Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знакомство с историей создания комедии "Ревизор", повторение известных сведений о жизни и творчестве Гоголя. Через различные виды творческой и исследовательской работы учащиеся знакомятся с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра, приобщаются к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx242.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Можайск.

   

     Урок- размышление  по литературе  в 8 классе.

У театральной афиши.( Знакомство с комедией Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Учитель русского языка и литературы

Трифонова И. В.

Тема:   У театральной афиши.(Знакомство с комедией Н. В.Гоголя «Ревизор»).

Цели:

 Образовательные: Познакомить  учащихся  с   историей создания комедии «Ревизор»,  повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя, дать основные теоретические понятия.

Воспитательные:  Воспитание любви  к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру.

Развивающие: Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, развивать восприятие драматического произведения.

Задачи:

1. Научить ориентироваться в этапах творческого и жизненного пути драматурга.

2.Познакомить с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра,

Тип урока  вводный

Вид урока  размышление , ролевая  игра.

Методы   информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.(презентации).

Оборудование: компьютер, театральные программки, словарь Даля В.И., карточки, презентации, незаполненная таблица «Чиновники города».

Эпиграф: « Драма живет только на сцене».     Н. В. Гоголь.

Ход урока:

I.Вступительная часть к уроку.

     Слышны голоса  мальчишек:

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка:   Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

       Ученик раздает программки  у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля.

         Входят 2 девочки и парень (дамы и господин) садятся на места:

 1дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.

2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?

Господин: А еще  повесть «Тарас Бульба», помните?

1 дама: Господа, говорят, что сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подарил сам Пушкин.

2 дама: Как, Александр Сергеевич?!

1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т.е. ревизора,  когда он проезжал по Нежинской губернии!

       Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. И вы это уже почувствовали. Мы  попадаем в мир театра,  знакомимся с литературным произведением Н. В.  Гоголя «Ревизор»,  написанным специально для постановки в театре.  Я говорю о драматическом произведении. «Драма живет только на сцене,»- говорил Н.В. Гоголь.

 II.Давайте вспомним понятия, относящиеся к драматическому роду литературы.

 Литературоведческий комментарий

  1. Драматургия – род  художественной литературы, предназначенной для театра.
  2. Пьеса, драма  – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.
  3. Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.
  4. Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

 Вывод: В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны .Эти авторские ремарки называются афишей.

Учитель: Гоголь известен нам как автор прозаических произведений «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. И вот теперь он открывает ещё одну грань таланта драматурга. Как случилось, что он обращается к театру, к драматургии?

III.Индивидуальное задание. Сообщение ученика «Путь Гоголя к театру». ( ( См. Приложение 1).

Учитель: Итак, в его шутках, выступлениях на сцене гимназического театра- во всем этом угадывался будущий драматург-комедиограф.  Обратимся  к высказываниям Гоголя о театре: «Театр – великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом  читает живой, полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека». Именно в этом видел Гоголь назначение театра.И сегодня мы начнем знакомство с его комедией «Ревизор» и поразмышляем у театральной афиши спектакля.

. Презентация учителя. ( См. презентацию  №1)

       IV.  Поговорим  об истории создания  пьесы.  Она очень интересна. 7 октября 1835 года Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, что будет смешнее чорта». « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда узнал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем, - вот все происхождение комедии », - писал Гоголь. Через 2 месяца комедия была готова. Гоголь как автор участвовал в постановке пьесы. «Ревизор» готовился к показу в Александринском театре  как рядовой спектакль без всякого особого внимания.

 Слайд №2.Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая  Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал: «Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».

Инсценировка «Разговор директора театра с режиссером»:

 Директор(ученик): Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, это низко и неблагородно. Мы разоримся!

Режиссер(ученик): Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.

Директор: Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!

 Премьера спектакля была назначена на 19 апреля 1836 года. Первая афиша спектакля гласила: Слайд №3.

  V. ( Приложение № 2. Сообщение ученика «Премьера спектакля 1836г.»)

    VI.    Учитель: С тех пор уже более 150 лет комедия «Ревизор» не сходит со сцены.  Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. Сценическую историю пьесы исследовала ученица. Работа объемная и содержательная. Мы  рассмотрим только  стенд «Из сценической истории комедии «Ревизор».

Слайд №3.

(Приложение 3. Исследовательская работа «Из сценической истории комедии «Ревизор».)

    VII.   Учитель:  А теперь  давайте  обратимся к нашей комедии и поразмышляем у театральной афиши.

 Первая ситуация для размышления : представьте себе, что  вы зрители.                  Ещё не прозвенел третий театральный звонок. Ещё не прошелестел распахивающий театральный занавес, ещё не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис. Ещё  не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля. Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскрыли программку, предвкушая таинство. Спектакль уже начался в вашем сознании, ведь в руках у вас театральная программка. Что таит спектакль, о чем пьеса? Попытаемся угадать.

Откроем программки и поразмышляем .

- Название пьесы «Ревизор». А кого называют ревизором?(Разъяснение).

- Выявить особенности фамилий действующих лиц, известно, что фамилии у Гоголя «говорящие».

Исследовательская  работа со словарем.

-Ант. Ант. Сквозник – Дмухановский.

Словарь(ученица): Согласно словарю Даля,  сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии: дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».

- Хлопов – от слова хлопать.

-Ляпкин-Тяпкин – от тяп-ляп и другие особенности фамилий.

 Учитель: А можно ли определить, кем являются герои  пьесы?

- Чиновники уездного города.

Учитель: Главным исполнителем гос.власти и её представителем является городничий.  Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?

 Работа с карточками.

   Карточка №1.    ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе назначается городничий.

Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности . Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.

…Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775

Карточка №2.  ПОЧТМЕЙСТЕР                                    

  Из словаря В.Даля. Почта -  учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры. Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой.

 Карточка №3.    СУДЬЯ

Судебные должности были выборные.

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

 Карточка №4.  ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

   Карточка №5.СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ

  Постановление «Об устройстве училищ (24 января 1803 г.)»

В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

Учитель: Городничему подчиняются чиновники,  т.е. находятся под властью того, кто выше рангом, чином. Послушаем историческую справку об иерархии чиновников 19 века и на основании справки заполним таблицу:

Класс

Гражданский чин

Должность

Фамилия героя

Форма

титулования

6

Коллежский советник

Городничий

Сквозник- Дмухановский

Ваше высокоблаго-

родие

7

Надворный советник

Почтмейстер

Шпекин

Ваше высокоблаго-

родие

7

Надворный советник

Попечитель богоугодных заведений

Земляника

Ваше высокоблаго-

родие

8

Коллежский

асессор

Судья

Ляпкин -Тяпкин

Ваше высокоблаго-родие

9

Титулярный советник

Смотритель

училищ

Хлопов

Ваше благородие

 Сообщение « Иерархия чиновников в 19 веке».Индивидуальное задание.

(приложение № 3 . )

Учитель: А можно ли определить, где происходит действие ?

- В  уездном городе.

- Что представлял собой уездный город 19 века? Это исследование подготовил ученик в виде презентации.

(См. презентацию  №2)

Учитель: Итак, действие происходит в провинциальном уездном городе, находящемся далеко от столицы, от которого, как скажет городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Названия города в пьесе нет, что говорит о том, что действие могло происходить в любом уездном городе того времени.

VIII. Учитель: Следующая ситуация для размышления: каждый из вас – режиссер. Вам принесли пьесу. Вам нужно объяснить авторское понимание характера героев. Гоголь написал «Замечания для господ актеров», где дал разъяснение характера своих героев. Но прежде , чем мы их прочитаем, попробуйте по изображениям действующих лиц выявить некоторые черты  их характера.

   

 (Слайд №4-8 . Наблюдения учащихся ) Затем читаем замечания  Гоголя для актеров в учебнике.  ( Приложение №4)

IX.Учитель: А теперь я режиссер, вы актеры.

 Господа, актеры,  распределим роли и попробуем поработать над первой картиной первого акта сами.  Но прежде посмотрим, как постановку 1 акта решили в Московском Художественном театре. ( См. видеозапись ).Обратите внимание на первую фразу городничего. Это знаменитая фраза, она давно стала крылатой. Чтобы добиться точности, Гоголь переделывал ее много раз. Сначала в ней было 75 слов, затем 48, и теперь  15.

(Работа над чтением 1 акта по ролям).

Вопросы учащимся, исполняющим роли чиновников:

-Какую роль играет первая фраза в пьесе?

- Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города?

- Что советует городничий своим подчиненным?

- Как авторские ремарки («в страхе», «хватается за голову») помогают нам понять состояние городничего?

-С какой целью автор заставляет персонажей  произносить реплики «в сторону»?

Вы теперь могли убедиться, что не только сыграть, произнести фразу даже за столом не так-то просто.

Появляются Бобчинский и Добчинский :

-Чрезвычайное происшествие!

  - Неожиданное известие!

Все: Что, что такое?

Учитель: А что случилось дальше, вы узнаете дома.

X.Домашнее задание.

1.  Выбрать роль. Поработать над ней по тексту. Действие 2,3,4

2.Сочинение- миниатюра . «Что увидел Хлестаков во время осмотра города?»  3. Подготовить сообщение:  «Образы чиновников».

 

 Приложение № 1.Сообщение «Путь Гоголя к театру».

   Разнообразны впечатления детства Гоголя: мирная жизнь родной Васильевки, где все было неторопливым и естественным, как сама природа, и поездки в Кибинцы к Трощинскому – богатому и знатному вельможе, любившему удивлять гостей своим крепостным театром.

   Отец Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь- Яновский писал для этого театра комедии, сам ставил их, выступал и как актер. Вместе с родителями на сцене  театра Трощинского иногда играл и  Н. Гоголь.

    Впоследствии будучи учеником Нежинской гимназии, он обладал замечательными способностями подмечать черты характера окружающих, привычки, особенности походки, речи, голоса, движений и показывать это. Когда он играл в гимназическом театре госпожу Простакову, зрители были в восторге. Блестящи у него получались и роли стариков. Товарищи по гимназии не сомневались, что он будет знаменитым артистом. Он и сам к этому стремился и , окончив гимназию, поехал в Петербург, чтобы поступить в театр. Но там его не приняли: спрашивать, что он умеет не стали, а потребовали , чтобы он читал отрывки из французских трагедий. Читать надо было с важным видом, торжественно, а у Гоголя разболелся зуб, щека была перевязана черным платком, и впечатление он произвел прямо противоположное тому, какое нужно было. Но страсть к театру  у него не прошла. И вот уже известным писателем он опять пришел в театр, но не в качестве актера, а как автор комедии.

       Приложение №2

Сообщение  «Премьера спектакля».

       Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Гоголь волновался. Его тревога была вызвана тем, что весть о первом представлении комедии облетела весь Петербург. У афиши и касс собирались любители театральных новостей. Здесь бывали литераторы, студенты, чиновники, купцы, лакеи богатых господ, присланы за билетами.

       Петербург- большой охотник до театра. И вот премьера.

        Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи и первые ряды партера сияют звездами сановников и драгоценностями дам.

        В царской ложе – Николай 1 с наследником, будущим Александром 2. На галерке теснятся зрители демократического круга.

         В театре много знакомых Гоголя- Анненков, Жуковский, Крылов, Глинка, Вяземский. Анненков вспоминал: «Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Аплодисментов почти совсем не было, зато напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мертва тишина показывала, что дело, происходящее на сцене, страстно захватило сердца зрителей.»

        Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьез. Он понимал, что гнев оказался бы подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, сорвался: « Ну и  пьеска. Всем досталось, а мне более всех.»

       Высокопоставленные чиновники  Петербурга оскорбились, увидя в пьесе нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество, вообще на Россию. Но больше всего Гоголь был потрясен обвинением в том, что он враг России, что он оклеветал её. Ожесточение против комедии, всеобщее невежество так огорчили Гоголя, что он почувствовал себя усталым и больным и вскоре уехал лечиться за границу.

Приложение №3 . Историческая справка «Иерархия чиновников в 19 веке».

.

Приложение №4.Парад героев .Характеры и костюмы. Замечание для господ актеров. (Авторские ремарки)

Городничий. Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна. Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков.  Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип.Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук. Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Предмет, класс

Литература 8 класс

Тема урока

 У театральной афиши.( Знакомство с комедией  Н. В. Гоголя «Ревизор» )

Актуальность использования средств ИКТ

   При изучении новой темы  использую ИКТ, что позволяет более подробно и наглядно преподнести изучаемый материал.  Использованные слайды быстро и наглядно демонстрируют задания, названия, выводы, иллюстрации к комедии, что помогает созданию эмоционально приподнятого фона урока.

 Место данного урока в системе уроков

Данный урок – первый урок в системе уроков по творчеству Н.В.Гоголя.  

 Тип урока, вид урока

Вводный, смешанный

Цели урока

Образовательные: Познакомить ребят с   историей создания комедии «Ревизор»,  повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя, дать основные теоретические понятия.

Воспитательные:  Воспитание любви  к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру.

Развивающие: Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, развивать восприятие драматического произведения.

Задачи урока  

1.Научить ориентироваться в этапах творческого и жизненного пути драматурга.

2.Познакомить с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра.

3. Приобщить к культурным ценностям прошлого.

 Чем обоснован выбор структуры урока

Такая структура урока позволяет подготовить детей к старшим классам, активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребят, привить навыки самостоятельной работы с источником, отбирать нужный материал, проявлять творчество.

 Обоснование выбранных методов обучения

Информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные методы. Они помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха.

Какие новые технологии использованы?

Урок построен с учетом  возрастных психологических особенностей школьников. Материал изложен в соответствии с программными требованиями.(Здоровьесбргающие технологии).

Эмоциональное объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями (презентации) (Технологии ИКТ).

Прослеживается межпредметная связь.(История, МХК)

Используются возможности Л\О обучения.

 Проектно- исследовательская деятельность учащихся.

 В чем заключается нестандартность данного урока?

Урок построен в нетрадиционной форме:  урок-размышление с применением ролевой игры( учащиеся выполняют роли зрителей, режиссеров, актеров). Использованы   элементы театрализации.

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»

Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком. ...

Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Театральная афиша»

Эффективное владение и применение современных психолого-педагогических технологий, различных способов формирования у обучающихся мотивации к обучению. Представлен комплексный подход к достижению ...

Бинарный урок "У театральной афиши"

по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"...

Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа – не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)

(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.Зад...