Главные вкладки

    Психологический климат семьи. Урок в 11 классе
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Терехова Татьяна Ивановна

    Методическая разработка урока этики и психологии семейной жизни в 11 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskiy_klimat_semi.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Психологический климат семьи. Виды совместимости

    ЦЕЛИ:

    1. Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье.
    2. Пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье.
    3. Воспитание стремления к созданию благополучного психологического климата в своей будущей семье.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

                            Психологический климат

                            Психологическая совместимость и несовместимость

    ХОД УРОКА

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

     

    Работа по карточкам.

    1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ

    - Каждый человек  является членом  малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Как говорил один герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому желание и умение понимать другого человека  составляет основу психологического климата любой – самой малой (он и она) и самой большой – группы, любого коллектива.

    Психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе и коллективе эмоциональный  настрой.

    Психологический климат определяется  настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

    Благоприятный психологический климат

    Неблагоприятный психологический климат

    Взаимное понимание

    Уважительное отношение друг к другу

    Дух товарищества

    Взаимопонимание

    Сплоченность

    Чувство защищенности

    Чувство эмоционального благополучия каждого

    Внутренняя дисциплина

    Принципиальность

    Ответственность

    ?

    Здоровая психологическая атмосфера  не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается всеми членами коллектива и зависит от их усилий, от их культурного развития в личностной сформированности.

    1. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

    Ситуация 1.

    Дима Д., ученик 11 б класса:

    « Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга – один сильнее в одном, другой – в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем круче класс».

    Боря К., ученик 11 г класса:

    «Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда – деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. Ч не хочу, чтобы мне мешали».

    - Определите характер психологического климата в каждом из этих классов.

    - Чувствуется ли его влияние на этих ребят?

    - От чего же зависит психологическая атмосфера класса?

    Прежде всего психологическая атмосфера  определяется отношением человека к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом.

    Настроение одного человека  очень часто передается другим людям, с которыми он общается, работает, учится, живет.

    На общую атмосферу в группе большое влияние оказывает степень уверенности в себе.

    Уважать достоинство другого человека  так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека. (Мне не нравится, когда  меня критикуют при посторонних, а что делаю я? Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, Я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?).

    Счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье – это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И СОВМЕСТИМОСТЬ

    Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Несходство характеров – достаточно распространенная мотивировка разводов.

    Совместимость – это созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни.

    1. ВИДЫ  СОВМЕСТИМОСТИ

    Психологическая совместимость – сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней).

    1. Идейно-нравственная общность людей.

    Совпадение взглядов супругов на  содержание основных ценностей, их нравственных установок, оценке этих ценностей (например, работа, семья, мода и т.д.).

    Пьянство, деградация личности.

    1. Социально-психологическая совместимость.

    Образование, возраст, круг знакомых, общекультурный уровень супругов, их воспитанность.

    Согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта.

    1. Психологическая и психофизическая совместимость.

    Особенности личности, характер и темперамент супругов.

    Отношение к родителям.

    Чувство ответственности за свою семью.

    Постоянство чувств, эмоциональность.

    Наиболее сильно несовместимость будет проявляться  при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т.п.

    1. ВЫВОД

    Положительный климат в семье, как и в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    1. Если у обоих супругов нет отрицательных черт, всегда ли может быть достигнута совместимость?
    2. У мужа и жены разная степень общительности – одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких – нет?

    1. ИТОГ УРОКА

    Важно научиться понимать друг друга, стремиться преодолевать трудности совместной жизни, соразмерять свои желания с  устремлениями другого человека.

    Совместимость не дается извне, она вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

    Семейное счастье – не подарок судьбы, не результат слепого везения, это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви.

    1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

    Описать идеально совместимые пары:

    1. дружеские: юноша – девушка, девушка – девушка, юноша – юноша;
    2. молодые супруги;
    3. пожилые супруги.

            Литература:

            И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, Г.П Разумихина и др. "Этика и психология семейной жизни". М. Просвещение, 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

    Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

    Психологический климат семьи

    Урок-презентация подготовки старшеклассников к семейной жизни...

    создание психологического климата на уроке

    материад по созданию психологического климата учителем на уроках...

    Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

    Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

    Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

    Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

    Психологический климат семьи как основа нравственного становления личности

    Психологический климат - это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих объединению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее члено...


     

    Комментарии

    Терехова Татьяна Ивановна

    У большинства воспитанников школы-интерната нет опыта семейных отношений. Данная тема очень важна. Дать представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье,пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье - цели данного урока.