевна

Обобщающий урок по произведению А. И. Куприна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте ребята, уважаемые гости!

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье» (Запишите в тетрадь) слайд 1-2

Эпиграфом к уроку мы возьмём слова Л. Н. Толстого «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить,  и всё же она у нас останется». Слайд 3

Цели: слайд 4

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Приложение

 I стадия Мы прослушали сообщение о жизни и творчестве Куприна, дома прочитали статью учебника о  нем.  А сейчас, используя приём «Верные и неверные утверждения», проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.  (Приложение 1)

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

Итак, мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени».

 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». Слайд 5

 - О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Слайд 6,7

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

 слайд 8, 9  рассказ А.И.Куприна «Куст сирени» – прослушивание аудиозаписи 

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?  Слайд 10, 11

- Что вы можете сказать о героях?

 - Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как Вера..Слайд12

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? - Чем закончился спор героев?

 (Вторая часть – чтение учителя)

  - Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему? Слайд 13

-Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

- Что было неожиданным?

- Какой выход находит Верочка? Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

- Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

 Согласитесь,это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?  Они едут в ломбард.

- Как Верочка спасает положение у садовника?

Третья часть. - Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

- Почему герои решили посадить именно куст сирени?

Слайд 14, 15, 16

На слайде вы видите двух героев: Веру и Николая Евграфовича, какие черты свойственны каждому из них?  Слайд 17.  Проверим свои предположения. Слайд 18

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Слайд 19.  Вывод в тетрадь.

Приём «Синквейн» (Приложение  3)

 - Мы попытались разобраться, в чём смысл названия рассказа. (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- На какие-то  размышления навёл рассказ.  Вы в чем-то согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором.

И давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

 (Прослушивание синквейнов)

 Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»        (Приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

Сирень 45-го года.

Урок мужества для для 7-8 класса....

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.

Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".

Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта             2)развивающие: а) р...