Урок литературы, проведенного в 7 классе по теме: «Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Базырова Елена Владимировна

открытый урок литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст выступления.

   (Сл.№1) Ученик 1:  Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

 (Сл.№2) Ученик 2:   После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

 (Сл.№3) Ученик 3:    И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

  1)Каково общее положение дел в городе?

  2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

  3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?

(Сл.№4) Ученик 4:     Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название  - Дмухановск. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

 

Ученик 1:  Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

(Сл.№5)Ученик 2:   От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

                Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки.  Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

          До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры.  Заранее благодарствуем.

                 Жители города Дмухановска.  

Ученик 3:   Итак,  всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4:   Выбрать нового городничего.

Ученик 1:  Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2:  Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

(Сл.№6)Ученик 3:  Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

(Сл.№7)Ученик 4:  Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья,  коллежский асессор.

(Сл.№8)Ученик 1:  Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

(Сл.№9)Ученик 2:  Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

(Сл.№10)Ученик 3:  Уховертов Степан Ильич. Частный  пристав.

(Сл.№11)Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему,  получили следующие ответы:

Большинство голосов получил судья, ведь он должен быть человеком справедливым, знающим законы.

Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3:  На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1:  Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле,  мы узнали, только прочитав комедию.

(Сл.№12)Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника  не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так  выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

(Сл.№13)Ученик 3:  Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…».  «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

(Сл.№14)Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

(Сл.№15)Ученик 1: А господину  Шпекину  доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».

(Сл.№16)Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

(Сл.№17)Ученик 3:  Результаты такой работы чиновников на лицо:

  1)Полная запущенность городского хозяйства.

  2)Произвол полицейских.

  3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

  4)Самоуправство почтовых чиновников.

  5)Неразбериха в суде.

  6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

(Сл.№18)Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

(Сл.№19)Ученик 2:  Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3:  А что это значит?

(Сл.№20, 21, 23)Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем  чиновников нет ни одного положительного героя.



Предварительный просмотр:

                                        Урок-исследование  по литературе.  7 класс

Тема: Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цели:

  1. Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  2. Сформировать исследовательские умения  учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
  3. Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проблемная ситуация.

(сл.№2) -  Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(сл.№3)

 - Откройте тетради, запишите тему урока.

- Ещё раз внимательно прочитайте  тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).

-Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).

-Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(сл.№4) 

-Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим.

Синквейн. 1 группа.

Положительный герой.

Добрый, честный.

Помогает, умеет дружить, поддерживает.

Положительный герой всегда придёт на помощь.

Синквейн. 2 группа.

Положительный герой.

Правильный, благородный.

Поддерживает, скажет правду, улыбается.

Положительный герой всегда укажет, как правильно поступить.

-Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).

-Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(сл.№5) 

-А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».

-На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).

-Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть. (Учитель делает запись на доске).

-А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?

-Чтобы  найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

(сл.№6-10)

  1. Блиц-опрос.

  1. Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
  2. В каком году была написана комедия? (Щелчок) (Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
  3. К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок) (комедия-сатира)
  4. Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок) (зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием) и (2 развязки - письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
  5. С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок)  (использование ремарок)

(сл.№11) Объясните ситуацию.

  1. Письмо о приезде мнимого ревизора.
  2. Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
  3. Земляника даёт Хлестакову взятку.
  4. Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
  5. Городничий ругает купцов за жалобы на него.
  6. Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
  7. Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV.  Проектные работы учащихся.

- Итак, вы  показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(сл.№12) 1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№13) 2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№14) Защита проектных исследований.

-А  теперь слово 1 группе.

Текст выступления.

   (Сл.№1) Ученик 1:  Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

 (Сл.№2) Ученик 2:   После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

 (Сл.№3) Ученик 3:    И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

  1)Каково общее положение дел в городе?

  2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

  3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?

(Сл.№4) Ученик 4:     Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название  - Дмухановск. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

 

Ученик 1:  Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

(Сл.№5)Ученик 2:   От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки.  Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

          До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры.  Заранее благодарствуем.

                 Жители города Дмухановска.  

Ученик 3:   Итак,  всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4:   Выбрать нового городничего.

Ученик 1:  Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2:  Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

(Сл.№6)Ученик 3:  Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

(Сл.№7)Ученик 4:  Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья,  коллежский асессор.

(Сл.№8)Ученик 1:  Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

(Сл.№9)Ученик 2:  Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

(Сл.№10)Ученик 3:  Уховертов Степан Ильич. Частный  пристав.

(Сл.№11)Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему,  получили следующие ответы:

Большинство голосов получил судья, ведь он должен быть человеком справедливым, знающим законы.

Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3:  На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1:  Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле,  мы узнали, только прочитав комедию.

(Сл.№12)Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника  не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так  выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

(Сл.№13)Ученик 3:  Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…».  «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

(Сл.№14)Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

(Сл.№15)Ученик 1: А господину  Шпекину  доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».

(Сл.№16)Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

(Сл.№17)Ученик 3:  Результаты такой работы чиновников на лицо:

  1)Полная запущенность городского хозяйства.

  2)Произвол полицейских.

  3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

  4)Самоуправство почтовых чиновников.

  5)Неразбериха в суде.

  6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

(Сл.№18)Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

(Сл.№19)Ученик 2:  Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3:  А что это значит?

(Сл.№20, 21, 23)Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем  чиновников нет ни одного положительного героя.

-А  теперь слово 2 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович  Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с  успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего –  в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили  разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

  • Собрать личную информацию о герое.
  • Выяснить, как относятся к герою учащиеся 7 класса.
  • Понять, ради чего живет герой?
  • Какого приговора заслуживает герой?

     (Сл.№10) Ученик 1:  Мы  составили личное дело героя.

      (Сл.№11) Ученик 2:  И вот что у нас получилось.

 Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне  Подкатиловка, Саратовской обл.  Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в  Петербурге.

    (Сл.№12) Ученик 3:   Портрет прилагается.

                     Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

                      Ученик 2:  Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

    (Сл.№13) Ученик 3:  Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать  наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

                Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

  (Сл.№14) Ученик 2:  Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3:  Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2:  Берёт деньги от чужих людей и  даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1:  На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3:  Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2:  Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

 (Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это легкомысленно.

                  Ученик 3:  При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

                Ученик 2:  Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

                Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

                Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по  делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1.  Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович,  о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3.  За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

                Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

(Сл.№23, 24)

  1. Обобщение.

(сл.№16) -А теперь вернёмся к мнению автора о положительном герое. Может быть кто-то из вас догадался, о каком герое идёт речь?

-Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».
  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

-Найдите однокоренные слова. (Щелчок Проверка)

-А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(сл.№17) -Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»

-Какова роль смеха в сатирическом произведении? ( Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(сл.№18) -Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

(сл.№19) -Запишем в тетради выводы:

  1. Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.
  2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.
  1. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение-рассуждение, выбрав 1из 2-х  тезисов.



Предварительный просмотр:

Текст выступления «Личное дело»

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович  Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с  успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего –  в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили  разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

  • Собрать личную информацию о герое.
  • Выяснить, как относятся к герою учащиеся 7 класса.
  • Понять, ради чего живет герой?
  • Какого приговора заслуживает герой?

     (Сл.№10) Ученик 1:  Мы  составили личное дело героя, предварительно посоветовавшись с  работниками канцелярии нашей школы.

      (Сл.№11) Ученик 2:  И вот что у нас получилось.

 Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне  Подкатиловка, Саратовской обл.  Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в  Петербурге.

    (Сл.№12) Ученик 3:   Портрет прилагается.

                     Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

                      Ученик 2:  Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

    (Сл.№13) Ученик 3:  Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать  наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

                Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

  (Сл.№14) Ученик 2:  Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3:  Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2:  Берёт деньги от чужих людей и  даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1:  На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3:  Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2:  Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

 (Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это  легкомысленно.

                  Ученик 3:  При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

                Ученик 1: Вот это-то и ужасно.

                Ученик 2:  Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

                Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

                Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по  делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1.  Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович,  о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3.  За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

                Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

(Сл.№23, 24)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование Литература 7 класс (речевой)

Слайд 2

Ассоциации КОМЕДИЯ

Слайд 3

Тема: Положительный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайд 4

Синквейн (д/з) Положительный герой Какой он? (2 прилагательных) Что делает? (3 глагола) Зачем он нужен? (общая фраза)

Слайд 5

«Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо , действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…»

Слайд 6

Блиц-опрос Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? А.С.Пушкин

Слайд 7

Блиц-опрос В каком году была написана комедия? 1836-1842гг.

Слайд 8

Блиц-опрос К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия юмористическая комедия

Слайд 9

Блиц-опрос Назовите особенности композиции пьесы. зеркальная композиция две развязки

Слайд 10

Блиц-опрос С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? ремарка

Слайд 11

Объясните ситуацию

Слайд 12

Речевая разминка Тренируем выразительность речи Чему смеётесь ? Над собой смеётесь ! Чему смеётесь? Над собой смеётесь !

Слайд 13

Речевая разминка Тренируем выразительность речи Ведь для того и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия ! Ведь для того и живёшь , чтобы срывать цветы удовольствия?

Слайд 14

На поиски положительного героя Группа 1. Характеристика чиновников. Группа 2. Характеристика Хлестакова.

Слайд 15

Физкультминутка для глаз

Слайд 16

Найдите однокоренные слова «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха». «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Слайд 17

Положительный герой в комедии есть ! «Это честное, благородное лицо был … смех

Слайд 18

Подведём итоги словами автора «… смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы ».

Слайд 19

Роль смеха в комедии Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера. Д/з 2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

Слайд 20

Самооценка Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что понравилось выполнять на уроке и при подготовке к нему? Довольны ли вы собой?

Слайд 21

Спасибо за урок! Желаю удачи в выполнении домашнего задания!

Слайд 22

Использованные материалы: Гоголь Н.В. Ревизор. Манн Ю. В. Комедия Гоголя «Ревизор» Иллюстрации русских и советских художников: К.Савицкого, П. Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина, Н. Константиновского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"

Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знако...

Презетация к уроку литературы в 9 классе на тему: "А.С. Грибаедов. Комедия "Горе от ума""

Презентация составлена к учебнику литературы В.Я. Коровиной "Литература 9 класс".Тема презентации: "А.С. Грибаедов. Комедия "Горе от ума""...

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...

Разработка по литературе для развития речи и критического мышления. "Вопросник" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Вопросы для завершающего этапа анализа комедии "Ревизор" (углублённого). Вопросы содержат комментарий учителя, что позволяет учащимся работать с текстом....

Темы сочинений+планы к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор. 8 класс (по УМК Коровиной В.Я. и др.)

Темы сочинений+планы к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор. 8 класс (по УМК Коровиной В.Я. и др.)...