Разработка урока "Музыка души"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Горбунова Ирина Сергеевна

Разработка урока "Музыка души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_dushi.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Литературная гостиная

                                       « Музыка души ».   ( Авторская песня )

                                     Звучит песня «Наполним музыкой сердца…»..Слайд №1.

 
1.ведущий -     Гитара опять// не хочет молчать,// Поет ночами лунными, // Как в юность мою, // Своими семью// Серебряными струнами. Это Высоцкий. 


2. - Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: " Время выбрало нас" - нечто пафосное, возвышенное, или - "времена не выбирают" - это уже что-то свое, тихое, настоящее. Поэтическое. 
Катя

3-    Странно, что пафос и лирика так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человеческого. Что может быть важнее человеческого понимания? Это великий дар - любить и понимать человека, уметь разделить с ним радость и горе, не стесняться проявлять доброту, которой так не хватает в наш ожесточенный век. 

4.  -

 В России начиная с 1960-ых годов авторская песня становится любимым и популярным жанром среди людей разных поколений. В то время бардовские песни пели потихоньку на кухнях, в ком-паниях единомышленников. Печатать в сборниках и исполнять открыто на сцене такие песни не могли, ведь они родились из стремления к правде, возникли как естественное продолжение откро-венных неформальных разговоров между людьми.

5. - Авторская песня, она же - самодеятельная, студенческая, гитарная, туристская…   Из всех этих определений , пожалуй, лишь термин "авторская" как-то отражает суть явлений. И то не полностью. Да и вообще, песня ли это?

6.    - Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном авто-ра мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в авторской песне являет-ся стихотворный текст, которому подчинены и музыка , и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы. 

7.

Авторская песня стала общественным движением 50-90-ых годов 20 века, существует она и сегод-ня .Но пиком развития стали именно годы «оттепели»,когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные»,соответствующие духу време-ни, духу романтики, воздуху свободы, песни обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, за-ложенному в стихотворный текст.Эти песни писались думающими людьми для думающих людей.

8. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого…и многих других .Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в неформальной обстановке.Эта «неформальность» авторской песни и составляет её главную притягательную силу.

 

9.- Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому её интимность не противоречит

массовости .Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слёты и фестивали, возникали клубы авторской песни. широкое распростране-ние авторской песни сделало лучшие её образцы поистине народными – авторов часто не помни-ли, несколько изменялся текст.

10.–А чем  жива эта песня, почему она привлекает людей? Должна быть  хорошей музыка? Да. Хорошим текстом? Да. Хорошим исполнением? Да. Но  почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?

11..        – Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими  возможны литературные и музыкальные огрехи, да их  и не всегда полезно  исправлять. Ценность их в том, что авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле…без шаблона, без фальши.

12.  – Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть  особый дар создавать песни. Пройдет время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним.

11. - Сегодня  мы поговорим о тех, кто стоял у истоков  авторской песни: о Булате Окуджаве, В.Высоцком и Юрии Визборе.

                                   Б.Окуджава     Слайды № 2 - 4

 12. -  Б.Окуджава - один из основателей жанра современной авторской песни  (поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен .Творческое наследие Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно, его невозможно перечислить на сотне страниц. Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испа-нии, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.
Его произведения переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

13.  -  Булат Окуджава занимает особое место среди поэтов – «шестидесятников».Он принадле-жит к фронтовому поколению – он ушёл на фронт восемнадцатилетним, и в памяти его , как и в творчестве, война запечатлелась накрепко.

14.  -  Отсюда, из войны, чувство хрупкости жизни и потребность в спасительных, добрых началах, которые бы поддерживали человека и давали ему надежду. Источник человечности Окуджавы – сострадание отдельному человеку, стремление помочь, избавить от одиночества.

                                   В.Высоцкий.  Слайды № 5 - 9

15.- После того как поэт уходит и уже ничего не может добавить к сказанному, судьба его зависит от читателей. В этом неизбежном для всякого поэта состязании со временем у Владимира Высоцкого есть неоспоримые преимущества, они обусловлены необычной формой бытования его поэзии в нашей культуре…

16.

В том, что эта поэзия – живая и продолжающая жить среди нас, не оставляет сомнения звучащий до сих пор (и, как говорится, "не приедающийся") собственный голос поэта, данный ему природой и ставший неотъемлемой частью нашей духовной реальности: не будь его - в чем-то существенном мы были бы иными.

17.-Принадлежность наследия Высоцкого к поэзии теперь неоспорима: возражения,        которые еще случается вдруг услышать, звучат настолько глупым анахронизмом, что даже не вызывают желания полемизировать. Он, что называется, вошел в анналы истории литературы ушедшего века, его стихи стали разделом школьной программы.

18. - Песни Высоцкого выполнили миссию, которую в отечественной культурной традиции всегда принимала на себя русская поэзия, - стали камертоном истины и нравственности, эталоном искренности, свободы и достоинства человека.

 19. - Он говорил Правду. И это было прерогативой Слова.

                              Юрий Визбор. Слайды №  10 - 11    

20. ЧТЕЦ: а вот еще один из корифеев авторской песни - Юрий Визбор. 
Ему судьба отмерила короткий срок: 1932-1984. В автобиографии он писал о себе: ": я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная "база" в близлежащем парке, а под небо - московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить":
 

21.

Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах. не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики - "песня-репортаж". Не стал знаменитым кинодокументалистом, хотя по его сценариям снято несколько десятков лент, не стал художником, хотя после него осталось много картин. И, наконец, не выпало ему стать известным альпинистом, хотя горы были его вторым домом и две горные вершины названы его именем. Жизненный срок в 52 года отметил его как талантливого дилетанта. 

22.

В Толковом словаре Даля это слово определяется как "любитель, человек, занимающийся музыкой, искусством, художеством не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы". 
Его "забавы" до сих пор волнуют умы, сердца и души десятков тысяч людей. Первыми песенными строчками, прозвучавшими из космоса, были строчки песни Юрия Визбора (ее исполнил, аккомпанируя себе на гитаре, космонавт Александр Иванченков)

23.- Почему именно Юрий Визбор был и остается одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том. Что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своем - а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора - люди неординарных мыслей, поступков, чувств, переживаний.

Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
А хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнем.

24.

 Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно - в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное - после смерти, народное - давным-давно и, кажется, навсегда

25 – Все авторы  абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим.  Булат Окуджава – сама интеллигентность, доброта, ироничность. Владимир Высоцкий – это  мужественность, темперамент и экспрессия. Юрий Визбор – это  распахнутые ветра, простор  равнин, вечность гор,

26.

И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кино-фильмах и спектаклях. Звучат, преисполненные истинного патриотизма, мужества, романтики  и, непременно, юмора.

– Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.

– Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти  минувшей войны .Всем нам хорошо знакомы песни Б.Окуджавы, который знал её не понаслышке .Поэт был участником этих событий.

Слушаем:1)Б.Окуджава «Бери шинель…», «Десятый наш десантный батальон..»

2)Звучат  песни В.Высоцкого «Кто сказал ,что земля умерла?», «Он  не вернулся из  боя»,

« Братские могилы»

Оранжевый и желтые цвета сливаются в один – золотой: цвет  фантазии,  романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает  святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.

Звучат песни  Ю.Визбора « Домбайский вальс»                                           ».

В.Высоцкого «Песня о друге», «Лучше гор могут быть только горы»

– И зеленый необычайно интенсивен  в палитре красок самодеятельных Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни песен.

Ю.Визбор «Ночная дорога», «Солнце дрожит на воде»

Б.Окуджава «Грузинская песня»  «Песенка об Арбате»

Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях все оттенки любовного  чувства, которые доступны человеку. В них  поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует  много  песен  о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.

Звучат  песни:

Ю.Визбора «Ты у меня одна»,  В.Высоцкий « Я поля влюблённым постелю» Б.Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья…»

– Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь  в мажоре. Как нет радуги без  фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми  и друзьями.

                                            Ю.Визбор «Милая моя»

К финалу:

-  Владимир Высоцкий так писал об авторской песне: (можно запись
"Авторская песня - тут уже без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза: И расчет в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу, и скребут по нервам несправедливости и горе людское: Короче говоря, все рассчитано на доверие. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание - услышать". 

Вот и подошла к концу наша дружеская встреча. Кому-то она понравилась. Кому-то не очень. Но авторская песня, невзирая ни на что, останется жить. Гитара опять не хочет молчать, а вокруг нас - друзья. 

Исполнение песни "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя "Мертвые души"

Разработка урока литературы в 9 кл "Хронотоп Сад в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя....

Разработка занятия по правиловедению. Дом для души.

ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Коврова5 классДом для души.(Правиловедение.)- Цели:                формировать интерес к книге...

Методическая разработка урока ОПК "О драгоценных качествах души"

Цель урока: актуализация пройденного материала по темам «Счастье жизни христиан», «Мудрость жизни христиан»; развитие умения анализировать произведения искусства, слушать музыку; воспитание чувства па...

Разработка урока нравственности «Вся семья вместе, так и душа на месте» 10 – 11 класс

Разработка урока нравственности«Вся семья вместе, так и душа на месте»10 – 11 класс...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....