Урок литературы в 7 классе. "Русь он понимает..." (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок-исследование дает учащимся возможность выявить особенности стиля писателя, определить роль средств языка в создании художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryuk.docx | 15 КБ |
rabochiy_list.docx | 13.47 КБ |
turgenev.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. «…Русь он понимает»
Цель: определить художественный смысл образов рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»; выявить способы создания художественных образов; увидеть особенности языка писателя
Форма урока: урок-исследование
Ключевые понятия: язык, пейзаж, сопоставление, антитеза, «говорящие» имена, композиция, портрет, интерьер
Эпиграф к уроку:
«…эта книга останется моей лептой,
внесённой в сокровищницу русской
литературы» (И.С.Тургенев. Из письма
В.П. Анненкову. 14 сентября 1852г.
О «Записках охотника»)
- Организационный момент
- Определение темы и цели урока.
- Прочитайте эпиграф. Подумайте, зачем мы с вами знакомимся с рассказом Тургенева «Бирюк», определите цель урока. (Увидеть своеобразие стиля писателя, определить роль художественных образов рассказа)
3. Знакомство с биографией Тургенева
- У каждого крупного писателя есть своя творческая колыбель. У Пушкина такой колыбелью были Лицей и село Михайловское, у Льва Толстого – Ясная Поляна. Поэтической колыбелью Тургенева было небольшое тихое село на Орловщине – Спасское-Лутовиново. (заранее подготовленное учащимися сообщение)
«Глянешь с горы – какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки…» - так описывал Тургенев родные места.
«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и пр… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»
Дед – Иван Иванович Лутовинов
Бабка Екатерина Ивановна Сомова-Лутовинова
Мать Варвара Петровна, её муж Сергей Николаевич Тургенев
«Почти всё, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования, отвращения», - вспоминал Тургенев.
Белинский: «Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек…Русь он понимает…»
«Записки охотника» 1846 – 1851 гг (22 из 25 очерков и рассказов) 1874 г. – окончательный состав «Записок…»
Тургенев в письме В.П.Боткну писал: «Что ни говори – а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете, особенно за границей я это чувствую»
4.Исследовательская работа в группах (предварительное домашнее задание)
1) Образ Бирюка
2) Образ мужика
3) Образ рассказчика
4) Пейзаж в рассказе
5) Иллюстрации к рассказу
5. Формулирование выводов урока.
6. Задание на дом: составить синквейн по рассказу «Бирюк»; читать «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, заполняя таблицу (черты лирики, черты эпоса), индивидуально – сообщение о жанре «стихотворения в прозе»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учени____7 ___класса ____________________________Дата _____________
Тема урока. __________________________________________________________________
Цель урока: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«…эта книга останется моей лептой,
внесённой в сокровищницу русской
литературы» (И.С.Тургенев. Из письма
В.П. Анненкову. 14 сентября 1852г.
О «Записках охотника»)
«Записки охотника» Время создания: _________________________. Сборник включает в себя __________рассказов и очерков.
Характеристика героев
Бирюк | Мужик |
Основной приём изображения героев - | |
Что общего в этих героях? |
Значение имени героя _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Образ рассказчика. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пейзаж в рассказе
___________________________________________________________ Роль пейзажа:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Итоги исследования:
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1818 г. – Родился в г.Орле
Спасское-Лутовиново
Спасское-Лутовиново
Из воспоминаний И.Тургенева «…Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки. Колотушки, пощёчины и пр. …Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне…»
Дед – Иван Иванович Лутовинов Бабка – Екатерина Ивановна Сомова-Лутовинова (имение Холодово )
Варвара Петровна Лутовинова , мать писателя
Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя
«Записки охотника» Письмо И.Тургенева В.П.Боткину: «Что ни говори – а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете, особенно за границей я это чувствую»
Рассказ «Бирюк» Образ лесника : портрет; речь; интерьер; отношение к труду
Лесник Мужик – «вор» «могучие мышцы» «плечист и сложен на славу» «глаза смело глядели» «сросшиеся широкие брови» «мужественное лицо» «железный голос» «чёрная курчавая борода» «худые члены» «беспокойные глаза» «нависшие жёлтые брови» «испитое, морщинистое» лицо «голос…жалобно, по-заячьи» «длинная растрёпанная борода
На чьей стороне читатель? Стоит ли посочувствовать Бирюку?
О чём говорит имя героя ? Фома ( еврейск .) – близнец Кузьмич ( Кузьма ) – мир
Какова роль образа Улиты? Улита – отражение жизни отца: хозяйственная, скромная. По её поведению мы получаем истинное представление о пойманном мужике: она улеглась у его ног
Герои рассказа Как предстают перед нами герои? Сначала – слышим голос , потом – портретная характеристика
Пейзажи Тургенева В.Г.Белинский: « Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу »
Особенности пейзажа Тургенева ПЕЙЗАЖ РЕАЛИСТИЧЕН Цветовые описания («лиловая туча», «серые облака») Ощущения тепла и холода (жар сменился холодом) Иллюзия сгущающейся темноты («тени быстро густели») Звуки («ракиты тревожно шевелились и лепетали»)
Работа Тургенева над стилем рассказа «…прямо надо мною неслись длинные серые облака» «…надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака»
«…капли дождя застучали по листьям» «…капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям»
После слов «…но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо» добавил: «звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака»
Художник Б. Дехтерев Какой эпизод проиллюстрирован? Какие детали запечатлены художником?
Итоги размышлений «Записки охотника» – произведение о народе «Бирюк» - рассказ о жизни народа Тургенев – мастер портретных описаний Пейзаж - средство характеристики героев, отношения автора к героям
Домашнее задание Синквейн по рассказу «Бирюк» Прочитать «стихотворения в прозе» и заполнить в тетради таблицу: Особенности Особенности лирики прозы + !!! «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы», «Щи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.
Данная презентация к уроку литературы по теме "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе
Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...
Урок литературы в 5 классе "Учимся понимать поэзию. Ритм и рифма".
Автор предлагает вариант урока «Ритм и рифма» из серии занятий в 5 классе «Учимся понимать поэзию». Элементарный литературоведческий анализ дает...
- Мне нравится (1)