технологическая карта учебного занятия по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Афонина Екатерина Геннадьевна

 Конспект урока по литературе. «И.А. Крылов. Басня « Волк на псарне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afonina._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон технологической карты учебного занятия

Учитель (ФИО)

Афонина Екатерина Геннадьевна

Учебный предмет

Литература

Автор учебника

В.Я. Коровина; В.П. Журавлёв; В.И. Коровин.

Класс

5

Тема урока

«И.А. Крылов. Басня « Волк на псарне».

Кол-во учебных часов

1

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

 Знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.

- ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

 - способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.

Основной тезаурус уроков

аллегория, мораль, антитеза.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык

Музыка

Физическая культура

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная, групповая.

-

аудиозапись басни (электронное приложение), звуковое сопровождение динамической паузы, мультимедийное оборудование.

мультимедийное оборудование

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений и  психологического настроя детей на урок.

Вступительное слово.

-Доброе утро, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Перед вами на партах маски волка, зайца, овечки и другие. Выберете ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Подумайте, зачем нам пригодятся сегодня новогодние маски, как это будет связано с темой нашего урока.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи

Последовательность изучения

-Мы продолжаем знакомство с баснописцем И.А. Крыловым и героями его басен.(слайд №1)

На слайде иллюстрация к басне «Волк на псарне».

-На прошлом уроке мы анализировали басню «Волк и ягнёнок», а как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня?

-Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно изучать басни?

- Примерьте на себя маску волка и пса.

-Действительно, басня имеет аллегорический смысл. И волк олицетворяет беззащитность и слабость, а псы грубость и вероломство.

- А всегда ли это происходит? Вспомните героя басни «Волк на псарне».

-Какую  цель мы поставим перед собой, читая новую басню Крылова?

-Что можем сказать о героях, не читая басню?

(автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза».

-Что будет дальше и почему?

Н.В. Гоголь сказал: «Басни И.А. Крылова – это книга мудрости самого народа». В подтверждение этих слов исследуем басню.

Обсудите итоги работы в группе.

- Назовите цель вашего исследования.

- Познакомьте с его результатами.

Ответьте на вопросы: какое явление жизни аллегорически описывает И. А. Крылов? Прав ли был Н. В. Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»?

Обучающие и развивающие задания

Записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Пёс.

(Работают в парах, выбирают героя (маску)).

Смотрят презентацию. (слайд № 3)

Сравнивают со своим вариантом.

Исследовательская работа в  разноуровневых  группах.

1 группа – выразительно прочитать басню по ролям с учётом характера каждого персонажа.

 2 группа –  сравнить персонажей басни, какие они в тексте

3 группа -  найти в словаре значение слов «лицемерный»,

«тактичный», применить их в характеристике героев.  

4 группа – записать слова, на которых строится антитеза.

5 группа – записать  мораль басни,  привести пример жизненной ситуации, где её можно использовать.

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

Смотрят на слайд презентации.

Формулируют тему урока: Басня И. Крылова

«Волк на псарне».

Записывают в тетрадь.

Формулируют цель: выяснить художественные особенности басни «Волк на псарне», какие человеческие пороки обличают басенные персонажи и  какова мораль басни.

Задачи:

1.Выразительно прочитать.

1.Проанализировать басню.

2.Сделать выводы.

Знакомятся с новым понятием.

Прогнозируют содержание басни.

(Читательский прогноз).

Прослушивают аудиозапись басни.

Работают в группах: распределяют обязанности в группе, обсуждают общее решение группы, записывают результаты.

Дополняют «грозди» кластера

(делают записи товарищей)

Приводят примеры из жизни.

(Обращение к читательскому опыту).

Защищают  работу группы, фиксируют основные положения отчёта каждой группы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы (обращение к кластеру).

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока

-Вспомните, что вы уже знаете о басне.

-Объединитесь в пары и обменяйтесь информацией.

Информацию, с которой не согласны, обозначьте знаком вопроса.

Составляют кластер.

(я знаю)

Дополняют «грозди»

(делают записи товарищей)

Ставят вопросы (я хочу знать)

III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся 

Урочная деятельность

Цель: Организовать выполнение учащимися заданий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия

- Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?  (слайд)

- Инсценируйте басню, работайте в парах, примеряя на себя разные роли.

Создают иллюстрации (словесное рисование)

Выбирают персонаж, инсценируют басню.

Внеурочная деятельность

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания

Задание по выбору:

1. Выучить басню

2. Вопросы викторины по басням И.А. Крылова.

3. Сочинение – миниатюра (жизненная ситуация с использованием морали басни)

Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель:  Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

 Поделитесь своими впечатлениями:

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что оказалось сложным, а что лёгким?

- Какое настроение?

Выполняют задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...