Изучаем творчество А. А. Ахматовой.( Материалы к урокам)
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Анна Андреевна Ахматова

(1889—1966)

Стихотворения для изучения: «Сжала руки под темной вуалью...», «Песня последней встречи», «Как соломинкой, пьешь мою душу...», «Сероглазый король», «Вечером», «Все мы бражники здесь блудницы...», «В последний раз мы встретились тогда...», «Настоящую нежность не спутаешь...», «Столько просьб у любимой всегда!..», «Я научилась просто, мудро жить...», «Я пришла к поэту в гости...», «Думали: нищие мы, нету у нас ничего...», «Есть в близости людей заветная черта...», «Царскосельская статуя», «Июль. 1914», «На шее мелких четок ряд...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Все расхищено, предано, продано...», «Пушкин», «Тайны ремесла», «Царскосельская ода», «Приморский сонет». Поэма «Реквием».

Произведения для самостоятельного чтения: «Молюсь оконному лучу...», «Два стихотворения», «Муж хлестал меня узорчатым...», «Я и плакала, и каялась...», «Смятение», «Я с тобой не стану пить вино...», «Был он ревнивым, тревожным и нежным...», «Многим», «Зачем вы отравили воду...».

Своеобразие лирики А. Ахматовой

 

Своеобразие психологизма лирики А. Ахматовой, связь с традициями русской психологической прозы. «Прозаизация» лирики Ахматовой: лексика, бытовые подробности; лирическая маска; пропуск логических звеньев, эллипсис; дольник.

Психологизм А. Ахматовой, традиции русской психологической прозы XIX столетия. Для лирики А. Ахматовой характерен зачаток сюжетности: в основе многих стихотворений лежит вполне узнаваемая жизненная ситуация, очерчиваются место действия и круг действующих лиц, косвенной (или даже прямой) речью передается напряженный диалог героини и ее партнера (см. стихотворения «Вечером», «В последний раз мы встретились тогда...» и др.). Лирическая героиня стихов Ахматовой меняет маски, представая в облике героини той или иной истории.

Ахматова избегает называть чувство, передавая его во внешнем проявлении (жесте, мимике, поступке героини или героя —Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки», «А прохожие думают смутно — // Видно, вчера овдовела», «Он мне сказал: «Я верный друг!» //И моего коснулся платья» и др.). Чувства героини зримо проявляются и в своеобразии ассоциаций, которые возникают у нее в определенном эмоциональном состоянии («Высоко в небе облачко серело, // Как беличья расстеленная шкурка»; «Между кленов шепот осенний // Попросил: «Со мною умри!»).  В этом воплощается связь творчества Ахматовой с традициями «высокого модернизма», к которому бесспорно принадлежит и акмеизм: для послесимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, прежде всего слова, передающего психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов («любовь», «ненависть», «волнение», «смятение» и т. п.) при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенные средства передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

Понятие оксюморон, его роль в передаче оттенков чувств героини, их противоречивости, например, в первой строчке стихотворения «Сероглазый король» или последних двух строчках стихотворения «Вечером». Здесь диалектически сопрягаются противоположные чувства - связь лирики А. Ахматовой с традицией русской психологической прозы, прежде всего — «диалектики души» JI. Н. Толстого.

Прозаизация лирики Ахматовой — еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов. Художественный мир поэта полон «непоэтических деталей и подробностей, например, предметов домашней утвари и быта (найдите такие образы), преображенных стихией лирического переживания, возвышенных до символа. Излюбленный ахматовский размер — дольник — имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически. Той же цели служит и использование Ахматовой эллипсиса — пропуска слов, смысл которых восстанавливается из контекста, а также пропуска логических звеньев, что тоже весьма характерно именно для устной речи (см. стихотворение «Смятение», «Сероглазый король»; у символистов же эллипсис и пропуск логических звеньев, как правило, служат для создания атмосферы недоговоренности, несказанности, таинственности).

Домашнее задание.

1. Выписать в тетрадь определения основных теоретико-литературных понятий: акмеизм, дольник, оксюморон, психологизм, эллипсис.

2. Биография А. Ахматовой(запись материала в тетрадь).

3. Прочитать материал статьи  «Своеобразие лирики А. Ахматовой».

4. Прочитать указанные в списке стихотворения А. Ахматовой из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Очертить круг тем, характерных для этих сборников. Попытаться проследить, как с каждой книгой меняется круг тем, какие новые темы появляются.



Предварительный просмотр:

Гражданская позиция поэта в послереволюционные годы. Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой

  1.  Послереволюционная судьба А. Ахматовой (доклад учащегося).
  2.  Определите гражданскую позицию А. Ахматовой:

«Думали: нищие мы, нету у нас ничего...»_____________________; 

«Июль 1914»; «Лондонцам», «Лучше б мне частушки задорно выкликать...», «Молитва»_____________________________;

«Родная земля»________________________________; 

 «Все расхищено, предано, продано...»___________________________,

 «Не с теми я, кто бросил землю...»___________________________.

  1. Развитие темы поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой:
  1. С какими трудностями сталкивается женщина-поэт, что вынуждена преодолевать? (Стихотворения «В последний раз мы встретились тогда...», «Был он ревнивым, тревожным и нежным...»);
  2. Каковы творческие взгляды и принципы Ахматовой? (Цикл «Тайны ремесла».) выписать цитаты из стихотворений для подтверждения своих мыслей («Просто продиктованные строчки»; «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда»; «Жестче, чем лихорадка оттреплет, // И опять весь год ни гу-гу»; «Чтоб быть современнику ясным, // Весь настежь распахнут поэт»; «А каждый читатель как тайна, // Как в землю закопанный клад»; «Я научила женщин говорить...»; «Многое еще, наверно, хочет // Быть воспето голосом моим» и др.).



Предварительный просмотр:

Поэма «Реквием»

Задание 1. Прочитайте поэму «Реквием». Найдите в поэме и выпишите (отметьте в тексте поэмы):

а) народно-поэтические элементы, связывающие поэму с фольклорным жанром причитания, плача матери по сыну (I, И, VI);

б) евангельские мотивы, связанные с образами Богоматери и Иисуса Христа (VI, X).

Задание 2. Ответьте на вопросы, опираясь на текст поэмы.

  1. Образ лирической героини поэмы. В каких фрагментах он наделен автобиографическими чертами? Фольклорными чертами? Где смыкается с образом Богоматери? Каков смысл такого сближения?
  2. Как задается тема памяти в прозаической части поэмы? Как она развивается во II, VII, IX фрагментах поэмы? Какое разрешение получает тема памяти в «Эпилоге»? 
  3. Как связаны эти мотивы с образом памятника поэту в «Эпилоге»? Раскрытие какой еще темы завершает данный образ? 
  4.  Литературоведческие понятия: поэма, стихотворный цикл. Почему

А. Ахматова жанр «Реквиема» определила как «поэму»? Как это определение связано с образом лирической героини произведения, какую роль оно играет в соотнесении автобиографического плана с общенациональным и общечеловеческим контекстами?



Предварительный просмотр:

(1)14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов – открытое выступление молодых дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. (2)Восстание декабристов было жестоко подавлено. (3)Пять декабристов были казнены. (4)Более ста – осуждены и отправлены на каторгу и поселение в Сибирь.

(5)За этой сухой исторической справкой – трагедии сотен людей. (6)Тяжёлые испытания выпали на долю многих дворянских семей…

(7)Первыми, кто встал на сторону своих мужей – участников восстания, были их жёны. (8)Они начали бороться за близких, пуская в ход всё: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». (9)Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, по уровню культуры, едут в Сибирь за своими мужьями. (10)Эти женщины, уделом которых была семья, даже не подозревавшие о существовании тайных обществ, смело отправились в Сибирь. (11)Они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам.

(12)Бывшие княгини, графини, генеральши жили в крестьянских избах со слюдяными окнами и дымящейся печью, готовили обед и отправляли его в тюрьму, чтобы поддержать своих близких, часто «сидели на чёрном хлебе с квасом». (13)В 1827 году в Чите Александра Григорьевна Муравьёва пишет, что желает разделить участь мужа, государственного преступника, и готова жить среди арестантов, там, где они будут содержаться. (14)Император Николай отнял у них все имущественные наследственные права, разрешил тратить только нищенские суммы и повелел отчитываться в своих расходах перед начальником рудников.

(15)На четвёртом году заключения с узников сняли кандалы, и декабрист Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили.

(16)Женщины не только кормили и утешали, они сплачивали осуждённых, морально поддерживали их. (17)Самоотверженные и преданные жёны, они не знали в вопросах любви и дружбы ничего невозможного.

(18)Они пошли за своими мужьями, когда им не исполнилось ещё и тридцати. (19)Александрине Муравьёвой – жене Никиты Муравьёва (автора проекта конституции Северного общества) – в момент её приезда в Сибирь было 23 года. (20)Жёны декабристов оказались в добровольном изгнании. (21)Что заставило их принять такое решение? (22)Супружеский долг? (23)Чувство справедливости? (24)Сострадание к ближнему? (25)Забота об облегчении участи мужа?

(26)«Эти женщины бросили всё: богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… (27)Ни в чём не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья», – писал Фёдор Михайлович Достоевский.

(По Э. Павлюченко)

В каком предложении выражена основная мысль текста?

                  7,9,16,26

          


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса

Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...

Урок по творчеству Анны Андреевной Ахматовой.

Дается характеристика первых сборников поэта, введется рассказ о детстве и юности А. Ахматовой...

Тест по творчеству А.А.Ахматовой.

Данный тест можно провести после первого урока по биографии и творчеству поэтессы....

Тесты по творчеству А.А. Ахматовой

Тесты предназначены для учащихся 11 класса и содержат вопросы разной степени сложности биография, сборники стихотворений, исторические события и тд).  Ответ на последний вопрос учащимся предложен...

Урок литературы в 11 классе Этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой

Презентация содержит информацию о жизни и этапах творчества Анны Ахматовой.  Несколько слайдов посвящены пребыванию Ахматовой в Тверском крае: Слепнево - имение матери Гумилева. Т.к. работа получ...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...