Памятка написания анализа поэтического текста.
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Обухова Оксана Валерьевна

Данный документ содержит подсказку при анализе поэтического текста, план по которому строится работа с лирическим произведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише

1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).

Стихотворение ....... (название) написано ........ (автор, год написания).

Поводом для его создания послужило ..........

Произведение посвящено ...... (адресат), о чём свидетельствует ....... (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).

Основными особенностями творчества художника являются ........., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.

Будучи написанным в рамках .......... направления, стихотворение отличается ...........

Стихотворение наполнено чувством .........(одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).

По прочтении произведения остаётся ......... (радостное/грустное, светлое/тягостное) впечатление.

2. Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация и т. д.).

Жанр произведения можно определить как ...........

По своим особенностям произведение относится к жанру ..........

Жанр стихотворения определяет особенности .......... (тематики, проблематики, композиции,, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.

3. Тема (то, о чём повествуется в произведении).

По характеру содержания стихотворение относится к ........ (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.

Темой произведения поэт избирает ..........

Тематика стихотворного произведения является ......... (традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для ....... (данного автора, литературного направления, литературы в целом).

В произведении можно проследить присутствие традиций .......... (других авторов).

4. Идея и проблематика (основная мысль произведения, к чему призывает автор).

Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема ...........

Основная идея стихотворения заключается в .......... и выражена в строках: ............

5. Лирический герой стихотворения (особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).

Образ лирического героя является выразителем ....... (мыслей, чувств, идей автора).

Лирический герой стихотворения  размышляет о ..... (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).

В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.

6. Композиция:

  • § линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
  • § кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
  • § зеркальная (основана на «зеркальном» отображении поэтических строк);
  • § контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
  • § параллельная (основана на сравнении, сопоставлении явлений);
  • § анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).

По характеру построения композицию стихотворения можно назвать .............

В стихотворении можно выделить .... (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется ...... (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами  и т. д.).

7. Система образов

В стихотворении выведены образы ...........  (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).

Образы стихотворения отличаются .......... (конкретностью, символичностью, многоплановостью, неоднозначностью толкования и т. д.).

8. Художественно-изобразительные средства произведения (тропы и фигуры).

Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать ........ (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): ......... (Примеры).

Художественно-изобразительные средства придают стихотворению .......... (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.).

9. Ритмико-интонационные особенности стихотворения (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)

Стихотворение состоит из ... строф, в каждом из которой строки связаны ......... (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.

Размер стихотворения – ......... (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению ........... (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).

Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков ......,  который/которые создаёт/создают ощущение ...... (плавности – [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.). 

10. Краткий вывод, обобщение

Таким образом, данные особенности стихотворения  позволяют назвать его........(традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).

В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как...(лиричность, музыкальность, образность и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише...