Древнерусская литература. Обобщение и повторение.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Древнерусская литература. Обобщение и повторение.

Цель: обобщить и повторить знания по древнерусской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_drevnerusskaya_literatura.rar980.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ Аннинской  СОШ №1.

Древнерусская литература. Обобщение и повторение.

Цель: обобщить и повторить знания по древнерусской литературе.

Оборудование урока: презентация, тексты произведений.

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Древнерусскую литературу можно

рассматривать как литературу одной темы

и одного сюжета – мировая история, и

тема эта – смысл человеческой жизни.

Д.С. Лихачёв

Содержание урока.

I. Организационный момент.

II.Контроль домашнего задания

-Этапы развития литературы, искусства. Основные направления.

(использование метода ТКМ «Кластер»)

Образец

Средневековье

                                           Период      Характерные черты    Жанры

                                     от 5 века                 1. Связь с религией                   1. Песни

                      до середины 17 века     2. Строгость пропорций           2. Героический эпос

                                                                3. Внимание отдано вечному  3. Романы

                                                                4. Чувство меры                        4. Куртуазные стихи

                                                                5. Сословность                           5. Рыцарский роман               

                                                                6. Неразделённость формы и  6. Богослужебные

                                                                   содержания                                  песнопения

                                                                7. Торжественность

III. Новый материал. Древняя Русь  X-XI вв. (Слайд 3)

1. Вспомните, что представляла собой Древняя Русь  X-XI вв.

// Древняя Русь  X-XI вв была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода. Особое значение имел Киев – политический центр Древней Руси.

(Слайд 4) Принятие христианства при Владимире Святославовиче (988 г.)  укрепило политические, экономические и культурные связи Древней Руси с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей.

Невиданный по тем временам экономический взлёт Киевской Руси породил её богатую и самобытную культуру.

Скандинавы называли Русь « Градаринией» - страной Городов. Стольный Киев славился своими крепостями, соборами, дворцами.

2. Почему именно этот период в истории Руси нас интересует?

(Слайд 5)

// X-XI вв- возникновение письменности        древнерусской литературы. (Слайд 2)

3.  Какие произведения древнерусской литературы вы уже изучали?

4. Какие жанры процветали в это время?

// Летописи, хождения, жития, поучения,…

(Слайд 6)

Давайте  вспомним, что такое

- Летопись –

- Хождения-

- Жития-

- Поучения-

5. Кто был автором этих произведений? Каким вы представляете творцов летописей?

Вот один из них, монах Пимен в трагедии А.С.Пушкина « Борис Годунов»

(Слайд 7)

IV. Работа с отрывком из трагедии А.С.Пушкина « Борис Годунов»

1. Выразительное чтение отрывка

    Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 г.)

Пимен пишет перед лампадой.

2. Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашими представлениями об авторах летописей?

// Монах-летописец в образе пушкинского Пимена:

- осознание божественного предназначения своего труда и его бессмертия в потомстве;

- «уважение к минувшему»;

- его живое, поэтическое видение и стремление уберечь от «невозвратной погибели»;

- скромность и благородство самооценки.

 

3. Какие сюжеты использовались в древнерусской литературе?

 // - подвиги князей (летописи)

    - нравственно-религиозная проповедь как основа древнерусской литературы (житие)

    - войны (повести)

V. Итог урока

Запись в тетрадях: « Характерная черта древнерусской литературы – повторяемость в разных памятниках ситуаций, сравнений, метафор. Это объясняется этикетностью её: герой почтупает так, как следует себя вести в соответствующей ситуации».

VI. Домашнее задание. (Слайд 8)

Прочитать « Слово о полку Игореве…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Древнерусская литература. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»

Данная презентация поможет в подготовке к уроку в  7  классе по теме ,, Древнерусская литература. О древнерусском летописании. Повесть ,, Временных лет,,...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...