Рабочая программа по литературе 6 класс Коровин
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Андреева Анна Александровна

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_2015-2016_6a_andreeva_.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

           Рабочая программа по литературе для общеобразовательного  6А класса МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары.

Рабочая учебная программа составлена на основе следующих  документов:

1.     Закон Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».

     2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"                                        

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

5. Учебный план МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары     

Изучение литературы в образовательных учреждениях основной школы направлено на достижение следующих целей:

  • приобщение учащихся к искусству слова,
  • знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
  • обладающими высокими художественными достоинствами,
  • выражающими жизненную правду,
  • воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.  

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • формирование представлений о русской литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

2. Общая характеристика учебного предмета.

            Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство

       Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе — художественное произведение и автор.

           В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1.Устное народное творчество.

2.Древнерусская литература.

3.Русская литература XVIII.

4.Русская литература XIX века.

5.Русская литература XX века.

6.Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8.Обзоры.

9.Сведения по теории и истории литературы.

       В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

        Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

      В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

3.  Описание места учебного предмета, курса

       Срок реализации рабочей учебной программы по  литературе для 6 класса – 2015-2016 учебный год. Общее количество часов по учебному плану – 70 часов, в неделю – 2 часа.

Предмет входит в гуманитарную область «Филология».

4. Содержание учебного предмета, курса

Перечень и название раздела и тем курса;

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

Формы и вопросы контроля;

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

Введение

1 ч.

Урок – исследование

Индивидуальные задания

 прослушивание аудиозаписи, сопоставительный анализ,

Устное народное творчество

2 ч.

Творческие задания

Индивидуальные письменные задания, тестирование

пересказ с элементами анализа, прослушивание аудиозаписи

Древнерусская литература

1 ч.

Творческие задания, экскурсии в прошлое

Индивидуальные задания.

прослушивание аудиозаписи, анализ выразительное чтение

Из литературы XVIII в.

3 ч

Диспуты, творческие занятия,  экскурсии в мир поэта, писателя

Творческие работы, тестирования, индивидуальные задания

прослушивание отрывка, рассказ о поэте, выразительное чтение, чтение наизусть, дискуссия, составление плана

Из литературы XIX в

26 ч  

Уроки – исследования, исценировки, экскурсии в мир произведения

Тестирование, творческие работы, составление сценариев

комментированное чтение, анализ, составление плана, чтение наизусть, подготовка презентаций

Из литературы XX века

20 ч 

Уроки – исследования, экскурсии в мир произведения, экскурсии в мир писателя, поэта

Творческая работа, индивидуальные задания

прослушивание аудиозаписи, чтение наизусть, подготовка презентаций

Зарубежная литература

17 ч

Уроки – диспуты, исследования

Творческая работа, индивидуальные задания

комментированное чтение, анализ

Итого:                                          70 ч

5. Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Количество часов

Дата проведения

Указание на виды деятельности обучающихся

Формы и методы контроля

Примечания, коррективы

1

1 четверть

Введение. «В дорогу зовущие».

1

2.09.2015

конспектирование лекции

опрос

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

3.09.2015

Работа со словарем, ответы на вопросы

Выразительное чтение

3

Пословицы и поговорки

1

9.09.2015

ответы на вопросы;

прослушивание аудиозаписи.

Письменный опрос

4

Сказание о белгородском киселе

1

10.09.2015

пересказ, анализ

Пересказ, устный опрос по прочитанному

5

Русская басня

И.А.Крылов. Басня «Осёл и соловей»

1

16.09.2015

выразительное чтение, сообщения об истории создания басен.

Анализ, чтение наизусть

6

Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

1

17.09.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы

Индивидуальные письменные задания

7

Вн.чт. -1. Ф.Бернетт «История маленького лорда»

1

23.09.2015

чтение по ролям; ответы на вопросы

Тестирование

8


А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину»

1

24.09.2015

выразительное чтение наизусть.

обучение анализу, прослушивание аудиозаписи

Письменный опрос

9

Лирика А.С.Пушкина. «Узник», «Зимнее утро»

1

30.09.2015

выразительное чтение наизусть.

обучение анализу

Чтение наизусть

10

Р.р. – 1 Анализ лирического произведения

1

1.10.2015

самостоятельная работа

Тестирование.

11

Роман «Дубровский», (гл. 1-4)

1

7.10.2015

работа с учебником, комментированное чтение, составление плана

Самопроверка

12

Роман «Дубровский», (гл. 5-7)

1

8.10.2015

составление сравнительной характеристики героев.

Взаимопроверка

13

Роман «Дубровский», (гл. 8-14)

1

 

14. 10. 2015

составление сравнительной характеристики героев.

Взаимопроверка

14

Роман «Дубровский», (гл. 15-19)

1

15.10.2015

анализ, групповая: дискуссия

Взаимопроверка

15

Р.р. - 2 Подготовка к сочинению по роману

1

21.10.2015

составление плана для сочинения

Сочинение

16

Р.р. – 3 Сочинение по роману «Дубровский»

1

22.10.2015

Работа над сочинением

Сочинение

17

P.p - 4 Контрольная работа по роману Пушкина «Дубровский»

1

 

28.10. 2015

контрольная работа

Контрольная работа

18

Вн.чт.-1. Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»; В.Железников. Рассказы

1

29.10.2015

комментированное чтение

Опрос

19

2 четверть

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

1

11.11.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы

Устный опрос по прочитанному

20

М.Ю.Лермонтов. «Утёс», «Листок», «Три пальмы»

1

12.11.2015

составление сравнительной характеристики героев,

работа с литературоведческими терминами

Взаимопроверка

21

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

1

18.11.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы

прослушивание аудиозаписей

Письменный  опрос по прочитанному

22

«Бежин луг». Характеристики мальчиков

1

19.11.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы

подготовка презентаций

работа с литературоведческими терминами

Опрос

23

Вн.чт.-2. В.Осеева «Динка»

1

25.11.2015

комментированное чтение

Опрос

24

Ф.И.Тютчев. Жизнь, творчество

1

26.11.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы,

прослушивание аудиозаписи

Взаимопроверка

25

А.А.Фет. Жизнь, творчество

1

2.12.2015

выразительное чтение, ответы на вопросы

Взаимопроверка

26

Н.А.Некрасов. «Железная дорога»

1

3.12.2015

проблемный анализ рассказа,

пересказ

Взаимопроверка

27

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка»

1

9.12.2015

пересказ,

коллективная: анализ, дискуссия на тему

Взаимопроверка

28

Н.С.Лесков. Сказ «Левша», (гл. 1-4)

1

10.12.2015

работа с учебником, беседа, составление плана, подготовка презентаций

Устный опрос по прочитанному

29

Сказ «Левша», (гл. 5-10)

1

16.12.2015

ответы на вопросы,

работа с литературоведческими терминами

Взаимопроверка

30

Сказ «Левша», (гл. 11-20)

1

17.12.2015

ответы на вопросы,

работа с литературоведческими терминами

Письменный опрос по прочитанному

31

Вн.чт.-3. В.Крапивин «Та сторона, где ветер»

1

23.12.2015

комментированное чтение

Опрос

32

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

24.12. 2015

ответы на вопросы, пересказ

Устный опрос по прочитанному

33

3 четверть

Природа в лирике 19 века

1

13.01.2015

выразительное чтение, анализ

Взаимопроверка

34,

35

А.С.Грин «Алые паруса»

2

14.01.2016

20.01.2016

подготовка презентаций, анализ текста, составление плана

Взаимопроверка

36

Вн.чт.-1. А Лиханов «Деревянные кони»

1

 

21.01.2016

комментированное чтение

Опрос

37

А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

1

27.01.2016

слово о писателе,

дискуссия

Взаимопроверка

38

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»

1

28.01.2016

подготовка презентаций,

выразительное чтение, работа с терминами

Взаимопроверка

39

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»

1

3.02.2016

Ответы на вопросы

Письменный опрос по прочитанному

40

Поэзия Великой Отечественной войны К.Симонов, Д.Самойлов

1

4.02.2016

выразительное чтение, анализ

Взаимопроверка

41

Вн.чт.-2. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

1

10.02.2016

комментированное чтение

Опрос

42

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

1

11.02.2016

работа с учебником, беседа, ответы на вопросы, составление плана, подготовка презентаций

Устный опрос по прочитанному

43

Нравственные проблемы рассказа

1

17.02.2016

работа с учебником, беседа, ответы на вопросы

Письменный  опрос по прочитанному

44

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»

1

18.02.2016

работа с учебником, беседа, ответы на вопросы, составление плана

Устный опрос по прочитанному

45

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»

1

24.02. 2016

работа с учебником, беседа, ответы на вопросы

Письменный  опрос по прочитанному

46

Р.р. – 1 Сочинение «Я Вам благодарен, Мария Петровна…» («Учитель в моей жизни»)

1

25.02.2016

Работа над сочинением

Сочинение

47

В.М.Шукшин. Рассказ «Мастер»

1

2.03.2016

анализ, составление плана

Устный опрос по прочитанному

48

Вн.чт.-3. Г.Мало «Без семьи»

1

3.03.2016

комментированное чтение

Опрос

49

Ф.Искандер. Рассказ «13-ый подвиг Геракла»

1

9.03.2016

Выразительное чтение

пересказ

50

Родная природа в поэзии 20-го века.

1

10.03.2016

выразительное чтение наизусть,

анализ лирических произведений

Устный опрос по прочитанному

51

Лирика Сергея Есенина

1

16.03.2016

конспект, анализ, подготовка презентаций.

Выступления

52

А.Ахматова, Н.Рубцов. Поэзия

1

17.03.2016

выразительное чтение наизусть конспект, анализ, подготовка презентаций

Чтение наизусть

53

Поэт Г.Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ»

1

23.03.2015

выразительное чтение наизусть.

анализ лирических произведений

Устный опрос по прочитанному

54,

55

4 четверть

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

2

 6. 04.2016

7.04.2016

выразительное чтение по ролям,

составление плана, анализ

Устный опрос, индивидуальные задания

56

Миф «Яблоки Гесперид»

1

13.04.2016

комментированное чтение, анализ

Опрос

57

Легенды. «Легенда об Арионе»

1

 14.04.2016

подготовка презентаций.

Выступление

58

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

20.04.2016

сопоставительный анализ поэмы,

пересказ

Взаимопроверка

59

Гомер. Поэма «Одиссея»

1

21.04.2016

анализ поэмы,

пересказ

Взаимопроверка

60

М.Сервантес. Роман «Дон Кихот»

1

27.04.2016

анализ

Устный опрос по прочитанному

61

М.Сервантес. Роман «Дон Кихот»

1

28.04.2016

Анализ, ответы на вопросы

Письменный  опрос по прочитанному

62

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

4.05.2016

анализ, составление плана

Устный опрос по прочитанному

63

Р.Р. Промежуточная аттестация

1 

5.05.2016

Индивидуальная

Тестирование

64

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

11.05.2016

выразительное чтение,

составление плана, анализ

Устный опрос, индивидуальные задания

65

А.Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький Принц»

1

12.05.2016

слово о писателе, пересказ

дискуссия

Письменный  опрос по прочитанному

66

Сказка «Маленький Принц», (гл. 10-18)

1

18.05.2016

выразительное чтение, анализ

Ответы на вопросы

67

Сказка «Маленький Принц», (гл. 18-27)

1

19.05.2016

выразительное чтение, анализ

Ответы на вопросы, тест

68

Литература и история в произведениях, изученных в 6 классе.

1

25.09.2016

сочинение по одному из прочитанных произведений

Сочинение

69

Итоговое тестирование

1

26.05.2016

Индивидуальная

Тестирование

70

Повторение и систематизация изученного

1

1.06.2016

работа с литературоведческими терминами

Индивидуальные задания.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Литература. Начальный курс. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина – М.: Просвещение, 2010 г.

Для учителя:

  • Ю.М.Лотман. М. Просвещение. В школе поэтического творчества.
  • Т.М.Фадеева. Дидактические материалы по литературе. М. Экзамен, 2006
  • О.А.Фентисова. Олимпиадные задания по литературе. Волгоград, Учитель, 2006
  • Литература. 6  кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2008.

Используемая методическая литература:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2008.
  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

1. Диск «Уроки лит. 6-7 кл.» (из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»).

2. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение , 2010

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изучаемых литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выявлять свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе изученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе УМК Коровина 6 класс

Данная разработка представляет собой Рабочую программу по литературе для 6 класса. В работе представлено календарно- тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по УМК Коровиной.В рабочей п...

Рабочая программа по литературе УМК Коровина 5 класс

Данная разработка представляет собой Рабочую программу по литературе для 5 класса. В работе представлено календарно- тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по УМК Коровиной.В рабочей п...

Рабочая программа по литературе по Коровиной В.Я.

      Планируемые результаты освоения учебного предмета литературы....

рабочая программа 5-9 класс Коровина

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...