Олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Школьный этап олимпиады по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shkolnyy_etap_olimpiady_po_literature.zip204.76 КБ

Предварительный просмотр:

III. Представление текста «Летняя гроза».

Перед вами миниатюра В.П. Астафьева «Летняя гроза», познакомимся с текстом.

Выразительное чтение текста вслух учителем.

IV. Определите стиль и тип речи текста. (художественный, повествование с элементами описания)

V. Определите жанр текста.

Доклад учащегося по теме «Жанр лиро-эпической миниатюры в творчестве В.П.Астафьева»

(предполагаемый материал доклада:

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве. Сам автор так объясняет название сборника: “Меня часто спрашивают на встречах и в письмах, что такое – затеси. Откуда такое название? Чтобы избежать объяснений, первому изданию “Затесей” я дал подзаголовок “Короткие рассказы”. Но это неточно. Рассказов как таковых в той книге было мало, остальные – миниатюры – не “тянули” на рассказ, они были вне жанра, не скованные устоявшимися формами литературы. А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.

В разных концах России название мет варьируется: “зарубы”, “затёсины”, “затёски”, “затёсы”, по-сибирски – “з'атеси”. В обжитых и ещё не тронутых наших лесах метами подобного рода пользуются и теперь лесоустроители, охотники, геологи и просто шатучие люди, искатели приключений, угрюмые браконьеры и резвящиеся дикие туристы.

Остаётся лишь добавить, что “Затеси”, собранные в эту книгу, писались и вели меня к ней более четверти века” (2).

С 1972 года, когда "Советский писатель" выпустил первое издание "Затесей", и по 2001 год, год смерти писателя, вышло в свет шесть (!) книг с разными названиями и обновляемым составом с произведениями этого жанра. Именно "затеси", написанные с весны по осень 2000 года, стали последними вещами Астафьева, которые уже тяжело больной автор мог увидеть напечатанными в майском номере журнала "Смена" 2001 года. Эти 17 произведений вошли в более крупную подборку из 38 новых "затесей", увидевшую свет в иркутском сборнике астафьевской прозы "Пролётный гусь" в том же 2001 году. Если в пятнадцатитомном собрании сочинений Астафьева книга с "затесями" насчитывает 200 названий, то пять лет спустя в последнем на сегодня каноническом издании "Затесей" (Красноярск, 2003) их оказывается уже почти триста! Это издание «Затесей» — самое полное, включающее практически все произведения этого жанра, вышедшие из-под пера замечательного русского писателя.

Первоначальное название цикла лирических зарисовок — «Дыханье родной земли». Название «Затеси» впервые появляется в 1965 году. Писатель постоянно возвращался к циклу в течение всей жизни, включал в него и исключал различные рассказы. По этой причине содержание цикла в каждом издании существенно разнится. В каноническом состоит из 10 тетрадей.

Всё это красноречиво свидетельствует о том, что по объёму писательского времени, отданного "затесям", настойчивости и обилию их публикаций они выходят на первое место среди жанров астафьевской прозы. Есть некая закономерность в том, что, помимо разработки традиционных литературных жанров, Астафьев испытывал творческую потребность вновь и вновь возвращаться к этому свободному способу художественного высказывания.

Миниатюра – художественное произведение малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Литературный термин «миниатюра» заимствован из живописи.Миниатюры, составляющие цикл «Затеси», относятся к разным жанрам: среди них есть описательные зарисовки («Зелёные звёзды»), и философские размышления о бытии и месте человека в мире («Лунный блик», «Страх»).

Миниатюры объединяют наличие двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремление найти, увидеть в мельчайших деталях окружающего отголоски общих законов бытия и закрепить их в слове, что ведёт к обобщённости, афористичности; с другой – страстное желание переживать жизнь окружающего как свою, следствием чего становится повышенная эмоциональность повествования, лиризм.

“Микрорассказ” “Летняя гроза” написан в 1962 году и включен первоначально в сборник “След человека”(1962), сборник “Весенний остров” (1964), сборник “Поросли окопы травой”; в цикле “Затеси” входит в Тетрадь первую, является  17 – м по счету, расположен  между миниатюрами “Земля просыпается” и “Зеленые звезды”, сюжетно связан с 16 -ой миниатюрой. Примечательно, что при многочисленных редакциях цикла положение “Летней грозы” не менялось, автор оставлял её во всех изданиях. Этот факт в том числе дает основание полагать, что миниатюра важна писателю, занимает особое место в его художественном мире.)

VI. Работа с текстом: лингвостилистический анализ

1. Беседа

                а). Определим тему и основную мысль текста:

тема: человек и природа, сюжетно — летняя гроза

основная мысль : природа сильнее и гуманнее человека, природа дарит чудеса и красоту, только их надо увидеть, почувствовать

               б). На какие смысловые части можно разбить текст? (на 4)

в). Охарактеризуйте композицию текста, связав свой ответ с типом речи миниатюры?

2. Самостоятельная работа в группах (10 минут)

3. Проверка самостоятельной работы. Ответы учащихся.

а). Анализ лексического уровня:

На доску и в тетради выписываем ключевые слова, отражающие название миниатюры: дождь, ветер, вымокли, продрогли, туча, река, темно, морща, волнуя, вода, молния, гром, капли, мокрые, шлепались, прошивали, темную, мрак, грохотал, ливень, грозная, громыхая, отблески, умытое, метала яркие стрелы, звуки грома.

А затем ключевые слова, отражающие спасительную функцию природы:

хвойный лес, пихты, сухая трава, костер, листья чемерицы, блеяние коз, тихий, грибной, запели птицы, затрещали кузнечики, пробежала, мышка, земля, покосы, островок.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся при помощи ноутбуков в Интернете находят лексическое, этимологическое значения, символическое толкование слов, повторяющихся в тексте: гром, молния, дождь, туча, темный, ветер; лес, пихта. Говорим о прямом и переносном значении слова, о многозначности лексики. Делаем вывод, что метафора, олицетворение, эпитет— тропы, придающие тексту образность.

 ( Например: Автор использует прием олицетворения, создавая образ дождя и ветра: “дождь, мелкими шажками подкравшийся из-за леса”, “ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залег в лесу”. Стихии вступают между собой в схватку.)  

На первый взгляд, автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Изобретательно сотворен автором образ грозы, выразительные средства сконцентрированы, эмоционально уплотнены.  

б). Анализ морфологического уровня:

Прежде всего отметим частеречное многообразие слов семантического поля «вода». Слова-актуализаторы концепта: лексемы — существительные «дождь», «протока», «пузырьки», «туча», «река», «капли», «ливень», «гроза», «вода»,

лексемы — глаголы «поплыли», «вымокли»,

лексема — прилагательное «мокрые»,

лексема — причастие «умытый»

лексема – деепричастие «волнуя».

Этот факт дает основание установить, что в картине мира В. П. Астафьева вода предстает и в предметной, и в признаковой, и в процессуальной ипостасях, демонстрируя максимальное разнообразие художественного осмысления воды.

Семантическое поле «лес» представлено только лексемами «хвойный» (прилагательное) и «пихта» (существительное).

Повествование с элементами описания, рассказ о пережитом во время неожиданно пришедшей грозы требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его столпами.

Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются тревога, но при этом поразительная чуткость, прославление красоты природы и чувство благоговения.

Делаем вывод о том, что ведущими языковыми средствами в тексте являются  лексический повтор, повтор однокоренных слов, синонимы, контекстные антонимы. (Например: Фразеологизм “дождь лил стеной” восстанавливается через смысловое поле, передающее нарастание вещества или субстанции: словосочетание “сделалось тесно”, повтор однокоренных слов в функции сказуемого “был густ”, “густел”, лексический повтор глагола “расходиться” 2 раза в одном предложении говорит о захвате пространства стихией воды.)

г). Анализ синтаксического уровня:

В тексте 28 предложений, из них простых - 18, осложненных - 5, сложных - 10, сложносочиненных - 3, сложноподчиненных - 3, бессоюзных – 2, сложных с разными видами связи - 2. Эти наблюдения дают возможность сделать вывод о том, что преобладание простых предложений, двусоставных конструкций соответствует повествовательному типу текста. Простые предложения концентрируются в отрезках 5) - 12), 19) – 22). В этих частях текста повествование особенно напряженно: спасение от стихии, резкая перемена погоды. Сложноподчиненные предложения с придаточными степени, определительным придаточным, простые предложения, осложненные однородными членами (сказуемыми), причастными оборотами и одиночными деепричастиями тоже соответствуют динамике состояний, описывают изменения в природе. В целом синтаксис текста прост.

Антитеза, инверсия - фигуры текста, придающие образность.

д) Ученики четвертой группы задают классу подготовленные вопросы части В ЕГЭ,

например:

В1. Укажите способ образования слова “шажками” (№1) – суффиксальный

В2. Выпишите все предлоги из предложения №1 - №3 – к, из-за, на, от, сквозь, в

В3. Назовите тип подчинительной связи в словосочетании “не успев народиться” (№2) - управление

В4. Среди предложений №1 - №5 найдите сложное предложение, в состав которого входит простое односоставное безличное. - №2

В5. Среди предложений №1 - №11 найдите осложненные обособленными распространенными определениями. - №1, №4

В6. Среди предложений №13 - №23 найдите сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. - № 16

В7. Среди предложений №4 - №11 найдите такое предложение, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. - №6

В8. Чтобы передать интенсивность движения, тревогу и усталость, автор использует_____(предложения № 2, 4, 5, 8).  Изменения в природе неподвластны человеку, удивительны. Для описания неожиданной смены картины В.Астафьев применяет короткие простые предложения и  синтаксическую фигуру -  ______ (предложения №12-14, №22-23 ). Олицетворяя природу, писатель вводит _______ (нервная молния). Широко применяет автор такое средство, как _______(№ 5 - 11)  - 3, 1, 4, 2

1. антитеза

2. парцелляция

3. однородные члены

4. эпитеты

VII. Концептуальный анализ.

Находим смысловой подтекст. (Герои миниатюры становятся свидетелями разыгравшейся стихии, но гроза «разом прекращается». Это удивительно и неподвластно  человеку, оттого символично. Облака, несущие дождь, издревле представлялись народному воображению небесными колодцами и реками. Герои находят спасение от дождя на островке. Обратим внимание, что герои оказались в центре схождения 4-х стихий: воды, воздуха (ветра), огня (молнии, костер), земли (островок). Они укрылись в хвойном лесу, окруженном покосами. Дождь не может проникнуть внутрь круга (“лес, окруженный покосами”). Пихта - вечнозеленое, обладающее «бальзамическим запахом» дерево, связывается с представлением о бессмертии и вечной жизни. Рождественское дерево (обычно пихта или ель) олицетворяет представления о возрождении и обновлении мира. Деревья и козы на другом берегу реки, круги (в том числе “кружки на воде”) играют символическую обереговую функцию в художественном пространстве миниатюры. Образ Эдема возникает настойчивее при упоминании необходимости развести костер (символ очага). Костер – антоним дождя. Дождь “разом прекращается” после того, как героям удается “с великим трудом развести костер”, хотя вокруг “рыжая сухая трава”. Испытания заканчиваются. Картина меняется.)

В миниатюре, на наш взгляд, преобладает народно-поэтическая, славянская трактовка символов. Ведущим стилистическим приёмом В. П. Астафьева в «Летней грозе» можно считать антропокосмическую метафору.

Заключительное слово учителя.

В. П. Астафьев писал: “Землю люблю свою и не перестаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.

В лирико-философских миниатюрах, объединённых в цикл “Затеси”, “лицо человека” и “лицо природы” предстают в зеркальной взаимоотражённости и взаимообусловленности, а взаимоотношения человека с природой рассматриваются как “образ брачных отношений” в едином процессе вечного сотворчества жизни. Поэтому природа, как часть мира, есть неотъемлемый и главный герой “Затесей”. Природа, увиденная иным, нежели у всех остальных, внутренним, духовным зрением, оказалась в числе того наиболее важного, из чего образовалось мировоззрение писателя и — как следствие — его героев.

Рассматривая природное и человеческое в их взаимопроникновении, В. П. Астафьев активно пользуется целым набором метафорических моделей, которые позволяют писателю передать сложные философские и эстетические смыслы. Метафора стремится уловить конкретное, сиюминутное переживание и совпадает с лирическим характером «Затесей». Философский характер «Затесей» предопределяет осмысление бытия в универсальных категориях. Так происходит формирование особого, лирико-эмоционального сюжета текстов, в основе которого лежит не динамика предметов, а динамика состояний.

В “Затесях” наблюдается стремление В. П. Астафьева к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира писателя — это всеобщий метафоризм.

VIII. Итог урока.

1. Таким образом, все четыре уровня анализа текста, каждый созвучно другому, помогают понять замысел автора.

2. Удалось ли нам добиться цели сегодня на уроке?

Мы учились выполнять лингвостилистический анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять свои знания практически.

Мы приобщались к исследовательской работе.

Мы благодарны В.П. Астафьеву за приобщение к прекрасному, за эстетическое наслаждение от чтения и анализа текста, за радость интеллектуального поиска.

Домашнее задание.

1) Подготовить вопросы части В ЕГЭ по второй части текста (№17-28)

2) Написать эссе на тему “Человек и природа в миниатюре В.П.Астафьева”

Список литературы:

Астафьев В.П. Зрячий посох. М., 1988

Астафьев В.П. Собрание  сочинений  в  пятнадцати   томах.  Том  7. Красноярск, "Офсет", 1997

Астафьевские чтения: сборник. Пермь, 2003

Библейская энциклопедия.  – М.: ТЕРРА, 1990. – С.128.

Бобкова Ю. Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П. Астафьева: на материале цикла "Затеси", Пермь, 2007

Геймбух Е. Ю. Поэтика жанра лирической прозаической миниатюры : лингвостилистический аспект, М., 2005

Геймбух Е.Ю. «Лирические миниатюры В.Астафьева («Затеси»)//Русский язык в школе № 2, 2004.

Геймбух Е.Ю. «Пути к собеседнику» («Затеси» В.Астафьева)//Русский язык в школе № 3, 2009.

Грушенко Е. «Словарь славянской мифологии», 2003

Даль В. Толковый словарь. М., 1994

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005

Рогалевич Н.Н. «Словарь символов и знаков», 2001

Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов. М. – Спб., 2006

Топоров В. Н. Река// Мифы народов мира: Энциклопедия/ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2т. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т.2. – С. 374.Тресиддер Д. Словарь символов. М., 2001

Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка», 2008

Фельде О. В. «Концептосфера писателя (на материале заглавий художественных и публицистических текстов В. П. Астафьева)»

Чалмаев В. А. Исповедальное слово Виктора Астафьева// Лит. в школе. – 2005. - №4. – С.10.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х тт. М., 2007 

Приложение 1

Летняя гроза

1) Мы  так увлеклись  рыбалкой,  что  не заметили дождя,  мелкими  шажками подкравшегося к  нам из-за леса.  2) Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось  тесно от  пузырьков, которые,  не  успев  народиться, лопались  и расходились кружками. 3) Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залег в лесу.

4) Мы заторопились и  поплыли  к островку, где был хвойный лес, окруженный со всех сторон покосами. 5) Схватили  рюкзаки  и бросились  к пихтам. 6) Под  ними лежала  рыжая сухая  трава. 7) Дождь  сюда не  проникал.  8) Но мы уже  вымокли  и продрогли. 9) Не хотелось шевелиться. 10) Однако надо  было разводить костер. 11) И  с великим трудом мы его развели.

12) А дождь прибавлял прыти. 13) Огромная черная  туча наползала на  реку,  и в одну  минуту стало темно.  14) Затем дождь  разом прекратился. 15) И  тут  же порывы ветра понеслись по реке, морща  и  волнуя  воду.  16) Сверкнула нервная  молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

17) Стало тихо.

18) Только крупные капли, скатываясь с мокрых смолистыx ветвей пихт, звучно шлепались о широкие, сморщенные листья чемерицы, уже пустившей по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

19) Молнии  зачастили. 20) Они  прошивали насквозь темную тучу  яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчетливо видных,  то  исчезавших во мраке. 21) Гром грохотал почти беспрерывно.

22) Мы ждали бешеного ливня.

23) Но  удивительное дело: грозная туча  спустила  на землю  тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. 24) Этот хвост чисто смел все на своем пути.  25) Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

26) И разом ожило все вокруг: запели птицы, затрещали крыльями бекасы, мимо нас побежала шустрая мышка. 27) Туча была далеко. 28) Она уползала за перевалы и все еще метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....