Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"
план-конспект урока (психология, 8 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Николаевна

 

Цели урока

Образовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.

Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развитие навыков эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semiy.docx99.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 44

г. Иркутск

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

обществознание + психология

8 класс

Тема «Психологический климат в семье»

Учитель обществознания:  Медведева С.В.

Педагог-психолог: Тимофеева Т. Н

Тема «Психологический климат в семье»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, фломастеры, цветные карандаши.

Цели урока

Образовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.

Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развитие навыков эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова Л.Н. Толстого.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

 Л.Н. Толстой

Тему урока вы должны будете составить из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение.  Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья. 

2 ученика составляют определение на доске.

Формулировка темы с учащимися. Психологический климат в семье.

3.Изучение нового материала.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Вернемся к основному понятию – семья.

Запишите это определение, оно написано на доске. 

Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово семья?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову семья. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос  - «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения. Кроме того этот этап работы может дать возможность диагностического среза.

        Семья - это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Сейчас мы с вами в игре определим роли членов семьи.

Игра «Волшебный прямоугольник». (Приложение 1) На экране и у вас на партах волшебный прямоугольник, в котором написано 20 родственников. Читать можно по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Также у вас на листах дана формулировка технологии родства. Вам необходимо найти родственника и охарактеризовать степень его родства в соответствии с технологией, которая у вас приведена ниже.

(Ответ: Дед, бабка, дочь, деверь, шурин, золовка, невестка, свекор, сын племянник, тесть, мать, брат, дядя, отец, свекровь, теща, отчим, мачеха, тетя, прадед, зять, пасынок, свояк, племянница.)

Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель?

Выслушиваются ответы детей.

А теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.

В тетрадь записывается перечень функций.

  1. Продолжение рода
  2. Хозяйственная
  3. Воспитательная
  4. Передача знаний
  5. Создание атмосферы психологического комфорта

Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?

(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).

Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи. (Приложение 2)

А теперь я хочу предложить вам поработать в группах. Групповая работа:

1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,

Совместное проживание  трех поколений, передача опыта, наследства.

Уважение к старшим

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку

Брак оформлялся церковью

2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я

3 группа. Определите  и впишите в верхнюю строчку определение стиля заимоотношений в семье.

  1. Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу
  1. Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие
  1. Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество

Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи.

2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа

Климат семьи определяется стилем общения. (Ответы 3 группы)

Запись в тетрадь определений.

Выделяют три стиля общения:1 - авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут  испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях?2 - попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо? 3- демократический. Это хорошо или плохо?

Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.

4.Подведение итогов урока.

           Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра ,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.

«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.

Домашнее задание.  Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи и выполнить тест. Результаты теста обсудить на семейном совете. (Приложение 4)

Самооценка работы учащихся.  (Приложение 3) Поставьте + в той графе, которая соответствует вашей

работоспособности на уроке и подсчитайте сумму плюсов.

В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

З

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

З

Я

Т

Ь

Ш

Ь

М

Ы

В

О

Д

С

А

Я

З

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

З

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я

О

Г

О

Т

Е

Ц

Х

Я

С

В

Е

К

Р

О

В

Ь

Д

Ч

Е

Ж

А

Б

Н

Е

В

Е

С

Т

К

А

И

И

К

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

В

З

М

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

У

Р

И

Н

Б

А

Б

К

А

К

Р

Е

Ш

Приложение 1

КАРТА ТЕХНОЛОГИИ РОДСТВА

•         Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

•        Брат - каждый из сыновей одних родителей.

•        Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

•        Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

•        Деверь - брат мужа.

  • Дед - отец матери или отца
  • Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
  • Дядя - брат отца или матери.
  •  Золовка - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
  • Зять - муж дочери, сестры, золовки.
  • Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
  • Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
  • Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
  • Невестка - жена сына.
  • Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
  • Отчим - другой муж матери, неродной отец.

•        Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

•        Пасынок - сын неродной одному из супругов.

•        Племянник - сын брата или сестры.    Племянница - дочь брата или сестры.

Приложение № 2.  Задания по группам

1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,

Совместное проживание  трех поколений, передача опыта, наследства.

Уважение к старшим

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку

Брак оформлялся церковью

2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я

3 группа. Определите  и впишите в верхнюю строчку определение стиля взаимоотношений в семье. Чтобы определить стиль откройте учебник на с.90.

1.Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу

2.Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие

3.Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество

Приложение 3

Рефлексия (самооценка работы)

В ходе урока я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Давал определения, находил ответы

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Условные обозначения

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Приложение 4

Домашнее задание (вместе с родителями)

Тест. Психологический климат в семье.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет". 
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
7. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.
8. В семье есть очень неуравновешенный человек.
9. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".
11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
12. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
13. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
15. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
16. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
17. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
18. Меня часто обижают дома.
19. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
20. Отношения в семье весьма натянутые.

Обработка данных. 
Определяется число правильных ответов по "ключу":
"да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 19;
"нет" - 3, 5, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 20.
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 20 баллов.
0 - 4 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели членов семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
5 - 9 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают члены семьи, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
10 - 15 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
16 - 20 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Вместе с родителями составьте генеалогическое дерево вашей семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат семьи. Урок в 11 классе

Методическая разработка урока этики и психологии семейной жизни в 11 классе...

Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"

Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....

Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

презентация к интегрированному уроку психологии с обществознанием

В 6 классе в рамках предмета обществознания есть тема, тесно связаная с психологией. Тема конфликтов раскрывается на материале по способам поведения в конфликтах....

рабочий лист к интегрированному уроку психологии с обществознанием для 6 класса " Способы поведения в конфликте"

Рабочий лист для учащегося 6 класса к активному и продуктивному  изучению темы по обществознанию и психологии "Способы поведения в конфликте"...