Конспект урока по литературе "Читать - это..." Мастерская ценностных ориентаций.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Кирдяева Галина Александровна

план-конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мастерской.

Слово мастера:   Мы начинаем наш урок, желаю каждому из вас узнать что-то новое на уроке. Первое задание. У нас есть особая группа подготовленных - группа лингвисты. Кто это такие? Но их мы выслушаем чуть позже.

Задание № 1Ассоциации: Наверняка вы знакомы с такой игрой: ассоциации. Например, семья – мама, уют, вкусный обед, праздник  и т.д.

Перед вами три слова: чтение              произведение                    литература. (экран) Выберите любое слово и к каждому придумайте:

Подберите к каждому существительное, прилагательное, глагол. Подберите к каждому цвет, звук, вкус, запах, материал (каково это слов на ощупь). Используя употребляемые слова, ответьте на вопрос: Чтение –это….

Представление:  

Дети: 4-5

Мастер: Занятие, время, удовольствие, мир,  процесс, открытие, новый, сложный, захватывающий, текст, книга, слово, автор, культура, писатель, поэт, богатство. Золотистый, голубой,  мелодия, симфония, шелест насыщенный, фруктовый, запах пыли, бумаги, краски, гладкий.

Чтение – сложный процесс открытия мира через текст, написанный автором. Литература – культурное наследие народа. Произведение – авторский текст, искусство..

Лингвисты- эксперты.

Определение на экране.

Задание № 2Формулировка темы мастерской: ? С вопросом почему? Роль чтения в жизни человека. Особенности чтения литературы. Почему читать это интересно?

Оценка экспертов по листу! (распечатать).

Задание № 3 Работа в парах. Работа с пословицами, цитатами.

Прочитайте, выберите 1 наиболее вам близкую. Будьте готовы её объяснить высказываний.

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». 

Петрарка Ф.

«Величайшее достоинство классических произведений – это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления».

А. Франс

«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». 

Н.И. Пирогов

«Чтение – вот лучшее учение!»

А.С.Пушкин

«Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…» — Юрий Бондарев

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» — И.А.Гончаров

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает» — Д. Дидро

«Чтение — это окошко, через которое дети  видят  и познают мир и самих себя» — В.А.Сухомлинский

Представление: 3-4 человека

Работа экспертов: Пословицы и поговорки.

Задание № 4  Работа с текстом в группе.

Текст.

Друзья мои! С высоких книжных полок 
Приходите ко мне вы по ночам, 
И разговор наш – краток или долог, – 
Всегда бывает нужен мне и вам… 

Через века ко мне дошел ваш голос, 
Рассеявшийся некогда, как дым, 
И то, что в вас страдало и боролось, 
Вдруг стало чудодейственно моим.

                                   (Всеволод Рождественский)

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. О чем оно? Какой заголовок вы бы придумали?
  3. Какими чувствами пронизано это стихотворение?
  4. Почему разговор с книгами нужен не только автору, но и книгам?
  5. Объясните последнюю строку стихотворения.

Задание № 4.

Какие книги и произведения сыграли особую роль в этом году? Какие по-настоящему запомнились? Какие будете перечитывать? Почему сейчас люди стали меньше читать? Что посоветуете?

Выступление экспертов чтецов:

Подготовьте вопросы к чтецам.

Задание № 5.

Письменно на выбор:

1.Какая книга мне запомнилась и почему стала любимой?

2. Советы начинающему читателю. Как читать художественную литературу? Какие книги выбирать?

3. Сказка…. Однажды в библиотеке ( подслушанный разговор книг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»

творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоционально...

"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.

В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций "Личность"

Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...

Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций

Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...