"Человек и мир в лирике испытаний А.В.Жигулина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Косинова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_7_kl.doc74 КБ
Microsoft Office document icon urok_vn._chteniya_v_10_klassae.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

в 7 классе.

                        

        

Подготовила и провела

 учитель русского языка и литературы

 1 квалификационной категории

Косинова Т.Н.

ГБОУ «Специальная школа - интернат

с. Дмитряшевка»

Хлевенского района

Липецкой области


Тема: Человек и мир в «лирике испытания» А.В.Жигулина.

Цель: познакомить уч-ся с творчеством русского советского поэта А.В.Жигулина

Задачи:

  • Знакомство  с личностью поэта;
  • развитие у школьников умения сравнивать, обобщать, делать    выводы;
  • формирование навыков выразительного чтения;
  • введение в речь новых слов, понятий;
  • развитие связной речи.

Оборудование:

  • выставка фотоматериалов из семейного архива А.В.Жигулина;
  • иллюстрации А.Кузнецова к стихотворениям А.Жигулина;
  • мультимедийный проектор;
  • словарь новых слов, связанных с лагерной литературы;
  • эпиграф
  • запись песни на слова А.Жигулина «Бурундук»
  • запись «Песни о Родине»

Словарь:

  • ГУЛАГ – главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых колоний.
  • Тоталитарный режим – основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, людей.
  • Зека — заключенный.
  • Террор – политика устрашения, подавления противников насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения
  • Репрессия – карательная мера, наказание.

Эпиграф: "В самостояньи человека - залог величия его". (А.С.Пушкин)

Ход урока. (Слайд 1)

  1. Оргмомент.  Мотивационное начало.

- Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.

- Так вот, юные литераторы, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.  

Известный  французский  ученый Гюстав Гийома говорил: “Дорогу осилит идущий, а литературу – мыслящий”.

2. Проверка домашнего задания.

Прежде, чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание.

1) Выразительное чтение стихотворений А.Яшина (на выбор: чтение наизусть или по учебнику)

Дополнительные вопросы:

- Каким вам представляется лирический герой этого стихотворения?

- Определите одним- двумя  словами тему и основную мысль этого стихотворения (лень, любовь к родной земле).

3. Переход к теме урока.

Объявление темы и цели урока. (Слайд 2)

Мы продолжаем знакомство с лирикой писателей 20 века.

 Тема нашего урока: «Человек и мир в «лирике испытания» Анатолия Владимировича Жигулина».

Цель: познакомить уч-ся с некоторыми биографическими данными и произведениями А.В.Жигулина. 

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.С.Пушкина "В самостояньи человека - залог величия его".

 ( звучит песня «Широка страна моя родная…»)  (слайд 3)

Словарь (слайд 4)

1) Слово учителя

Известный поэт Анатолий Жигулин принадлежал к тому поколению нашей страны, которое изведало ужасы сталинских времён, тоталитарного режима. Об этом он правдиво и с большим талантом поведал в  повести "Черные камни".

     Но помимо этой прозаической  книги,  вызвавшей  огромный  интерес

всех читательских слоев, Анатолий Жигулин всегда был ценим и любим как

поэт, как лирический поэт. Как поэт,  писавший стихи о лагерях еще тогда, когда эта тема практически была запрещена и почти не допускалась в издания, как поэт,  продолжающий вечно существующие и прекрасные традиции великой русской лирики 19 века.

2) Сообщение учащегося.

Биография (слайд 5)

О себе Анатолий Жигулин рассказывал следующее:

Моя мама, Раевская Евгения Митрофановна – из знаменитого дворянского рода Раевских… – правнучка первого декабриста Владимира Федосеевича Раевского…

Отец мой – Жигулин Владимир Федорович – из богатой крестьянской семьи.

Родился я в городе Воронеже 1 января 1930 года. Мать мою как дворянку в институт не приняли. Окончив курсы телеграфистов, она уехала на юг области в село Подгорное, где мой будущий отец работал начальником почты. Поэтому раннее детство мое прошло в этом селе.  (слайд 6)

Школа. Война. Беспризорные скитания. Голод 1946 – 1947 гг. Еще в школе в 9-м классе я вступил в подпольную антисталинскую организацию КПМ( Коммунистическую партию молодежи). Мы вели борьбу за возврат советского государства к «ленинским принципам», искали идейную опору в борьбе со сталинским режимом.                         (слайд 7)

В 1949 году в воронежской печати появились мои первые стихи. В этом же  году я поступил в Воронежский лесохозяйственный институт. А 17 сентября  был арестован я был осужден как «враг народа»на 10 лет. Я расстрелял из нагана 7 августа 1949 года портрет Сталина. Мне полагалась высшая мера. Следующие пять лет провел на Колыме и в Прибайкалье — работал на строительстве железной дороги Тайшет — Братск, (слайд 8) в рудниках, на лесоповале. Когда обвинение было снято, я вернулся в Воронеж, где закончил институт, а затем и Высшие литературные курсы в Москве.

  • Принят в Союз писателей СССР в марте 1962 года.
  • Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации в области поэзии (1996). Лауреат литературной премии “Венец” за книгу прозы “Черные камни (1999). (слайд 9)

В июле 2000 года поэт закончил составление нового сборника — «Стихотворения», вышедшего небольшим тиражом уже после его смерти.

Умер Анатолий Жигулин в Москве на 71-м году жизни. (слайд 10)

  • Библиотека семейного чтения № 9 в Воронеже носит имя Анатолия Жигулина.
  • 2010 год в Воронеже объявлен годом Анатолия Владимировича Жигулина.

Слово учителя.  Лирика Жигулина рождается из его собственного душевного и жизненного опыта. Две темы варьируются в его творчестве: природа Средней России, Северо-Восточной Сибири и заключение в лагере.

4. Чтение и анализ стихотворений.

1) Слова учителя : Первое стихотворение, с которым мы познакомимся, называется  (слайд 11)

Бурундук (1963)

Раз под осень в глухой долине,
Где шумит Колыма-река,
На склоненной к воде
лесине (срубленное дерево)
Мы поймали бурундука.

По откосу скрепер проехал (землеройно-транспортная машина, для срезания и перевозки и укладки грунта)
И валежник ковшом растряс,
И посыпались вниз орехи,
Те, что на зиму он запас.

А зверек заметался, бедный,
По
коряжинам у реки. (сваленное в воду, суковатое, часто подгнившее дерево)
Видно, думал:
"Убьют, наверно,
Эти грубые мужики".

- Чем зимой-то будешь кормиться?
Ишь ты,
Рыжий, какой шустряк!..-
Кто-то взял зверька в рукавицу
И под вечер принес в
барак. (помещение с длинным коридором, по обоим сторонам идут     комнаты)

Тосковал он сперва немножко,
По родимой тайге тужил.
Мы прозвали зверька Тимошкой,
Так в бараке у нас и жил.

А нарядчик, чудак-детина, (работник, который распределяет работу, оформляет наряды)
Хохотал, увидав зверька:
- Надо номер ему на спину.
Он ведь тоже у нас
- зека!.. (Заключённый)

Каждый сытым давненько не был,
Но до самых теплых деньков
Мы кормили Тимошу хлебом
Из казенных своих
пайков.  

А весной, повздыхав о доле, (судьба)
На делянке под птичий щелк (участок лесосеки)
Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк.

Задания и вопросы: 1) перечитайте стихотворение и осмыслите его содержание, отметьте карандашом слова, которые вам показались непонятными или неизвестными;                         2) – определите, что включает в себя название стихотворения: тему или его основную мысль?                                                                                                3) –Докажите правильность своего ответа. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения?                                                                                4)  - Как вы думаете, в каких строках стихотворения заключена основная мысль текста? (Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк
.)                                                                                5) -  давайте вспомним, в чём главное отличие лирического произведения от эпического? (важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя)                        6) - Каким вы представляете лирического героя стихотворения? (Лагерные лишения и мучения не сломили его дух, он не озлобился на весь белый свет и не проклял родную землю и остался человеком. В ухаживании за бурундуком проявились доброта, сострадание, забота. Бурундука Тимошку полюбили все заключенные, но весной они все-таки с ним расстались).

8)Читая свои стихи, Жигулин понял, что их можно петь. Прослушайте это стихотворение в исполнении автора. (Запись песни) (Слайд 12)  (Слайд 13)

                                                                   

2) Переход к следующему стихотворению.

ЗЕМЛЯ 

Мы сначала снимали

Твой снежный покров.

Кисти мерзлой брусники

Алели, как кровь.

Корни сосен рубили

Потом

Топором

И тебя обжигали

Горячим костром.

А потом мы ругались,

Суглинок кайля:

До чего ж ты упряма,

Родная земля!

Наконец ты сдавалась,

Дымясь и скорбя.

Мы ведь люди, земля!

Мы сильнее тебя.

1961

Разберёмся в прочитанном:

  1. перечитайте стихотворение и осмыслите его содержание, отметьте карандашом слова, которые вам показались непонятными или неизвестными;
  2. - Обратимся к первой строфе стихотворения: какой троп использует в ней автор?  (сравнение: как кровью,  ягоды брусники по цвету сравнивает автор с кровь)                                                                                         - перечитаем вторую строфу: обратите внимание на вторую и третью строки; автор разорвал её и читается она по другому. Мы слышим стук топора.        
  3.  - Вспомните, как называется троп, где неживые предметы наделяются свойствами живых существ (олицетворение) найдите его в 3и 4 строфе.
  4. К чему призывает каждое из стихотворений?

По содержанию эти стихотворения сложнее, чем кажется на первый взгляд, чтобы их  понять, посмотрим на: 
- время создания стихотворения; 
-
чем вызвано его появление на свет;
- с какими событиями в жизни поэта связано.

Вывод: в этом стихотворении, как в баснях Крылова, автор использует иносказание. Кисти брусники алели как кровь, целый день работая кайлом, заключённые натирали мозоли на руках. которые        потом растирались. Кровоточили, обогряя землю кровью . Во времена сталинских репрессий много невинных людей оказались за решёткой. Как дерево, срубленное топором, рубились человеческие судьбы, а люди всё равно выстояли не сломались, не сдались, оказались сильнее власти и произвола. 

Вывод: Восемнадцатилетнему юноше довелось испытать все тяготы лагерного быта, строительство железной дороги, работ на лесоповале, на Колымских рудниках. Жизнь и творчество Жигулина и других авторов, пишущих на “лагерную тему”-это серьёзный урок для живущих и последующих поколений: как в экстремальных условиях выстоять остаться людьми. Писатель учит помнить о человеческой боли, чтобы не очерствели сердца.

5. Рефлексия.  Выставление оценок за урок.

- Что нового узнали на уроке? В ранней лирике А.Жигулина ярко представлена одна из основных тем, которую условно можно называть «лагерной», так как в основу стихотворений данного цикла лег жизненный опыт нескольких лет. Мы возвращаемся к очень дорогой для Жигулина мысли о врачующей силе природы, о ее благодатном воздействии на человека.

6. Домашнее задание.  (Слайд 14)
Подготовьте выразительно чтение одного из наиболее понравившихся вам стихотворений.

(Слайд 15)



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу Б.П.Екимова

 «Ночь исцеления».

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

школы-интерната v вида

Косинова Т.Н.

Цель:  расширить  круга чтения  обучающихся.

Задачи: знакомство учащихся с личностью писателя и его произведениями; продолжение работы по привитию читательского интереса к книге; развитие у школьников умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие монологической речь; продолжение работы по обучению анализу художественного произведения малой эпической формы, выразительному чтению эпизодов рассказа;  воспитание чувства любви, сострадания, милосердия  к своим  близким и окружающим их людям, чувство любви к своей стране и её истории.

Оборудование: мультимедийная  установка, фотографии Б.П.Екимова, фотографии военных лет, словари русского языка, портреты русских женщин, стихи  русских поэтов, рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления».

Эпиграф: 

                                                                                                                                            Если война причина зол,                                                                                          То мир будет их исцелением.

Квинтилиан

  1. Этап включения в урок. (1 слайд)

Уважаемые коллеги, дорогие ребята! Я рада, что сегодня мы смогли собраться здесь для того, чтобы встретиться с книгой. Пусть эта  встреча принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Начать нашу встречу  поможет стихотворение

Александра Трифоновича Твардовского

«Прошла война…»

…Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту

На память нам приводят

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

И каждый дом, и каждый сад

В ряду – большой и малый.

И дня  восход и дня закат

Над тёмным лесом – алый.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье  - не в забвенье!

  1. Объявление темы, эпиграфа, цели и задач. (2 слайд)

Слово учителя.

«Если война причина зол, то мир будет их исцелением». Эти слова римского оратора Квинтилиана могут служить эпиграфом к нашему уроку «Не бывает совсем не пострадавших от войны» по рассказу Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления».

Сегодня мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. Герой рассказа преподаст нам жизненный  урок. А какой, вы, ребята, скажете в конце нашего занятия.

  1. Переход к теме мероприятия.

Но прежде чем начать наш разговор по содержанию рассказа, послушаем небольшое сообщение о самом Борисе Петровиче Екимове.

4.Сообщения учащихся о Борисе Петровиче Екимове.

(3 слайд) Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938-го года в г. Игарка Красноярского края, вскоре его семья переехала в Казахстан, (4 слайд) а с 1945-го года писатель поселился в г. Калач-на-Дону Волгоградской области. О своем жизненном и творческом пути он говорит так:

«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература

должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она,

наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может(5 слайд)

жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно… Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения ( читать я научился в 4 года)». 

- После школы – Сталинградский механический институт. Завод, служба в армии. В Подмосковье, где занимался в литературном кружке. Снова завод. Электромонтер. 

(6 слайд)

- 60-е годы. Первые литературные опыты: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие-то мысли, цитаты…

- 1965 год. Первый рассказ в журнале «Молодая гвардия».

- 1973-1974 гг. – «Звезда», «Наш современник». Рассказы «Казенный человек», «Офицерша».

-Запоминаются яркие названия миниатюр писателя: «Собирание зверобоя и душицы»,

«За шиповником», «Цветение садов», «Арбузный мед», «У родника».

В издательстве «Современник» вышла небольшая книжка «Девушка в красном пальто».

В начале 80-х годов окончил Высшие литературные курсы при литературном институте, в настоящее время выпущено более двадцати его книг. (7 слайд)

      В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград", лауреат премии имени И.А.Бунина. Является лучшим мастером русского рассказа. Его творчество поставлено в один ряд с прозой М.А.Шолохова, А.И.Солженицына, В.М.Шукшина.

              Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.

Учитель: а теперь обратимся к содержанию рассказа.

5.  Беседа по содержанию рассказа.

-        Какое впечатление произвел на вас рассказ? (*Впервые я задумался над тем, что, может быть, и моим близким нужна моя помощь.* Мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. *Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он? *Я послушала выступление Вики и поняла, что только такой человек: мудрый, понимающий мог написать такой прекрасный рассказ.)

-        Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?(*Тревогу. Жалость к бабе Дуне. *Удивление поведением Гриши. *Облегчение. *Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.)

-Какова тема рассказа?  (Как внук помог бабушке.)

 -Кого, по вашему мнению, можно назвать главным героем рассказа? Почему?  (Дети называют бабу Дуню и Гришу, к этому вопросу возвращаемся в конце урока.)

(8 слайд)

- На экране вы видите портреты русских женщин. Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?” (Если мы обратимся к тексту, то найдём такое описание нашей героини:…баба Дуня рядом с ним казалась старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова, и в глазах уже видилось что-то нездешнее. *Она чувствовала себя такой виноватой. Я считаю, что именно этот портрет больше всего напоминает героиню рассказа). (Согбенная – сгорбленная, согнутая, убитая кручиной. Согбенная трудом.)

Задание: Обратитесь к тексту и найдите описание  внешности Гриши:“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.
“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.
“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

- Сколько лет можно дать Грише? (Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца).

-Скажите, в рассказе указано место и время действия? Давайте попробуем определить, в какое время происходят события, о которых повествуется в рассказе?( Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны).

Вывод:  автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы).

6. Углубление в текст.

  • Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («...разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша... и живым духом веяло в доме».)
  • Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество? Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» - «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова? Обратимся к словарю. 

Одна без других, в отдельности. Одинокая — не имеющая семьи, близких.

Одиночество — состояние одинокого человека. И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.

(9 слайд)

-        Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши.  Почему же она нечасто гостила у них? (С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать,  плакать. И когда она приезжала — взрослые ночь напролет не спали.)

-        Как они относились к ее болезни? («...все понимали, что виновата старость и
несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила.. С войной и голодом». Но одного понимания
«болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.)

  • Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («Совестясь, чувствовала себя... виноватой», «горевала».)

  • Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучаться?  Во время  войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка... приду, они исть попросят...» Чтобы накормить детей, баба Дуня идет за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать,  вроде как не положено.

(10 слайд)

-        Ребята, а вы знаете, что такое «карточки» и что они значили во
время войны?
 (Карточка — бланк с отрезными талонами, дающий право на получение
продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)

Учитель: Потеря карточек во время  войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

- Тема голода во время войны нашла отражение в  произведениях многих писателей.

7. Чтение стихотворений со сходной тематикой. (Читают подготовленные ученики)

Владимир Гордеичев.    «Хлеб войны». 

Не было муки.

Она была более легендою, чем былью,

С лебедою смешанною пылью,

Чёрная – и всё-таки бела.

Чем ещё ей было нас кормить,

Матери, спасавшей нас от смерти?

Это было творчеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить!

Дня не знала. Ночи не спала.

А уж сколько свёклы перетёрла…

Всё переборола. Не дала,

Чтобы смерть схватила нас за горло.

Завывает вьюга за стеной, белые сугробы наметая.

Вот она сидит передо мной,    (11 слайд)

Женщина воистину святая.

Ей бы плакать от обид,

Вспомнив всё, что вынесла когда-то,

А она о свёкле говорит

И спроста краснеет виновато.

Лариса Щастная.    «Детство».

Мы были серыми, как соль.

А соль - на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

 Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой, и золотой её запас.

-Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.

8. Выразительное чтение отрывка по ролям.

(от слов: «Прошёл день и ещё. А потом как-то к вечерудо слов: И он плакал, вытирая слёзы кулаком»…

-        Воспользовался ли мальчик советом материи?

«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть — и перестанет». (*Нет, нашел свой.)

-        Чем отличается первый способ от второго? (*Второй способ более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)

- Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки? (*Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...»)

-  Кого еще жалел мальчик? (*Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали.)

Учитель:Обращаем внимание на слова повествователя

( «Сердце мальчика облилось жалостью и болью...», «слёзы катились и катились они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло…»)

- Почему автор так часто использует слово «сердце»? (*В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем  росло «большое сердце». В нем  зародилось милосердие и сострадание.)

  • Подумайте, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог. (Он хочет, чтобы баба Дуня  забыла о плохом,  поверила, что все, с ней происходившее, закончилось хорошо. Конечно, за одну ночь этого не добиться, но мальчика это не пугает. «Но вдруг обожгло его ясной мыслью... И придет исцеление».

Рассказ называется «Ночь исцеления».

9. Работа над раскрытием символики заглавия. (Класс разбивается на группы)

   Задания по группам. 1) подобрать однокоренные слова к слову исцеление.  (Целитель, целебный, целительный, исцелять, исцеляющий).

2) подобрать синонимы к слову  исцеление. (Излечение, выздоровление, восстановление здоровья).

3) назвать ассоциации, возникающие при слове  исцеление. ( Возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья. Возвращение к жизни).

-        Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком  и чьем исцелении идет речь?

(* В рассказе речь идёт о бабушкином исцелении, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем — счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.)

-Кто главный герой рассказа?    (*Гриша, так как его образ дан в развитии.)

-Какой урок преподал нам Б.Екимов?   (Урок доброты, человеколюбия.)

9. Информация о домашнем задании. (Слайд 12) Задания на выбор учащихся.                                                                                                                                  1. Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.                                  

 2. Прочитайте один из рассказов: Е.Носов «Шопен, соната номер два»,  Алексин «Третий в пятом ряду».                                                                                    

  3. Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии.                              

  4. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод. 

10. Оценки.

11.  Рефлексия.

(Слайд 13) Давайте подведем итоги и скажем, чему научил рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления», о чем заставил задуматься. Предлагаю начать свой ответ с этих фраз:

• Сегодня на уроке я узнал, что…

• Мы сегодня говорили о…

• Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

• Я понял, что …
(В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. )

Об этом и стихотворение А.Д.Дементьева. (14 слайд и до конца)
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо — научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина

На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и...

А.Жигулин

Цель материала, представленного в презентации, раскрыть глубину чувства любви поэта к  Родине, родной земле своего детства и юности - Воронежскому краю, увидеть через его лирические миниатюры, ст...

Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова «Одна ночь», В. Некрасова «Сенька».)

Урок литературы посвящен нравственным испытаниям человека на войне на примере рассказов В. Быкова «Одна ночь» и В. Некрасова «Сенька»....

Творческая биография Анатолия Владимировича Жигулина

Жизнь и твочество Воронежского поэта....