Календарно-тематическое пранирование по литературе 6 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Елена Александровна Константинова

Дорогие учителя, это календарно-тематическое пранирование поможет вам в работе по ФГОС. Это рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_dochi.docx157.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По _литературе____________________

Предмет

Класс_6 а________________

Учитель_Константинова Е.А.______________

Количество часов_105_______________

Всего_105________ч; в неделю_3___________ч

Плановых контрольных уроков 4___________, развитие речи  13___________, тестов ___________ч

Планирование составлено на основе__«Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Литература» с использованием материалов ФГОС.

 Предметная линия учебников В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. В 2- х частях  (М.: Просвещение, 2013г.)

                                                                                      Программа

Учебник__Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях.Авторы: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровина.М.: Просвещение, 2013. ____________________________________________________________________

                     Название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература_____________________________________________________

                                                                        Название, автор, издательство, год издания

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена с учётом  Федерального Государственного образовательного стандарта, авторской «Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др. - М.: «Просвещение», 2011г., «Примерной программы по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.  и  учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений В.Я.Коровиной и др.- М.:«Просвещение», 2011 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель и изучение произведений писателей Восточной Сибири – 35 часов.

Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать о их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Известно, что школьники 5 – 6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения значимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета; содержание  учебного курса; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; планируемые результаты изучения учебного предмета; перечень учебно-методического обеспечения.

Раздел II.  Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

В программу включены уроки изучения произведений писателей Восточной Сибири.  Рабочая программа по литературе «Писатели Восточной Сибири» состоит из трёх разделов: Раздел I.  Место в учебном процессе;  Раздел II.  Краткая характеристика  УМК; Раздел III.  Структура УМК

 Согласованность УМК с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, стандартом основного общего образования по литературе.

    В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ  в образовательной области «Литература» и стандартом согласования с основными программами проявляется в следующем:

- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства.

- предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения;

- основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Раздел III. Место учебного предмета  в учебном плане

    Данная программа рассчитана на 70 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений.  Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме 70 часов + изучение произведений писателей Восточной Сибири в объёме 35 часов в год. Всего на изучение учебного курса отводится 105 часов ( 3 часа в неделю)

   Наиболее целесообразно изучать хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» единым блоком в рамках регионального курса в течение года;

- в согласовании с основными действующими программами по литературе в рамках системы уроков внеклассного чтения, на уроках развития речи;

- возможно также рассредоточенное изучение произведений курса «Писатели Восточной Сибири». Однако учителю, работающему по такой схеме, важно будет учитывать все логические связи между изучаемым на основном уроке по литературе произведением и произведением регионального курса.

    Методические материалы разрабатываются в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и  Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за № 619-дпр от 07. 05 2007 года. «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007/2008, 2008/2009 учебные годы»

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

● умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

● умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

● умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

● умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

● владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

● умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

● умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

● смысловое чтение;

● умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

● умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

● формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

● понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

● понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

● умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

● определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

● приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

● формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

● собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

● понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

● восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

● умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

● написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

● понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

● понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел V. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

    Учебно-методический комплекс изучения произведений писателей Восточной Сибири состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ», которая распространяется по школьным библиотекам Иркутской области, программы учебного курса и методических рекомендаций для учителя.

      В книгу, предназначенную ученику, включены тексты для чтения, вопросы и задания к ним, краткая информация об авторах произведения.

      Методические рекомендации представляют собой подробные разработки по каждой теме, включающие в себя:

- формулировки целей;

- характеристику компонентов (краеведческого и литературоведческого);

-краткое описание возможного хода занятий;

- дополнительную информацию для учителя историко-культурного и литературоведческого характера

Программа учебного курса

«Писатели Восточной Сибири»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Эпос народов Восточной Сибири.

4 ч.

2.

Древнерусская литература Сибири.

5 ч.

3.

Произведения сибирских писателей 19 века.

7 ч.

4.

Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века.

17 ч.

5.

Проба пера

1 ч.

6.

Заключительный урок

1 ч.

Итого:

34 ч.

Программа Шахеровой О.Н. 2007г.

Всего – 35 часов.

Писатели Восточной Сибири

Эпос народов Восточной Сибири:  «Гэсэр», «Олонхо»

Древнерусская литература Сибири: Летопись, Кондратий Рылеев «Смерть Ермака», Иркутская летопись.

Произведения сибирских литераторов XIX века:

 Николай Белоголовый «Воспоминания сибиряка»; Василий Михеев «Учитель»; Дмитрий Давыдов «Думы беглеца на Байкале»;

 Вильгельм Кюхельбекер  «Ночь», «Родство со стихиями»;

 Александр Бестужев (Марлинский) «К облаку», «Оживление»;

Александр Одоевский «Утро», «Из детских всех воспоминаний».

Произведения сибирских поэтов и прозаиков XX века:

Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня», «Девочка играла возле дома»;

 Моисей Рыбаков «Мы с Байкала», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет»;

 Иосиф Уткин «Я видел девочку убитую», «В санбате», «Если будешь ранен, милый, на войне»;

 Валентин Распутин «На реке Ангаре»;

 Дмитрий Сергеев «Рекостав»;

Алексей Зверев «Ласточки»;

 Марк Сергеев «Баллада о тополях», «Чем выше в гору – тем видней Байкал», «Стихи о кленовом листе», «Колдовские превращения воды»;

 Сергей Иоффе «Ледоход», «Акварели», «Проникаю несуетным взглядом», «Бабье лето сгорело дотла», «Пригляделся к байкальским красотам»;

 Андрей Румянцев «Байкал», «На таёжном лугу», «Поле», «И даже как будто с обидой»;

Анатолий Кобенков:  «Последний месяц летнего тепла», «Вечер из детства»;

 Анатолий Горбунов «Ожидание», «Апрель», «Понедельник»

Календарно – тематический  план уроков литературы  в 6 «а»  классе

на 2014 – 2015  учебный год. Структура  курса.

Наименование разделов, тем

Количество  часов

Дата

Виды и формы контроля

Всего

РР

Вн. Чт.

Контрольные, тесты

Введение

1

-

-

-

-

Устное народное  творчество

4

1

-

-

Сочинение

Древнерусская литература

2

-

-

Произведения  русских писателей 18 в.

4

-

1

-

Произведения русских  писателей 19  века

26

3

2

1+1

Сочинения; тест, к/р

Писатели  улыбаются

2

-

-

-

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов 19  века

1

-

-

-

Произведения русских писателей 20 в.

17

2

1

2

Тест, к\р, сочинения

Родная  природа в  стихотворениях поэтов 20 в.

4

-

-

-

-

Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции

2

-

-

-

-

Произведения зарубежных  писателей

4

-

-

-

-

Повторение

3

1

2

-

Сочинение

Итого

70

7

6

4

Писатели Восточной Сибири

35

6

Итого за год

105

13

6

4

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

Корректировка

дат

Виды деятельности

обучающихся

Виды

контроля

Базовые ценности

Человек

Отечество

Знание

1.

Вводный  урок.  Писатели –созидатели, хранители и любители книги. В дорогу зовущие.

1 ч.

01.09

Знакомство  с  учебником. Беседа  по  вопросам на  с. 5

+         +       +    

Устное народное  творчество -     3 часа. + 1РР

2-3

Обрядовый  фольклор. Календарно – обрядовые песни. ИКТ

2 ч.

02.09-04.09

Чтение и осмысление с.6-10, беседа  по ?? с. 10-11

   +          +        

4.

Пословицы и поговорки.

1 ч.

08.09

Осмысление –с. 11-14; составление таблицы;

Беседа  по  вопросам с. 14-15

+         +      +

5.

РР

Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»  ИКТ

1.ч.

09.09

Подготовка к сочинению

+                +

Древнерусская   литература -     2  ч.

6.

Древнерусская литература.  Летописи.  ИКТ

1.ч.

11.09

Осмысленное  чтение с.16-21;  беседа  по ? с. 21-22

+     +        +

7.

Из «Повести временных лет»

«Сказание о Белгородском  киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1 ч.

15.09

Выразительное  чтение, беседа  по  вопросам с. 24, словарная работа –с.24

          +

Произведения  русских  писателей 18 века -  3ч. +1 вн. чт.

8.

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия

1 ч.

16.09

Чтение и осмысление с.26 -28; выразительное  чтение –с 28; беседа  по 7 с. 30

+                  +

9.

И.А. Крылов. ИКТ. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1 ч.

18.09

С. 30-34 –чтение и осмысление, просмотр  презентаций; выразительное  чтение с.37-39, беседа –с.39-40

+

10.

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

1 ч.

22.09

Просмотр  презентаций; выразительное  чтение с.34-35, беседа –с.36-37

+

11.

Внеклассное  чтение

Экскурсия в Приютино.

Конкурс чтецов басни

1 ч.

23.09

Просмотр  презентаций; выразительное  чтение басен, инсценировки

+     +         +

Произведения  русских  писателей 19  века -   20 ч. +3 РР+ 1 тест+1 к\р+2 вн. чт.

12.

А.С. Пушкин. ИКТ Слово о поэте. Литературные  места России. Царское  Село. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению

1 ч.

25.09

выразительное  чтение ;  беседа по вопросам

         +

13.

РР Урок  развития речи.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.  Двусложные размеры  стиха. Подготовка к домашнему

сочинению по

анализу стихотворения «Зимнее утро».

1 ч.

29.09

Чтение наизусть «Узник»,  выразительное чтение «Зимнее  утро», анализ  стих-я, беседа  по ?? с.55-57

                    +

14.

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1 ч.

30.09

Чтение  сочинений;

выразительное чтение «И.И.Пущину»», анализ  стих-я, беседа  по ?? с.53-54; рассказ  учителя.; о картине

+        +

15.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Киноурок. Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

1 ч.

02.10

Просмотр  фрагментов х/ф, анализ  прочитанного, беседа  по ? с. 64,

+                  +

16.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1 ч.

06.10

Просмотр  фрагментов х/ф, анализ  прочитанного, беседа по ?? с.146-148

+

17.

РР Урок  развития речи

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.  Киноурок. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.

07.10

Просмотр  фрагментов х/ф, анализ  прочитанного, беседа по ?? с. 146 -148;

Осмысление  с.149-150

+

18.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Киноурок. ИКТ

Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

1 ч.

09.10

Просмотр  фрагментов х/ф, анализ  прочитанного, беседа по ?? с. 150-152

+

19.

А.С.Пушкин. «Выстрел». Киноурок.

 Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. ИКТ

1 ч.

13.10

Просмотр  фрагментов х/ф, анализ  прочитанного, беседа по ?? с. 150-152

+

20.

Контрольная работа или тестирование по творчеству

А.С. Пушкина.

1 ч.

14.10

Тест

21.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1 ч.

16.10

С. 153-157 –чтение и осмысление, рассказ  учителя, беседа  по ??  с. 157; 159

выразительное  чтение с.158-159

                     +

22.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

1 ч.

20.10

Чтение, выразительное  чтение, с.163-166, беседа  по ??  с.162-163,166; обучение  анализу  стих -я

+          +

23.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1 ч.

21.10

Чтение, выразительное  чтение, с.159-162, беседа  по ??  с. 162

+     +          +

24

РР Урок  развития речи

Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

1 ч.

23.10

                    +

25.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

1 ч.

27.10

Чтение и анализ рассказа «Бежин луг»; беседа  по ??  с.199

+        +        +

26

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1 ч.

28.10

Подготовка  к  дом.  выборочному  изложению; выразительное  чтение, рассуждение

 +           +

27

Внеклассное  чтение.

Удивительный  мир И.С.Тургенева ИКТ

1 ч.

30.10

Просмотр презентаций

+      +         +

28

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. ИКТ

1 ч.

10.11

  Чтение  и беседа  по ??  с. 204 -206

           +

29

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело …». «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения.

1 ч.

11.11

 Чтение  и беседа  по ??  с. 201 -204;  антитеза –выписать в  тетрадь.

+        +         +

30

А.А. Фет. ИКТ Слово о поэте.Литературные  места России. Брянская  обл,,Овстуг. «Ель рукавом мне тропинку завесила …». «Опять незримые усилья …». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы …». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1 ч.

13.11

Беседа о  поэте и его  творчестве с.209.

Анализ  стих-й, чтение и  осмысление, с 209 -214; с. 312-314

            +

31

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1 ч.

17.11

Контр

работа

                   +

32

Н.А. Некрасов. Слово о поэте.Литературные  места России. Дом-музей Н.А.Некрасова  в СПб и в Карабихе. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1 ч.

18.11

Беседа о  поэте и его  творчестве с.215-217

Анализ  стих-й, чтение и  осмысление, с 218 -224, беседа по вопросам с. 224-225; с. 314-315

+      +         +

33

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1 ч.

20.11

Беседа о  поэте и его  творчестве с.215-217

Анализ  стих-й, чтение и  осмысление, с 218 -224, беседа по вопросам с. 224-225

+        +

34

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1 ч.

24.11

Чтение и  осмысление с 225-241, беседа  по ??  с.242

+        +         +

35

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

1 ч.

25.11

Чтение  и осмысление с.248 -292,  беседа  по ?? с. 292-295

+          +

36

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

1 ч.

27.11

Чтение  и осмысление с.248 -292,  беседа  по ?? с. 292-295

+          +

37

Внеклассное  чтение

Н.С.Лесков. «Человек на часах».

1 ч.

01.12

+

38

Писатели  улыбаются -2 ч.

А.П. Чехов. Слово о писателе. ИКТ«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1 ч.

02.12

Просмотр  презентации, рассказ учителя, чтение и анализ рассказа, беседа по ?? с.299

+

39

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1 ч.

04.12

Анализ рассказа и беседа  по ?? с. 302

+                  +

40

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – 1 час

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри – какая мгла …». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …».

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике.

1 ч.

08.12

Сообщения  уч-ся, рассказ  учителя, беседа  по 77 с. 303-309

             +

Произведения  русских писателей 20  века -  21  ч., из них РР -2, тест –2, вн. чт. – 1ч.

41

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1 ч.

09.12

Выразительное  чтение, анализ текста, беседа по ?? с. 3-  27

+

42

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1 ч.

11.12

Выразительное  чтение, анализ текста, беседа по ?? с. 38-72. с 300 -301

+        +

43

Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1 ч.

15.12

Выразительное  чтение, анализ текста, беседа по ?? с.38-72

            +

44

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

1 ч.

16.12

 Выразительное  чтение, анализ текста, беседа по ?? с. 38-72

+         +        +

45

РР Урок  развития речи

Классное сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1 ч.

18.12

                     +

46

Тестирование по тв-ву А.П.Чехова, М.М.Пришвина, А.С.Грина

1 ч.

22.12

Тест

                     +

47

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои

А.П. Платонова.

1 ч.

23.12

Комментированное  чтение  и анализ текста, с.32-36, беседа  по  вопросам –с.37-38

+           +

48

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …»

Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …».

Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

1 ч.

25.12

 Чтение  и  осмысление,  выразительное  чтение  стихов, с.75-83.

Конспект  ст. с. 82-83 –учимся  читать выразительно

+          +

49

Внеклассное  чтение.

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1 ч.

29.12

Рассказ  учителя о Лиханове А.А.

+         +

50

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

1 ч.

12.01

Сообщения  уч-ся,   чтение текста с 86 -105,  и  его  анализ, беседа  по  вопросам с. 86, 105-107

+         +

51

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1 ч.

13.01

Сообщения  уч-ся,  чтение текста с 86 -105,  и  его  анализ, беседа  по  вопросам с. 86, 105-107

+                 +

52

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1 ч.

15.01

Чтение  с. 110-147,  беседа  по  вопросам,  с.147-149, худ.  пересказ эпизодов

+        +

53

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1 ч.

19.01

Чтение  с. 110-147,  беседа  по  вопросам,  с.147-149, худ.  пересказ эпизодов

+

54

РР Урок развития речи

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

1 ч.

20.01

Черновик  сочинения

+                 +

55

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1 ч.

22.01

Лекция  учителя, конспекты, чтение  и анализ  стих-я

            +

56

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1 ч.

26.01

Рассказ учителя, чтение  рассказа  с.166-184, беседа  по  вопросам с.184-185

+         +

57

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

1 ч.

27.01

Тест

                    +

58

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению

1 ч.

29.01

 Просмотр  презентаций о Блоке, Есенине.  Выразительное  чтение  и анализ  стихов с. 186- 191

          +          +

59

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие …». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1 ч.

02.02

 Анализ одного стихотворения

. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

           +       +

60

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы ни был малым мой народ …». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

1 ч.

03.02

 Сообщения  учащихся.

Чтение и  анализ прочитанное с. 198 – 201

+          +

61

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1 ч.

05.02

Чтение рассказа  и беседа  по ??  с. 150-164, с.302

+

62-63

Из зарубежной литературы -  6 ч.

Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла. Легенда  об Арионе.

Гомер.

2 ч.

09.02-10.02

Осмысленное  чтение  с. 202 -248, беседа  по ??  стр. 210-212, 214,221,248

                     +

64

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1 ч.

12.02

 Сообщения  уч-ся о Сервантесе. Чтение и анализ текста с. 249-251, вопросы  с. 251-252

+

65

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1 ч.

16.02

 Сообщения  уч-ся о Шиллере, чтение баллад, анализ, с.254-258, беседа  по  вопросам  с. 258

+

66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1 ч.

17.02

Рассказ  учителя и сообщения   уч-ся о П.Мериме, чтение и анализ рассказа с.261 -277, беседа  по ??  с. 277 -279

+         +

67

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказе. Понятие о притче.

1 ч.

19.02

Рассказ  учителя.  Комментированное  чтение и  анализ с. 279 -299, вопросы  с. 299

+        +

68

РР Урок развития речи

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»   и итоговый  тест.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1 ч.

23.02

Сочинение

+                 +

69

Внеклассное  чтение.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

1 ч.

24.02

                    +

70

Внеклассное  чтение.

Литературные  места России.

1 ч.

26.02

                     +

Писатели Восточной Сибири – 35 ч.

Эпос народов Восточной Сибири (4 часа)

71-72

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

2 ч.

02.03-03.03

Чтение и комментирование, беседа по вопросам

+        +       +

73-74

Якутский героический эпос Олонхо. Нюргун Боотур стремительный

2 ч.

05.03-09.03

Восприятие, осмысление прочитанного, беседа

+                  +

Древнерусская литература Сибири (5 часов)

75

Сибирская летопись (фрагмент «О походе Ермака в Сибирь»)

1 ч.

10.03

Беседа по репродукции картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

+       +         +

76

Сибирская летопись (фрагмент «об убийстве Ермака…»)

1 ч.

12.03

Осмысление прочитанного, беседа по вопросам

          +        +

77

Баллада К. Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

1 ч.

16.03

Устный рассказ о своём небольшом исследовании

          +

78-79

«Иркутская летопись»  

2 ч.

РР

17.03-19.03

Беседа по вопросам, выполнение иллюстрации, составление рассказа

           +       +

Произведения сибирских писателей 19 века (3 часов)

80-81

Н.А.Белоголовый «Воспоминания сибиряка. Из детских лет»

2 ч.

РР

30.03-31.03

 Осмысление прочитанного, заочная экскурсия «Иркутск исторический», подбор иллюстраций к очерку, подготовка сообщения о жизни  и деятельности Н. Белоголового в Иркутске

+        +        +

82

Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание)

1 ч.

02.04

Составление рассказа о жизни сибирской интеллигенции

+

83

Из лирики поэтов 19 века. (4 часа)

Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»

1 ч.

06.04

Выразительное чтение, ознакомление с новыми словами, беседа по вопросам

          +

84

Д.Давыдов «Думы беглеца на Байкале».

1 ч.

07.04

Работа по группам

           +

85

Стихи декабристов периода ссылки. (В.Кюхельбекер)

1 ч.

09.04

Ознакомление с биографией поэта, выразительное чтение стихотворений

           +

86

Стихи декабристов периода ссылки. ( А.Бестужев, А.Одоевский)

1 ч.

13.04

Ознакомление с биографией поэта, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворен.

            +

Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века (17 часов)

87

Стихи иркутского поэта-фронтовика Джека Алтаузена.

1 ч.

14.04

Выразительное чтение стихотворений, ознакомление с биографией поэта

+       +

88

 Стихи поэта-фронтовика Моисея Рыбакова.

1 ч.

16.04

+       +

89

Стихи Иосифа Уткина.

1 ч.

20.04

Выразительное чтение стихотворений, ознакомление с биографией поэта

+         +

90

Рассказ Валентина Распутина «На реке Ангаре».

1 ч.

21.04

Осмысление прочитанного

+        +       +

91

Художественный мир рассказа «На реке Ангаре»

1 ч.

23.04

Беседа по вопросам

           +

92

Восприятие таинства природы ребёнком в рассказе В.Распутина.

1 ч.

27.04

Пересказ понравившегося фрагмента близко к тексту, выполнение иллюстрации

+         +

93

Фрагмент повести Д.Г.Сергеева «За стенами острога», «Рекостав»

1 ч.

28.04

Осмысление прочитанного, беседа по вопросам

           +

94

Иркутск и его жители в повести Д.Сергеева.

1 ч.

30.04

Пересказ фрагмента текста

+        +        +

95

Восприятие таинства природы подростками.

1 ч.

04.05

Составление плана дальнейшего развития сюжета

           +

96

Рассказ А.Зверева «Ласточки».

1 ч.

05.05

Осмысление прочитанного, беседа по вопросам

+        +         +

97

Человек и природа в рассказе «Ласточки».

1 ч.

07.05

Использование цитат при пересказе

+        +

98

Нравственные уроки в рассказе А.Зверева.

1 ч.

РР

11.05

Создание рассказа о лете в деревне с точки зрения внука Якимовых

+         +

99

Стихотворения Марка Сергеева.

1 ч.

РР

12.05

Выразительное чтение

          +

100

Стихотворения Сергея Иоффе.

1 ч.

РР

14.05

Выразительное чтение

+        +

101

Стихотворения Андрея Румянцева.

1 ч.

18.05

Выразительное чтение

          +

102

Стихотворения Анатолия Кобенкова.

1 ч.

РР

19.05

Выразительное чтение

           +

103

Стихотворения Анатолия Горбунова.

1 ч.

21.05

Выразительное чтение

            +

104

Проба пера.

1 ч.

25.05

Создание собственных стихотворения

                    +

105

Заключительный урок  «Писатели и поэты  Восточной Сибири»

1 ч.

26.05

Создание небольшого сборника стихотворений сибирских поэтов, написание вступительной статьи к сборнику, иллюстрирование

                    +

Итого

105 ч

 (6 ч.  РР)

4 ч.

Раздел VII. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
  • определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

                                                                                         

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

практическое  направление:

  • создавать  связный  текст (устный  и  письменный)  на  необходимую  тему  с  учётом  норм  русского  литературного  языка;
  • определять   свой  круг  чтения  и  давать  оценку  литературному  произведению;
  • находить  нужную  информацию  о  литературе, о  конкретном  произведении и  его  авторе, используя  справочную  литературу, периодику, телевидение,   Интернет- ресурсы.

Раздел VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Аркин  И. И. Уроки литературы в 5-6 классах. М., Просвещение, 2008 г.        

2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. М., Вербум,  2004 г.

3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс.

 4. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010 г.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:

 6 класс. - М.: Просвещение, 2008.

6. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 6 класс: К учебнику-хрестоматии "Литература: 6 класс" (авт.-сост. Полухина В. П.)

7. Миронова  Н. А.  Литература в таблицах.  5-11 классы:  Для  быстрой  подготовки  к  устному экзамену  и  ЕГЭ.

8. В. П. Полухина.  Дидактические материалы по литературе 6 класс. М., Просвещение.

9. Г. С. Санжадаева. В творческой мастерской учителя. У-У., 2009 г.

10. Учебник. Полухина В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебная хрестоматия: в 2 частях - М.: Просвещение, 2006 год.

 11. Учебные пособия. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 класс - М.: Просвещение, 2004 год

12. Методические пособия. Полухина В. П. Литература: 6 класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2003 год

 13. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004 год

Мультимедийные пособия

1. Серия  методики  «Материалы к урокам». Обучение сочинениям. Развитие речи  5 - 11 классы (издательство «Учитель»).

2. Уроки литературы  Кирилла и Мефодия. 6  класс.

3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература  6  класс». Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких...

Календарно-тематическое планирование по ФК 5 класс по ФГОС

Данное календарно-тематическое планирование составлено с УУД на каждом уроке....

календарно-тематическое планирование Enjoy English 2 класс по ФГОС

календарно-тематическое планирование к учебнику "Enjoy English" 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 6 класс по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 6 класс по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по технологии 6 класс (мальчики) ФГОС

Календарно-тематическое планирование по технологии 6 класс (мальчики) ФГОС на 2016-2017 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс по ФГОС

            Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часов, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными пр...

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс по ФГОС

Данное КТП составлено на основе ФГОС и рабочей программы по ОБЖ для 10 класса...