Мужчина и женщина (интегрированный урок психологии и литературы)
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Чистова Татьяна Викторовна

Мужчина и женщина

(11 класс, 2 часа)

Цели:

углубление знаний учащихся о психологических, нравственных различиях между мужчиной и женщиной;

стимулирование стремления учащихся к самопознанию, саморазвитию и
самореализации;

формирование умений психолого-педагогической диагностики;

развитие стремления  старшеклассников к бесконфликтной жизни в быту;

воспитание чувства ответственности, тахта, уважительности;

развитие артистических способностей учащихся.

Вид урока: урок - психологический практикум

Форма урока: межпредметный урок - психология-литература

Оформление урока: портреты  мужчины и женщины; рисунки  учащихся, эпиграф.

Предварительные задания группам:

1.   Провести исследования.

1 группа - Что вы станете делать с десятью миллионами рублей?

2 группа - «Алфавит»

3 группа — Тест «Личностные качества». (Тесты заданий см. в книгах Дж. Кинчера. Книга о твоих знакомых. - С.-Петербург, 1997 и Л. Маленковой. Человековедение. М., 1993.).

2.  Подготовить инсценирование психологических ситуаций «Посиди с ребенком», «Дезертирство», «Мелкая починка» (см. в кн. Ковалева С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1989)

3.   От каждой группы представить один рисунок: выразить через предметный мир свое представление о мужчине и женщине и их взаимоотношениях.

Эпиграф:

Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда.

Д. Мадзини

 

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.       Слово учителя.

Тема урока —  «Мужчина и женщина».

На первый взгляд,  два самых обыкновенных, привычных для вас слова. Но когда их произносят, то вспоминаются пленительные сцены рыцарских турниров, красивые замки, стихи поэтов и картины великих художников. Эти слова привлекают вас своей тайной. Недаром столько веков люди разгадывают ее, пытаясь проникнуть в ее глубины, в самую сущность понятия. Еще древние философы пытались узнать секрет этой притягательности. Они искали ответы на вопросы, кто такой мужчина и кто такая женщина, каковы их особенности, различия, отношения. Философы создавали свои теории, писали трактаты. Одна из них принадлежит Платону, который предполагал, что некогда существовал человек, вмещающий в себя два этих начала - мужское и женское. Он не нуждался ни в чем, был сильным и могущественным. Но  ему захотелось власти, и он посягнул на власть самих богов. Верховный бог, рассердившись на своеволие человека, разделил его на две части. И с те пор эти две половинки стали приобретать свои различия: физиологические, психологические, нравственные. Если о физиологических вы уже говорили на уроках биологии, анатомии, то сегодня перед нами задача более сложная: увидеть различия психологические и нравственные.

Психология - это наука о душе человека, она открывает перед вами ваше внутреннее «Я». У психологии, как у любой другой науки есть свои методы исследования, один из них эксперимент.

У вас было домашнее задание - провести небольшие исследования, в результате которых вам предстояло ответить на вопрос - «Существуют ли психологические различия между мужчиной и женщиной». Попрошу каждую группу поделиться своими выводами.

III.      Отчет группы по плану:

1.  Задание.

2.  Результаты наблюдения, тестирования.

3.  Выводы.

Спасибо за работу. Это ваше первое исследование. По ним нельзя сразу же сделать окончательный вывод о различиях между мужчиной и женщиной. Мы вернемся к этому в следующих наших экспериментах. Предлагаю вам
проверить себя, насколько хорошо вы разбираетесь в психологии людей
различного пола с помощью следующего теста. (Тест см. в кн. Ковалева С.В.
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни» - М., 1989, с. 67-69).

Я зачитываю вам вопрос, вы ставите № по порядку и отвечаете: «Мужчина»» или «Женщина» (9 вопросов).

IV.      Выполнение теста.

V.       Ключ к тесту и интерпретация.

Есть ли вопросы, которые вызвали у вас сомнения? (Обсуждение ответов ребят).

Вы, наверное, уже заметили, что между мужчиной и женщиной есть некоторые различия. И в одинаковых ситуациях они могут поступать по-разному.

Разбираться в психологии других людей очень сложно. Давайте проведем следующий эксперимент. Простое рукопожатие может многое сказать о том, что за человек перед вами, как он к вам относится. А отличается ли рукопожатие мужчины и женщины?

VI.     Игра «Рукопожатие»

Проведите в группе этот эксперимент: сначала мальчики пожмите руки мальчикам, а девочки - девочкам; потом мальчики - девочкам. Поделитесь своими впечатлениями?

-   Чем же отличается рукопожатие женщины от рукопожатия мужчины?

Именно психологически, а не физиологически? (Мужчины чаще всего в рукопожатии могут выразить силу, уверенность, а женщины - нежность, хрупкость).

-    Возможны ли исключения из правил?

А теперь усложним задание. В следующем эксперименте проверим, можно ли по легкому прикосновению определить пол человека.

VII.    Эксперимент «Легкое прикосновение» (см. в книге Кинчера Дж. Книга о твоих знакомых. - С.­-Петербург, 1997 с.    )

Приглашаем двух испытуемых, завязываем им глаза. Испытуемые садятся на стулья, к ним осторожно подходят игроки и касаются указательным пальцем лба (3 секунды), испытуемые дают ответ: мужчина или женщина; ответы фиксируются как правильные или неправильные.

По окончании эксперимента испытуемые отвечают на вопрос:

На чем вы основывали свои догадки?

 Вопрос ко всем ребятам:

-   Зависит ли чувствительность к прикосновению от пола или нет?

- От чего могут зависеть результаты этого эксперимента? (настроения, жизненного опыта, сосредоточенности внимания, атмосферы в группе и т.д.).

Исходя из проделанных экспериментов, мы можем сделать вывод, что различия между мужчиной и женщиной, конечно же, есть.

-   Для чего нам нужно знать эти различия? (чтобы общаться жить вместе).

-    Что же является, по вашему мнению, главным в общении? (чтобы было меньше конфликтов).

VIII.   Эксперимент «Знаем ли мы друг друга»

Для следующего эксперимента приглашаю ко мне мальчика и девочку (необходимо вызвать ребят, которые учатся вместе длительное время, может

быть, даже дружат). Мой выбор не случаен. Вы знакомы несколько лет и хорошо знаете друг друга. Это и будет определять наш эксперимент.

- Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Если вопрос будет обращен к девочке, она будет отвечать устно, а мальчик запишет, то, что, по его мнению, она должна будет ответить. И наоборот.

Вопрос девочке: Вы гуляете по городу, тебе захотелось мороженого. Как ты думаешь ... купит тебе его?

Вопрос мальчику: Вечером ты был очень загружен и не успел выполнить домашнее задание по геометрии. Как ты думаешь, ... поможет тебе, даст тебе списать?

Вопрос девочке: ... видит, как дерутся два маленьких мальчика. Как ты думаешь, он разнимет их, будет наблюдать или пройдет мимо?

Вопрос мальчику: Ты пригласил ... в кино. На какой фильм она пойдет: триллер, боевик или мелодраму?

Вопрос девочке: Ты приготовила прекрасный ужин, ждешь своего мужа домой, рассчитывая на романтический ужин при свечах. Но муж приходит домой очень поздно. Что ты сделаешь: обидишься и уйдешь в другую комнату, поднимешь скандал, попытаешься узнать причину опоздания?

Вопрос мальчику: Как ты будешь вести себя на следующий день: попросишь извинения, опять придешь домой поздно или приготовишь такой же ужин?

Вопросы к ребятам.

-   На какие вопросы было легче отвечать? Почему?

-   Почему произошло несовпадение ответов именно на последние вопросы?

-   Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Мы снова убедились, что все мы очень разные. Порой мы об этом забываем, поэтому оцениваем других людей с точки зрения самих себя. Такие ошибки приводят к конфликтам. И, прежде всего, к конфликтам в семье.

IX.      Инсценирование психологических ситуаций и их обсуждение: поиск путей выхода из конфликтной ситуации.

Нужно знать не только отличия других людей, но и уметь смотреть на себя глазами другого человека.

Сейчас вы играли, но жизнь сложнее того, что вы пытались показать и решить. Порой она создает такие ситуации, из которых даже опытные психологи и умудренные жизненным опытом люди затрудняются найти выход. В центре всех жизненных ситуаций остаются мужчина и женщина.

Драматизм жизни передан в рассказе П. Романова «Розы», который предлагаю вам сейчас для обсуждения. Попробуем оценить ситуацию, которую создал писатель.

X.       Чтение и анализ рассказа

(Читают мальчик, девочка и за автора - учитель на фоне легкой музыки).

Розы

Старый профессор сидел на своей даче в Кисловодске и разбирал только что полученную почту.

Два письма особенно привлекли его внимание. Они били в одинаковых конвертах, очевидно посланные двумя лицами, живущими вместе.

С первых же строк он узнал, от кого эти письма. Два года назад на этой самой даче жили вместе студент и студентка, оба медики, его ученики по университету.

Студент был трогательно влюблен в свою компаньонку. Она величественно спокойно принимала его любовь и, кажется, больше была занята лазаньем по горам, чем своим возлюбленным.

Оба высокие, стройные, они невольно привлекали к себе общее внимание, как на редкость удачная пара.

Они были равны друг другу во всех отношениях: оба молоды, оба красивы и оба, как помнит профессор, прекрасно владели хирургическим ножом.

Не равны они были только в том, что чувство студента было сильнее, нетерпеливее и ревнивее, чем его подруги. Он постоянно следил за ней взглядом. Если же она с кем-нибудь из мужчин начинала оживленно говорить, он краснел, бледнел и, отрывисто встав, уходил с таким видом, как будто решил уйти на целый день, но не выдерживал и через полчаса уже возвращался обратно, делал ей сцены, упрекал ее в изменчивости и отсутствии любви к нему.

Она сдержанно шутливо улыбалась, чувствуя свою силу и превосходство, и нарочно иногда мучила его загадочными улыбками и туманными словами. Ему хотелось быть с ней каждую минуту и только с ней, а ее привлекало общество, и она хотела быть веселой, оживленной, ей как будто было приятно, что на нее смотрят другие люди.

Профессор развернул сначала письмо молодого человека и увидел с первых же строк, что ему пишут не посторонние друг другу люди, а муж и жена, окончившие два года назад университет.

Он стал читать письмо.

Дорогой профессор!

Сегодня жена случайно узнала, что вы сейчас в Кисловодске и живете на той самой даче, на которой мы жили вместе с вами, и предложила мне написать вам.

Мне вдруг показалось, что только вам я могу написать о том мучительном и нелепом положении, в котором я нахожусь сейчас. Я сказал ей, что напишу вам отдельное письмо, потому что совершенно невозможно, чтобы она узнала о том, что я пишу вам.

Итак, старый друг, тайна и тайна!..

Вы помните, как я был счастлив два года назад, как я был поглощен своим счастьем и боялся упустить его хотя бы на одну минуту, лишиться его хотя бы в какой-то ничтожной части. Я хотел бы каждую минуту всюду быть с ней вместе, а она могла одна уходить хоть я целый день без меня. Значит, - думал, - значит, у нее нет такой сильной любви, как у меня к ней. Но через два месяца после брака я почувствовал, что она полюбила меня глубокой, самоотверженной любовью. Она хотела быть со мной каждую минуту вместе, она совсем потеряла интерес к обществу. Ей уже никто из мужчин, кроме меня, не был интересен и не нужен. Я уже мог быть уверенным каждую минуту в том, что она помнит и думает только обо мне. И вот как только я это почувствовал, так все женщины с этого момента стали мне казаться более интересными, возбуждающими, чем моя жена.

И уже через год я поймал себя на беспричинной раздражительности. Но я даже не знал, что я должен был бы делать, и только сваливал вину за это на нее, как будто она была всему причиной. Я не мог откровенно сказать ей о своем настроении, и потому у меня постоянно прорывалась раздражительность из-за всяких пустяков, например из-за того, что, идя со мной под руку зимой в своих ботиках, она то и дело поскальзывается, да еще говорит, что я плохо держу ее.

Или она забудет имя какого-нибудь моего знакомого и весь вечер называет его вместо Алексея Ивановича Иваном Алексеевичем. Тогда она начинает мне казаться по-женски беспамятной и почти глупой.

Но в то же время я сознаю, что это верный друг мой, что это, может быть, единственный в мире человек, относительно которого я могу быть уверен, что он ни при каких условиях не предаст меня. Всякую минуту она каждую тяготу жизни готова взять вместо меня на свои плечи. Взять даже такие мелочи: если я куда-нибудь еду, она всегда собирает меня, за обедом не я, а она все подает и приносит. А я из-за нелюбви к движению пользуюсь этим; когда я заболеваю, она готова среди ночи бежать в аптеку, за доктором, – куда угодно. Тогда как если мне приходится для нее идти, у меня появляется скрытая досада против нее, как против вечной обузы.

Она как-то никогда не устает от своей вечной, безграничной любви ко мне.

А у меня. У меня уже другая любовь. И вы знаете, мой добрый старик, я еще молодой человек, когда люди беззаботны и эгоистичны, но мне бывает иногда нехорошо на душе, когда я поздно ночью «с дежурства», как я ей говорю, возвращаюсь от той и вижу в нашем окне огонь. Это она, сама усталая от работы, ждет меня, чтобы накормить ужином. В особенности становится нехорошо, когда за десять шагов от дома приходится делать усталый, измученный работой вид, чтобы не показалось странным, что ты с дежурства пришел в приподнятом состоянии, с блестящими глазами...

Я сказал вам, что у меня другая любовь. Это неправда. Никакой любви нет. Это просто только другая женщина, не имеющая никакого отношения к моей духовной жизни, не проявляющая к ней никакого интереса, как моя жена.

Эта женщина, души которой я не знаю, в которой ни одной минуты не могу быть уверен. Она не способна к преданной любви и к самопожертвованию. Она чувственна, ленива, она не сделает сама для себя ни одного движения, все делаю я, а она еще иногда при каком-нибудь неловком моем шаге, в особенности при других, может так презрительно щуриться, что я теряю всякую почву под ногами.

И когда я ухожу от нее, я потом сотни раз повторяю в своем воображении каждый ее взгляд, проверяю каждую интонацию и спрашиваю себя, обманывает она меня или нет.

Я вижу все это, но достаточно одного ее ласкового слова, как я готов не верить самому себе и верить только ей...

Что же при таких условиях я могу дать моему действительно верному другу  - жене? И как тяжело лгать и предавать человека, у которого с тобой общие духовные ценности!

Она верит тому, что я устал,  она же еще нежно гладит мою голову и жалеет меня, несмотря на то, что сама только что пришла после целого дня тяжелой работы. Она как-то мгновенно забывает о своей усталости и готова еще исполнять мои личные дела, только бы я мог прилечь в это время и отдохнуть.

Но самое верное средство усыпить ее подозрительность, а кстати, найти предлог своему против нее вечному раздражению - это иногда делать вид, что ревную ее. Тогда она надолго становится горда и счастлива.

Я делаю, что могу. Сознательно не порчу ей жизнь. Я всегда стараюсь быть с ней ласковым и предупредительным, просто во имя справедливости. Это чувство справедливости доходит у меня до того, что когда я возвращаюсь от той, обыкновенно в субботу или в предпраздничный день, я всегда приношу моему другу самую большую, пышную розу.

Что же я больше могу сделать?

Профессор оставил письмо мужа и взял письмо жены.

Чудесный, дорогой старик, наш милый кудесник и наставник!

Сегодня я узнала, что вы опять в нашем милом уголке, где на глазах у вас началось наше счастье. Муж захотел написать вам отдельно. Это, пожалуй, и лучше, так как то, что я хочу вам сказать, не должно быть известно ему.

Прежде всего, скажу вам, что я обладаю всей полнотой счастья, доступного женщине. Вот уже два года, как мы живем вместе и оба безмерно счастливы! Причем у меня есть смелость считать себя причиной своего счастья. Я все время работала, училась, развивала себя, чтобы быть полноценной личностью. Мне кажется, что прежний брак был большей частью непрочен, потому что женщина не была духовно равна своему мужу, как не была равна ему и в работе.

Я же совершенно равна своему мужу в работе. Он не может не уважать меня как личность. Это давняя мечта женщины - стать равной мужчине в труде и тем, наконец, достигнуть полной гармонии и счастья. Мужчина труд ставит выше всего, и женщина, жена, живущая без дела в низинах умственной жизни или вовсе не способная к ней, скоро надоедает ему, как низшее существо.

Биология создавала трагедию потому, что мужчина, всегда стремящийся от низшего к высшему, уходил от умственно ограниченной жены или лгал, обманывал ее.

Я же для своего мужа не жена, а, прежде всего, равная ему по развитию и труду личность. Поэтому у нас есть главное - уважение друг к другу. А там, где есть уважение, не может быть лжи. Этого чудовищного спутника брака.

Наша жизнь основана на полном доверии. Я все знаю о нем, он все знает обо мне. Люди часто говорят об отсутствии свободы в браке, но какая же нам нужна свобода, когда для нас высшее счастье быть вместе. Для меня же счастье еще в том, что я в мире не одна, что есть близкая душа, к которой ты в тяжелую минуту всегда можешь прийти как к своему верному прибежищу.

При наличии таких отношений для меня не существуют другие мужчины, как бы интересны они ни были. Для меня только он одни. И мои лучшие минуты те, когда я жду его возвращения с работы, если прихожу раньше его.

Правда, и у нас бывают маленькие вспышки и ссоры, - это бывает большей частью результатом его наивной ребяческой ревности. Но такие ссоры каждой женщине могут быть только приятны, так как лишний раз показывают ей прочность ее счастья.

Что же еще сказать?

Наши отношения все еще не утратили праздничного оттенка первых дней. Да чего же больше: не проходит почти ни одной субботы, ни одного предпраздничного дня без того, чтобы муж, возвращаясь с позднего дежурства, усталый и измученный, не приносил мне самой большой, пышной розы...

1930

Вопросы для анализа:

-   Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Вы можете их объяснить?

-   Кого вы жалеете? Почему?

-   Счастливы ли герои в браке? Он? Она?

-   Почему Она не догадывается в предательстве своего мужа?

-   Если Он несчастлив в браке, то, что держит Его в семье?

-   А с той, другой женщиной Он счастлив? Тогда почему Он с ней?

-   Так значит это его ошибка?

-   Только он совершает ошибки?

-   Может ли семья строится только на уважении? Что еще необходимо?

-   Чье положение вам кажется трагичнее? Почему?

-   Профессор заметил с первых строк, что ему пишут муж и жена? Как он это понял? Можете ли вы увидеть что-то общее в их письмах? (Лексике, синтаксисе, композиции письма, манере писать и т.д.) Это их объединяет?

-   Так в чем же вы видите причину этой трагической ситуации, которая сложилась в семье? Можно ли было ее предугадать?

-   Дело только в психологии, или в нравственности тоже?

-   Как может развиться эта ситуация?

-   Почему Он дарит именно розы, а не ромашки или васильки?

-  Как вы поняли смысл названия?

  Эта ситуация, описанная автором, типична?

Да, скорее всего, типична. Хотя очень хотелось бы сказать наоборот. Но именно так представил ее писатель. Каждый из нас, конечно, видит отношения между мужчиной и женщиной по-разному. Свой взгляд вы попробовали выразить через рисунок. Слово художникам.

XІ.     Защита рисунков.

ХП.    Итоги урока.

Слово учителя.

Платон называл половинки людей «получеловеками». Человеком они становились только тогда, когда находили друг друга. Может быть, именно в этом и заключается притягательность той тайны, которую вы будете разгадывать всю жизнь. Только помните, что «Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzhchina_i_zhenshchina.zip30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мужчина и женщина

(11 класс, 2 часа)

Цели:

  • углубление знаний учащихся о психологических, нравственных различиях между мужчиной и женщиной;
  • стимулирование стремления учащихся к самопознанию, саморазвитию и
    самореализации;
  • формирование умений психолого-педагогической диагностики;
  • развитие стремления  старшеклассников к бесконфликтной жизни в быту;
  • воспитание чувства ответственности, тахта, уважительности;
  • развитие артистических способностей учащихся.

Вид урока: урок - психологический практикум

Форма урока: межпредметный урок - психология-литература

Оформление урока: портреты  мужчины и женщины; рисунки  учащихся, эпиграф.

Предварительные задания группам:

1.   Провести исследования.

1 группа - Что вы станете делать с десятью миллионами рублей?

2 группа - «Алфавит»

3 группа — Тест «Личностные качества». (Тесты заданий см. в книгах Дж. Кинчера. Книга о твоих знакомых. - С.-Петербург, 1997 и Л. Маленковой. Человековедение. М., 1993.).

2.  Подготовить инсценирование психологических ситуаций «Посиди с ребенком», «Дезертирство», «Мелкая починка» (см. в кн. Ковалева С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1989)

3.   От каждой группы представить один рисунок: выразить через предметный мир свое представление о мужчине и женщине и их взаимоотношениях.

Эпиграф:

Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда.

Д. Мадзини

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.       Слово учителя.

Тема урока —  «Мужчина и женщина».

На первый взгляд,  два самых обыкновенных, привычных для вас слова. Но когда их произносят, то вспоминаются пленительные сцены рыцарских турниров, красивые замки, стихи поэтов и картины великих художников. Эти слова привлекают вас своей тайной. Недаром столько веков люди разгадывают ее, пытаясь проникнуть в ее глубины, в самую сущность понятия. Еще древние философы пытались узнать секрет этой притягательности. Они искали ответы на вопросы, кто такой мужчина и кто такая женщина, каковы их особенности, различия, отношения. Философы создавали свои теории, писали трактаты. Одна из них принадлежит Платону, который предполагал, что некогда существовал человек, вмещающий в себя два этих начала - мужское и женское. Он не нуждался ни в чем, был сильным и могущественным. Но  ему захотелось власти, и он посягнул на власть самих богов. Верховный бог, рассердившись на своеволие человека, разделил его на две части. И с те пор эти две половинки стали приобретать свои различия: физиологические, психологические, нравственные. Если о физиологических вы уже говорили на уроках биологии, анатомии, то сегодня перед нами задача более сложная: увидеть различия психологические и нравственные.

Психология - это наука о душе человека, она открывает перед вами ваше внутреннее «Я». У психологии, как у любой другой науки есть свои методы исследования, один из них эксперимент.

У вас было домашнее задание - провести небольшие исследования, в результате которых вам предстояло ответить на вопрос - «Существуют ли психологические различия между мужчиной и женщиной». Попрошу каждую группу поделиться своими выводами.

III.      Отчет группы по плану:

1.  Задание.

2.  Результаты наблюдения, тестирования.

3.  Выводы.

Спасибо за работу. Это ваше первое исследование. По ним нельзя сразу же сделать окончательный вывод о различиях между мужчиной и женщиной. Мы вернемся к этому в следующих наших экспериментах. Предлагаю вам
проверить себя, насколько хорошо вы разбираетесь в психологии людей
различного пола с помощью следующего теста. (Тест см. в кн. Ковалева С.В.
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни» - М., 1989, с. 67-69).

Я зачитываю вам вопрос, вы ставите № по порядку и отвечаете: «Мужчина»» или «Женщина» (9 вопросов).

IV.      Выполнение теста.

V.       Ключ к тесту и интерпретация.

Есть ли вопросы, которые вызвали у вас сомнения? (Обсуждение ответов ребят).

Вы, наверное, уже заметили, что между мужчиной и женщиной есть некоторые различия. И в одинаковых ситуациях они могут поступать по-разному.

Разбираться в психологии других людей очень сложно. Давайте проведем следующий эксперимент. Простое рукопожатие может многое сказать о том, что за человек перед вами, как он к вам относится. А отличается ли рукопожатие мужчины и женщины?

VI.     Игра «Рукопожатие»

Проведите в группе этот эксперимент: сначала мальчики пожмите руки мальчикам, а девочки - девочкам; потом мальчики - девочкам. Поделитесь своими впечатлениями?

-   Чем же отличается рукопожатие женщины от рукопожатия мужчины?

Именно психологически, а не физиологически? (Мужчины чаще всего в рукопожатии могут выразить силу, уверенность, а женщины - нежность, хрупкость).

-    Возможны ли исключения из правил?

А теперь усложним задание. В следующем эксперименте проверим, можно ли по легкому прикосновению определить пол человека.

VII.    Эксперимент «Легкое прикосновение» (см. в книге Кинчера Дж. Книга о твоих знакомых. - С.-Петербург, 1997 с.        )

Приглашаем двух испытуемых, завязываем им глаза. Испытуемые садятся на стулья, к ним осторожно подходят игроки и касаются указательным пальцем лба (3 секунды), испытуемые дают ответ: мужчина или женщина; ответы фиксируются как правильные или неправильные.

По окончании эксперимента испытуемые отвечают на вопрос:

  • На чем вы основывали свои догадки?

 Вопрос ко всем ребятам:

-   Зависит ли чувствительность к прикосновению от пола или нет?

- От чего могут зависеть результаты этого эксперимента? (настроения, жизненного опыта, сосредоточенности внимания, атмосферы в группе и т.д.).

Исходя из проделанных экспериментов, мы можем сделать вывод, что различия между мужчиной и женщиной, конечно же, есть.

-   Для чего нам нужно знать эти различия? (чтобы общаться жить вместе).

-    Что же является, по вашему мнению, главным в общении? (чтобы было меньше конфликтов).

VIII.   Эксперимент «Знаем ли мы друг друга»

Для следующего эксперимента приглашаю ко мне мальчика и девочку (необходимо вызвать ребят, которые учатся вместе длительное время, может

быть, даже дружат). Мой выбор не случаен. Вы знакомы несколько лет и хорошо знаете друг друга. Это и будет определять наш эксперимент.

- Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Если вопрос будет обращен к девочке, она будет отвечать устно, а мальчик запишет, то, что, по его мнению, она должна будет ответить. И наоборот.

Вопрос девочке: Вы гуляете по городу, тебе захотелось мороженого. Как ты думаешь ... купит тебе его?

Вопрос мальчику: Вечером ты был очень загружен и не успел выполнить домашнее задание по геометрии. Как ты думаешь, ... поможет тебе, даст тебе списать?

Вопрос девочке: ... видит, как дерутся два маленьких мальчика. Как ты думаешь, он разнимет их, будет наблюдать или пройдет мимо?

Вопрос мальчику: Ты пригласил ... в кино. На какой фильм она пойдет: триллер, боевик или мелодраму?

Вопрос девочке: Ты приготовила прекрасный ужин, ждешь своего мужа домой, рассчитывая на романтический ужин при свечах. Но муж приходит домой очень поздно. Что ты сделаешь: обидишься и уйдешь в другую комнату, поднимешь скандал, попытаешься узнать причину опоздания?

Вопрос мальчику: Как ты будешь вести себя на следующий день: попросишь извинения, опять придешь домой поздно или приготовишь такой же ужин?

Вопросы к ребятам.

-   На какие вопросы было легче отвечать? Почему?

-   Почему произошло несовпадение ответов именно на последние вопросы?

-   Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Мы снова убедились, что все мы очень разные. Порой мы об этом забываем, поэтому оцениваем других людей с точки зрения самих себя. Такие ошибки приводят к конфликтам. И, прежде всего, к конфликтам в семье.

IX.      Инсценирование психологических ситуаций и их обсуждение: поиск путей выхода из конфликтной ситуации.

Нужно знать не только отличия других людей, но и уметь смотреть на себя глазами другого человека.

Сейчас вы играли, но жизнь сложнее того, что вы пытались показать и решить. Порой она создает такие ситуации, из которых даже опытные психологи и умудренные жизненным опытом люди затрудняются найти выход. В центре всех жизненных ситуаций остаются мужчина и женщина.

Драматизм жизни передан в рассказе П. Романова «Розы», который предлагаю вам сейчас для обсуждения. Попробуем оценить ситуацию, которую создал писатель.

X.       Чтение и анализ рассказа

(Читают мальчик, девочка и за автора - учитель на фоне легкой музыки).

Розы

Старый профессор сидел на своей даче в Кисловодске и разбирал только что полученную почту.

Два письма особенно привлекли его внимание. Они били в одинаковых конвертах, очевидно посланные двумя лицами, живущими вместе.

С первых же строк он узнал, от кого эти письма. Два года назад на этой самой даче жили вместе студент и студентка, оба медики, его ученики по университету.

Студент был трогательно влюблен в свою компаньонку. Она величественно спокойно принимала его любовь и, кажется, больше была занята лазаньем по горам, чем своим возлюбленным.

Оба высокие, стройные, они невольно привлекали к себе общее внимание, как на редкость удачная пара.

Они были равны друг другу во всех отношениях: оба молоды, оба красивы и оба, как помнит профессор, прекрасно владели хирургическим ножом.

Не равны они были только в том, что чувство студента было сильнее, нетерпеливее и ревнивее, чем его подруги. Он постоянно следил за ней взглядом. Если же она с кем-нибудь из мужчин начинала оживленно говорить, он краснел, бледнел и, отрывисто встав, уходил с таким видом, как будто решил уйти на целый день, но не выдерживал и через полчаса уже возвращался обратно, делал ей сцены, упрекал ее в изменчивости и отсутствии любви к нему.

Она сдержанно шутливо улыбалась, чувствуя свою силу и превосходство, и нарочно иногда мучила его загадочными улыбками и туманными словами. Ему хотелось быть с ней каждую минуту и только с ней, а ее привлекало общество, и она хотела быть веселой, оживленной, ей как будто было приятно, что на нее смотрят другие люди.

Профессор развернул сначала письмо молодого человека и увидел с первых же строк, что ему пишут не посторонние друг другу люди, а муж и жена, окончившие два года назад университет.

Он стал читать письмо.

Дорогой профессор!

Сегодня жена случайно узнала, что вы сейчас в Кисловодске и живете на той самой даче, на которой мы жили вместе с вами, и предложила мне написать вам.

Мне вдруг показалось, что только вам я могу написать о том мучительном и нелепом положении, в котором я нахожусь сейчас. Я сказал ей, что напишу вам отдельное письмо, потому что совершенно невозможно, чтобы она узнала о том, что я пишу вам.

Итак, старый друг, тайна и тайна!..

Вы помните, как я был счастлив два года назад, как я был поглощен своим счастьем и боялся упустить его хотя бы на одну минуту, лишиться его хотя бы в какой-то ничтожной части. Я хотел бы каждую минуту всюду быть с ней вместе, а она могла одна уходить хоть я целый день без меня. Значит, - думал, - значит, у нее нет такой сильной любви, как у меня к ней. Но через два месяца после брака я почувствовал, что она полюбила меня глубокой, самоотверженной любовью. Она хотела быть со мной каждую минуту вместе, она совсем потеряла интерес к обществу. Ей уже никто из мужчин, кроме меня, не был интересен и не нужен. Я уже мог быть уверенным каждую минуту в том, что она помнит и думает только обо мне. И вот как только я это почувствовал, так все женщины с этого момента стали мне казаться более интересными, возбуждающими, чем моя жена.

И уже через год я поймал себя на беспричинной раздражительности. Но я даже не знал, что я должен был бы делать, и только сваливал вину за это на нее, как будто она была всему причиной. Я не мог откровенно сказать ей о своем настроении, и потому у меня постоянно прорывалась раздражительность из-за всяких пустяков, например из-за того, что, идя со мной под руку зимой в своих ботиках, она то и дело поскальзывается, да еще говорит, что я плохо держу ее.

Или она забудет имя какого-нибудь моего знакомого и весь вечер называет его вместо Алексея Ивановича Иваном Алексеевичем. Тогда она начинает мне казаться по-женски беспамятной и почти глупой.

Но в то же время я сознаю, что это верный друг мой, что это, может быть, единственный в мире человек, относительно которого я могу быть уверен, что он ни при каких условиях не предаст меня. Всякую минуту она каждую тяготу жизни готова взять вместо меня на свои плечи. Взять даже такие мелочи: если я куда-нибудь еду, она всегда собирает меня, за обедом не я, а она все подает и приносит. А я из-за нелюбви к движению пользуюсь этим; когда я заболеваю, она готова среди ночи бежать в аптеку, за доктором, – куда угодно. Тогда как если мне приходится для нее идти, у меня появляется скрытая досада против нее, как против вечной обузы.

Она как-то никогда не устает от своей вечной, безграничной любви ко мне.

А у меня. У меня уже другая любовь. И вы знаете, мой добрый старик, я еще молодой человек, когда люди беззаботны и эгоистичны, но мне бывает иногда нехорошо на душе, когда я поздно ночью «с дежурства», как я ей говорю, возвращаюсь от той и вижу в нашем окне огонь. Это она, сама усталая от работы, ждет меня, чтобы накормить ужином. В особенности становится нехорошо, когда за десять шагов от дома приходится делать усталый, измученный работой вид, чтобы не показалось странным, что ты с дежурства пришел в приподнятом состоянии, с блестящими глазами...

Я сказал вам, что у меня другая любовь. Это неправда. Никакой любви нет. Это просто только другая женщина, не имеющая никакого отношения к моей духовной жизни, не проявляющая к ней никакого интереса, как моя жена.

Эта женщина, души которой я не знаю, в которой ни одной минуты не могу быть уверен. Она не способна к преданной любви и к самопожертвованию. Она чувственна, ленива, она не сделает сама для себя ни одного движения, все делаю я, а она еще иногда при каком-нибудь неловком моем шаге, в особенности при других, может так презрительно щуриться, что я теряю всякую почву под ногами.

И когда я ухожу от нее, я потом сотни раз повторяю в своем воображении каждый ее взгляд, проверяю каждую интонацию и спрашиваю себя, обманывает она меня или нет.

Я вижу все это, но достаточно одного ее ласкового слова, как я готов не верить самому себе и верить только ей...

Что же при таких условиях я могу дать моему действительно верному другу  - жене? И как тяжело лгать и предавать человека, у которого с тобой общие духовные ценности!

Она верит тому, что я устал,  она же еще нежно гладит мою голову и жалеет меня, несмотря на то, что сама только что пришла после целого дня тяжелой работы. Она как-то мгновенно забывает о своей усталости и готова еще исполнять мои личные дела, только бы я мог прилечь в это время и отдохнуть.

Но самое верное средство усыпить ее подозрительность, а кстати, найти предлог своему против нее вечному раздражению - это иногда делать вид, что ревную ее. Тогда она надолго становится горда и счастлива.

Я делаю, что могу. Сознательно не порчу ей жизнь. Я всегда стараюсь быть с ней ласковым и предупредительным, просто во имя справедливости. Это чувство справедливости доходит у меня до того, что когда я возвращаюсь от той, обыкновенно в субботу или в предпраздничный день, я всегда приношу моему другу самую большую, пышную розу.

Что же я больше могу сделать?

Профессор оставил письмо мужа и взял письмо жены.

Чудесный, дорогой старик, наш милый кудесник и наставник!

Сегодня я узнала, что вы опять в нашем милом уголке, где на глазах у вас началось наше счастье. Муж захотел написать вам отдельно. Это, пожалуй, и лучше, так как то, что я хочу вам сказать, не должно быть известно ему.

Прежде всего, скажу вам, что я обладаю всей полнотой счастья, доступного женщине. Вот уже два года, как мы живем вместе и оба безмерно счастливы! Причем у меня есть смелость считать себя причиной своего счастья. Я все время работала, училась, развивала себя, чтобы быть полноценной личностью. Мне кажется, что прежний брак был большей частью непрочен, потому что женщина не была духовно равна своему мужу, как не была равна ему и в работе.

Я же совершенно равна своему мужу в работе. Он не может не уважать меня как личность. Это давняя мечта женщины - стать равной мужчине в труде и тем, наконец, достигнуть полной гармонии и счастья. Мужчина труд ставит выше всего, и женщина, жена, живущая без дела в низинах умственной жизни или вовсе не способная к ней, скоро надоедает ему, как низшее существо.

Биология создавала трагедию потому, что мужчина, всегда стремящийся от низшего к высшему, уходил от умственно ограниченной жены или лгал, обманывал ее.

Я же для своего мужа не жена, а, прежде всего, равная ему по развитию и труду личность. Поэтому у нас есть главное - уважение друг к другу. А там, где есть уважение, не может быть лжи. Этого чудовищного спутника брака.

Наша жизнь основана на полном доверии. Я все знаю о нем, он все знает обо мне. Люди часто говорят об отсутствии свободы в браке, но какая же нам нужна свобода, когда для нас высшее счастье быть вместе. Для меня же счастье еще в том, что я в мире не одна, что есть близкая душа, к которой ты в тяжелую минуту всегда можешь прийти как к своему верному прибежищу.

При наличии таких отношений для меня не существуют другие мужчины, как бы интересны они ни были. Для меня только он одни. И мои лучшие минуты те, когда я жду его возвращения с работы, если прихожу раньше его.

Правда, и у нас бывают маленькие вспышки и ссоры, - это бывает большей частью результатом его наивной ребяческой ревности. Но такие ссоры каждой женщине могут быть только приятны, так как лишний раз показывают ей прочность ее счастья.

Что же еще сказать?

Наши отношения все еще не утратили праздничного оттенка первых дней. Да чего же больше: не проходит почти ни одной субботы, ни одного предпраздничного дня без того, чтобы муж, возвращаясь с позднего дежурства, усталый и измученный, не приносил мне самой большой, пышной розы...

1930

Вопросы для анализа:

-   Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Вы можете их объяснить?

-   Кого вы жалеете? Почему?

-   Счастливы ли герои в браке? Он? Она?

-   Почему Она не догадывается в предательстве своего мужа?

-   Если Он несчастлив в браке, то, что держит Его в семье?

-   А с той, другой женщиной Он счастлив? Тогда почему Он с ней?

-   Так значит это его ошибка?

-   Только он совершает ошибки?

-   Может ли семья строится только на уважении? Что еще необходимо?

-   Чье положение вам кажется трагичнее? Почему?

-   Профессор заметил с первых строк, что ему пишут муж и жена? Как он это понял? Можете ли вы увидеть что-то общее в их письмах? (Лексике, синтаксисе, композиции письма, манере писать и т.д.) Это их объединяет?

-   Так в чем же вы видите причину этой трагической ситуации, которая сложилась в семье? Можно ли было ее предугадать?

-   Дело только в психологии, или в нравственности тоже?

-   Как может развиться эта ситуация?

-   Почему Он дарит именно розы, а не ромашки или васильки?

-  Как вы поняли смысл названия?

  Эта ситуация, описанная автором, типична?

Да, скорее всего, типична. Хотя очень хотелось бы сказать наоборот. Но именно так представил ее писатель. Каждый из нас, конечно, видит отношения между мужчиной и женщиной по-разному. Свой взгляд вы попробовали выразить через рисунок. Слово художникам.

XІ.     Защита рисунков.

ХП.    Итоги урока.

Слово учителя.

Платон называл половинки людей «получеловеками». Человеком они становились только тогда, когда находили друг друга. Может быть, именно в этом и заключается притягательность той тайны, которую вы будете разгадывать всю жизнь. Только помните, что «Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

«Все в наших руках» интегрированный урок психологии, ОБЖ.

Интегрированный урок «Все в наших руках» ОБЖ по теме «Как защитить себя в социально опасных ситуациях» и психологии по теме «Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие». Урок разработан с при...

«Дом, в котором мы живем» интегрированный урок психологии, ОБЖ, 5 класс.

Интегрированная форма урока предоставляет большие возможности для работы над изучаемым материалом в условиях практического применения знаний учащимися. Отличительной особенностью интегрированных уроко...

"Восславим женщину – мать!" (интегрированный урок КРК и литературы)

Материалы урока можно использовать и в качестве классного часа и для внеклассноно мероприятия , начиная с 5класса до 8 класс, потому что разговор идет о самом главном человеке -о матери.Какими бы взро...

презентация к интегрированному уроку психологии с обществознанием

В 6 классе в рамках предмета обществознания есть тема, тесно связаная с психологией. Тема конфликтов раскрывается на материале по способам поведения в конфликтах....

рабочий лист к интегрированному уроку психологии с обществознанием для 6 класса " Способы поведения в конфликте"

Рабочий лист для учащегося 6 класса к активному и продуктивному  изучению темы по обществознанию и психологии "Способы поведения в конфликте"...