Главные вкладки

    Памятка написания анализа поэтического текста.
    учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

    Обухова Оксана Валерьевна

    Данный документ содержит подсказку при анализе поэтического текста, план по которому строится работа с лирическим произведением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише

    1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).

    Стихотворение ....... (название) написано ........ (автор, год написания).

    Поводом для его создания послужило ..........

    Произведение посвящено ...... (адресат), о чём свидетельствует ....... (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).

    Основными особенностями творчества художника являются ........., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.

    Будучи написанным в рамках .......... направления, стихотворение отличается ...........

    Стихотворение наполнено чувством .........(одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).

    По прочтении произведения остаётся ......... (радостное/грустное, светлое/тягостное) впечатление.

    2. Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация и т. д.).

    Жанр произведения можно определить как ...........

    По своим особенностям произведение относится к жанру ..........

    Жанр стихотворения определяет особенности .......... (тематики, проблематики, композиции,, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.

    3. Тема (то, о чём повествуется в произведении).

    По характеру содержания стихотворение относится к ........ (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.

    Темой произведения поэт избирает ..........

    Тематика стихотворного произведения является ......... (традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для ....... (данного автора, литературного направления, литературы в целом).

    В произведении можно проследить присутствие традиций .......... (других авторов).

    4. Идея и проблематика (основная мысль произведения, к чему призывает автор).

    Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема ...........

    Основная идея стихотворения заключается в .......... и выражена в строках: ............

    5. Лирический герой стихотворения (особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).

    Образ лирического героя является выразителем ....... (мыслей, чувств, идей автора).

    Лирический герой стихотворения  размышляет о ..... (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).

    В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.

    6. Композиция:

    • § линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
    • § кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
    • § зеркальная (основана на «зеркальном» отображении поэтических строк);
    • § контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
    • § параллельная (основана на сравнении, сопоставлении явлений);
    • § анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).

    По характеру построения композицию стихотворения можно назвать .............

    В стихотворении можно выделить .... (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется ...... (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами  и т. д.).

    7. Система образов

    В стихотворении выведены образы ...........  (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).

    Образы стихотворения отличаются .......... (конкретностью, символичностью, многоплановостью, неоднозначностью толкования и т. д.).

    8. Художественно-изобразительные средства произведения (тропы и фигуры).

    Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать ........ (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): ......... (Примеры).

    Художественно-изобразительные средства придают стихотворению .......... (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.).

    9. Ритмико-интонационные особенности стихотворения (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)

    Стихотворение состоит из ... строф, в каждом из которой строки связаны ......... (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.

    Размер стихотворения – ......... (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению ........... (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).

    Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков ......,  который/которые создаёт/создают ощущение ...... (плавности – [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.). 

    10. Краткий вывод, обобщение

    Таким образом, данные особенности стихотворения  позволяют назвать его........(традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).

    В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как...(лиричность, музыкальность, образность и т. д.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова "Элегия".

    Стихотворение - одна из тем на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ. Если учесть, что современная стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению, то возрастает роль ...

    Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова "Элегия".

    Стихотворение - одна из тем на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ. Если учесть, что современная стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению, то возрастает роль ...

    Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

    Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

    СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

    Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

    Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...