по рассказам Владимира Николаевича Крупина
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Потеряхина Татьяна Анатольевна

Данный урок проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой празднованию 100-летнего юбилея журнала "Литература в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_v_sebe_cheloveka.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Береги в себе человека…»

(по рассказам Владимира Николаевича Куприна)

Цели : 1. Продолжить знакомство с творчеством В.Н. Куприна

            2. Создать условия для того,  чтобы школьники видели проблемы, поставленные автором в художественном тексте.

            3. Создать условия по дальнейшему развитию связной речи учащихся,  умение находить точные цитаты.

            4. Создать условия для воспитания внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать поступки героев, свои поступки.

Ход урока

  1. Организационный этап

(в ходе данного этапа «вне урока» обрабатывается рабочий материал, определяется темы (или темы урока)):

  • - Надо верить!
  • - Нам бы про душу не забыть…
  • - Все в мире говорит о любви.
  • - Россия – моя любовь.
  • - Кто мы, откуда мы, куда идём?
  • - Береги в себе человека.

Проблемный вопрос:

  • - Зачем ты живешь на Земле,  человек?
  • - Придет ли пора, когда силу подлости и злобы одолеет дух добра?

Попробовать найти проблемный вопрос в текстах:

  • - Злу не положено предела, ещё и не то увидим?  ( о двух повеш…)
  • - Откуда берутся …?
  • - Почему их так много? ( протянут руки)
  • - Ну что? Жить захотелось? ( возвращение …)

(учащиеся могут выбрать любую тему)

  1. Этап  «открытия» нового знания
  1. Эмоциональный настрой

(на фоне уходящей дороги звучит песня « Как тревожен этот путь.»)

-Чтение стихотворения « Взрослеют дети и тогда…» (Рената Юрьева)

Выйти на : что помогает искать свой путь? (ориентиры - звезды)- у каждой группы звезды – ( внутри ориентир)

Выйти на рассказы В.Н.Куприна (происхождение фамилии)

  1. Составление первичного  … к слову «крупинка» - вне темный – примеры на доске.

3.Составить устойчивое выражение с однокоренным словом к слову «крупинки»

- собирать по крупинкам ( что или кого?) Себя.

4. Подбери рифму… по крупицам

  • -сохраниться, страница, традиций
  • -поразиться, воцариться, устремиться, преобразиться
  • -насладиться, измениться, раствориться, обогатиться

Все это произойдет, если читать рассказы…

5. Работа с текстом до чтения (этап антиципации)

- создать контекст к образному средству

7 кл. – Дружба наша было неровна – он не мог угнаться за ними, но во всём остальном опережал

9 кл. – Закалка что-то значит, а этих … штамповали

10 кл. – Раскрепощённый взгляд улетал в заречные дали

Перед выступлением учащихся сказать (образные выражения взятые из рассказов ) (Сравнение)

6. Работа с текстом во время чтения

А) эмоциональное восприятие

- восприятие рассказа через цветоформу ( на ватмане)

- Что объединяет эти рассказы?

Составьте устную аннотацию к рассказам, начиная со слов (аннотация – это краткое, обобщённое описание)

На доске:

« Я дарю вам «из рук в руки…»»

«Знаешь, это очень похоже на…»

« Для меня сейчас…»

« Там есть такие слова, удивительные слова, слушай… »

(выйти на то, что каждый рассказ – это молитва !)

- Песня – молитва «На краю стою» ( Валентина Иофе)

7.  Работа с текстом после чтения ( Можно на выбор!)

А) Древо предсказаний (каждый по своему рассказу)

-предположение по поводу развития ….

Ствол - тема

Ветви - возможно, вероятно

Листья – аргументы

Б) рождение идеального героя (Женя Касаткин по всем рассказам)

В) 5 заветных вопросов автору

8.Рассказы В. Н. Куприна  – это молитва (о нас. За нас, про нас)

Видеофрагменты

  1. Итоги урока

- записки счастливых детей

- на ватмане (от группы к группе) -  то, что хочется нарисовать

- пожелание в дорогу ( музыка из «Цыганки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - формирование навыков анализ...

Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.

Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей....

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение  обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Весна в живописи северных пейзажей Сибири Владимира Николаевича Видинеева

   Весна… У каждого из нас замирает сердце при этом слове! Она приходит к нам со звуками веселой капели и заканчивается буйством красок нежной зелени первых березовых листочков...

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....