Бал литературных героев
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Семак Наталия Ивановна

Этот вечер лучше всего провести в конце учебного года, когда завер­шено изучение литературы. Расставание с героями книг, которые мы с ре­бятами прочитали, должно быть эмоциональным. Это как бы последний штрих к портрету каждого из них, красочная деталь, которая поможет удер­жать в памяти весь образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bal_literaturnyh_geroev.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Бал литературных героев

Сценарий вечера (10 класс)

Этот вечер лучше всего провести в конце учебного года, когда завершено изучение литературы. Расставание с героями книг, которые мы с ребятами прочитали, должно быть эмоциональным. Это как бы последний штрих к портрету каждого из них, красочная деталь, которая поможет удержать в памяти весь образ.

Зал празднично оформлен. Участники вечера, изображающие героев книг, о чём-то оживлённо разговаривают. Выходят комментаторы и, как бы наблюдая со стороны, ведут беседу.

Первый. Апрель на дворе, и нам грустно думать, что вот закончится учебный год — мы расстанемся со своими любимыми литературными героями.

В этом году мы лучше узнали великого Льва Николаевича Толстого, яркого и всегда современного Ивана Сергеевича Тургенева, своеобразного и загадочного Антона Павловича Чехова и других писателей. Мы соприкоснулись с чудом их мастерства, полюбили их героев.

Второй. Вы заметили, наверное, вон стоит робкая Наташа Ростова. Она на миг утратила ощущение себя; равномерный шум голосов, приветствий оглушил её, свет и блеск ослепили.

Первый. Обратите внимание, в зал входит царица петербургских салонов Элен Безухова. Как хороша!

Второй. Ну, а тот, высокий, и есть сам Болконский?

Первый. «Терпеть его не могу»,— заметила как-то на балу одна из светских дам. По нём все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет.

Второй. Что ж, увидим. Итак. Начинаем бал вечно молодым вальсом. (Танцует с Элен).

Пьер (Болконскому). Вы всегда вальсируете. Тут есть моя протеже, молодая Ростова, пригласите её.

Князь Андрей.        Где? Виноват

(барону), доведём до конца в другом месте, а на бале надо танцевать. (Идёт через зал к Наташе).

Г р а ф и н я. Позвольте вас познакомить с дочерью.

Князь Андрей. Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. (Наташе) Разрешите предложить тур вальса.

Первый комментатор. Вы, наверное, вспомнили чувства Наташи на бале?

Н а т а ш а. Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами — я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю...

Князь Андрей. Верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж... Это здесь редкость!

Второй комментатор. Но вернёмся к нашему балу. Он в полном разгаре. У Толстого, как известно, Андрей Болконский не поёт, а вот мы его сегодня попросим спеть. Нам очень нравятся русские романсы, и один из них поёт наш герой. (Звучит «На заре ты её не буди».

Все аплодируют).

П е р в ы й. А теперь, милостивые государи, очень хочется послушать писателя, который дал суровую оценку войне. (Один из участников бала читает отрывок из «Войны и мира»).

Наташа. Как прекрасно! Как я счастлива, что родилась в России, что сердцем чувствую весь её народ, всё то, что живёт в сердце каждого простого человека. (Аплодисменты).

Первый комментатор. Великолепны герои «Войны и мира», но разве не таковы и персонажи других произведений Льва Николаевича Толстого? Давайте понаблюдаем, как рождалось чувство

любви у Анны Карениной и Алексея Вронского (По залу идут Анна и Кити).

К и т и. Это будет прекрасный бал. Один из тех балов, на которых всегда весело.

А н н а. А есть такие, где всегда весело?

Кити. Странно, но есть. Вы разве не замечали?

Анна. Нет, душа моя, для меня уже нет таких балов, где весело. Для меня есть такие, на которых менее трудно и скучно...

Кити. Как может быть вам скучно на бале?

Анна. Отчего же мне не может быть скучно на бале?

Кити. Оттого, что вы всегда лучше всех.

Анна. Во-первых, никогда, а во- вторых, если б это и было, то зачем мне это?

К и т и. И вы всё-таки приехали на бал?

Анна. Мне просто нельзя было не ехать.

Корсунский (подбегая). Анна Аркадьевна, разрешите танец.

Анна. Я не танцую, когда можно не танцевать. (Вронский наблюдает).

Корсунский. Ну, а если нынче нельзя не танцевать, так пойдёмте. (Вронский долго смотрит им вслед, потом приглашает танцевать Кити. Только начали, а музыка закончилась. Он отводит её на место).

Корсунский. Вальс! Вальс! Прошу вальс! (Звучит вальс. Вронский опережает Корсунского и приглашает Анну. Танцуя, улыбаются. Кити сидит и отказывает всем. Потом даёт согласие. В танце две пары сталкиваются).

Вронский. Прекрасный бал!

Кити. Да! (Танец заканчивается).

Вронский. Вы останетесь?

Анна. Нет! Я и так в Москве танцевала больше, чем за всю зиму в Петербурге. Надо отдохнуть перед дорогой.

Вронский. А вы решительно едете завтра?

Анна. Да, я думаю! (Уходит).

Вронский (смотрит вслед и целует оставшуюся в его руках перчатку).

Звучит романс «Ночь светла».

Первый комментатор. А Нехлюдов и Катя Маслова уже никогда не смогут вернуть утраченное. (В зал входят Нехлюдов и Катя).

Нехлюдов. Катя, это ваша давнишняя фотография. Может, вам будет приятно. Возьмите. (Катя берёт). Я видел там тётку вашу.

Катя (равнодушно). Видели?

Нехлюдов. Хорошо ли вам здесь?

Катя. Ничего, хорошо.

Нехлюдов. Не слишком трудно?

Катя. Нет, ничего. Я не привыкла ещё.

Нехлюдов. Я за вас очень рад. Всё лучше, чем там.

Катя. Чем где там?

Нехлюдов. Там, в остроге.

Катя. Чем же лучше?

Нехлюдов. Я думаю, люди здесь лучше. Нет таких, какие там.

К а т я. Там много хороших.

Н е х л ю д о в. Об Меньшовых я хлопотал и надеюсь, что их освободят.

Катя. Это дай бог, такая старушка чудесная.

Нехлюдов. Я нынче еду в Петербург. Дело ваше будет слушаться скоро, и я надеюсь, что решение отменят.

Катя. Отменят, не отменят, теперь всё равно.

Нехлюдов. Отчего: теперь?

Катя. Так.

Нехлюдов. Не знаю, отчего для вас всё равно. Но для меня действительно всё равно: оправдают вас или нет. Я во всяком случае готов сделать, что говорил.

Катя. Это вы напрасно говорите.

Нехлюдов. Я говорю, чтобы вы знали.

Катя, Про это всё сказано, и говорить нечего. Меня зовут, кажется.

Нехлюдов. Ну, так прощайте. (Подаёт руку. А Катя как бы не замечает этого. Звучит «Утро туманное...»).

Дарья Михайловна. О, у нас, кажется, появился Рудин.

Р у д и н. Я пришёл к вам, Дарья Михайловна, поблагодарить вас за ваше гостеприимство. Получил сегодня известие из своей деревеньки и должен непременно сегодня же ехать туда.

Дарья Михайловна. Неужели? Ах, как это неприятно! Ну, что делать! Надеюсь увидеть вас нынешней зимой в Москве. Мы сами скоро отсюда едем.

Рудин. Я не знаю, Дарья Михайловна, удастся ли мне быть в Москве, но если соберусь со средствами, за долг почту явиться к вам.

Дарья Михайловна. И я, Дмитрий Николаевич, всегда буду с удовольствием вспоминать знакомство с вами.

П ь е р. Вы, стало быть, неудовлетворительные известия из вашей деревни получили?

Рудин. Да.

Пьер. Неурожай, может быть?

Рудин. Нет, другое...

Дарья Михайловна. Когда вы едете?

Рудин. Сегодня, после обеда.

Дарья Михайловна. Так скоро... Ну, желаю вам счастливого пути. Впрочем, если ваши дела не задержат вас, может быть, вы застанете нас здесь.

Рудин. Я едва ли успею. Извините, я не могу тотчас выплатить вам свой долг.

Дарья Михайловна. Полноте, Дмитрий Николаевич! Как вам не стыдно.

Рудин. Извините. Прощайте (кланяется, подходит к Басистову). Помните ли вы, что говорит Дон Кихот своему оруженосцу, когда выезжает из дворца герцогини? «Свобода,— говорит он,— друг мой Санчо, одно из самых драгоценных достояний человека, и счастлив тот, кому небо даровало кусок хлеба, кому не нужно быть за него обязанным другому!» Что Дон Кихот чувствовал тогда, я чувствую теперь... (Уходит).

Дарья Михайловна. Как я рада, что он ушёл и оставил, наконец, Наталью в покое. Графиня, спойте, пожалуйста. (Звучит один из романсов на слова Пушкина).

Второй комментатор. К свету, к знаниям тянутся герои чеховских рассказов и пьес. Я предлагаю вам сейчас узнать эту девушку.

Надя (закрыв лицо руками). Не могу... Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь...

Саша. Ну, ну... Это ничего. 'Это хорошо.

Надя. Эта жизнь опостылела мне. Я не вынесу здесь и одного дня. Завтра же я уеду отсюда. Возьмите меня с собой, бога ради.

Саша (потирая руки). Завтра я уезжаю, и вы поедете на вокзал провожать меня. Ваш багаж я заберу в свой чемодан и билет вам возьму; а во время третьего звонка вы войдёте в вагон — мы и поедем. Проводите меня до Москвы, а там вы одни поедете в Петербург. Паспорт у вас есть?

Надя. Есть.

Саша. Клянусь вам, что вы не пожалеете и не раскаетесь. Поедете, будете учиться, а там пусть вас носит судьба. Когда перевернёте вашу жизнь, то всё изменится. Главное — перевернуть жизнь, а всё остальное изменится. (Зрители угадывают, кто эта девушка: Надя Ш у мина из «Невесты» А. Чехова. В зал входят три героини).

Маша. О, как играет музыка! Они уходят от нас, один ушёл совсем, совсем, навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить. Надо жить...

Ирина. Придёт время, все узнают, зачем всё это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить... надо работать... только работать! Завтра я поеду одна, буду учить в школе, всю жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна.

Ольга. Музыка играет так весело, бодро, что хочется жить! О боже мой! Пройдёт время, и мы уйдём навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для т х, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живёт теперь. (Зрители сами называют имена героинь).

Ольга (обращаясь к присутствующим). Я думаю, вы присоединитесь к нам в желании послушать цыганский романс. (Звучат «Очи чёрные»).

Первый комментатор. А вот сейчас новый гость нашего бала должен ответить на несколько вопросов. Уважаемый Клим Иванович, каковы ваши взгляды на интеллигенцию?

С а м г и н. Мы, интеллигенты, аристократы духа, должны стоять впереди, у руля, единодушно, не разбиваясь на партии, а как единая культурно-политическая сила.

Вопрос из зала. А как вы относитесь к собственности?

С а м г и н. Я не против собственности. Собственность — основа индивидуализма, а культура — результат индивидуального творчества.

Вопрос из зала. Что вы можете сказать о ситуации в России?

С а м г и н. Власть идей, очевидно, кончилась, настала очередь возмущённых чувств.

Второй комментатор. Ну, что же, дадим Самгину право первому избрать даму на танец.

Реплика из зала. Да. Умён, речист, но поспорить есть о чём. (Снова звучит вальс).

Од на из дам. Юрий Андреевич, здесь многие знают, что вы не только доктор, но и поэт. Прочтите, пожалуйста, что-нибудь.

Второй комментатор. Рад представить вам поэта Юрия Живаго. Он прочитает нам стихотворение «Гамлет» из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

           На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

 И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе,

Жизнь прожить — не поле перейти.

Живаго. В свою очередь я прошу романс в стиле русской народной песни. Ведь Россия для меня — это всё. (Звучат «Бубенцы»).

Первый комментатор. Как ни грустно, но время прошло, и мы расстаёмся с нашими любимыми героями. Всегда будем восхищаться их благородством и высокими порывами их душ.

В т о р о й. В последнем танце мелькнут они сейчас перед нами, и пусть такими навсегда останутся в нашей памяти. (Выходят Наташа и Андрей).

Наташа. Ярким огоньком вспыхнуло наше чувство, но затерялось в большом пламени войны. Его чистота и прелесть вдохновили многих художников и поэтов. Поэтому мы вечны.

Болконский (обращаясь в зал). Пусть пройдут ещё многие годы, мы останемся с вами. В сердцах ваших найдут место имена Наташа и Андрей. Ведь мы не существовали, а жили и жизнью своей наполняли других. Поэтому мы вечны.

Анна Каренин а. Я счастлива, что до сих пор своим примером вдохновляю своих подруг бороться за счастье и любовь, быть гордыми и непреклонными — быть женщинами.

Катюша Маслова. Я страдала жестоко и несправедливо, но не ропщу. Однако верю в будущее и стремлюсь к нему. Не это ли лучше всего помогает жить? Верьте же и мечтайте, и ваша жизнь станет проще, осмысленнее.

Р у д и н. Я мало действовал, а много говорил, но слова мои закладывали в души людей зёрна доброты и жажды справедливости.

Надя Шумина.А вот я сумела уже добиться в жизни того, чего хотела. Разорвала нити пошлости и сытости и шагнула навстречу новой жизни.

Клим Самгин. Я искал и не нашёл того берега, к которому должен был причалить мой корабль. Но то, что не сидел сложа руки, а рвался, метался, искал, говорит о том, что жизнь моя не была пустой.

Живаго. Я хотел прожить жизнь, находясь посередине двух противоположных лагерей. Это не так просто. Мне пришлось немало перестрадать. И смерть почему-то мне судьба послала глупую и случайную. И всё же я горд, что всегда был самим собой. (Все «герои» выстраиваются по парам и танцуют полонез).

Первый комментатор. Спасибо вам, друзья, вы обогатили наши представления о жизни.

Второй. Главное, мы учились у вас думать, искать истину, жить по совести. (Все «герои книг» под звучание полонеза выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям

Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...

Материал для газеты "Памятники литературным героям"

Данный материал поможет учителю подготовить газету для недели русского языка и литературы. В статьях содержится информация о местонахождении памятника, его авторе, дается краткое описание. Выбор матер...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...