Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Голякова Светлана Алексеевна

Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-shch.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Цели урока: показать учащимся социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь осмыслить особенности характера главных героев сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», продолжить изучение поэтики сатирических сказок; развивать творческие способности учащихся, устную и письменную монологическую речь, совершенствовать умения и навыки сравнительного анализа эпизодов сказок; воспитывать уважение к человеку, к труду, чуткое отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки у каждого учащегося, рабочие тетради, раздаточный материал - распечатанные таблицы для сравнительно анализа, словарик литературоведческих терминов.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний. (Викторина.)

Мы продолжаем разговор о произведениях удивительного писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Нам известна его замечательная сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Дома вы прочитали его произведение «Дикий помещик».  Давайте вспомним их. Для этого проведём викторину «По отрывку и иллюстрации к нему узнайте произведение».

(Слайд 2-13)

- Ребята, викторина нам помогла вспомнить два произведения и сравнить их. Возникает проблемный вопрос. Какой? (Что объединяет сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» и в чем разница?)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? (Произведения похожи героями. В «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: русский помещик, князь Урус-Кучум-Кильдебаев, изгоняет крестьян из имения)

Эти общие черты и отличия бросаются в глаза при поверхностном взгляде на произведения. Предлагаю заняться более подробным сравнительным анализом двух  сказок.

- Как назовём наш урок? (Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»). (Слайд 14)

- Какие цели поставим перед собой (Сравнить сказки, найти общие и отличительные черты, определить, какие средства сатиры использует автор в сравниваемых произведениях) (Слайд 15)

III. Сравнительный анализ сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

  1. История создания произведений.

Сравнить два произведения нам поможет таблица, которая представит этапы сравнения. По ходу анализа на экране будут появляться заполненные графы. В своих пустых таблицах вы можете делать записи, чтобы потом использовать их для написания сочинения.

Чтобы наша работа пошла быстрее, разделимся на две команды. Первая команда будет защищать сказку «Повесть о том, как один мужик…», вторая - «Дикий помещик».

Сопоставление двух сказок начнём с истории создания.

 - Пользуясь схемой, расскажите об истории создания произведений.(Слайд 16)

2.Сюжет сказок.  (Конкурс «Кто смешнее перескажет?»)

А теперь нам нужно вспомнить сюжет сказок.  Объявляется конкурс «Кто смешнее перескажет?» Для участия в нём приглашаются по одному участнику из команд. (Слайд 17)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик»

Сюжет

«По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше «в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург,

за что получает «рюмку водки да пятак серебра»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актера Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

Помещик решает «оставаться твердым до конца» и «не взирать». Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты. К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь. Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

Губернское начальство остается обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?» «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Помещика нашли, вымыли, привелив порядок, и живет он до сих пор.

- У кого получилось смешнее и интереснее?

3. Образы главных героев.      (Групповая работа. Диспут.)

- Назовите героев произведений.

- Чтобы выяснить, как автор относился к своим героям, выполним следующее задание. Используя цитатник, охарактеризуйте отношение автора к своим героям. Первая группа анализирует образы генералов в «Повести…», вторая – образ помещика в сказке «Дикий помещик»   (Обсуждение в группах).

Образы генералов (Выступление первой группы. Заполнение правой части таблицы.)  (Слайд 18)

Цитатник

Отношение автора

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»

Паразиты, привыкшие жить чужим трудом. Они глупы до абсурда, бессердечны, высокомерны, наглы, беспомощны

«Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?»

Привыкли получать все в готовом виде

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светилсязловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились»

Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга

«вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются»

Заботятся только о собственном благосостоянии

«развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Не способны ценить чужой труд

Образ помещика (Выступление второй группы. Заполнение правой части таблицы.)    (Слайд 19)

Цитатник

Отношение автора

«Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял»,

«легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

«не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше, однако услышал просьбу народа.

«…российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым».

Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то,что только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словнодревний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел»

После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя

«изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал. Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

Помещик — безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки.

-Что объединяет образы господствующих классов в сравниваемых произведениях? (Генералы и помещик глупы, жадны, не приспособлены к жизни. Автор обличает паразитизм дворянства).

Диспут. (Слайд 20)

- Кого бы вы назвали главным героем произведений: генералов, помещика или русского мужика? Почему? (Мужик – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является он. Эта мысль отражена в названии произведений. Мужик прокормил генералов. Без него помещик превращается в «дикого» зверя).

5. Отношение автора к героям. (Исследовательская работа с текстами сказок).

- Как автор относится к мужику? (С восхищением, сочувствием и в то же время с иронией и горечью и негодованием)

- Вновь поработаем в группах: первая группа приводит примеры из текста, доказывающие восхищение и сочувствие автора, вторая – примеры иронии и негодования.  (Слайд 21)

Восхищение, сочувствие

Ирония

Мужик — сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать все, способен выжить везде. Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берет «одно, кислое». Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Мизерную плату за свою работу считает справедливой

Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург

В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и капризы от них.

Рабство уже вошло в привычку: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.

В «Диком помещике» мужиков посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить

- Какие качества характера мужика особо выделяет М.Е.Салтыков-Щедрин. (С одной стороны – трудолюбие, смекалка, находчивость, мастерство; с другой – рабская покорность, бесправность).

- Что высмеивает сатирик в мужике? (Сатирик высмеивает невежество, забитость, стремление к подчинению. Мужик не способен победить в себе раба, даже гордится тем, что умело услуживает генералам)

5. Средства художественной изобразительности в произведениях. (Литературоведческая дуэль).

- Смеясь над комической ситуацией, мы отметили, что писатель одновременно показывает, как грустна Россия. Скажите, а как же удавалось Щедрину печатать свои сказки, ведь так строга была цензура? (Он использовал Эзопов язык, или иносказание).

Послушаем самого писателя. (Выступление подготовленного ученика в образе М.Е.Салтыкова-Щедрина)  (Слайд 22)

Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать.

Привычке писать иносказательно я обязан ... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою,- манера, обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Цензурное ведомство скрежетало зубами, но, ввиду всеобщей мистификации, чувствовало себя бессильным и делало беспрерывные по службе упущения. Публика рабски-восторженно хохотала, хохотала даже тогда, когда цензоров сажали на гауптвахту и когда их сменяли. И существовала эта манера долго, существует и доныне, так что объявление в 1866 году воли книгопечатанию почти совсем не повлияло на нее. Аллегорический рабий язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его. Я не берусь определить, хорошо или дурно они поступают, но думаю, что ввиду общей рабьей складки умов аллегория все еще имеет шансы быть более понятной и убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная речь...

Учитель. Теперь  окончательно понятна сила щедринского таланта. Действительно, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным. В обеих сказках используются сатирические средства   художественной выразительности. Давайте убедимся в этом, окунувшись в творческую лабораторию писателя. Ведь мы – то с вами умеем читать  и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин).

Проведём литературоведческую дуэль. Каждая команда по очереди совершает «выпад» - читает отрывок из своей сказки, содержащий  троп. Команда противник должна отгадать приём создания комического и получить жетон. В случае затруднения обращаемся к «Словарику литературоведческих терминов»

Средства художественной выразительности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд 23)

Гипербола

«Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

«Сколько они ругали мужичину за тунеядство того не в сказке сказать, ни пером описать»…

«Сколько… денег загребли

Фантастика

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»

Ирония

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Гротеск

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей»

Средства художественной выразительности в сказке «Дикий помещик»

(Слайд 24)

Гипербола

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.

«снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры...»,

«Погоди, глупый помещик! То ли ещё будет! Я не только карты, но и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует» (Помещика не боится даже мышонок).

«И земля, и вода, и воздух – всё его (помещика) стало!»

«Думает, каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!»

Фантастика

«Вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»

Летающие, роящиеся мужики

Ирония

«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

Гротеск

Одичавший помещик  подружился с медведем и даже вёл с ним беседы. «И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

— Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? — сказал он медведю.

— Хотеть — отчего не хотеть! — отвечал медведь, — только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

— А почему так?

— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

«Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое»

«Весь он,  с  головы  до  ног, оброс волосами, словно  древний  Исав,  а  ногти  у  него  сделались,  как железные. Сморкаться  уж  он  давно  перестал,  ходил  же  все  больше  на четвереньках … Утратил  даже  способность произносить  членораздельные  звуки  и  усвоил  себе  какой-то   особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста  еще не приобрел».

«Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил  свое  тело  рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет  оттуда.     Прибежит,  это,  заяц,  встанет  на  задние  лапки  и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж  тут  как  тут.  Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями,  да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

- С какой целью Салтыков-Щедрин использует эти приёмы? (Чтобы противопоставить неприспособленных к жизни дворян и мужика-труженика, чтобы показать, что за счёт мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик).

IV. Итоги урока. Рефлексия. (Работа с кластером). (Слайд 25)

-Ребята, наш урок подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Сравнить две сказки)

-Чем же похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Во-первых, главной идеей, что помещики и чиновники – паразитирующее сословие, ни на что не годны, не в состоянии не только себя прокормить, но и сохранить человеческий облик. Генералы с голоду вызверились, чуть не загрызли друг друга; глупый помещик «одичал». Мужики и в первой и во второй сказке – основа жизни, они обеспечивают всех и пищей, и товарами. Но Щедрин осуждает их инертность, покорность.  Во-вторых, сказки похожи по форме).

- Продолжите фразы. (Слайд 26)

(Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…)

– Нужен ли нам Щедрин сегодня? Какие черты характера человека осуждает Щедрин? (К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Писатель обличал не только устои общества, основанного на эксплуатации, но и человеческие пороки. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется или терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества).

V. Домашнее задание. (Слайд 27)

 Используя сравнительную таблицу, напишите сочинение «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».  

Приложение

Рабочие материалы для написания сочинения

«Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик».

1.История создания произведений.

2.Образы генералов и помещика.

3.Отношение автора к дворянам.

4. Образ народа.

5.Отношение автора к мужику.

6. Какие художественные приёмы используются для создания образов?

7. Идея произведений.

Список используемой методической литературы.

1. Ф. Е. Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин) под редакцией Г.С. Меркина., Москва, «Русское слово», 2010.

2. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

4. Программа по литературе  для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)

На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...