Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Таштимерова Лейсян Забировна

Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy._posle_bala.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Диниса Булякова д.Смаково муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Урок литературы

Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ «После бала»

6 класс

Провела

 учитель русского языка и литературы

 Таштимерова  Лейсян Забировна

Смаково

2014г.

Цель урока:

  1. -Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей рассказа «После бала»;

-Формировать понятие «антитеза»;

  1. Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел;

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, портрет писателя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Сегодня у нас урок, посвященный  творчеству великого русского писателя Л.Н.Толстого. Прошу вас работать активно.

-Приготовьте тетради для работы. Нам понадобятся ручка, простой карандаш и линейка для составления таблицы.

     2.   Вступительное слово учителя.

Творчество Л.Н.Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. Вот что говорил о нем М.Горький: «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература» (Слова записаны как эпиграф к уроку).

  1. Проверка домашнего задания.

-Вы уже знакомы с творчеством Л.Н.Толстого. На дом вам было задано подготовить сообщения «Интересное о жизни Толстого» и прочитать рассказ «После бала». Давайте прослушаем сообщения.  (Ребята готовят небольшие сообщения о «муравейных братьях», о роли Ясной Поляны в жизни Л.Н.Толстого)

     4. Слово учителя.

Давайте подробнее узнаем о жизни Л.Н.Толстого.

Биография, история жизни Толстого Льва Николаевича


  Происхождение
       Происходил из известного дворянского рода. Его предок по отцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствии над царевичем Алексеем Петровичем, за что был поставлен во главе Тайной канцелярии. (Слайд 2) .Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794—1837), был отцом Льва Николаевича. (Слайд 3). Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на Николая Ростова в «Войне и мире». Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на уже не очень молодой княжне из рода Волконских;  

Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский,(Слайд 4) имел некоторое сходство со старым князем Болконским в «Войне и мире». Мать Льва Николаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа.
Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.
Детство
       Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне.(Слайд 5) Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай, Сергей и Дмитрий. В 1830 году родилась сестра Мария . Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.
Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву.  Но вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен, и дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца П. И. Юшковой.
Образование
      Его образование шло сначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ (M-r Жером «Отрочества»), заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого он изобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича.
      В 1841 году П. И. Юшкова  привезла детей  в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (Слайд 6).. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». (Слайд 7)
Начало литературной деятельности

     Из-за конфликта с преподавателем по праву, Толстой бросил  университет, и с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне. Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами.
В 1849 впервые открывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия.
     После оставления университета прошло 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Льва Николаевича Николай, который пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. Старший брат в отсутствие родителей был ему другом и наставником.

(Слайд 8)
     Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады
В глухой станице Толстой стал писать и в 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую часть будущей трилогии: «Детство».
Военная карьера
     На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь опасностям военной кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его. Несмотря на все ужасы, Толстой написал в это время рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с интересом прочитан всей Россией и произвёл потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Александром II ; он велел беречь даровитого офицера.
(Слайд 9)
Лечение в башкирском кочевье Каралык
     В 1862 году Лев Николаевич лечился кумысом в Самарской губернии  в башкирском кочевье Каралык, на реке Каралык. Там он жил в башкирской кибитке(юрта) ел баранину, грелся на солнце, пил кумыс, чай и играл в шашки с башкирами. В первый раз он пробыл там полтора месяца. В 1871 году Лев Николаевич снова приехал из-за ухудшения здоровья. Он поддерживал связь с башкирами около двадцати лет. (Слайд 10)

Педагогическая деятельность
     Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде. (Слайд 11)
Лев Николаевич с юношеских лет был знаком с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс (1826—1886), любил играть с её детьми Лизой, Соней и Таней. Когда дочери Берсов подросли, Лев Николаевич задумался над женитьбой на старшей дочери Лизе, долго колебался, пока не сделал выбор в пользу средней дочери Софьи. Софья Андреевна ответила согласием, когда ей было 18 лет, а графу 34 года. 23 сентября 1862 года Лев Николаевич женился на ней (Слайд 12, 13) 
На какой-то период времени для Толстого наступает самый светлый период его жизни — упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности жены, материального благосостояния, выдающегося литературного творчества и в связи с ним всероссийской и всемирной славы. От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось в общей сложности 13 детей, пять из которых умерли в детстве.
По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого
Последнее путешествие, смерть и похороны
      В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л.Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении своего врача Д.П. Маковицкого. Однако по дороге Л. Н. Толстой заболел воспалением лёгких и вынужден был в тот же день выйти из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией оказалось Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября Л. Н. Толстой и умер в доме начальника станции И. И. Озолина.
10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

5. Новая тема.

    -Давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н.Толстого вам уже знакомы. («Детство», «Отрочество», «Юность», «Кавказский пленник» и др.

-Вы дома прочитали рассказ «После бала». Давайте попробуем доказать, что это произведение является именно рассказом. (Это небольшое по объему произведение, здесь одна сюжетная линия, действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени).

-Какое событие описывается в рассказе?(Бал у губернаторского предводителя, влюбленность героя, затем описывается жестокое наказание солдата-беглеца, разочарование героя)

- На сколько частей можно разделить рассказ?

-Давайте сравним эти две части. (Учащиеся находят из текста описания обстановки, цвета, музыки, состояние героя. На доске заполняется  таблица)

I часть

II часть

Обстановка

Бал в доме губернаторского предводителя

Поле, где наказывают солдата

Музыка

Мазурка, вальс, музыканты знаменитые

Барабан, жёсткая, неприятная, визгливая

Цвет

Белое платье, белые башмачки, белое перышко, розовый пояс

Что-то большое черное, спина черная

Состояние героя

Счастлив, блажен, добр, влюблен

Растерянность, недоумение, стыд, тошнота

-Что вы можете сказать об этих двух частях? (Они противопоставлены)

- Т.е. описывая обстановку, героев, музыку автор их противопоставил. Такой художественный прием, где образы, обстоятельства, характеры, называется антитезой. (Учащиеся записывают определение в тетрадях)

- В данном рассказе эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей является резким контрастом. Контрастное изображение героев, обстановки помогает писателю раскрыть идею произведения.

-Какова идея рассказа? Как вы думаете?(Автор хотел показать, что наряду с праздной, веселой, сытой жизнью существует еще жестокий, голодный, страшный мир. Толстой хотел показать беззаконие, существовавшее в царской армии.)

-Как сложилась дальнейшая судьба героя?

-Почему он не стал военным, как хотел?

-Почему рассказ называется «После бала»?

6. Домашнее задание.

Дома напишите сочинение на  тему «О чем меня заставил задуматься  рассказ Л.Н.Толстого»

7. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок? Что именно вам понравилось?

-Что осталось непонятным?

-Продолжите предложения (на экране)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

На уроке я работал…

8. Итоги урока

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по литературе «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н.  Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н.  Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....