Литературная игра "Мы - детективы!"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Чистова Татьяна Викторовна
Литературная игра "Мы – детективы" (Игра проводится по типу телевизионной литературной передачи ”Образ”.) Цели: проверить объём и глубину знаний учащихся по литературе; развивать способности к решению оригинальных творческих задач; развивать лингвистическое чутьё и интуицию; развивать связную речь учащихся; развивать художественные способности ребят; развивать сценические способности школьников (построение мизансцен, проникновение в суть характера литературных героев); формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экспериментальной ситуации. Условия игры За 2-3 недели перед игрой ребята образуют две команды, выбирают капитанов. Каждая команда выполняет следующие задания: - обдумывают представления команд; - составляют 5 вопросов по книге А. Линдгрен ”Приключение Калле Блюмквиста”; - перечитывают произведения А. С. Пушкина ”Моцарт и Сальери”; - готовят инсценировку одной из истории инспектора Вернера и обдумывают свой вариант решения загадки детектива. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Реквизит игры - листы с кроссвордами для каждой команды; - улики, колбы, трубы, клетчатая кепка; - два листа ватмана; - фломастеры; - две таблицы Шульте /для конкурса капитанов/. Ход игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon detektivy.zip24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра "Мы – детективы"

(Игра проводится по типу телевизионной литературной передачи ”Образ”.)

Цели: проверить объём и глубину знаний учащихся по литературе; развивать способности к решению оригинальных творческих задач;  развивать лингвистическое чутьё и интуицию; развивать связную речь учащихся; развивать художественные способности ребят; развивать сценические способности школьников (построение мизансцен, проникновение в суть характера литературных героев); формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экспериментальной ситуации.

Условия игры

За 2-3 недели перед игрой ребята образуют две команды, выбирают капитанов. Каждая команда выполняет следующие задания:

- обдумывают представления команд;

- составляют 5 вопросов по книге А. Линдгрен ”Приключение Калле Блюмквиста”;

- перечитывают произведения А. С. Пушкина ”Моцарт и Сальери”;

- готовят инсценировку одной из истории инспектора  Вернера и обдумывают свой вариант решения загадки детектива.

Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Реквизит игры

- листы с кроссвордами для каждой команды;

- улики, колбы, трубы, клетчатая кепка;

- два листа ватмана;

- фломастеры;

 - две таблицы Шульте /для конкурса капитанов/.

Ход игры

1.Представления команд.

Сегодня мы проводим литературную игру ”В мире детективов”. Каждый из вас сегодня не просто член своей команды, а детектив, которому предстоит искать преступника, разбираться в уликах, расследовать преступления. И, конечно, у каждой команды есть свой идеал сыщика. Сейчас вы представите его в иносказательной форме, а команда противников должна будет отгадать его имя /это было домашнее задание/.

2. Разгадывание кроссворда.

Для того чтобы двигаться дальше, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою профессиональную лексику. За 3 минуты разгадать как можно больше слов. За каждое слово – 1 балл.

По горизонтали:

2.То, с чего начинается детектив /преступление/.

3. Ручной портрет преступника /отпечаток/.

4. Самый “элементарный” сыщик в мире /Холмс/.

5. Браслеты, не украшающие храм /наручники/.

8. Участковый с Дикого Запада /шериф/.

9. Нечто бессмертное /мафия/.

14. Известный борец с морскими головоногими /комиссар Катани/.

По вертикали:

1. Полицейский по-египетски /фараон/.

6. То, что соблюдать не обязательно /закон/.

7. То, что по силам только знатокам /следствие/.

10. Метод расследования, который применял сыщик под №4 /дедукция/.

11. Если это имеешь, спишь спокойно /алиби/.

12. Тет-а-тет по-полицейски /допрос/.

13. Прибор, с помощью которого тайна становится явным- по Холмсу /лупа/.

3.Исповедь преступника.

Очень часто детективам приходится выслушивать различные исповеди. Сейчас вы услышите записанные на магнитофонную ленту рассказы и должны будете определить, кто из литературных героев о себе рассказывает. На обдумывание 30 секунд. Имена нужно записывать на листок и передать жюри.

- Я по национальности швед, родился в простой рабочей семье. Когда началась вся история, мне было 14 лет. Возраст немалый. Однако никто не говорил обо мне:”Смотрите, какой славный парень!” Дёрнуть за хвост кошку, посадить осу корове в ухо, разорить гнездо, обидеть, кто послабее, - всё это было для меня первейшим удовольствием. /Сельма Лагерлёф”Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”, Нильс/.

- 1 сентября 1959 года я взошёл на корабль. Это был тот самый день, в который восемь лет назад я востал против родительской власти и так неразумно распорядился своей судьбой. /Даниель Дефо “Приключение Робинзона Крузо”, Робинзон Крузо/.

- Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбросал, мёртвого... не воскресил, и только вы.../Ильф и Петров, Остап Бендер /.

- Не учился в средней школе,

Уходил я от погони.

Так всю жизнь свою хитрил,

Пока в пасть не угодил /Колобок. Русская народная сказка /.

-. По деревни я хожу,

Что не так лежит, найду,

Принесу к себе домой /Гоголь.”Мёртвые. души”. Плюшкин/.

4.Сочинить исповедь. Два человека из команды уходят на 5 минут, для того, чтобы сочинить по две исповеди от любых, известных им литературных героев.

5.Чья это фраза? 

Часто преступника приходится узнавать по случайно брошенной фразе. Ваше задание: отгадать источник, откуда пришли в нашу речь следующие афоризмы.

А ларчик просто открывался. /И.Крылов “Ларчик”/

Аппетит приходит  во время еды. /Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”/

Блоху подковать. /Лесков “Левша”/

Богат и славен Кочубей. /А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”/

Гуляка праздный. /А.С.Пушкин “ Моцарт и Сальери”/

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой. /А.Пушкин “Руслан и Людмила”/

Око за око, зуб за зуб. /Библия/

( Два человека возвращаются в зал и читают свои исповеди.)

6.Фоторобот. 

Нередко преступника видят какие-нибудь люди, свидетели преступления. Тогда с их помощью составляется фоторобот. Задание: за одну минуту нарисуйте портрет автора этого вопроса и постарайся вспомнить его имя.

 Однако мне тоже хочется, господа, загадать всем вам одну загадку. Стоит четырёхэтажный дом, в каждом этажа по восьми окон, на крыше —  два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, в каком умерла у швейцара бабушка? /Бравый солдат Швейк/.

7.Конкурс болельщиков.

Отгадать размер оставленного преступником следа /след оставлен на листе бумаги/.

8.Псевдонимы. 

Преступники, скрываясь от своих преследователей, меняют свои имена. Задание: написать настоящие фамилии писателей и их псевдонимы.

1) “Он появился на тротуаре с ведром извёстки и длинной кистью в руках. Оглядел забор, и всякая  радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску...” /Самуэль Клеменс —  Марк Твен/

2) У лукомонрья дуб зелёныйзлатая цепь на дубе том.../А.С.Пушкин —  Феофилакт Косичкин/

3)Автор рассказа “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Жалобная книга”, “Лошадиная фамилия”. /А.П.Чехов —  Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек  без селезёнки/

4) Главный герой известного всем произведения, авторов которого надо вспомнить, в минуту отчаянья восклицал: “Не надо оваций! Графа  Монте Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы”. /Илья Файнзильбер  —  Ильф, Евгений Катаев —  Петров/

9.Кают-кампания. 

Детективу необходимо быть очень внимательным человеком. Нельзя, чтобы он пропустил даже самую мелкую деталь. Следующий конкурс - кают-компания. Два человека, по одному из каждой команды, садятся друг напротив друга и задают по 5 вопросов, составленных ими  по книге А. Линдгрен “Приключение Кале Блюмквиста”. При ответе один раз можно пользоваться помощью команды.

10.Портрет преступника. 

Скрываясь, преступники изменяют не только свои имена и фамилии, но и свою внешность, делая её иногда невероятно странной. Задание: по полученному описанию нарисуйте портрет преступника и объясните, почему он изменил свою внешность именно так.

- Рубашка у мальчика без пуговиц и с солдатским галифе.

- На груди у него красная рубашка и ноги в лаптях.

- На голове у него шляпа и расстёгнутый пиджак.

/Листок с предложением вытягивает капитан команды/

11.Конкурс болельщиков.

По пародиям, написанным авторами “Парнаса дыбом”, отгадать имя пародируемого автора.

12.Загадочные ситуации. 

Детективы, разыскивая преступников, попадают в различные ситуации, из которых им необходимо выйти с достоинством, разгадав тайные замыслы злодеев. Задание: по ситуации отгадайте произведения и его автора.

1) Лень. Диван Никчёмность. /И. А. Гончаров “Обломов”/

2) Малыш. Стая. Огонь. Возвращение. /Р. Киплинг “Маугли”/

3) Священнослужитель. Сельхозрабочий. Жадность. Нечистая сила. Полёт. /Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе...”/

4) Тайна. Болото. Покушение. Собачья смерть. /К. Дойль “Собака Баскенрвиллей”/

5) Мальчик. Необычный дом. Проделки. Сладости. /А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”

6) Монастырь. Гроза. Богатство. Смерть. /М. Ю. Лермонтов “Мцыри”/

12.Улики. 

Перед вами улики: попытайтесь восстановить картину преступления /Улики покрыты салфеткой, команды сами выбирают и открывают салфетки/.

- билет до Ялты, накладные усы;

- женская туфелька, пояс от пальто;

- доллар, закапанный кровью, отпечаток помады на фужере;

- три окурка в пепельнице, один со следами губной помады, разбитое зеркало;

- бутылочка из-под  снотворного, обгоревшее письмо;

- баллончик с газом, клочок волос;

- магнитофонная кассета, галстук.

Команда выбирает по “3” улики и по одной — команды болельщиков.

13.Конкурс на лучшего Шерлока Холмса.

Перед вами вещи: скрипка, колбы, трубка, кепка. Кому бы они могли принадлежать? /Шерлоку Холмсу/

Задание: восстановить письмо, присланное Шерлоку Холмсу.

“Сегодня вечером, без четверти /восемь/ к вам придёт /джентельмен/, который хочет получить у вас /консультацию/ по очень важному делу. Услуги, оказанные вами недавно одному из /королевских/ семейств Европы, показали, что вам /можно доверять/ дела /чрезвычайной/ важности. Такой отзыв о вас мы со всех /сторон/ получали. /Будьте/ дома в этот /час/ и не подумайте ничего /плохого/, если ваш посетитель будет в /маске/.

/ “Скандал в Богемии”/

 14.Конкурс болельщиков.  Изобразить пантомимой.

- скульптуру, прославляющую труд следователя;

- скульптуру, прославляющую труд криминалиста;

- скульптуру, прославляющую труд постового;

- скульптуру группы захвата.

15.Расследование преступления.

Наконец-то мы подошли к самому интересному: расследованию самого преступления.

а) Почему Сальери бросил яд в стакан Моцарта после слов “Гений и злодейства — две вещи не совместимые”?

б) Домашнее задание: инсценировка историй инспектора Вернера. Команда  противников должны дать ответ на вопрос, заданный в конце каждой истории.

1) Запах газа, пробивавшийся из квартиры господина Альмуса, привлёк внимание соседа, который не спал эту ночь, занятый срочной работой. Вызвавшиеся по телефону инспектор Вернер и сержант Фитт прибыли очень быстро. Альмус был жив, его отправили на “Скорой помощи”.

— Убийца допустил промажку, — констатировал инспектор, указывая на перчатку, лежащую в передней на стуле и не принадлежащую хозяину /об этом сказал он сам, прежде чем его отнесли в машину/.

— Этот тип пробрался сюда, чтобы открыть газ, а потом впопыхах забыл перчатку. Возможно, он вернётся, чтобы замести следы, не подозревая, что попытка убийства не удалась, — размышлял Фитт.

Детективы выключили в квартире свет и приготовились к появлению “гостя”. Действительно, дверь через полчаса скрипнула, и кто-то тихо вошёл в передюую, освещая себе дорогу спичкой.

— Руке верх! — произнёс инспектор. Сержант включил свет и обратился к вошедшему:

— Вы пришли за своей перчаткой, не так ли?

Незнакомец не стал отрицать, но решительно отверг обвинение. Инспектор Вернер задумался, отвёл сержанта и сказал:

— Этот ночной визит действительно крайне подозрителен, но я не думаю, что этот человек покушался на жизнь Альмуса.

Почему инспектор пришёл к таким выводам?

2) “Серый шевроле”.

Получив сообщение о том, что серый “шевроле” с номером на “6”, сбил женщину и скрылся. Инспектор Вернер и сержант Фитт выехали к вилле господина Нилендера, машина которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и получаса, как они были на месте.

Серый “шевроле” стоял перед домом. Завидев полицейских, хозяин спустился к ним прямо в пижаме.

— Я никуда не выезжал сегодня, — заявил он, выслушав инспектора.

— Да и не мог бы: вчера я потерял ключ от зажигания, а новый будет готов только в пятницу.

Фитт, успев тем временем осмотрев автомобиль, прошептал инспектору:

— Видимо, он говорит правду. На машине нет никаких следов столкновения.

Инспектор облокотился на капот автомобиля и сказал:

— Это ничего не значит, удар был несильным, ведь потерпевшая жива. А ваше алиби, господин Нилендер, кажется мне чрезвычайно подозрительным. Где вы спрятали ключ от зажигания и почему пытаетесь скрыть от меня, что только что приехали сюда на этой машине?

Что дало инспектору повод заподозрить Нилендера во лжи?

15. Конкурс капитанов. Из таблицы Шульте за 1 минуту выбрать как можно больше слов.

16. Ответ с подсказкой!

Задание: необходимо назвать имя известного детектива с нескольких подсказок ведущего. 1 подсказка – 5 баллов

2 подсказка – 4 балла

3 подсказка – 3 балла

4 подсказка – 2 балла

1 подсказка – 1 балл

17. Подведение итогов игры, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку английского языка по теме: "Клуб молодого детектива"

Презентация к обобщающему уроку английского языка в 6 классе(УМК "ENGLISH", 6 кл). Урок-дискуссия, урок- расследование, в ходе которого рассматриваются и исследуются спорные вопросы. Учитель ставит пе...

Школа детективов.

Урок- игра  расширяет представление учащихся о кодировании и декодировании информации....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс

Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Экзамен от детектива Коломбо»

Деловая игра проводится с целью профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних....

Урок литературы в 8 классе на тему: "Хлестаков и хлестаковщина"( Заседание "Клуба литературных детективов")

По комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Урок проходит в форме заседания "Клуба литературных детективов". Также на уроке инсценируются отрывки из комедии....