Технологические карты уроков
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Куксова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

Жители сказочных королевств

Тип урока

урок комплексного применения знаний

(поисково-исследовательский урок)

Цели

- раскрыть замысел и основную мысль писателя в сказке,

- выявить особенности авторского повествования,

- исследовать сказки с присутствием образа зеркала

- овладение теоретическими понятиями в пределах темы урока

Задачи

-сформировать представление о создании новой сказки;

- развивать навыки сравнительной характеристики главных героев;

- развивать мыслительные операции

- прививать навыки структурирования и составления опорных схем, умение сжимать информацию до уровня таблицы, схемы;

- развивать умение обобщать и анализировать добытый материал

- воспитывать нравственные качества, чувство собственного достоинства и справедливости

Необходимое оборудование

Для учителя:

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности  

Использовать в работе

Овладевать приёмами работы

Выбирать

Повышенный уровень:

Развивать навыки составления опорной схемы характеристики героев

Передавать в форме карты понятий сюжет сказки

Использовать в работе знания способов создания образов.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

- структурировать материал;

- формулировать гипотезу;

- подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-демонстрировать умения работать в коллективе в условиях сотворчества.

Познавательные УУД

- уметь работать с информацией;

- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую ,самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группе;

- сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

-Донести свою позицию до собеседника;

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль. Творческая работа.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Методическое пособие к урокам изобразительного искусства в 5 классе по программе Е.А. Ермолинской

Дополнительная

Методическое пособие «Современные технологии проведения урока с учетом введения ФГОС», М., 2012

Интерет-ресурсы

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте

 www.ed.gov.ru 

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок. Мы сегодня не одни. Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей. Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь. Сядьте ровно, ножки вместе. Руки положи на стол. Будем мы писать, трудиться, ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, так как мы – ученики.

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация знаний

Сегодня мы начнем с небольшой игры. Я буду показывать вам несколько предметов, а вы найдете у них общий признак и назовете его одним словом.

Яблоко, груша, виноград- фрукты.

Петр, Василий, Александр? Мужские имена

Математика, история, литература? Учебные предметы

А что вы скажете об этом? (фотографии архитектурных форм)

Какое общее слово мы выберем? (архитектура) Синонимом этого слова в русском языке станет зодчество. Запомните это слово.

Отчего зависит выбор материала для строительства?

Давайте обратимся к нашему учебнику- стр.31-32. Рассмотрите здания на фотографиях. Определите их главную форму и проведите соответствие с основными геометрическими фигурами и телами. (куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, треугольник, квадрат)

Заметьте, как все просто и гармонично устроено в этих зданиях. Подумайте, почему эти здания такой разной формы?

Зодчество - важная наука. Построить здание или даже целый комплекс, город- задача важная. Здесь нужно все учесть.

Игровая ситуация даст обучающимся время на включение в работу, подготовит их к анализу и сообщению выводов.

Первые примеры идут на слух

Заключительный пример  использует зрение. Важно, чтобы дети назвали несколько признаков (не только жилище, но и материал, и форму предметов)

Включение нового слова в лексикон обучающихся

Это зависит от предпочтений заказчиков, климата, места строительства, бытовых задач.

Работа с учебной книгой

Проведение анализа формы и соответствия уже известным геометрическим фигурам.

Возможные ответы- красота, оригинальность, удобство для зрителей.

Познавательные: анализ имеющихся знаний по теме «архитектура», анализ предложенных форм, соотнесение с данными по другим предметам (технология, география и др.)

выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Регулятивные: осуществление  взаимоконтроля

Коммуникативные: разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы)

3. Постановка учебной задачи

Включение в воображение обучающихся неожиданности (коллизия)

- Особенно если это незнакомое место…Или даже другое время! (звучит напев русской народной песни) Правильно, ребята! Мы с вами оказались в

-Что нас здесь может ожидать? Какие могут возникнуть трудности? Из какого материала лучше построить старинный дом? Какая форма будет самой надежной? На эти вопросы предстоит ответить именно вам.

Включение активной мозговой деятельности, анализ климата, потребностей человека в этом месте.

Ответы на вопросы будут обсуждаться в творческих группах.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация творческих групп, выделение лидера, распределение видов работы.  

Для этого мы разделимся на 3 команды (по рядам). Каждая команда –это зодчие, которые отправляются в путь. Вам предстоит построить свой уникальный дом.

Переселение закачивается тематической физминуткой: как работает плотник? Как работает каменщик? Как работают двуручной пилой? Молотком? Валиком для нанесения краски?

Вам нужно выбрать главного зодчего строительства. Именно он распределит всем задания, назначит ответственных .

-Прошу главного зодчего получить задание (ватман, листы цветной бумаги, краски, кисти, ножницы, клей- приготовлены сразу в отдельной коробке)

Напоминаю вам о технике безопасности.

Обучающиеся пересаживаются за парты для групповой работы

Снятие физического напряжения, включение эмоционального в переживание творчества

Выбор лидера

Оценивание представленных материалов

Обсуждение формы (внутренний анализ)

Коммуникативные: разрешение конфликтов ( поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

5. Реализация проекта

Перед выполнением задания мы должны обсудить, по каким признакам определим лучший дом.

-Прошу  команды зодчих  приступить к выполнению задания!

Вам отводится 15 минут работы. По окончанию времени вы представляете свой проект и доказываете, что он лучший!

Обучающиеся выделяют критерии, по которым будут работать (красота, оригинальность, сотрудничество, аккуратность)

Обучающиеся выполняют работу в любой технике (рисование, бумагопластика, смешение форм)

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные: постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

6.Презентация проекта

Итак, работы выполнены. Какая команда представит свой проект первой?

Прошу зодчих задавать вопросы.

В чем были сложности вашего проекта?

Дети выбирают докладчика, формулируют вопросы по проектам, обсуждают их. Дают оценку.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве

Коммуникативные: организация самоуправления

7. Рефлексия учебной деятельности

Какой сегодня был насыщенный урок. Мы с вами увидели много интересных архитектурных форм и даже создали свою собственную.

Что мы с вами сегодня узнали?

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым веселым?

Что было самым сложным?

Легким?

Домашнее задание. Я предлагаю вам несколько вариантов- можете выбрать по своему желанию. Первый уровень задания- найти изображения старинных зданий. Второй уровень- подготовить сообщение или презентацию об одном из таких зданий. Творческий уровень- сделать зарисовки старинного здания нашего поселка или района.

Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

Дети проводят самоанализ своей деятельности. Припоминают свои эмоции и действия.

Предвидение пользы обучения и связи урока с другими учебными предметами.

Домашнее задание предполагает разный уровень участия обучающихся- каждый выбирает себе по силам.

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №2

Ф.И.О. учителя                 Куксова Татьяна Владимировна

Класс:         5                Дата:                        Предмет:        Литература

Место и роль урока в изученной теме: урок комплексного применения знаний (поисково-исследовательский урок)

Цели урока:

Образовательные: раскрыть замысел и основную мысль писателя в сказке, выявить особенности авторского повествования, исследовать сказки с присутствием образа зеркала

Развивающие: сформировать представление о создании собственной сказки, развивать навыки сравнительной характеристики главных героев, развивать мыслительные операции, прививать навыки структурирования и составления опорных схем, умение сжимать информацию до уровня таблицы, схемы, развивать умение обобщать добытый материал

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство собственного достоинства и справедливости

  1. Дидактические средства:

Для учителя:

Для учащихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2

Актуализация знаний и

пробное учебное действие.

Вопрос: какой раздел литературы мы изучаем?

-назовите тему нашего проекта

-какой продукт мы получим в конце проекта

-что нам поможет в создании своей сказки

- что для этого нужно сделать?

Ответ: литературные сказки

Ответы:

Образ зеркала в сказках

Свою сказку с образом зеркала

Другие сказки с образом зеркала

Проанализировать сказки, провести исследование

Формирование УУД:

3

Загадки о главных героях сказок

Что общего между ваших отгадок

Записывают отгадки, обобщают

Ответ: это всё герои сказок

Формирование УУД:

4

Жители сказочных королевств

Цель: исследовать сказки

Раскрыть замысел и основную мысль писателя в сказке.

Выявить особенности авторского повествования. 

Вопрос:

Каким образом тема нашего урока, тема нашего проекта и отгадками на загадки пересекаются? Что в них общего? Какова наша цель на уроке, чем мы будем сегодня заниматься?

Как мы будем проводить исследование, что нам для этого нужно?

- детально рассмотреть сказки

Ответ:

Мы будем исследовать, анализировать сказки с образом зеркала, характеризовать главных героев сказки, определять роль зеркала в каждой из сказок

Ответы: (банк идей)

Составить карту понятий

Составить кластер

Разработать маршрут главного героя

Формирование УУД:

5

Работа с опорной таблицей

Исследование

Работают с текстами своей сказки, определяют черты и особенности своей сказки

групповая

Формирование УУД:

Рефлексия по итогам работы

Обобщение

Представляют итог работы каждая группа по своей сказке

Остальные внимательно слушают и заполняют таблицу

фронтальная

6

Выдвижение гипотезы

Используя детали сказок выдвижение гипотезы

Вывешивает на доске пазлы с основными ключевыми характеристиками сказки, меняя их расположение, подводит учащихся к выводу, выдвижению гипотезы: используя данный конструктор, можно сочинить  новую собственную сказку

Следят за передвижением пазлов, выдвигают гипотезу: используя детали сказок, смогу ли я написать свою сказку?

групповая

Формирование УУД:

Вопрос: чтобы создать новую сказку, какие можно использовать приемы?

Ответы:

Опорную схему

Кластер

Маршрут главного героя и т.д.

фронтальная

Формирование УУД:

Подведение итогов

Вопрос: что нужно ученику для того, чтобы проанализировать сказку?

Чему мы на уроке научились?

Ответ: прочитать её, знать содержание

Ответ:

Обобщать сказки, конструировать модель новой сказки

Индивиду

альная

Домашнее задание

Сделать заготовку схемы (маршрута) своего участка сказки

Записывают задание в дневник

фронтальная

Выставление оценок

Комментарии оценок

Самооценка, взаимооценка



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 3

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

«Свет мой, зеркальце, скажи!» (роль зеркала в сказках)

Тип урока

урок  развивающего контроля (проектный  урок)

Цели

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проектное оборудование

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок, критерии оценивания

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности выявления авторского повествования

Использовать в работе навыки сравнительного анализа

Выбирать верный ответ

Повышенный уровень:

Развивать навыки составления опорной схемы характеристики героев

Передавать в форме карты понятий детали  сказки

Использовать в работе знания способов создания образов.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

- структурировать материал;

- формулировать проблему;

- подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы

- проговаривать последовательность действий на уроке

-  работать по предложенному учителем плану

- отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД

- уметь работать с информацией;

- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- - сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку

-  согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся в начале урока объединяются в группы

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация  и пробное учебное действие

Организует диалог, подводящий к теме урока

- чья мама готовит в семье борщ?

- какая из команд разложит борщ на ингредиенты

- зная ингредиенты любого блюда, можно ли приготовить своё?

- зная особенности и детали сказок, можно ли придумать свою?

- перед тем, как приготовить или сделать что-либо новое, что для этого необходимо?

- как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Тему урока выводит на экран

«Свет мой, зеркальце, скажи!» (роль зеркала в сказках)

Фронтальная актуализация даст обучающимся время на включение в работу, подготовит их к анализу и сообщению выводов.

Рефлексирует каждая команда со своей версией

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: прочитать инструкцию, посмотреть схему, рецепт и т.д.

Ответ: сочинять сказку, используя конструктор

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение выражать мысли с достаточной полнотой и точностью

3. Локализация индивидуальных затруднений

Проверяет выполнение домашнего задания.

Организует диалог, подводящий к выявлению трудностей у учащихся при выполнении домашней работы

Рефлексируют

Определяют трудные места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Фиксируют затруднения

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой

Перед основной работой, ребята, давайте посмотрим в свое отражение

Сет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее?

Всех прекрасней? И белее?

И мне зеркальце в ответ:

Ты прекрасен: спору нет

Снятие физического напряжения, включение эмоционального в переживание творчества

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Предлагает обсудить в группах места затруднений и определить пути их решения

Для оценивания критерии выводятся на слайд

Обучающиеся работают с кусочками своих домашних заданий, корректируют  места затруднений

Работают с опорной схемой проектной папки «Сказочный конструктор»

Рефлексируют

Делают вывод

оценивают себя

Коммуникативные: разрешение конфликтов (поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 

Регулятивные: прогнозирование результата

5. Реализация построенного проекта  

Предлагает полученный в группах продукт сузить до уровня схемы

Реализуют  и применяют самостоятельно построенный проект

Работают над листом проектной папки «Сказочная карта»

Рефлексируют

Взаимооценка

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке, формирование познавательной инициативы, контроль

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

6. Решение заданий творческого уровня

Предлагает на основе выполненных заданий листов проектной папки «Сказочный конструктор» и «Сказочная карта» написать свою сказку

Работают с листом проектной папки «Сказка»

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, сотрудничать с учителем

Познавательные: формирование мыслительных операций

7. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности

Итак, подведем итог работы

Чему мы с вами научились?

Что было самым интересным?

Что было самым сложным?

А что показалось вам легким?

На следующем уроке вы будете презентовать свою сказку.

Домашнее задание.

Доработать листы проектной папки

Сочинить сказку

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 4

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

Роль детали в литературной сказке

Тип урока

урок рефлексии

Цели

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; закрепление изученных способов действий.

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проектное оборудование

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности использования знаний о детали в литературной сказке

Использовать в работе умение формулировать собственную мысль

Повышенный уровень:

Развивать навыки публичного выступления

Использовать в работе умение презентовать проектный продукт.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-демонстрировать умения работать в коллективе в условиях сотворчества.

Познавательные УУД

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группе;- сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль. Творческая работа.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Давайте вспомним, каким было на  сегодня домашнее задание?

Предлагает выборочно заслушать учащихся

Написать свой участок сказки

Зачитывают

Рефлексируют

Познавательные: анализ имеющихся знаний по теме

Регулятивные: осуществление  взаимоконтроля

Коммуникативные: разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы)

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы завершаем работу над нашим проектом.

Предлагаю объединиться в группы для озвучивания сказки каждым участником

Вы можете выбрать лучший вариант сказки, можете склеить полученные эпизоды и связать их логически

Включение активной мозговой деятельности, анализ климата, потребностей человека в этом месте.

Ответы на вопросы будут обсуждаться в творческих группах.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с точностью выражать свои мысли.

4. Локализация индивидуальных затруднений

Предлагает выяснить места и причины собственных затруднений

Обсуждение в группах

Рефлексируют

Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера 

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Физкультминутка

Снятие физического напряжения

5. Реализация проекта

Предлагает в группах обсудить формы предоставления продукта проекта - сказки

Мозговой штурм

Работают с опорным листом проектной папки 15

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

6. Включение в систему знаний и повторения

Защищают, презентуют свою сказку

Познавательные: умение осознавать ответственность за  общее дело 

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве

Коммуникативные: организация самоуправления

7. Рефлексия учебной деятельности

Какой сегодня был насыщенный урок. Мы с вами увидели много интересных сказок.

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым веселым?

Что было самым сложным?

Легким?

Домашнее задание.

Написать о своих впечатлениях от проекта в листах проектной папки 19-20. Закончи предложение

Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

Дети проводят самоанализ своей деятельности. Припоминают свои эмоции и действия.

Оценивают свою работу. Заполняют Лист проектной папки 17

Предвидение пользы обучения и связи урока с другими учебными предметами.

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме



Предварительный просмотр:

5 класс. Литература

Тема: М. Твен и его книги для детей

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Твена; привить учащимся чувства любви к вдумчивому чтению; развивать внимание, память, мышление, культуру речи, расширять словарный запас учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Новый материал. Все мы любим читать книги о приключениях, тайнах, загадках, путешествиях. Мы с замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за героев, которые преодолевают препятствия, подвергаются опасности, вступают в схватки с врагами, защищают слабых, проявляют мужество, смелость, благородство. Вам знакомы такие книги? Назовите их (...). Молодцы!

 -Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, написавший такое произведение ?(…) Я с вами полностью согласна, мы можем представить автора книги   одним из его героев. Именно об одном из таких писателей мы с вами будем сегодня говорить.

Просмотр видео сюжета

Работа с учебником.

 Многое из того, о чем вы прочли в этой книге, Марк Твен взял из воспоминаний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома – его детских товарищей.

Настоящее имя писателя – Сэмюэль Клеменс. Он был сыном судьи. Между двумя холмами, круто обрывающимися к реке Миссисипи, налезали друг на друга как попало выстроенные хибары, лачуги, хижины, сараи, тучи мух вились над свалками. Две церкви городка упирались окнами одна в другую, хозяева двух безнадежно прогоревших гостиниц наперебой хвастали своими заведениями перед случайным приезжим, а возле табачной фабрики, у ручья стайки черных и белых ребятишек играли в индейцев, кораблекрушения и разбойников.

Ребята, как вы думаете, мог ли писатель получить хорошее образование, проживая в такой местности? Наверное, нет. Было две школы, где обучали чтению, письму, арифметике и закону Божьему. Годам к 13 образование считалось законченным, о продолжении и не думали. По воскресеньям детей в обязательном порядке отправляли в церковь, где они слушали проповеди, пели гимны и зубрили наизусть библейские тексты. Для Сэма Клеменса с его живым воображением походы в воскресную школу частенько заканчивались ночными кошмарами: адские муки за «плохое поведение» рисовались ему чересчур ярко. А по поведению он мало чем уступал Тому Сойеру, хотя, конечно, многие «подвиги» Марк Твен герою досочинил.

Сэмюэль родился в небогатой семье, отец его быстро разорился, и с 12 лет Сэм сам зарабатывал себе на жизнь. Он сменил множество профессий и побывал в разных уголках страны: был учеником в типографии, искал золото на Дальнем Западе, учеником лоцмана плавал по Миссисипи. «Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 году, когда их автору было 40 лет; он написал к тому времени книгу очерков, издал два сборника юмористических, сатирических рассказов, а впереди... Впереди у Твена были повести и романы, завоевавшие популярность во всем мире: «Принц и Нищий», «Янки при дворе короля Артура», «Приключения Гекльберри Финна», «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Таинственный незнакомец» и другие. В 40 лет приятно возвращаться в детские годы, вспомнить свои шалости и приключения. Конечно, Том Сойер – это не Сэм Клеменс и даже не один конкретный мальчишка – это нечто большее. Это личность, способная непринужденно превращать скучные будни в фейерверк игры, романтики и фантазии. Это здравый смысл, соперничающий с безрассудным рыцарством, справедливость, воюющая с собственным эгоизмом. В шалостях и проделках Тома звучит протест миру взрослых: он видит противоречия между словом и делом, притворство и лицемерие.

 Том Сойер не терпит заурядности, лицемерия и фальши – того, над чем всю жизнь смеялся и с чем боролся Марк Твен. «Это гимн детству», - говорил сам автор о своей книге. Каждый взрослый когда-то был ребенком, поэтому эту книгу с удовольствием читают не только дети, но и взрослые.

Подведение итогов урока. Подсчитываются командные очки и награждаются оценками.

Домашнее задание. Написать письмо Марку Твену. Ребята должны выразить благодарность писателю за знакомство с таким замечательным героем.  

Условия игры.

           Ребята, наш герой живет по определенным правилам. Поэтому мы, как и он, будем соблюдать несколько условий:

        1.работать в команде, не выкрикивать ответ, а посоветоваться с товарищами;

        2.не нарушать порядок игры – не перебивать членов других команд;

        3.за каждое правильно выполненное задание вы можете получить 1 балл, а за нарушение правил – его потерять;

        4.не забывайте о фантазии и юморе!

         

Первое задание: придумать название команды и написать его (название пишется на приготовленном учителем указателе).

        -Ребята, во время игры, если вы готовы отвечать – поднимите вверх указатель.

Вопросы командам:

        1.Как назывался городок, в котором жил Том? (Сен – Питсбург);

        2.каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе? (с помощью драки);

        3.какая гениальная идея озарила Тома во время покраски забора? (превратил ее в игру);

       

Второе задание: конкурс маляров. По одному участнику из каждой команды должны покрасить забор так, как это сделал Том.

        4.какие две армии сражались в Сен – Питсбурге? (армии Тома Сойера и его друга Джо Гарпера);

        5.сколько костюмов было у Тома Сойера? (два: повседневный и нарядный);

        6.Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг? (Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко – нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синих равнялись 1 красному, 10 красных – 1 желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (крючки и шарики) на билетики и получил из рук директора в торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал).

Третье задание: конкурс умывания. (мыло обмакнуть в воду и положить на место, а сухое лицо и руки вытереть полотенцем).

       

        7.зачем Том и Гек отправились в полночь на кладбище? (сводить бородавки);

        8.кого увидели на кладбище Том и Гек? (Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона; случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, который был без сознания);

        9.благодаря чему Том помирился с Беки? (он взял на себя вину Бекки – она порвала учительскую книгу – и. соответственно, выпороли его, а не ее. Этот рыцарский поступок произвел на нее хорошее впечатление);

Четвертое задание: конкурс белошвеек. Части воротничка Том пришил неверно: 1 – лицевая, 2 – изнаночная.

       

        10.каким образом на суде оправдали Мэфа Поттера? (Том не выдержал того, что невиновного Мэфа повесят, и выступил свидетелем на суде);  

        11.как Том и Гек нашли клад? (увидели как индеец Джо и старик – испанец, зарывая краденые деньги, нашли ящик с золотом. Джо решил перепрятать все это в пещере);

        12.как изменилась жизнь Гека после нахождения клада? (он попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь);

Пятое задание: конкурс сочинений. На что Том потратит свою долю от сокровищ? (придумать дальнейшую судьбу Тома Сойера).

   



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 1

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал»

Тип урока

урок общеметодологической направленности (ценностно-смысловой урок)

Цели

- познакомиться с автором сказки Губаревым;

- выявить особенности авторского повествования;

- исследовать сказки с присутствием образа зеркала;

- овладеть теоретическими понятиями в пределах темы урока;

Задачи

- сформировать представление о создании новой сказки;

- развивать навыки сравнительной характеристики главных героев;

- развивать мыслительные операции;

- прививать навыки структурирования и составления опорных схем, умение сжимать информацию до уровня таблицы, схемы;

- развивать умение обобщать и анализировать добытый материал;

- воспитывать нравственные качества, чувство собственного достоинства и справедливости.

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проекторное оборудование, трейлер сказки «Королевство кривых зеркал»

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- положительное отношение к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

- осознавать значимость чтения и изучения сказок для своего дальнейшего развития;

- использовать различные источники информации

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать навыки сравнительной характеристики;  

Использовать в работе особенности авторского повествования;

Овладевать теоретическими понятиями в пределах темы урока

Выбирать ключевые понятия в определении сказочных образов

Повышенный уровень:

Развивать навыки составления сравнительного анализа

Использовать в работе знания способов создания образов.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

- подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на уроке;

- демонстрировать умения работать в группе в условиях сотворчества.

Познавательные УУД

- уметь поставить учебную задачу;

- уметь работать с информацией;

- различать авторский замысел и особенности его воплощения;

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группе;

- сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку:

- уметь формулировать проблему и найти способ её решения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Дополнительная

Методическое пособие «Современные технологии проведения урока с учетом введения ФГОС», М., 2012

Интерет-ресурсы

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте  www.ed.gov.ru 

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (психологический настрой на уроке) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Демонстрация трейлера к сказке

http://www.kinopoisk.ru/film/44929/

Постановка проблемного вопроса:

- как называется сказка?

- кто её автор?

Организует подводящий к теме урока диалог: о чем пойдет речь на уроке?

Какие цели и задачи нашего урока? Определите?

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

просмотр фрагмента фильма «Королевство кривых зеркал» режиссера Роу А.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Организует диалог:

- Знакомы ли вы с автором сказки?

- что вы уже знаете о нем?

А давайте узнаем.

Составьте вопрос по изученной статье. Задайте его ученикам.

Организует диалог:

- если у этой сказки есть автор, то значит, какая это сказка?

- сможем ли мы определить отличительные особенности литературной сказки?

- сможем ли мы сравнить её с народной сказкой?

Для этого я предлагаю вам объединиться в группы, потому что вместе работать интереснее.

Организация творческих групп, выделение лидера, распределение обязанностей.  

Физкультминутка

Работа со статьей учебника с. 223.

Заполнение листа 2. проектной папки

Рефлексия по работе с таблицей

Вопрос-ответ

Объединяются в группы

Заполняют листы проектной папки 3,4

Снятие физического напряжения

Познавательные: анализ имеющихся знаний по теме

Регулятивные: умение организовываться в группы, распределять обязанности, осуществление  взаимоконтроля,

Формирование познавательной инициативы

Коммуникативные: умение выражать мысли с полнотой и точностью, слушать и понимать речь других

3. Систематизация знаний

Я предлагаю вам в помощь определения особенностей сказок научную статью учебника, стр 72.

Работают с научной статьей стр. 72 (повторение) и заполняют лист проектной папки 7

Рефлексируют по работе со статьей

Познавательные:

Формирование мыслительных операций, анализа, обобщения.

4. Включение системы знаний в учебную деятельность

Организует диалог, подводящий к теме проекта

- какие сказочные волшебные предметы вы знаете?

- является ли зеркало волшебным предметом? Почему?

- вспомните сказки, в которых встречается зеркало.

- какую роль в сказках играет зеркало?

- сегодня мы с вами запускаем проект, как вы думаете, какова будет тема нашего проекта?

- а результатом нашей работы что будет? Как вы предполагаете?

Новая сказка

Включение активной мозговой деятельности

Ответы на вопросы будут обсуждаться в творческих группах.

Роль зеркала в сказках

Заполнение листа проектной папки 5

(рефлексия)

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

5. Закрепление системы знаний и формулирование проблемы

Вопрос:

Какая проблема перед нами стоит?

Обсудите это в группах.

Чтобы решить проблему, нужно определить цели и задачи, при помощи которых вы эту проблему будете решать

Обсуждают в группах, заполняют лист проектной папки 5.

Формулируют проблему

Работают над листом 6 проектной папки

Рефлексируют по целям и задачам.

Коммуникативные: формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем  

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик).

6. Рефлексия учебной деятельности

Какой сегодня был насыщенный урок.

Что мы с вами сегодня узнали?

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым интересным?

Что было самым сложным?

А что показалось вам легким?

Домашнее задание.

Составить  хронологическую таблицу биографии писателя, ответить на вопросы стр. 283

Базовый: выписать из сказки слова-перевертыши в словарик

Дооформить листы проектной папки

Повышенный: Составить маршрутный лист главного героя

Творческий: «Ты – мое зеркало» написать мини-эссэ о друге-подруге.

Составить кластер ключевых сюжетных линий

Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

Дети проводят самоанализ своей деятельности.

Припоминают свои эмоции и действия.

Предвидение пользы обучения и связи урока с другими учебными предметами.

Домашнее задание предполагает разный уровень участия обучающихся - каждый выбирает себе по силам.

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный анализ с комментированием своих действий в группах

Коммуникативные: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 2

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

Жители сказочных королевств

Тип урока

урок общеметодологической направленности

(поисково-исследовательский урок)

Цели

- расширение понятийной базы (предметной и над предметной); формирование умения самостоятельно строить и применять знания.

Задачи

- сформировать представление о создании новой сказки;

- развивать навыки сравнительной характеристики главных героев;

- развивать мыслительные операции;

- прививать навыки структурирования , умение сжимать информацию до уровня таблицы, схемы;

- развивать умение обобщать и анализировать добытый материал;

-воспитывать нравственные качества, чувство собственного достоинства и справедливости

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проектное оборудование

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок, критерии оценивания

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности выявления авторского повествования

Использовать в работе навыки сравнительного анализа

Выбирать верный ответ

Повышенный уровень:

Развивать навыки составления опорной схемы характеристики героев

Передавать в форме карты понятий детали  сказки

Использовать в работе знания способов создания образов.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

- структурировать материал; формулировать проблему;

- подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы

- проговаривать последовательность действий на уроке

-  работать по предложенному учителем плану

- отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД:

- уметь работать с информацией;

- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания;

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;

Коммуникативные УУД

- сотрудничать с учителем; организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку;

-  согласованно работать в группе

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей. Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Руки положи на стол.

Будем мы писать, трудиться,

ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

так как мы – ученики.

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация  и пробное учебное действие

Организует диалог, подводящий к теме урока

- какой раздел литературы мы изучаем

- давайте вспомним тему нашего проекта (Роль зеркала в сказках)

- а результатом работы над этим проектом что у нас будет? (своя сказка с зеркалом)

- что вам поможет создать свою сказку? (другие сказки с образом зеркала)

- что для этого нужно сделать?

- любите ли вы отгадывать загадки?

Тогда откройте тетради, запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

Загадки выводит на экран, затем отгадки

- что общего в ваших отгадках?

- как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

- а зеркало является героем сказок? Почему?

Тема урока «Жители сказочных королевств» (на слайд)

- чем мы будем заниматься на уроке?

 Какова наша цель?

- как мы будем проводить исследование, что нам для это нужно, что можно сделать?

Фронтальная актуализация даст обучающимся время на включение в работу, подготовит их к анализу и сообщению выводов.

Провести исследование

Читают загадки

Записывают отгадки

Оценивают себя, на полях ставят оценку.

Ответ:

- все это герои сказок

- о героях, персонажах сказок

- да, потому что оно предопределяет развитие действия

- исследовать, анализировать сказки с образом зеркала, характеризовать главных героев, определять роль зеркала в каждой сказке

-  читать, перечитывать, работать с текстом, составлять кластер, схему, маршрут, т. е. детально рассмотреть сказки

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Определение темы, целей и задач урока

Коммуникативные: умение выражать мысли с достаточной полнотой и точностью

3. Систематизация знаний

Мы заканчиваем изучение раздела «Литературные сказки».

Перед вами выставка ваших творческих работ, которые вы выполняли, изучая эту тему

Давайте с вами вспомним этапы сказки, составляющие элементы.

Ребята, для чего нам это нужно, как вы думаете?

На экран выводится пустая схема

Затем элементы сказки на экран

Вопрос: скажите, в чем главная особенность литературной сказки?

А вы, ребята, сможете стать авторами сказки?

Давайте с вами вспомним все сказки, которые мы уже изучили? (слайд)

Какая у них общая особенность?

Для чего мы вспоминаем все сказки?

Предлагаю вам  в группе определиться, какую сказку вы будете исследовать (по интересам)

Критерии выводятся на экран

Включение фронтальной активной мозговой деятельности

(главная идея, вид сказки, время и место событий, главные герои, второстепенные герои, основной конфликт, способы решения конфликта)

Для создания новой сказки

Ответ: у нее есть автор

Ответ: да

Называют сказки

В них есть зеркало

Чтобы исследовать

Обучающиеся пересаживаются за парты для групповой работы

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой

Но сначала, ребята, давайте сами посмотрим в свое отражение

Сет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее?

Всех прекрасней? И белее?

И мне зеркальце в ответ:

Ты прекрасен: спору нет

Снятие физического напряжения, включение эмоционального в переживание творчества

Вспоминают критерии оценивания работы в группах

Выбор лидера

Оценивание представленных материалов

Обсуждение формы (внутренний анализ)

Коммуникативные: разрешение конфликтов ( поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

4. Включение системы знаний в учебную деятельность

Исследовать сказки вам поможет опорная схема проектной папки №8

Для оценивания критерии выводятся на слайд

Нам необходимо выдвинуть гипотезу, чтобы ее подтвердить или опровергнуть

Обучающиеся работают с текстами своей сказки, определяют черты и особенности.

Детали записывают в опорную схему 8 проектной папки

По результатам работы заполняют схему на доске

Капитаны групп защищают свою работу

Рефлексируют

Взаимооценка других групп по критериям

Остальные участники проекта записывают в свои опорные схемы результаты работы групп

 Делают вывод

Обсуждают гипотезу в группах , записывают в опорный лист 8, 9

оценивают себя

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке, формирование познавательной инициативы, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

6. Рефлексия учебной деятельности.

Итак, подведем итог работы

Что мы с вами сегодня узнали?

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым интересным?

Что было самым сложным?

А что показалось вам легким?

На следующем уроке вы будете составлять маршрут главного героя сказки, рисовать сюжетную линию — показывает шаблон маршрутного листа.

Давайте сейчас попробуем придумать роль зеркала в своей сказке

Домашнее задание

Доработать листы проектной папки

Базовый

На основе конструктора продумать и зафиксировать любым способом сюжет своего участка сказки

Повышенный

создать банк слов, которые могут послужить основой описания явления, характеристики героя, определением (на карточках)

Творческий

создать банк предложений, которые могут послужить основой описания явления, характеристики героя, определением (на карточках)

Вспоминают свои эмоции и действия.

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 3

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

«Свет мой, зеркальце, скажи!» (роль зеркала в сказках)

Тип урока

урок  развивающего контроля (проектный  урок)

Цели

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проектное оборудование

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок, критерии оценивания

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности выявления авторского повествования

Использовать в работе навыки сравнительного анализа

Выбирать верный ответ

Повышенный уровень:

Развивать навыки составления опорной схемы характеристики героев

Передавать в форме карты понятий детали  сказки

Использовать в работе знания способов создания образов.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

- структурировать материал;

- формулировать проблему;

- подкреплять собственную позицию аргументами, делать выводы

- проговаривать последовательность действий на уроке

-  работать по предложенному учителем плану

- отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД

- уметь работать с информацией;

- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- - сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку

-  согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся в начале урока объединяются в группы

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация  и пробное учебное действие

Организует диалог, подводящий к теме урока

- чья мама готовит в семье борщ?

- какая из команд разложит борщ на ингредиенты

- зная ингредиенты любого блюда, можно ли приготовить своё?

- зная особенности и детали сказок, можно ли придумать свою?

- перед тем, как приготовить или сделать что-либо новое, что для этого необходимо?

- как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Тему урока выводит на экран

«Свет мой, зеркальце, скажи!» (роль зеркала в сказках)

Фронтальная актуализация даст обучающимся время на включение в работу, подготовит их к анализу и сообщению выводов.

Рефлексирует каждая команда со своей версией

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: прочитать инструкцию, посмотреть схему, рецепт и т.д.

Ответ: сочинять сказку, используя конструктор

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение выражать мысли с достаточной полнотой и точностью

3. Локализация индивидуальных затруднений

Проверяет выполнение домашнего задания.

Организует диалог, подводящий к выявлению трудностей у учащихся при выполнении домашней работы

Рефлексируют

Определяют трудные места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Фиксируют затруднения

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой

Перед основной работой, ребята, давайте посмотрим в свое отражение

Сет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее?

Всех прекрасней? И белее?

И мне зеркальце в ответ:

Ты прекрасен: спору нет

Снятие физического напряжения, включение эмоционального в переживание творчества

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Предлагает обсудить в группах места затруднений и определить пути их решения

Для оценивания критерии выводятся на слайд

Обучающиеся работают с кусочками своих домашних заданий, корректируют  места затруднений

Работают с опорной схемой проектной папки «Сказочный конструктор»

Рефлексируют

Делают вывод

оценивают себя

Коммуникативные: разрешение конфликтов (поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 

Регулятивные: прогнозирование результата

5. Реализация построенного проекта  

Предлагает полученный в группах продукт сузить до уровня схемы

Реализуют  и применяют самостоятельно построенный проект

Работают над листом проектной папки «Сказочная карта»

Рефлексируют

Взаимооценка

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке, формирование познавательной инициативы, контроль

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

6. Решение заданий творческого уровня

Предлагает на основе выполненных заданий листов проектной папки «Сказочный конструктор» и «Сказочная карта» написать свою сказку

Работают с листом проектной папки «Сказка»

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, сотрудничать с учителем

Познавательные: формирование мыслительных операций

7. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности

Итак, подведем итог работы

Чему мы с вами научились?

Что было самым интересным?

Что было самым сложным?

А что показалось вам легким?

На следующем уроке вы будете презентовать свою сказку.

Домашнее задание.

Доработать листы проектной папки

Сочинить сказку

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом



Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения урока 4

Сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество

Куксова Татьяна Владимировна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ№8

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

УМК

Алгоритм успеха

Тема урока

Роль детали в литературной сказке

Тип урока

урок рефлексии

Цели

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; закрепление изученных способов действий.

Необходимое оборудование

Для учителя: компьютер, презентация, проектное оборудование

Для обучающихся: тетрадь, учебник, опорные листы для проектной папки, словари, тексты сказок

Дидактическое оборудование

Учебник для 5 класса Б.А. Ланин «Литература»

Планируемые результаты урока

Личностные

- нравственно-эстетическое оценивание, ценностно-смысловая ориентация;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование горизонта своих интересов

Предметные

Базовый уровень:

Осваивать возможности использования знаний о детали в литературной сказке

Использовать в работе умение формулировать собственную мысль

Повышенный уровень:

Развивать навыки публичного выступления

Использовать в работе умение презентовать проектный продукт.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-демонстрировать умения работать в коллективе в условиях сотворчества.

Познавательные УУД

- уметь анализировать и синтезировать полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи и доказывать свои суждения;

- учиться разрабатывать проводить сравнения на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

- уметь работать в группе;- сотрудничать с учителем;

- организовывать исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результативность и оценку

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный, групповой, индивидуальный. Взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль. Творческая работа.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, погружение в атмосферу творчества, самоконтроль настроения

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Давайте вспомним, каким было на  сегодня домашнее задание?

Предлагает выборочно заслушать учащихся

Написать свой участок сказки

Зачитывают

Рефлексируют

Познавательные: анализ имеющихся знаний по теме

Регулятивные: осуществление  взаимоконтроля

Коммуникативные: разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы)

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы завершаем работу над нашим проектом.

Предлагаю объединиться в группы для озвучивания сказки каждым участником

Вы можете выбрать лучший вариант сказки, можете склеить полученные эпизоды и связать их логически

Включение активной мозговой деятельности, анализ климата, потребностей человека в этом месте.

Ответы на вопросы будут обсуждаться в творческих группах.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с точностью выражать свои мысли.

4. Локализация индивидуальных затруднений

Предлагает выяснить места и причины собственных затруднений

Обсуждение в группах

Рефлексируют

Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера 

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Физкультминутка

Снятие физического напряжения

5. Реализация проекта

Предлагает в группах обсудить формы предоставления продукта проекта - сказки

Мозговой штурм

Работают с опорным листом проектной папки 15

Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;

Регулятивные: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

6. Включение в систему знаний и повторения

Защищают, презентуют свою сказку

Познавательные: умение осознавать ответственность за  общее дело 

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве

Коммуникативные: организация самоуправления

7. Рефлексия учебной деятельности

Какой сегодня был насыщенный урок. Мы с вами увидели много интересных сказок.

Чему мы с вами научились?

А что вы сможете использовать на других уроках?

Что было самым веселым?

Что было самым сложным?

Легким?

Домашнее задание.

Написать о своих впечатлениях от проекта в листах проектной папки 19-20. Закончи предложение

Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!

Дети проводят самоанализ своей деятельности. Припоминают свои эмоции и действия.

Оценивают свою работу. Заполняют Лист проектной папки 17

Предвидение пользы обучения и связи урока с другими учебными предметами.

Регулятивные: рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Коммуникативные: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...