Урок литературы в 5 классе "Толерантность в сказках Х.К.Андерсена
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Орловская Ирина Николаевна

Хороший урок по сказкам Андерсена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.doc476.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

« Толерантность в сказках Х.К.Андерсена»

Цели:

  • Образовательная –обобщить изученное о сказках Х.К.Андерсена; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о взаимоотношениях героев в сказках Андерсена.
  • Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «толерантность»; показать на примере сказок,  что важно принимать человека таким, какой он есть.
  • Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, способность самостоятельно формулировать выводы.
  • Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, портрет Х.К.Андерсена, раздаточный материал( текст отрывка из сказки, текст о толерантности, конверты с материалами, тетради, «волшебный мешочек».
  • Методические приемы и методы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации, КМ (инсерт, таблица верных, неверных утверждений), игровая технология,.

ХОД УРОКА

Сказка ложь, да в ней намёк…

«В стручке сидело пять горошин. Сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный»…

Вступительное слово учителя

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы поговорим на очень интересную и важную тему, которую  я сейчас намеренно не буду озвучивать. Но , читая эпиграф, вы , конечно, догадались, что речь пойдёт о сказках. (Презентация, слайд 2).

– Да, речь пойдет о нашем мире, который очень тесно связан со сказочным миром. И то, каким будет наш мир, зависит только от нас.

 И сейчас я предлагаю прочитать отрывок из сказки, название и автора которой, вы ,надеюсь, сразу после прочтения мне назовёте.( Презентация, слайд 3)

Чтение отрывка учащимися по листочкам.

Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.

1 )Кто же является автором этой сказки? (, Презентация, слайд № 4).
2)Давайте вспомним, что мы знаем об авторе?

3)А какие сказки этого автора вам известны?(Презентация, слайд №5)

А о какой сказке шла речь в начале урока? ( «Гадкий утёнок»)

Вспомним содержание сказки.

(Учитель комментирует уровень знания текста)

Стадия осмысления.

1.Двайте вспомним, как относились с утёнку окружающие его герои.(Презентация, слайд №6,7)

Ключевые слова: непонимание, злость, отвращение, раздражение, ненависть, превосходство)

2. А какие чувства испытывал утёнок? (Презентация, слайд №8)

Ключевые слова: незащищённость, непонимание ,боль, страх, обида, унижение.

3. Почему так окружающие относятся к утёнку?(он не такой, как все)

4. Хотели бы мы оказаться на месте утёнка? (нет)

5. А возможно ли такое?(Да)

6. А как бы нам хотелось, чтобы к нам относились в подобном случае?(Презентация, слайд№9)

Ключевые слова: терпение, помощь, отзывчивость, общение ,доброжелательность, понимание.

И вот сейчас мы подошли к тому слову, которое является составляющим темы нашего урока.

Это слово- толерантность.(Презентация, слайд №10)

-Кому знакомо это понятие?

-Работа с таблицей верных/неверных утверждений.(сначала заполняем колонку –до чтения текста, потом читаем текст и работаем с колонкой- после чтения текста).(Презентация, слайд №11, 12)

Стадия размышления, рефлексии.

  1. Работах в группах.

А  сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации из сказок и фразы, в которых заключаются основные мысли о толерантности в этих сказках. Ваша задача сопоставить иллюстрации и фразы.

В сильном классе перед работой можно предложить учащимся самим сделать вывод, в каких сказках Андерсена можно проследить толерантное или интолерантное отношение между героями.(Презентация, слайд № 13)

2.Анализ работы в группах. Озвучивание результатов работы.

3. Работа с таблицей «Толерантность в сказках Андерсена».(Презентация, слайд № 14)

Запишем получившиеся тезисы в таблицу.

4. Ну а сейчас пришло время немного поиграть. Перед вами «волшебный мешочек». Представитель от группы вытаскивает любой предмет из мешочка и определяет, к какой сказке этот предмет относится и каким образом.(Слайд 15)

Подведение итогов

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, как важно относится друг к другу с пониманием. Познакомились с понятием Толерантность, а кто-то узнал что-то новое о понятии толерантность.. Давайте  подведём итог нашей работы и составим инсерт.(Презентация, слайд № 16)

-Ну а теперь вернёмся к началу нашего урока и обратим внимание на второй эпиграф к уроку. Откуда этот эпиграф? Как вы понимаете слова Андерсена? (слайд № 17)

 Домашнее задание

Обратите внимание на мою презентацию. ( слайд №18.)

 У меня остался пустым слайд. Мне нужна ваша помощь.  К следующему уроку я попрошу нарисовать вас иллюстрацию к любой сказке Андерсена так , чтобы на рисунке было отражено толерантное или интолерантное отношение между героями.

Урок окончен, спасибо за внимание. (слайд № 19)

Урок подготовила Орловская Ирина Николаевна. Преподаватель1 квалификационной категории  ГОУСОШ №552 Пушкинского района города Санкт-Петербурга.

Приложение 1.

-Славные у тебя детки!- сказала старая утка с красным лоскутом на лапе.- Все славные. Вот только один. Этот не удался. Хорошо бы его переделать.

-Это никак невозможно, ваша милость!- ответила утка мать.- Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать- лучше других. Со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце. Оттого и не удался.

И она почесала у него в затылке и огладила пёрышки.

-К тому же он – селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю,  он окрепнет и пробьёт себе дорогу.

……………………………………………………………

Вот утята и устроились как дома, только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все-  и утки, и куры.

-Больно велик!- говорили они.

А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и,  словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью.

Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеётся над ним.

Так прошёл первый день, а потом пошло ещё хуже. Все гнали бедного утёнка, даже братья и сёстры сердито говорили ему:

-Хоть бы кошка тебя утащила, несносный урод!

А мать прибавляла:

-Глаза бы на тебя не глядели!

Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, сердито толкала его ногой.

Приложение 2.

Что такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Их масса. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности.

Так, в испанском языке- это способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском- это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском- это готовность быть терпимым, снисходительность.

В китайском- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание…

В русском- способность терпеть что-то  или кого-то, быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо,  считаться  с мнением других, быть снисходительным.

По общепринятому мнению толерантность –терпимое отношение к людям с иными вероисповеданиями, взглядами, цветом кожи, жизненными позициями и принципами.

В «Философском  энциклопедическом словаре» оно определяется как  « терпимость к  иного рода взглядам».

Первое упоминание о толерантности датируется 1648 годом- тогда был заключён Вестфальский договор о мире ( уравновешивание прав католиков, лютеран и кальвинистов на всей территории Германии)

Прямо противоположный  толерантности термин-  интолерантность.

С 1995 года  16 ноября считается международным днём толерантности. Этот день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО.

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов  проявлений человеческой индивидуальности».

Все люди различаются по своей природе, внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Нужно уважать друг друга и ценить особенности окружающих нас людей.

ЮНЕСКО-Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. ( United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.)

Приложение 3.

дикие лебеди.jpg                                                   русалочка.jpg                                                               пастушка.jpg      оловянный солдатик.jpgдюймовочка.jpg

                                                                                                                           

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "В гостях у сказки"

Урок литературы в 5 классе. Проводила его на МО учителей района как итоговый урок после изучения народных и литературных сказок. Дети очень любят сказки, готовы их слушать, читать, инсценировать часам...

Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"

Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Презентация к уроку литературы. Конкурс знатоков волшебной сказки

Конкурс знактаков волшебной сказки - увлекательный урок для пятиклассников....

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...

Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....

Конспект урока литературы в 5 классе "В мире сказок Андерсена" с презентацией

Итоговый урок по теме "Сказки Х.К. Андерсена" с презентацией...