Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Материал содержит конспект урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vals_pod_gitaru_metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина «Вальс под гитару»
Автор: Курышова Екатерина Викторовна, учитель русского языка МОУ «СОШ № 41», г. Саратов


Тема поиска жизненного пути в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару»

Цели:

- знакомство с биографическими данными карельского писателя Александра Викторовича Костюнина

- аналитическое прочтение рассказа «Вальс под гитару»

- воспитание духовных ценностей в подрастающем поколении

Ход урока.

1. Слово о писателе:
Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. 
Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации.
Александр Костюнин – творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Персональные выставки фотографий в районах Карелии, в Москве; за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.

2. Первичное знакомство с рассказом «Вальс под гитару».
- Давайте вспомним, какова основная тематика произведений А. Костюнина? /В своих книгах он пишет о детях, школе, природе и о родине/ 
- Какова тема рассказа «Вальс под гитару»?/Тема произведения – тема осознания героем своего призвания, поиска жизненной дороги/

3. Эвристическая беседа.

1.  При каких обстоятельствах произошло знакомство главного героя с рассказчиком?

2. Что удивило автора, когда он увидел гитару мальчика?

3. Почему мальчик стал рассказывать автору свою историю о том, как он «...один раз «музыкалку» чуть не бросил...»?

4. О чём главный герой рассказал автору?

- Почему ему не хотелось идти ни в музыкальную, ни общеобразовательную школу?

- Каким было его внутреннее состояние?

- К чему привело отчаяние, которое испытывал мальчик?

- Что произошло по дороге в музыкальную школу?

- Как прошёл урок в музыкальной школе, которого так боялся герой?

- Как повлияла на мальчика полученная им на уроке четвёрка?

5. Расскажите, как мальчик играл на концерте. (Для кого главный герой играл? Кого представлял?)

6. Почему юному герою захотелось научиться играть на гитаре?

7. Какое чудо произошло в жизни юноши в день Светлого Христого Воскресенья?

4. Составьте сиквейн о главном герое

Баянист

Одарённый, настойчивый

Отчаивался, старался, верил

Мальчик научился понимать музыку

5. Рефлексия

- Определите тему и идею рассказа (тема: поиск юным героем своего жизненного пути; идея: понимание своего призвания, поиск жизненной дороги возможен только через страдание, труд, муки, душевную борьбу, сомнения и веру)

- В чём смысл эпиграфа к рассказу? (В эпиграфе заключена основная мысль рассказа — душа человека ищет божественную обитель, т.е. человек постоянно находится в поиске: своего предназначения, смысла жизни, жизненного пути)

- Каков основной мотив рассказа? (Мотив дороги пронизывает весь рассказ: весь разговор героев происходит в дороге, по дороге в школу юный герой видит берёзки, которые ему помогут; мальчик ездил в город, чтобы починить гитару)

6. Домашнее задание

Подготовка к письменной работе по рассказу А. Костюнина «Вальс под гитару»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...