Материалы для проверки техники чтения
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс) на тему

Александрова Марина Александровна

Материал содержит тексты (с вопросами), рекомендации и бланк проверки техники чтения. Тексты подобраны для 5-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника чтения в 5-9 классах

Техника чтения является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие личности, а также успехи ребенка в школе.  На второй ступени обучения работа по формированию у детей техники чтения продолжается: но в 5-9 классах акцент делается не на правильности чтения, а на беглости чтения и выразительности.

В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: важна не скорость, а осмысленность чтения.

Требования к чтению в 5-9 классах

Выразительное чтение, с правильной постановкой логического ударения на самых важных словах. При чтении слова не искажаются, а мысли и чувства автора передаются правильно.

Нормы техники чтения в 5-9 классах

В каждом следующем классе к результату 4 класса добавляется 10 — 15 слов, в зависимости от уровня подготовки класса.

5 класс

100 – 110 слов

110 – 120 слов

6 класс

110 – 120 слов

120 – 130 слов

7 класс

120 – 130 слов

130 – 140 слов

8 класс

140 – 150 слов

150 – 160 слов

9 класс

Особенности проверки техники чтения в 5-9 классах

Проверка проводится в привычной для детей обстановке (лучше в классе, где они учатся). Читающий ребенок находится рядом со своим учителем, который и проводит проверку.

Тексты, используемые для проверки техники чтения, должны отвечать определенным требованиям:

  • иметь прозрачную сюжетную основу;
  • состоять из предложений, имеющих несложную конструкцию;
  • тексты не должны содержать диалогов, стихотворных строк, пространственных описаний;
  • состоять из знакомых детям слов;
  • быть по возможности более нейтральными в эмоциональном отношении.

При анализе техники чтения необходимо учитывать:

  • способ чтения;
  • темп чтения;
  • грамотность чтения;
  • осознанность;
  • выразительность.


Предварительный просмотр:

5 класс

Диагностика техники чтения (стартовая)

Песенка синички

Ночью пруд покрылся тоненьким, хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта, и ледок стал багровым. 34

На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет всё очарование. 70

– Я маленькая, мои коготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, – рассказывала Синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите на эту красоту! 101

А на берегу в это время стоял Вол. Он слышал песню Синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть. 140

– Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл прочь. Никакой красоты Вол рассмотреть не смог. 157

В.А. Сухомлинский


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дать характеристику Синичке или Волу (на выбор ученика).

2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:

«Ледок»

«Волшебное зеркало»

«Песня о красоте»

«Красота»

3) Ответить на вопросы:

- Где происходит действие?

- О чём поёт Синичка?

- Понял ли её песенку Вол?

- Почему Синичка называет ледок "волшебным зеркалом"?



Предварительный просмотр:

5 класс

Диагностика техники чтения (промежуточная)

Как ворона на крыше заблудилась

На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный. 43

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. 75

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! 83

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. 130  

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. 156  

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста!  196 слов

Е.И. Носов


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дать характеристику вороне.

2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:

«Обыкновенная ворона»

«Как ворона хлебный мякиш потеряла»

«Ворона на крыше»

«Хлеб для вороны»

«Хлеб исчез!»

3) Ответить на вопросы:

- Как жилось вороне зимой?

- Кого боялась ворона?

- Какие неприятности случились с вороной?



Предварительный просмотр:

5 класс

Диагностика техники чтения (итоговая)

Лесной доктор

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. 41

Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. 105

– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? 125

– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. 138

Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 210

Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 219

– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. 230

Пареньки подивились. 232

М.М. Пришвин


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).

2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:

«Весной в лесу»

«Срубленное дерево»

«Лесной доктор»  (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).

«Экспонат для музея»

3) Что означают выражения «дупляные птицы» (птицы, живущие в дуплах), «сухостойный лес» (в лесу стоят засохшие деревья), «стеклянный завод» (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?



Предварительный просмотр:

6 класс

Диагностика техники чтения в начале учебного года

Яблочный год

Ох и яблочным выдался тот год — что ни яблоня, то усыпана плодами. Ни один сорт не отступал, «догонял» друг друга. Гнулись к земле ветви под тяжестью урожая. 27

Яблони, словно желая поскорее избавиться от тяжёлой ноши, бросали на землю паданку. Глянешь утром под яблони, а земля под ними вся усыпана яблоками — собирай поскорей. 52

Только вот беда — стали попадаться при сборе кем-то надкушенные яблоки, да не так чтоб сильно, а слегка — парочка малых царапок тут и там коричневели на «испробованных» яблоках. Вот те на! Такие яблоки долю не хранятся. А кто ж таков этот яблочный гурман? Определить было сложно — следов-то нет. А надкушенные «по-свежему» яблоки всё попадались и попадались. Пытался подкараулить таинственного любителя яблок, да всё тщетно. 115

Прошли август с сентябрём, наступил октябрь — начало крепких зазимков. Облетела листва с деревьев. А вот спелые яблоки ещё продолжали кое-где оставаться на ветвях. Изрядно тронутые морозными утренниками, светились они живым янтарём на фоне серых ветвей. 150

Однажды, выйдя ранним вечером в сад, заприметил я летучих мышей. Крутятся себе вокруг яблонь, даже залетают в самую крону. Сначала я вовсе не придал этому большого значения — может быть, мошкару ловят, вон как вечер теплом разгулялся. Но в какое-то мгновение замечаю, как одна мышь, повиснув вниз головой, пристроилась у одного яблочка, да так близко, словно обнюхивает его. Вот тут-то и вспомнились мне «покусанные» таинственным существом яблоки, которые так часто приходилось находить. Вот, оказывается, чьи это проделки! 226

Заприметил я яблоко, у которого пристроилась мышь, и как только та слетела, решил стрясти его с яблони и убедиться, прав ли я в своей догадке. Так и сделал. И каково же было моё удивление, когда на яблочном боку увидел знакомые мне по «летним» яблокам отметины от маленьких зубов. Вот так да! Хороша новость! 279 слов

(По О. Трушину.)


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Объясните значение выражения «яблочный год».

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

«Интересный случай»

«Вкусные яблоки»

«Ночные лакомки»

«Летучие мыши»

3) Ответьте на вопросы:

- С какой загадкой столкнулся рассказчик?

- Чем обычно питаются летучие мыши?

- Как удалось определить, кто лакомился яблоками?



Предварительный просмотр:

6 класс

Диагностика техники чтения (промежуточная)

Воробьиная хитрость

Январь в тот год был особенно лютый. Идёшь по дороге, а снег под ногами жжик-жжик — похрустывает. Мороз хватает за нос, щёки, руки прямо коченеют. 24

Бегу по аллейке и вдруг слышу воробьиное чириканье. Воробьёв не вижу, а голоса рядом. Подхожу к старой берёзе. Вершину берёзы облепила стая. Вглядываюсь вверх, слышу сонное чириканье. «Чего они оседлали эту берёзу? — думаю. — На берёзе не очень спасёшься от такой стужи». 65

Я давно знаю, что воробьи — выносливые птицы, но на ночь они всегда прячутся в сараях, под крыши, на чердаках. А тут совсем голая берёза. Постоял, постоял и ушёл, так ничего не поняв. А на следующее утро та же картина. И на третье утро я слышу воробьиное чириканье — воробьи упорно собираются на ночь на одной и той же берёзе. 123

 «Достаётся бедным пичугам, — думаю. — Но почему они именно эту берёзу выбрали? Сколько разных деревьев вокруг. Тут что-то не так». Я задираю голову вверх, слушаю сонные голоса и не могу найти объяснения странной привязанности воробьёв к старой берёзе. 160

Обошёл берёзу вокруг. Но она оказалась обычной, каких много растёт вокруг. Но когда подумал и осмотрелся, я понял, почему воробьиная стая ночует на этом дереве. 185

Между двумя цеховыми корпусами сооружён фонтан. Он работает круглый год. Сюда поступает из цехов горячая вода, а назад уходит охлаждённая. Вокруг фонтана посажены ивы, берёзы. Посмотришь на фонтан днём — огромный столб тумана стоит над ним. Деревья вокруг блестят от мельчайших льдинок, будто хрустальные. Красиво! А старая берёза — чуть в стороне, но и на неё от горячей воды тепло идёт. Вот воробьи и облюбовали её для своего ночлега. И тепло, и красиво. 256

Так всю зиму спасались здесь воробышки от морозов. Я же был доволен, что разгадал воробьиную хитрость. 272

 (По А. Иванову.)


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Объясните значение выражения «воробьиная хитрость».

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

«Старая берёза»

«Воробьи»

«Воробьиное зимовье»

«Фонтан»

3) Ответьте на вопросы:

- Чему удивился рассказчик, заметив воробьёв на старой берёзе?

- Где обычно зимой прячутся воробьи?

- Как выглядит фонтан зимой?

- Почему воробьи облюбовали старую берёзу?



Предварительный просмотр:

6 класс

Диагностика техники чтения (итоговая)

Удивительная картина

Перед отъездом в город мама устроила генеральную уборку. Вытащила с дачного чердака старый хлам, разложила его по всему двору и ушла готовить обед. Я уселся на пенёк отдохнуть. Всё лето буквально присесть было некогда: то походы, то рыбалка... Теперь ещё и генеральная уборка на нашу голову. По-моему, эти вещи могли бы и дальше лежать на чердаке, никому не мешая. А вот картину можно повесить и в доме. 67

На картине был изображён цветок — тигровая лилия, на цветке сидит бабочка, вокруг — густая трава. Картина выполнена старательно: видна каждая травинка. Зачем мама поставила такой натюрморт рядом с кучей мусора? Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием? 107

Я пристально разглядывал картину и вдруг заметил, как из рамы вылетает нарисованная бабочка. Ещё и цветок теперь раскачивался! Да и трава на полотне, если приглядеться, слегка волновалась ветром. «Как же я мог так ошибиться? — думал я, поднимая лёгкий багет. — Ведь и трава внутри такая же, как снаружи, и цветок этот я сто раз видел. Вот что может сделать простая рамка!» 167

Я посмотрел сквозь рамку на папу. Папа как папа, ничего интересного. Но стоило навести на него рамку — он сразу сделался представительным мужчиной. 181

Взглянул через рамку на кошку — красота! Волосок к волоску, ушки точёные, лапки изящные, словно игрушечные. Будто их вывел пером японский художник. 210

Так и пошло. На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина. Вот мама режет на кухне капусту — живопись Рембрандта! Сестра размешивает салат — Ван Гог! Облако плывёт над домом такое, что и не снилось Шишкину с Левитаном. 249

Скоро мне надоело одному наслаждаться эффектом. Позвал во двор сестру. И она тоже принялась всё подряд превращать в картины. Соседа за забором. Птицу-камышовку на ветке. Дерево-сосну. 275

— Смотри, — говорю я сестре, — вот ещё картина. «Заброшенный сад».

— Откуда ты знаешь, что это картина? — с явным недоверием сказала сестра. — Рамка-то у меня! 298

Вот тогда у меня в голове что-то раз — и щёлкнуло. Всё как-то сразу посветлело. Оказывается, можно и без рамы. Кругом и так, само по себе всё — картина. 325

До этой минуты всё у меня в жизни было как-то порознь, само по себе, без всякого порядка и смысла. А теперь сразу и порядок, и смысл, и новый интерес появился. Как будто рассыпанные камешки сложились в яркую мозаику. 363 слова

(По С. Иванову.)


Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дайте характеристику мальчику.

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

«Смешной случай»

«Новый интерес»

«Яркая мозаика»

«Картина»

3) Ответьте на вопросы:

- Как отдыхал мальчик летом?

- Зачем мама вытащила с дачного чердака старый хлам?

- Чем привлекла внимание мальчика картина?

- Каким эффектом наслаждался мальчик?

- Как изменился его взгляд на мир?



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРКА

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

  20__-20__  учебный год

 Класс________________Учитель_______________________________________

Диагностическая карта

п\п

Фамилия, имя

учащегося

Способ чтения:

слоговое,

целыми словами

 Правиль-

ность:

повтор, искажения, орфоэпические ошибки

Темп

чтения:

 слов в одну минуту

Осознанность

Выразитель-ность:

соблюдение знаков препинания, эмоциональность

Отметка

 

«5»

 

«4»

 

«3»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1. Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).
  2. Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
  3. Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
  4. Осознанность чтения определяется по баллам.  

5)  Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 5 - 9 кл.

Для удобства материал снабжён маркировкой на полях, указывающей количество слов в каждой строке. Подобраны тексты различной сложности и объёма с учётом особенностей учащихся коррекционной школы. (Можн...

Справка о результатах проверки техники чтения в 1-7 классах.

Справка о результатах проверки техники чтения может служить завучу, руководителю МО начальных классов, руководителю МО русского языка и литературы шаблоном для написания "своих" справок. Нормы чтения ...

Справка по проверке техники чтения.

Справка заместителя директора по УВР по проверке техники чтения обучающихся. Это аналитический документ, в котором отражена ситуация по качеству знаний и обученности учащихся 3-их классов на момент ок...

СПРАВКА ПО ПРОВЕРКЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 5-Х КЛАССАХ

Результаты по проверке технике чтения по иностранному языку...

5 класс. Материалы для проверки техники чтения

В 5 классе необходимо также, как и в начальной школе, вести контроль за техникой чтения. Однако проверка техники чтения перестает быть видом контроля, так как цели обучения теперь несколько меняются: ...

Методические рекомендации при организации проведения проверки техники чтения «Чтение как вид учебной деятельности с учащимися с ОВЗ»

Данный материал может помочь при организации проверки техники чтения с обучающимися с ЛУО (ИН). Материал подобран в рамках самообразования. Предлагаю использовать при проведении техники чтения....