«И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Рыбакова Ольга Владимировна

Мультимедийная презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bednaya_liza.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза ») Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма Подготовила учитель литература Православной классической гимназии Рыбакова О.В.

Слайд 2

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 3

Сентиментализм Художественное направление ( течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. « Изящное изображение основного и повседневного» ( П.А.Вяземский)

Слайд 4

Работа с полотном Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II » В. Боровиковский «Екатерина II »

Слайд 5

Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская , общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия Сравнительная таблица

Слайд 6

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал «новое слово».

Слайд 7

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»

Слайд 8

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

Слайд 9

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 10

«… подалее , в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь

Слайд 11

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 12

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 13

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 14

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 15

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 16

Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 17

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 18

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 19

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 20

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 21

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 22

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 24

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 25

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 26

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью ? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют » ? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Итоги

Слайд 27

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства у вас вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс

Вопросы и задания практикума ориентированы на выявление степени понимания девятиклассниками содержания повести Карамзина, особенностей сентиментального направления в литературе,  ярко представлен...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...