"Рассказ "Зеленая лампа" А. Грина
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Мукминова Гузель Саитовна

Урок постороен с использованием методического приема "Чтение с остановками". Использование этого приема на уроках литературы помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.  Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grin.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Тема  урока:  «Рассказ «Зеленая лампа» А. С. Грина».

 Класс: 8

Тип урока:   урок анализа художественного произведения

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Методический прием: чтение с остановками

 Цель урока:  

  1. создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;
  2.  воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели;
  3. развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    

Предметные результаты:

Научатся: читать и  понимать текст, используя свой «дар воображения»

Получат возможность научиться:   работать с различными источниками   информации; использовать те нравственные уроки, которые были получены в ходе чтения рассказа.

УУД личностные:  ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной   форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.  

Оборудование урока: портреты А. Грина разных авторов, выставка книг писателя, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина.

Эпиграф к уроку: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе

п/п

Основ-ные стадии

Цель, используе-мые приемы)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

(УУД, сформирован-ные на данном этапе)

1.

Стадия вызова

Настрой   на учебную деятель-ность.

Мотивация на дальнейшее изучение материала.

Пробуждение интереса к теме.

«Мозговой штурм»

Приём “Ассоциа-ции”.

Синквейн

1)Включение в деловой ритм урока.

2) Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний.

Проводит работу  над стихотворением В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

- Кто населяет эту сказочную Гринландию?

- Почему же Грин назван “сказочником странным”?

3) Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

Первичное объяснение слова лампа с помощью синквейна.

Волевая саморегуляция.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её.

Проводят ассоциативную линию

((Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

Отвечают на вопросы, пытаются обосновать свои догадки насчет названия и содержания рассказа

Создают синквейн

Лампа.

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.

Регулятивные: Внутренняя и внешняя готовность к познанию нового.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • смысловое чтение стихотворения
  • постановка и формулирование проблемы
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • подведение под понятие
  • формулирование проблемы
  • установление причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений

2.

Стадия осмысления

Изучаемый текст заранее разделен на три части. Проводится чтение текста с остановками.

После каждой остановки задаются вопросы различного типа.

Чтение первого отрывка.

 Организует деятельность учащихся;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

  • Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
  • Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

(Антитеза.)

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы:

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?

  • Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
  • Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Приём “Дерево предсказаний”.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

“Дерево предсказаний”

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

 Осуществляет контакт с новой информацией;

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией;

Проводят классификацию, градацию;

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между названием рассказа и первым отрывком

Регулятивные: 

  • прогнозирование дальнейшего хода действий и событий в рассказе;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия,
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • смысловое чтение
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • анализ объектов (персонажей) с целью выделения признаков
  • синтез — составление целого из частей
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.

Стадия рефлексии

 Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы”(работа в группах), создание нового синквейна

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.

Презентация таблиц. Защита. Аргументация.

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

Работа с цитатами.

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

- Какова идея?

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Возвращение к синквейну.

- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?

  • Лампа
  • Зелёная, настоящая.
  • Светит, греет, обнадёживает.
  • Лампа, озаряющая темноту ночи!
  • Маяк!

Обмениваются мнениями;

Заполняют рефлексивные таблицы, карточки;

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Отбирают наиболее важную информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Выражаю новые идеи собственными словами;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели. Создают новый синквейн.

(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)

Личностные: 

  • личностное, жизненное самоопределение;
  • нравственно_этическая ориентация

Регулятивные: 

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены характеристики героя
  • анализ действий с целью выделения признаков
  • синтез — составление целого из частей
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательство

Коммуникативные: 

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

9.

Информация о домашнем задании

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей

Написать эссе на тему: ““Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"

Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...

«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».

Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...

Александр Грин

"Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице.  Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно  во...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....