Урок литературы в 7 классе. "Русь он понимает..." (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок-исследование дает учащимся возможность выявить особенности стиля писателя, определить роль средств языка в создании художественного образа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biryuk.docx15 КБ
Файл rabochiy_list.docx13.47 КБ
Файл turgenev.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «…Русь он понимает»

Цель: определить художественный смысл образов рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»; выявить способы создания художественных образов; увидеть особенности языка писателя

Форма урока: урок-исследование

Ключевые понятия: язык, пейзаж, сопоставление, антитеза, «говорящие» имена, композиция, портрет, интерьер

Эпиграф к уроку:

«…эта книга останется моей лептой,

внесённой в сокровищницу русской

литературы» (И.С.Тургенев. Из письма

В.П. Анненкову. 14 сентября 1852г.

О «Записках охотника»)

  1. Организационный момент

  1. Определение темы и цели урока.

- Прочитайте эпиграф. Подумайте, зачем мы с вами знакомимся с рассказом Тургенева «Бирюк», определите цель урока. (Увидеть своеобразие стиля писателя,  определить роль художественных образов рассказа)

3. Знакомство с биографией Тургенева

- У каждого крупного писателя есть своя творческая колыбель. У Пушкина такой колыбелью были Лицей и село Михайловское, у Льва Толстого – Ясная Поляна. Поэтической колыбелью Тургенева было небольшое тихое село на Орловщине – Спасское-Лутовиново. (заранее подготовленное учащимися сообщение)

«Глянешь с горы – какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки…» - так описывал Тургенев родные места.

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и пр… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»

Дед – Иван Иванович Лутовинов

Бабка Екатерина Ивановна Сомова-Лутовинова

Мать Варвара Петровна, её муж Сергей Николаевич Тургенев

«Почти всё, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования, отвращения», - вспоминал Тургенев.

Белинский: «Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек…Русь он понимает…»

«Записки охотника» 1846 – 1851 гг (22 из 25 очерков и рассказов) 1874 г. – окончательный состав «Записок…»

Тургенев в письме В.П.Боткну писал: «Что ни говори – а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете, особенно за границей я это чувствую»

4.Исследовательская работа в группах (предварительное домашнее задание)

1) Образ Бирюка

2) Образ мужика

3) Образ рассказчика

4) Пейзаж в рассказе

5) Иллюстрации к рассказу

5. Формулирование выводов урока.

6. Задание на дом: составить синквейн  по рассказу «Бирюк»; читать «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, заполняя таблицу (черты лирики, черты эпоса), индивидуально – сообщение о жанре «стихотворения в прозе»



Предварительный просмотр:

Рабочий лист учени____7 ___класса ____________________________Дата _____________

Тема урока. __________________________________________________________________

Цель урока: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«…эта книга останется моей лептой,

внесённой в сокровищницу русской

литературы» (И.С.Тургенев. Из письма

В.П. Анненкову. 14 сентября 1852г.

О «Записках охотника»)

«Записки охотника» Время создания: _________________________. Сборник включает в себя __________рассказов и очерков.

Характеристика героев

Бирюк

Мужик

Основной приём изображения героев -

Что общего в этих героях?

 Значение имени героя _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Образ рассказчика. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пейзаж в рассказе

___________________________________________________________           Роль пейзажа:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Итоги исследования:

  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев Урок литературы 7 класс Учитель: Романова В.Н. МБОУ СОШ 21 г.Сергиев Посад

Слайд 2

1818 г. – Родился в г.Орле

Слайд 3

Спасское-Лутовиново

Слайд 4

Спасское-Лутовиново

Слайд 5

Из воспоминаний И.Тургенева «…Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки. Колотушки, пощёчины и пр. …Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне…»

Слайд 6

Дед – Иван Иванович Лутовинов Бабка – Екатерина Ивановна Сомова-Лутовинова (имение Холодово )

Слайд 7

Варвара Петровна Лутовинова , мать писателя

Слайд 8

Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя

Слайд 9

«Записки охотника» Письмо И.Тургенева В.П.Боткину: «Что ни говори – а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете, особенно за границей я это чувствую»

Слайд 10

Рассказ «Бирюк» Образ лесника : портрет; речь; интерьер; отношение к труду

Слайд 11

Лесник Мужик – «вор» «могучие мышцы» «плечист и сложен на славу» «глаза смело глядели» «сросшиеся широкие брови» «мужественное лицо» «железный голос» «чёрная курчавая борода» «худые члены» «беспокойные глаза» «нависшие жёлтые брови» «испитое, морщинистое» лицо «голос…жалобно, по-заячьи» «длинная растрёпанная борода

Слайд 12

На чьей стороне читатель? Стоит ли посочувствовать Бирюку?

Слайд 13

О чём говорит имя героя ? Фома ( еврейск .) – близнец Кузьмич ( Кузьма ) – мир

Слайд 14

Какова роль образа Улиты? Улита – отражение жизни отца: хозяйственная, скромная. По её поведению мы получаем истинное представление о пойманном мужике: она улеглась у его ног

Слайд 15

Герои рассказа Как предстают перед нами герои? Сначала – слышим голос , потом – портретная характеристика

Слайд 16

Пейзажи Тургенева В.Г.Белинский: « Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу »

Слайд 17

Особенности пейзажа Тургенева ПЕЙЗАЖ РЕАЛИСТИЧЕН Цветовые описания («лиловая туча», «серые облака») Ощущения тепла и холода (жар сменился холодом) Иллюзия сгущающейся темноты («тени быстро густели») Звуки («ракиты тревожно шевелились и лепетали»)

Слайд 18

Работа Тургенева над стилем рассказа «…прямо надо мною неслись длинные серые облака» «…надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака»

Слайд 19

«…капли дождя застучали по листьям» «…капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям»

Слайд 20

После слов «…но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо» добавил: «звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака»

Слайд 21

Художник Б. Дехтерев Какой эпизод проиллюстрирован? Какие детали запечатлены художником?

Слайд 22

Итоги размышлений «Записки охотника» – произведение о народе «Бирюк» - рассказ о жизни народа Тургенев – мастер портретных описаний Пейзаж - средство характеристики героев, отношения автора к героям

Слайд 23

Домашнее задание Синквейн по рассказу «Бирюк» Прочитать «стихотворения в прозе» и заполнить в тетради таблицу: Особенности Особенности лирики прозы + !!! «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы», «Щи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...

Урок литературы в 5 классе "Учимся понимать поэзию. Ритм и рифма".

   Автор предлагает вариант  урока «Ритм и рифма» из серии занятий в 5 классе «Учимся понимать поэзию».  Элементарный литературоведческий анализ дает...